Формирование функциональной граммотности на уроках литературного чтения
статья по чтению (2 класс)
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями, помогающими находить пути решения задач, относящихся к разным отраслям занятости человека, а также социальных вопросов, обычного ежедневного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературного
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями, помогающими находить пути решения задач, относящихся к разным отраслям занятости человека, а также социальных вопросов, обычного ежедневного общения.
Перед учителем встают задачи –
Научить :
Осознанно правильно выразительно читать
Извлекать из текста полезную информацию
Самостоятельно выбирать книги для чтения
Работать с разными источниками информации
Высказывать оценочные суждения о прочитанном
Развивать потребность в чтении
Развивать читательскую компетентность
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Для достижения цели целесообразно применять технологии
- Проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний.
- Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
- Технология проектной деятельности.
- Обучение на основе «учебных ситуаций».
- Уровневая дифференциация обучения.
- Информационные и коммуникационные технологии.
- Технология оценивания учебных достижений учащихся.
- Технология критического мышления
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе необходимо осуществлять поэтапно, соответственно уровням познания .
Примеры заданий (Таксономия Блума –классификация учебных целей в познавательной сфере. Уровни учебных целей – конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня)
1. Уровень – знание 2. Уровень – понимание 3. Уровень – использование 4. Уровень – анализ 5. Уровень – синтез 6. Уровень – оценка
Уровни мышления | Критерии оценивания | Задания |
Знание | Понимает содержание прочитанного | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
Понимание | Отвечает на вопросы по тексту | Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
Применение | Пересказывает по плану | Применить, проиллюстрировать, решить |
Анализ | Анализирует ситуацию в рассказе.Определяет главную мысль в рассказе. | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
Синтез | Предлагает свои предположения. | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) |
Оценка | Высказывает свою точку зрения. | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Рассмотрим виды заданий на примере сказки
Сказка «Красная шапочка»
Уровни мышления | Критерии оценивания | Задания |
Знание | Понимает содержание прочитанного | Назовите героев сказки |
Понимание | Отвечает на вопросы по тексту | Почему девочку называют красной шапочкой? |
Применение | Пересказывает по плану | Что могло лежать в корзинке у красной шапочки, если бы она шла к бабушке сегодня? |
Анализ | Анализирует ситуацию в рассказе. Определяет главную мысль в рассказе. | Объясните, почему волку удалось обмануть красную шапочку? |
Синтез | Предлагает свои предположения. | Нарисуйте главных героев сказки. |
Оценка | Высказывает свою точку зрения. | Предположите, что могло бы произойти, если бы красная шапочка пошла по другой дорожке? |
Условия для развития функциональной грамотности:
-обучение должно носить деятельностный характер
-учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
-учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
-в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»? Каковы критерии функционал...
Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...
«Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения»
Данный материал содержит эффективные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе....
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)
Без навыков чтения смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...