Стратегии смыслового чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Стратегия чтения
«…стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения…план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «чтец-текст», становятся стратегий чтения. (Сметанникова Н.Н., 2007)
Виды стратегий
- Предтекстовые
- Текстовые
- Послетекстовые
Любая стратегия рассчитана на целостное восприятие текстовой информации и учитывает как особенности ее восприятия, так и процессыф понимания, рефлексии и т. д
Таблица «плюс-минус-интересно»
Перед началом чтения текста в первую и вторую колонки заносится известная школьникам информация по определенной проблеме, характеризующая рассматриваемое явление как с положительной, так и с отрицательной стороны. В третью колонку записываются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы
По ходу чтения в соответствующие графы таблицы заносится новая информация, пошаговое знакомство с которой позволяет связать ее с уже имеющейся
Таблица «знаю-хочу знать- узнал
Данная стратегия предполагает выполнение следующих действий:
- Мозговой штурм, результатом которого должно стать определение того, что школьники знают по теме;
- Определение того, что они хотят узнать из текста
- Знакомство с текстом с фиксацией того нового, что удалось узнать в соответствии с исходным запросом
- Таблица «Верные –неверные утверждения»
- Перед началом чтения текста учащимся предлагаются некоторые утверждения, справедливость которых школьники должны определить, обосновывая свой ответ. После чтения необходимо вернуться к этим утверждениям и вновь оценить их достоверность, используя полученную из текста информацию.
Стратегия SQ3R (обзор-вопрос-чтение-изложение):
- S(Survey)-обзор
- Q(Question)-вопрос
- R(Read)-чтение
- R(Recall)-повторение
- R(Review)-вывод, резюме
Использование данного метода предполагает прохождение двух этапов: беглый взор(просмотровое чтение) и повторное(изучающее)чтение
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
На предтекстовом этапе формируются вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответ, на текстовом-записываются вопросы, возникающие в процессе чтения; вопросы на послетекстовом этапе помогают осмыслить содержание в целом или важные для решения проблемы аспекты.
«Мозаика»
Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_chteniya_shayahmatova.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия чтения
«…стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения…план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «чтец-текст», становятся стратегий чтения. (Сметанникова Н.Н., 2007)
Виды стратегий
- Предтекстовые
- Текстовые
- Послетекстовые
Любая стратегия рассчитана на целостное восприятие текстовой информации и учитывает как особенности ее восприятия, так и процессыф понимания, рефлексии и т. д
Таблица «плюс-минус-интересно»
Перед началом чтения текста в первую и вторую колонки заносится известная школьникам информация по определенной проблеме, характеризующая рассматриваемое явление как с положительной, так и с отрицательной стороны. В третью колонку записываются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы
По ходу чтения в соответствующие графы таблицы заносится новая информация, пошаговое знакомство с которой позволяет связать ее с уже имеющейся
Таблица «знаю-хочу знать- узнал
Данная стратегия предполагает выполнение следующих действий:
- Мозговой штурм, результатом которого должно стать определение того, что школьники знают по теме;
- Определение того, что они хотят узнать из текста
- Знакомство с текстом с фиксацией того нового, что удалось узнать в соответствии с исходным запросом
- Таблица «Верные –неверные утверждения»
- Перед началом чтения текста учащимся предлагаются некоторые утверждения, справедливость которых школьники должны определить, обосновывая свой ответ. После чтения необходимо вернуться к этим утверждениям и вновь оценить их достоверность, используя полученную из текста информацию.
Стратегия SQ3R (обзор-вопрос-чтение-изложение):
- S(Survey)-обзор
- Q(Question)-вопрос
- R(Read)-чтение
- R(Recall)-повторение
- R(Review)-вывод, резюме
Использование данного метода предполагает прохождение двух этапов: беглый взор(просмотровое чтение) и повторное(изучающее)чтение
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
На предтекстовом этапе формируются вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответ, на текстовом-записываются вопросы, возникающие в процессе чтения; вопросы на послетекстовом этапе помогают осмыслить содержание в целом или важные для решения проблемы аспекты.
«Мозаика»
Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие смыслового чтения в начальной школе
В данном материале вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....
"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"
В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...
Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.
В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...
Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.
В сборнике представлены диагностические и оценочные материалы для формирования метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...
Организация смыслового чтения в начальной школе
Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла...
Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"
Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...