Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Климова Анжелика Андреевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение писателя А.Платонова – рассказ «Цветок на земле».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о жизни и творчестве А. Платонова.
  2. Формировать знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
  3. Уметь делать выводы по прочитанному произведению

Развивающие:

  1. Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
  2. Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
  3. Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 19.04.2022 г.

Школа: МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева

Класс: 3.

Урок: 4

Время: 10:55-11:35
Кабинет: 3

Студент: Климова Анжелика Андреевна

Группа: 41

Учитель: Палина Ольга Федоровна

Руководитель практики: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «А. Платонов «Цветок на земле»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение писателя А.Платонова – рассказ «Цветок на земле».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о жизни и творчестве А. Платонова.
  2. Формировать знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
  3. Уметь делать выводы по прочитанному произведению

Развивающие:

  1. Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
  2. Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
  3. Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф., учебная презентация, технологическая карта, раздаточный материал; для ученика - учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Андреевна, я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, хочу начать урок с цитаты Андрея Платонова. Прочитайте его. - « Искусство есть процесс прохождения сил природы через существо человека.» - Как вы его понимаете?

1. Приветствуют учителя.

2. Показывают готовность к уроку.

- силы природы производят на нас известное воздействие, впечатления; мы эти воздействия, если они достаточно сильны и не прекращаются в нас, выражаем творчеством.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; побуждающий диалог. Фронтальная форма.

  1. Организует беседу.
  2. Организует проблемную ситуацию

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных — нету!

И все, что может видеть глаз —

Над нами и под нами, —

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

- Как бы вы озаглавили это стихотворение?

 - Как понимать слово «безымянных»?

 - Прочитайте с ускорением. С грустью, весело.

- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над названием каких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? Приведите примеры.

Сталкиваются с затруднением.

-Посмотрите на слайд. Вы видите картинки разных рассказов. Назовите их.

 - А вы знаете, какой автор написал эти рассказы?

- Перед вами набор букв, расшифруйте, кто же там спрятался.

ФВХЦАНДРЕЙМРФПЫПЛАТОНОВИЧФЙЦЦЖСМОТПЛАТОНОВЗЫХЪФДЫЖБ

- Верно, сегодня мы познакомимся с автором, который имеет имя Андрей Платонович Платонов.

1.Беседуют с учителем.

3.Сталкиваются с проблемной ситуаций, пробуют ответить на вопрос.

Работают со стихотворением.

- Слова (у Автора «Слова, слова, слова»).

- Не имеющих название.

Высказывают свои ответы.

- «неизвестный цветок», «цветок на земле», «котлован», «Никита».

- мы не знаем.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме

П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт

Учебная презентация.

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод; побуждающий диалог. Форнтальная форма.

1.Орагнизует работу по постановке темы и задач урока.

2.Организует постановку плана урока.

- Тогда какая тема нашего сегодняшнего урока?

 - Какую цель мы с вами можем поставить?

 - Посмотрите на план. Верно ли все в нем?

 -Давайте составим его верно.

1.Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

2.Составляют план урока

- Андрей Платонов «Цветок на земле».

- Познакомиться с автором и изучить рассказ «Цветок на земле»,

1. Познакомиться с рассказом «Цветок на земле».

 2. Проанализировать отрывок рассказа.

3. Закрепить новый материал.

Р: принимать и удерживать учебную задачу

Учебная презентация.

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод. Фронтальная, индивидуальная, в парах форма работы.

1.Организует работу с объяснением новой темы.

 

- Начнём с 1 пункта нашего плана.

- Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие его произведения вы читали?

-Внимательно прослушайте мой рассказ об авторе, затем я задам вопросы.

- Андрей Платонович Платонов родился 28 августа 1899 года в Воронеже. Настоящее имя Андрей Платонович Климентов. Русский советский писатель и драматург. Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве военного корреспондента. Для всех произведений Андрея Платонова характерен оригинальный язык и самобытная манера повествования. Умер 5 января в 1951 году.

Ответьте на мои вопросы:

- В каком году и где родился писатель?

- Какое настоящее имя у автора?

- Мы познакомились с биографией Андрея Платонова?

— Значит выполнили первый пункт плана?

- Переходим ко 2 пункту плана.

Словарная работа

- Сегодня мы с вами обратимся к одному из рассказов Андрея Платонова «Цветок на земле».

 - Но для начала я хочу вас познакомить с новыми словами, которые встретятся вам в тексте. Предположите их значение.

Умори́лись —

Нынче —

 Глаза смежа́ть —

Осерча́л —

Русская печь —

Организует первичное знакомство с текстом.

- А сейчас откроем учебники на стр.129. Начинаем читать по абзацам. Я начну.

- Ответьте на вопросы по прочитанному тексту, при необходимости обратитесь к учебнику.

Работа по рассказу.

-Кто главные герои рассказа?

- Каков сюжет рассказа?

- Хорошо. Как вы восприняли рассказ? Понравился ли он вам?

 - Автор называет Афоню добрым внуком. А вы как считаете?

- Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они?

2.Организует выполнение динамической паузы.

- Давайте не много отдохнем.

1.Работают с материалом по новой теме.

2.Выполняют динамическую паузу.

Слушают биографию автора.

- родился 28 августа 1899 года.

- Андрей Платонович Климентов.

- да.

- да.

Слушают и запоминают значение слов.

Умори́лись — устали.

Нынче — сегодня.

 Глаза смежа́ть — закрывать.

Осерча́л — рассердился.

Русская печь — большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом.

Осуществляют первичное знакомство с текстом.

- мальчик Афоня и его дедушка

- центре  жизнь маленького мальчика Афони, которому скучно, потому что мать работает с утра до ночи на ферме, отец - на фронте, а дед все время спит. Но однажды дед ведет его в поле и показывает, как цветок пробивается с трудом сквозь твердую землю и зыбучий песок.

Высказываются по вопросам учителя.

Выполняют динамическую паузу.

К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме

П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, синтез;

П: осознанное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

К: готовность слушать собеседника и вести диалог

Учебная презентация.

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный; фронтальная форма работы.

1.Организует беседу по прослушанному произведению.

2.Использует упражнение по конкретизации знаний.

3.Задает детям вопросы по тексту.

4.Организует выборочное чтение.

- Почему Афоне стало “скучно жить на свете”? найдите отрывок в тексте, прочитайте.

 - От чего у деда глаза слабые стали?

- Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?

 - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? Найдите в тексте.

1.Беседуют с учителем по прослушанному произведению.

2.Выполняют упражнение по конкретизации знаний.

3.Отвечают на вопросы по тексту.

- Быстрый ответ

Афоне стало скучно жить на свете, потому что отец его был на войне, мать работала с утра до вечера, а старенький дедушка постоянно спал или дремал на печке, Афоне не с кем было разговаривать, не у кого было спросить о том, что его интересует, а он хотел все знать о жизни людей, растений и зверей, о том, как происходит все вокруг.

- от старости.

- без интереса.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

 Р: принятие учебной задачи к исполнению

Учебная презентация.

Учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический; чтение текста. Фронтальная, индивидуальная форма.

1.Организует чтение произведения вслух по цепочке.

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам. Начнем с первой парты первого ряда.

1.Читают произведение вслух по цепочке.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебник.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический; частично-поисковый. Групповая форма.

1.Обясняет задание для работы в группе..

2.Организует самооценивание.

- Сейчас вам предстоит поработать в группе.

Давайте повторим правила работы в группе.

-  Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

- Как вы думаете, что это?

- Совпадает ли он с событиями в тексте?

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

Проснулся ненадолго.

На печи рядом с дедом.

Скучно Афоне жить на свете.

Пошли “белый свет пытать”.

Дед Тит.

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Опять скучно жить на свете.

Гребешок для деда.

- Прочитайте план. Проверяем все у себя.

- На выполнение у вас есть 3 минуты, затем мы проверим.

- Итак, давайте послушаем каждую группу.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

- Теперь поработайте самостоятельно.

- У вас на карточках написаны высказывания, вам нужно будет поставить + , если вы согласны с этим высказыванием, если не согласны то -, затем проверим.

Карточка:

1. Андрей Платонович Платонов родился в 1899 г., а умер в 1951 г.

2. Родился и жил он в основном в селе.

3. Всю свою жизнь он посвятил музыке.

4. Андрей Платонов - псевдоним.

- На выполнение вам дается три минуты.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте.

- На лоске появятся верные варианты ответов. Если есть ошибка – отметьте ее аккуратным крестиком.

- Если нет ошибок нарисуйте – улыбающийся смайлик, - если есть 1 ошибка – смайлик с прямым ртом, если две ошибки – грустный смайлик.

- Поднимите руку, у кого смайлик улыбается.

- Поднимите руку, у кого смайлик с прямым ртом.

- Поднимите руку, у кого смайлик грустный.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Запишите домашнее задание.

Домашнее задание: Прочитать рассказ еще раз. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его.

1.Слушают задание для работы в группе.

Выполняют указания учителя.

2.Осущесствляют самооценивание по образцу

Выполняют указания учителя.

Правила работы в группе

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

- план.

- нет.

1.На печи рядом с дедом.

2.Скучно Афоне жить на свете.

3.Дед Тит.

4.Опять скучно жить на свете.

5.Пошли “белый свет пытать”.

6.Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

7.Проснулся ненадолго.

8.Гребешок для деда.

Слушают новое задание.

1. Андрей Платонович Платонов родился в 1899 г., а умер в 1951 г. +

2. Родился и жил он в основном в селе. –

3. Всю свою жизнь он посвятил музыке. –

4. Андрей Платонов - псевдоним. +

Записывают домашнее задание.

Метапредметные:

 Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Пр: систематизация изученного материала

Учебная презентация.

Раздаточный материал.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный; анализ.

1.Организует рефлексию деятельности по содержанию урока.

2.Организует эмоциональную рефлексию.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

 

1.Оценивают свою работу на уроке.

2.Делают выводы.

- «Цветок на земле».

- А. Платонов.

Ответы детей

- Оценивают свою работу на уроке..

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "А.Платонов Цветок на земле"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "А.Платонов "Цветок на земле" и презентация...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А. Платонов. Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении А.Платонова «Цветок на земле»; формирование знаний о биографии А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: -знать пр...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные: знать ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении «Цветок на земле» А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование н...

Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев»

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через художественное произведение писателя А. Платонова – рассказ «Цветок на...

Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...