Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение писателя А.Платонова – рассказ «Цветок на земле».
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать знания о жизни и творчестве А. Платонова.
- Формировать знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
- Уметь делать выводы по прочитанному произведению
Развивающие:
- Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
- Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
- Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
- Воспитывать любовь к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле»» | 292.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 19.04.2022 г. Школа: МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева Класс: 3. Урок: 4 Время: 10:55-11:35 | Студент: Климова Анжелика Андреевна Группа: 41 Учитель: Палина Ольга Федоровна Руководитель практики: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «А. Платонов «Цветок на земле»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение писателя А.Платонова – рассказ «Цветок на земле».
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать знания о жизни и творчестве А. Платонова.
- Формировать знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
- Уметь делать выводы по прочитанному произведению
Развивающие:
- Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
- Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
- Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
- Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф., учебная презентация, технологическая карта, раздаточный материал; для ученика - учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Андреевна, я проведу у вас урок литературного чтения. - Ребята, хочу начать урок с цитаты Андрея Платонова. Прочитайте его. - « Искусство есть процесс прохождения сил природы через существо человека.» - Как вы его понимаете? | 1. Приветствуют учителя. 2. Показывают готовность к уроку. - силы природы производят на нас известное воздействие, впечатления; мы эти воздействия, если они достаточно сильны и не прекращаются в нас, выражаем творчеством. | Р: личностное включение в учебную деятельность Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; побуждающий диалог. Фронтальная форма. |
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева. Всему название дано — И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно. А безымянных — нету! И все, что может видеть глаз — Над нами и под нами, — И все, что в памяти у нас, — Означено словами. Они слышны и здесь и там, На улице и дома: Одно — давно привычно нам, Другое — незнакомо... - Как бы вы озаглавили это стихотворение? - Как понимать слово «безымянных»? - Прочитайте с ускорением. С грустью, весело. - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над названием каких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? Приведите примеры. Сталкиваются с затруднением. -Посмотрите на слайд. Вы видите картинки разных рассказов. Назовите их. - А вы знаете, какой автор написал эти рассказы? - Перед вами набор букв, расшифруйте, кто же там спрятался. ФВХЦАНДРЕЙМРФПЫПЛАТОНОВИЧФЙЦЦЖСМОТПЛАТОНОВЗЫХЪФДЫЖБ - Верно, сегодня мы познакомимся с автором, который имеет имя Андрей Платонович Платонов. | 1.Беседуют с учителем. 3.Сталкиваются с проблемной ситуаций, пробуют ответить на вопрос. Работают со стихотворением. - Слова (у Автора «Слова, слова, слова»). - Не имеющих название. Высказывают свои ответы. - «неизвестный цветок», «цветок на земле», «котлован», «Никита». - мы не знаем. | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт | Учебная презентация. |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод; побуждающий диалог. Форнтальная форма. | 1.Орагнизует работу по постановке темы и задач урока. 2.Организует постановку плана урока. - Тогда какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какую цель мы с вами можем поставить? - Посмотрите на план. Верно ли все в нем? -Давайте составим его верно. | 1.Самостоятельно формулируют тему и задачи урока. 2.Составляют план урока - Андрей Платонов «Цветок на земле». - Познакомиться с автором и изучить рассказ «Цветок на земле», 1. Познакомиться с рассказом «Цветок на земле». 2. Проанализировать отрывок рассказа. 3. Закрепить новый материал. | Р: принимать и удерживать учебную задачу | Учебная презентация. |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод. Фронтальная, индивидуальная, в парах форма работы. | 1.Организует работу с объяснением новой темы.
- Начнём с 1 пункта нашего плана. - Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие его произведения вы читали? -Внимательно прослушайте мой рассказ об авторе, затем я задам вопросы. - Андрей Платонович Платонов родился 28 августа 1899 года в Воронеже. Настоящее имя Андрей Платонович Климентов. Русский советский писатель и драматург. Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве военного корреспондента. Для всех произведений Андрея Платонова характерен оригинальный язык и самобытная манера повествования. Умер 5 января в 1951 году. Ответьте на мои вопросы: - В каком году и где родился писатель? - Какое настоящее имя у автора? - Мы познакомились с биографией Андрея Платонова? — Значит выполнили первый пункт плана? - Переходим ко 2 пункту плана. Словарная работа - Сегодня мы с вами обратимся к одному из рассказов Андрея Платонова «Цветок на земле». - Но для начала я хочу вас познакомить с новыми словами, которые встретятся вам в тексте. Предположите их значение. Умори́лись — Нынче — Глаза смежа́ть — Осерча́л — Русская печь — Организует первичное знакомство с текстом. - А сейчас откроем учебники на стр.129. Начинаем читать по абзацам. Я начну. - Ответьте на вопросы по прочитанному тексту, при необходимости обратитесь к учебнику. Работа по рассказу. -Кто главные герои рассказа? - Каков сюжет рассказа? - Хорошо. Как вы восприняли рассказ? Понравился ли он вам? - Автор называет Афоню добрым внуком. А вы как считаете? - Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они? 2.Организует выполнение динамической паузы. - Давайте не много отдохнем. | 1.Работают с материалом по новой теме. 2.Выполняют динамическую паузу. Слушают биографию автора. - родился 28 августа 1899 года. - Андрей Платонович Климентов. - да. - да. Слушают и запоминают значение слов. Умори́лись — устали. Нынче — сегодня. Глаза смежа́ть — закрывать. Осерча́л — рассердился. Русская печь — большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом. Осуществляют первичное знакомство с текстом. - мальчик Афоня и его дедушка - центре жизнь маленького мальчика Афони, которому скучно, потому что мать работает с утра до ночи на ферме, отец - на фронте, а дед все время спит. Но однажды дед ведет его в поле и показывает, как цветок пробивается с трудом сквозь твердую землю и зыбучий песок. Высказываются по вопросам учителя. Выполняют динамическую паузу. | К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, синтез; П: осознанное построение речевого высказывания П: структурирование знаний К: готовность слушать собеседника и вести диалог | Учебная презентация. Учебник. |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный; фронтальная форма работы. | 1.Организует беседу по прослушанному произведению. 2.Использует упражнение по конкретизации знаний. 3.Задает детям вопросы по тексту. 4.Организует выборочное чтение. - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”? найдите отрывок в тексте, прочитайте. - От чего у деда глаза слабые стали? - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? Найдите в тексте. | 1.Беседуют с учителем по прослушанному произведению. 2.Выполняют упражнение по конкретизации знаний. 3.Отвечают на вопросы по тексту. - Быстрый ответ Афоне стало скучно жить на свете, потому что отец его был на войне, мать работала с утра до вечера, а старенький дедушка постоянно спал или дремал на печке, Афоне не с кем было разговаривать, не у кого было спросить о том, что его интересует, а он хотел все знать о жизни людей, растений и зверей, о том, как происходит все вокруг. - от старости. - без интереса. | Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению | Учебная презентация. Учебник. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический; чтение текста. Фронтальная, индивидуальная форма. | 1.Организует чтение произведения вслух по цепочке. - А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам. Начнем с первой парты первого ряда. | 1.Читают произведение вслух по цепочке. | Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Учебник. |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический; частично-поисковый. Групповая форма. | 1.Обясняет задание для работы в группе.. 2.Организует самооценивание. - Сейчас вам предстоит поработать в группе. Давайте повторим правила работы в группе. - Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано. - Как вы думаете, что это? - Совпадает ли он с событиями в тексте? - Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом. Проснулся ненадолго. На печи рядом с дедом. Скучно Афоне жить на свете. Пошли “белый свет пытать”. Дед Тит. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… Опять скучно жить на свете. Гребешок для деда. - Прочитайте план. Проверяем все у себя. - На выполнение у вас есть 3 минуты, затем мы проверим. - Итак, давайте послушаем каждую группу. - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. - Теперь поработайте самостоятельно. - У вас на карточках написаны высказывания, вам нужно будет поставить + , если вы согласны с этим высказыванием, если не согласны то -, затем проверим. Карточка: 1. Андрей Платонович Платонов родился в 1899 г., а умер в 1951 г. 2. Родился и жил он в основном в селе. 3. Всю свою жизнь он посвятил музыке. 4. Андрей Платонов - псевдоним. - На выполнение вам дается три минуты. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте. - На лоске появятся верные варианты ответов. Если есть ошибка – отметьте ее аккуратным крестиком. - Если нет ошибок нарисуйте – улыбающийся смайлик, - если есть 1 ошибка – смайлик с прямым ртом, если две ошибки – грустный смайлик. - Поднимите руку, у кого смайлик улыбается. - Поднимите руку, у кого смайлик с прямым ртом. - Поднимите руку, у кого смайлик грустный. - Молодцы, вы справились с заданием. - Запишите домашнее задание. Домашнее задание: Прочитать рассказ еще раз. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его. | 1.Слушают задание для работы в группе. Выполняют указания учителя. 2.Осущесствляют самооценивание по образцу Выполняют указания учителя. Правила работы в группе 1. Выслушивай товарища до конца. 2. Говори только по делу. 3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы 4. Работай дружно. - план. - нет. 1.На печи рядом с дедом. 2.Скучно Афоне жить на свете. 3.Дед Тит. 4.Опять скучно жить на свете. 5.Пошли “белый свет пытать”. 6.Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… 7.Проснулся ненадолго. 8.Гребешок для деда. Слушают новое задание. 1. Андрей Платонович Платонов родился в 1899 г., а умер в 1951 г. + 2. Родился и жил он в основном в селе. – 3. Всю свою жизнь он посвятил музыке. – 4. Андрей Платонов - псевдоним. + Записывают домашнее задание. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция Л: смыслообразование Пр: систематизация изученного материала | Учебная презентация. Раздаточный материал. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный; анализ. | 1.Организует рефлексию деятельности по содержанию урока. 2.Организует эмоциональную рефлексию. - С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? - Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки. - Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да». - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет». - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да». - Ребята, спасибо за урок, до свидания! |
1.Оценивают свою работу на уроке. 2.Делают выводы. - «Цветок на земле». - А. Платонов. Ответы детей - Оценивают свою работу на уроке.. | Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Учебная презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "А.Платонов Цветок на земле"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "А.Платонов "Цветок на земле" и презентация...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А. Платонов. Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении А.Платонова «Цветок на земле»; формирование знаний о биографии А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: -знать пр...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные: знать ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении «Цветок на земле» А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование н...
Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев»
Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через художественное произведение писателя А. Платонова – рассказ «Цветок на...
Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...