Развитие смыслового чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Потехина Елена Михайловна

В данном материале  вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_smyslovogo_chteniya.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

         Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения» (о самом факте его проведения всегда было много споров). При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.

Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
  • переносить информацию текста в виде кратких записей;
  • различать темы и подтемы научного текста;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.

Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?

Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.

  Свою работу по развитию навыка смыслового чтения я начала в 1 классе, используя для работы тексты, понятные и интересные детям - о животных. К каждому тексту мною составлен список вопросов, на которые дети должны дать ответ. Работа ведется систематически. Раз в неделю дети получают новый текст, читают его, отвечают на вопросы. Вначале некоторым детям для выполнения задания требовалось прочитать текст не один раз.  Ученикам моего класса такое задание очень нравится, выполняют они его с удовольствием.

   Приведу примеры некоторых текстов.

Ягуар.

Ягуар — угрюмый хищник. Он живет в тропических лесах Америки. Внешне он напоминает африканского леопарда. Однако ягуар сильнее, массивнее, у него короткое тело и крупная тяжелая голова. Ягуары охотятся на оленей, диких свиней, ловят черепах, рыбу и даже нападают на крокодилов.

О ком этот текст?_________________________________

Где живет ягуар?_________________________________

На кого похож ягуар?______________________________

Какое тело у ягуара?______________________________

Какая у ягуара голова?____________________________

Чем питается ягуар?______________________________

________________________________________________

Подчеркни все гласные буквы в 4 предложении.

Муравьед.

Муравьед — забавный зверь. Он живет в Южной Америке. Муравьедом его зовут потому, что он ест муравьев и термитов. Большими сильными когтями он разрывает муравейник или термитник и с помощью своего длинного клейкого языка добывает насекомых. Зубов у муравьеда нет, так что жевать свою добычу он не может.

Где живет муравьед?______________________________

Почему его так называют?_________________________

Как называется дом муравьев, термитов?_____________

________________________________________________

Какие у муравьеда когти?__________________________

Зачем ему когти?_________________________________

Зачем муравьеду клейкий язык?__________________

_______________________________________________

Тукан.

Тукан — это яркая и нарядная птица. У тукана огромный клюв. Хотя клюв этот и производит впечатление очень тяжелого, на самом деле он внутри полый, а поэтому совсем легкий.

Кто такой тукан?__________________________________

Почему клюв тукана легкий?________________________

Обозначь начало предложения.

Обозначь конец предложения.

Подчеркни все буквы, обозначающие согласные звуки в 3 предложении.

Ара.

Ара — это попугай. Он самый крупный из всех попугаев, живущих на Земле. Вес его достигает 2 килограмма. В полете ара развивает большую скорость. Живет ара в тропических лесах Америки.

Кто такой ара?___________________________________

Сколько весит ара?_______________________________

Где живет ара?___________________________________

Каких попугаев ты еще знаешь?_____________________

________________________________________________

Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в 5 предложении.

Пираньи.

Небольшая, но довольно страшная рыба — это пиранья. У нее очень сильные челюсти и острые зубы. Пираньи всегда держатся стаями. Едва почуяв в воде кровь, они мгновенно бросаются на свою жертву и за считанные минуты расправляются с ней.

Кто такая пиранья?_______________________________

Нападают ли пираньи в одиночку?___________________

На какой сигнал реагируют пираньи?_________________

Почему пиранью называют страшной рыбой?_________

________________________________________________

Обозначь начало и конец предложения.

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Лев.

Лев-царь зверей. У него длинная густая грива. Грива спасает голову и шею льва от зубов и когтей соперника, когда самцы устраивают между собой схватки за место вожака стаи. Львы так же, как тигры и леопарды, - огромные хищные кошки. Живут и охотятся львы небольшими стаями. Такая львиная стая называется ПРАЙД.

Опиши гриву льва________________________________

Зачем льву грива?________________________________

________________________________________________

Что такое прайд?_________________________________

Каких хищных кошек ты знаешь?____________________

________________________________________________

Сколько львов может быть в прайде?________________

Сколько слов в 3 предложении?_____________________

Горилла.

Горилла — это самая крупная человекообразная обезьяна, значит похожая на человека. Рост ее около 2 метров. Огромные размеры и густая темная шерсть гориллы производят довольно устрашающее впечатление. На самом деле эти животные миролюбивы и доброжелательны. Они никогда не нападают, питаются в основном листьями и молодыми побегами.

Кто такая горилла?_______________________________

Какой рост гориллы?______________________________

Можно назвать гориллу хищником? Почему?__________

________________________________________________

Почему эти животные устрашающие?________________

________________________________________________

Подчеркни 3 слова, начинающиеся на букву, обозначающую гласный звук.

Крокодил.

Крокодил-это самый древний житель Земли. Он жил на нашей планете еще в те времена, когда здесь были динозавры! Крокодилы живут в реках, они прекрасно плавают и ныряют. Добычу свою крокодил подстерегает, затаившись в воде. Обычно его жертвой становятся антилопы. Некоторые виды крокодилов нападают на человека.

Где живет крокодил?______________________________

Зачем крокодил затаивается в воде?_________________

________________________________________________

Крокодил — это хищник? Почему?___________________

________________________________________________

Что крокодил делает прекрасно?____________________

Сколько предложений в тексте?_____________________

Найди и подчеркни орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Пеликан.

Эта птица с удивительным клювом. Питается он рыбой. У него огромный клюв, а в нижней его части имеется большой кожаный мешок. Этим мешком, словно сачком, пеликан вылавливает себе рыбу.

Кто такой пеликан?_______________________________

На что похож клюв пеликана?_______________________

Зачем пеликану такой клюв?_______________________

________________________________________________

Раздели слова 4 предложения на слоги.

Подчеркни все гласные буквы в первом предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.

В   сборнике представлены   диагностические и оценочные материалы для формирования  метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...

Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.

Реализация технологии развития смыслового чтения на различных уроках в начальной школе...

Приемы и методы развития смыслового чтения в начальных классах

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Нам необходимо воспитать грамотного читателя....

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

laquo;Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах»....