Организация смыслового чтения в начальной школе
методическая разработка на тему

Куюмжу Людмила Александровна

Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx917.71 КБ
Файл smyslovoe_chtenie.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование смыслового чтения в начальной школе

Смысловое чтение -умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию

Основные умения смыслового чтения:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

                                                           Смысловая сторона:
понимание содержания и смысла читаемого.

                                                          Техническая сторона:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.

                                 

  • Приёмы формирования смыслового чтения
  • «Задай вопрос»
  • «Читаем и спрашиваем»
  • «Дневник двойных записей»
  • «Чтение с пометками»
  • «Ассоциативный куст»
  • «Ромашка Блума»
  • «Приём тонких и толстых вопросов»
  • «Чтение с остановками»
  • «Таблица ЗХУ»
  • «Дерево предсказаний»

Алгоритм: «Задай вопрос»

перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

«Читаем и спрашиваем»

Цель: сформировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары.

3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

«Дневник двойных записей»

Цель: сформировать умение задавать вопросы  во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

    1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

    2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать    лаконичный      комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с пометами»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

    Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

    V    Знакомая информация

    !    Новая информация

    -    Я думал (думала) иначе

    ?   Это меня заинтересовало (удивило), хочу       узнать больше.

«Ассоциативный куст»

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

    Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

 

«Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Простые вопросы

Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. 

              Как звали главного героя?

               Куда впадает Волга?

              Уточняющие вопросы

        Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

        Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Творческие вопросы

  Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Оценочные вопросы

   Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. 

      Как вы относитесь к ... ?

     Что лучше?

      Правильно ли поступил ...?

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых

Практические вопросы

Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

 Как бы я поступил на месте героя?

Структура УУД при формировании смыслового чтения

в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Информационные ресурсы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа

Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы обучения смысловому чтению

Слайд 2

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы : - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Слайд 3

1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом( метапредметные результаты) Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Слайд 4

Смысловое чтение умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Слайд 5

Основные умения смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Слайд 6

Смысловое чтение Техническая сторона Смысловая сторона

Слайд 7

Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого . Техническая сторона : способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 8

Типы чтения Чтение вслух и про себя Учебное Самостоятельное

Слайд 9

Виды чтения Ознакомительное Изучающее Вдумчивое Поисковое (просмотровое)

Слайд 10

Приёмы по формированию смыслового чтения «Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума » «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний»

Слайд 11

Задай вопрос Алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

Слайд 12

Читаем и спрашиваем Цель : сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Слайд 13

Дневник двойных записей Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Слайд 14

Чтение с пометками (ИНСЕРТ) Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Слайд 15

Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Слайд 16

Ассоциативный куст растения высокие хвойные лиственные декоративные редкие ядовитые полезные маленькие большие

Слайд 17

Ромашка Блума Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные , случайные.

Слайд 18

Ромашка Блума Оценочные вопросы Творческие вопросы Уточняющие вопросы Простые вопросы Практические вопросы Объясняющие вопросы

Слайд 19

Классификация вопросов Б.Блума : Простые вопросы Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Слайд 20

Классификация вопросов Б.Блума : Уточняющие вопросы Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Слайд 21

Классификация вопросов Б.Блума : Творческие вопросы Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Слайд 22

Классификация вопросов Б.Блума : Оценочные вопросы Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Слайд 23

Классификация вопросов Б.Блума : Объясняющие (интерпретационные) вопросы Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых

Слайд 24

Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ………..? ………….? …………..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа ……………..? ………………?

Слайд 25

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Слайд 26

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?

Слайд 27

Ф ормирование УУД : в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Слайд 28

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс О риентироваться в учебнике: -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Ориентироваться в учебнике: - определять круг своего незнания. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация бу - дет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Ориентироваться в учебнике: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

Слайд 29

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др. Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

Слайд 31

Чтение с пометками (ИНСЕРТ) V Знакомая информация, подтверждение предположения ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Слайд 33

СОСТАВ ПИЩИ 4 класс Окружающий мир

Слайд 34

Зачем человеку еда? ? Чтобы быть здоровым

Слайд 37

вещества необходимы организму? БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ ВИТАМИНЫ МИНЕРАЛЫ ВОДА

Слайд 38

Спасибо за внимание!

Слайд 39

Информационные ресурсы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru /catalog.aspx?CatalogId=959. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие смыслового чтения в начальной школе

В данном материале  вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.

В   сборнике представлены   диагностические и оценочные материалы для формирования  метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...

Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"

Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чте...