Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Тип урока: рефлексия
Цель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через художественное произведение писателя А. Платонова – рассказ «Цветок на земле».
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать умение давать характеристику главным героям на основе прочитанного произведения.
- Закрепить знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
- Закрепить умение делать выводы по прочитанному произведению
Развивающие:
- Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
- Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
- Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
- Воспитывать любовь к чтению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 20.04.2022 г. Школа: МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева Класс: 3. Урок: 1 Время: 8:30-9:10 | Студент: Климова Анжелика Андреевна Группа: 41 Учитель: Палина Ольга Федоровна Руководитель практики: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «А. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев»
Тип урока: рефлексия
Цель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через художественное произведение писателя А. Платонова – рассказ «Цветок на земле».
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать умение давать характеристику главным героям на основе прочитанного произведения.
- Закрепить знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
- Закрепить умение делать выводы по прочитанному произведению
Развивающие:
- Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
- Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
- Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
- Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф., учебная презентация, технологическая карта, раздаточный материал; для ученика - учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте, Ребята! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | 1. Приветствуют учителя. 2. Показывают готовность к уроку. | Р: личностное включение в учебную деятельность Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; побуждающий диалог. Фронтальная форма. | 1.Организует повторение ранее изученного материала. - Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл. И старость не страшна, коли молодые помогут. Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь. - Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и без ошибок. - Вспомните, кто автор рассказа «Цветок на земле»? - Как зовут дедушку? - Как зовут внука? Проверка домашнего задания - Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его представляете? - Почему у вас получились такие разные цветы? -Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? | 1.Повторяют ранее пройденный материал. Читают, высказывают свое мнение. - Андрей Платонов. - Дед Тит. - Афоня. Представляют домашнее задание. - Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт | Учебная презентация. |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод; побуждающий диалог. Фронтальная форма. | 1.Орагнизует работу по постановке темы и задач урока. - Вы столкнулись с затруднением? - Тогда какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какую цель мы с вами можем поставить?
| 1.Самостоятельно формулируют тему и задачи урока. - Нет. - Андрей Платонов «Цветок на земле». - Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям | Р: принимать и удерживать учебную задачу | Учебная презентация. |
Включение в систему знаний, повторение (25 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический; частично-поисковый. Фронтальная, в парах, самостоятельная форма работы. | 1.Организует работу по теме урока. - Сегодня на уроке мы продолжим изучать рассказ «Цветок на земле» и более подробно поговорим про каждого героя. - Что нам поможет для характеристики героя? - Верно. Как вы думаете, что важно раскрыть в герое? - Я хотела помочь вам и поделиться алгоритмом, но пункты плана в нем перепутались. - Давайте восстановим план характеристики героя. 4.Ваше отношение к герою. 2. Действия и поступки, совершаемые героем. 1. Имя героя, его место жительства. 4. Отношение автора к герою. 3. Внешность и характер героя. - Теперь у нас с вами есть план характеристики героя. - Давайте начнем с характеристики Афони. - В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки. - Что можете сказать о внешности мальчика? - А каким вы его себе представляете? - Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? — Что вы можете сказать о характере Афони? — Как вы считаете, как относился автор к герою? — Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа. - Кто по плану готов полным ответом рассказать про Афоню? - Мы с вами проанализировали одного из героев. Сейчас в парах, используя план и учебник составьте характеристику деда Тита. - Повторите правила работы в паре. - На выполнение задания у вас есть пять минут, затем мы прослушаем ваши результаты. - Давайте послушаем, что у вас получилось. - Кто-то может добавить информацию? - Молодцы, вы справились. 2.Организует динамическую паузу на уроке. 3.Организует выборочное чтение. - Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131. Начните читать по цепочке. - Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется? - Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит? - Как реагировал дедушка на вопросы внука? - Прочитайте эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135. Начните читать по цепочке. - Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? - Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку» - Почему Афоня любил своего дедушку? - Какая главная мысль произведения? - Дедушка приобрёл мудрость с годами. И её вместе с тайной передал внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни. 4.Организует самостоятельную работу с взаимооцениванием. - Теперь поработайте самостоятельно. - У вас на парте есть карточка с заданием. - На выполнение вам дается пять минут. Карточка: 1 Определите и подчеркните жанр произведения А.Платонова «Цветок на земле»: рассказ; сказка; былина; стихотворение. 2. Найдите спрятавшиеся слова. П Р А Н Д Р Е Й У Ц П Б Ф В Ш Ы Д Ы В Я Ч О Л У Е Й Щ Е Л О Н Д З Г Я Ш Т Э Г Я Н А Ы Л Ф О Х Д В Т П Л Д Е Д К 3. Что значит осерчал? _______________________ - Обменяйтесь карточками с соседом по парте. - На доске появятся верные варианты ответов. Если есть ошибка – отметьте ее аккуратным крестиком. - Если нет ошибок нарисуйте – улыбающийся смайлик, - если есть 1 ошибка – смайлик с прямым ртом, если две ошибки – грустный смайлик. - Поднимите руку, у кого смайлик улыбается. - Поднимите руку, у кого смайлик с прямым ртом. - Поднимите руку, у кого смайлик грустный. - Молодцы, вы справились с заданием. | 1.Слушают задание для работы в группе. Выполняют указания учителя. - алгоритм анализа\план. Высказывают предположения. 1. Имя героя, его место жительства. 2. Действия и поступки, совершаемые героем. 3. Внешность и характер героя. 4. Отношение автора к герою. 5. Ваше отношение к герою. Перечисляют по тексту. Высказывают предположения. -Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный. - С симпатией, называл его «маленький Афоня», «добрый внук». Высказываются. Проговаривают характеристику героя. - Один говорит-другой слушает, свое несогласные высказывай вежливо. Из текста: -В бороде деда были хлебные крошки. И там жил еще один комарик. -Руки у дедушки лежали на столе, они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали. -Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, в каждом глазу светилась большая капля слезы. - Он жил в деревне с внуком и дочкой. - Он умный и добрый. - Автор относится к нему с уважением. 2.Выполняют физминутку. 3.Выборочно читают произведение. Читают по цепочке. - С заботою: «Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом». Высказывают свои мысли по произведению. Читают. -Т.к. цветы расскажут свой секрет, и дед будет жить. - Сделал вывод о том, что он все понял! Но, на самом деле не так. - Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её. 4.Выполняют самостоятельную работу.
П Б Ф В Ш Ы Д Ы В Я Ч О Л У Е Й Щ Е Л О Н Д З Г Я Ш Т Э Г Я Н А Ы Л Ф О Х Д В Т П Л Д Е Д К
Осуществляют взаимооценивание. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция Л: смыслообразование Пр: систематизация изученного материала | Учебная презентация. Раздаточный материал. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный; анализ. | 1.Организует рефлексию деятельности по содержанию урока. 2.Организует эмоциональную рефлексию. - Какая тема урока сегодня была? - Какую цель мы ставили на урок? -Достигли ли мы поставленных целей? - Что вам сегодня было наиболее интересным? - За что можете похвалить себя на сегодняшнем уроке? - На ваших партах лежат кружки. – Если вам было легко работать на уроке, раскрасьте кружок на тесте зеленым цветом. Если вы испытывали некоторые трудности, кружок должен быть желтым. Если вам нужна помощь товарищей и учителя, закрасьте кружок красным цветом. - Поднимите свои кружки. - Спасибо за урок, можете быть свободны. |
1.Оценивают свою работу на уроке. 2.Делают выводы. - Андрей Платонов «Цветок на земле». - Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют рефлексию. | Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Учебная презентация. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитай пословицы, объясни их смысл. И старость не страшна, коли молодые помогут. Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.
А.Платонов «Цветок на земле» Главные герои Дед Тит и его внук Афоня
ТЕМА: Андрей Платонов «Цветок на земле». ЦЕЛЬ: Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям
Алгоритм анализа героев 4.Ваше отношение к герою. 2. Действия и поступки, совершаемые героем. 1. Имя героя, его место жительства. 4. Отношение автора к герою. 3. Внешность и характер героя.
Алгоритм анализа героев 1. Имя героя, его место жительства. 2. Действия и поступки, совершаемые героем. 3. Внешность и характер героя. 4. Отношение автора к герою. 5. Ваше отношение к герою.
Характеристика Афони Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный . Дедушка с симпатией , называл его «маленький Афоня », «добрый внук».
Характеристика дедушки Тита В бороде деда были хлебные крошки. И там жил еще один комарик. Руки у дедушки лежали на столе, они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали.
Характеристика дедушки Тита Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, в каждом глазу светилась большая капля слезы. Он жил в деревне с внуком и дочкой. Он умный и добрый. Автор относится к нему с уважением.
Выполните самостоятельно 1 Определите и подчеркните жанр произведения А.Платонова «Цветок на земле»: рассказ; сказка; былина; стихотворение . 2. Найдите спрятавшиеся слова. П Р А Н Д Р Е Й У Ц П Б Ф В Ш Ы Д Ы В Я Ч О Л У Е Й Щ Е Л О Н Д З Г Я Ш Т Э Г Я Н А Ы Л Ф О Х Д В Т П Л Д Е Д К 3. Что значит осерчал? _______________________
Выполните проверку 1. Рассказ 2. П Р А Н Д Р Е Й У Ц П Б Ф В Ш Ы Д Ы В Я Ч О Л У Е Й Щ Е Л О Н Д З Г Я Ш Т Э Г Я Н А Ы Л Ф О Х Д В Т П Л Д Е Д К 3. Рассердился.
ТЕМА: Андрей Платонов «Цветок на земле». ЦЕЛЬ: Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "А.Платонов Цветок на земле"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "А.Платонов "Цветок на земле" и презентация...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А. Платонов. Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении А.Платонова «Цветок на земле»; формирование знаний о биографии А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: -знать пр...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные: знать ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении «Цветок на земле» А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование н...
Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле»»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение писателя А.Платонова – рассказ «Цветок на земле...
Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...