Урок." Что такое язык. Культура речи". 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Что такое язык. Культура речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._chto_takoe_yazyk._kultura_rechi.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Г. Иркутск
«Средняя общеобразовательная школа № 76»
Тема: «Что такое язык? Культура речи».
(разработка конкурсного урока по русскому языку «Современный урок в начальной школе»)
3класс
Составитель: Багдуева Альбина Павловна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория,
педагогический стаж: 33 года,
УМК «Перспектива»
Г. Иркутск, 2022 г.
Тема урока: Что такое язык. Культура речи.
Тип урока: Изучение нового материала. (Комбинированный, проблемный).
Цель урока: Познакомить с понятием язык, способствовать усвоению понятий «язык» (как многозначное слово, как средство общения, как орган вкуса), «речь», учить работать с фразеологическим, толковым словарем, воспитывать культуру речи, любовь и уважение к родному языку, родной речи, обогащать словарный запас.
Задачи:
- способствовать усвоению понятий «язык», « культура речи», осознанию их значения в жизни людей;
- развивать умение ориентироваться во фразеологическом, толковом словаре;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку, родной речи.
Планируемые результаты
Предметные:
- ориентироваться во фразеологическом, толковом словаре;
- понимать условные обозначения в заданиях на карточках;
- находить нужное в справочниках, словарях, ориентироваться в заданиях;
- различать понятие «язык» (как многозначное слово, как средство общения, как орган вкуса), «речь», осознавать их значения в жизни людей.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- слушать вопросы учителя (учащихся) и отвечать на них;
- овладевать навыкам смыслового чтения заданий и проблемным вопросам, поставленным учителем или возникшим на уроке.
- наблюдать, сравнивать, доказывать, делать выводы.
Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры, проявлять уважительное отношение к языкам других народов.
Познавательные: приобретение первоначального опыта работы со словарями и фразеологизмами, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Коммуникативные: умение слышать и слушать и понимать партнера, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение эффективно сотрудничать с учителем так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Межпредметные связи: русский язык, чтение, изобразительное искусство.
Форма работы на уроке: 1.Фронтальная.
2. Групповая.
3. Самостоятельная работа.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы в группах, фразеологические словари, листы самооценки.
Ход урока:
- Организация начала урока.
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом!
Станет радостно кругом!
Повернитесь друг другу, подарите биение сердца друг другу, гостям.
Настроение бодрое, веселое у всех? Тогда начнем урок.
Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у вас и в конце урока.
- Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Я желаю вам плодотворной и успешной работы.
А начнем урок с загадки.
«Всегда во рту, а не проглотишь». Что это такое?
(Язык). Докажите, что это язык.
Загадку вы разгадали правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Действительно, наш урок посвящен языку и культуре общения. Мы с вами узнаем, что такое язык, познакомимся с языком жестов, вникнем в смысл знакомых нам фразеологизмов, а также поговорим о культуре речи. Но сначала я вам расскажу одну очень старую легенду.
- Открытие нового знания.
В древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа.
Однажды царь пригласил к себе гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и приготовил из них вкусные блюда. Царь и его гости очень удивились и стали спрашивать. Почему Эзоп считает лучшими на свете какие – то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел мне, царь, приготовить самое лучшее блюдо. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди общаются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви,». Такое рассуждение понравилось царю и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил … языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: Ты велел, царь, сыскать самое плохое. А что на свете хуже языка? С помощью языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну. Может ли что – нибудь быть хуже языка?»
Этот ответ заставил царя Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
В чем же смысл этой легенды? Как вы думаете, почему язык можно назвать и другом, и врагом?
-(высказывания детей).
Действительно язык может быть для человека и другом, и врагом.
Ведь неспроста о языке, его пользе и вреде сложено множество пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
- Без языка и колокол нем.
- Языком болтай, а рукам воли не давай.
- Доброе слово железные ворота отопрет.
- Долго думал, да хорошо сказал.
- Каков разум, таковы и речи!
- Мало говори, больше услышишь.
- Меньше говори, больше делай.
- Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Острый язык – дарованье, длинный язык – наказанье.
- Как замечательно, что люди изобрели язык и научились пользоваться речью! Сейчас трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить. Как же они общались и что используют для общения даже сейчас, в современное время, люди лишенные слуха и речи?
(Жесты)
Использование определенных положений рук, головы, для передачи информации, мыслей – это язык жестов. Мы с вами пользуемся им ежедневно.
Игра «Актер»
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Актер». Вы получите карточки с заданиями и, используя только мимику и жесты, изобразите слова, написанные на карточках. А класс должен отгадать смысл показанных вами движений.
(«Тише, отлично, до свидания, привет, плохо, да, нет, дай, возьми, иди сюда».)
А теперь я предлагаю расслабиться и вспомнить знакомые движения и жесты.
Физминутка.
Как живешь? – Вот так!
Как идешь?
Как бежишь?
Как ночью спишь?
Как берешь?
Как даешь?
Как шалишь?
Как грозишь? – Вот так!
- Первичное закрепление.
А) У вас на столах карточки. Внимательно посмотрите на них и сделайте вывод, используя слова данные вам
Задание:1 группа (смысл, слово, имеет, переносном, значений, многозначное, несколько, прямом, используется в , …………?)
А) Задание: 2 группа
(говорить, общения, орган, людей, средство, речь, способность, вкуса, ………….?)
___________________________________________________________________________________________________________________
А) Задание: 3 группа
(в, полости, орган, это, рта, речь, участвует звуков, в образовании, находится,………….?)
___________________________________________________________________________________________________________________
В)Нарисуйте (Язык пламени)
Нарисуйте (Язык обуви)
Нарисуйте (Язык колокола).
Посмотрите, что нарисовали первоклашки. Что это? Человеческий язык. Все мы являемся жителями одной великой страны России. Все граждане нашей страны разговаривают на русском языке. Но даже на одном языке люди разговаривают по - разному.
Представим себя в роли артистов и поиграем в «театр». Недавно мы читали басню Ивана Крылова «Ворона и Лисица». Сейчас мы вспомним песенку, которую напевала Лисица Вороне. Мальчики читать будут - как волжане (окают), а девочки - как жители Москвы (акают).
5. Включение в систему знаний
Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных средств – это фразеологизмы. Существует множество фразеологизмов со словом язык.
Работа в группах.
Объяснить значение фразеологических оборотов, соединяя стрелочками фразеологизмы и их значения.
Наступить на язык - заставить молчать.
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
Держать язык за зубами – не болтать лишнего, молчать.
Как корова языком слизала – про то, что быстро и бесследно исчезло.
Чтобы хорошо говорить, надо знать язык. Красиво говорит тот, кто много читает, внимательно слушает людей, умеет отличать меткое слово от сорных слов. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - эти слова принадлежат философу Сократу. Значит, наша речь - это одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому нас провожают. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата и выразительна, а каждое слово употреблено к месту и ко времени.
Последнее задание. Прочитайте зашифрованную фразу, стрелочка подскажет вам, в каком направлении нужно читать.
И А Г Й К
Б Н О И Ы
Ю Е М Ч З
Л Т Ш У Я
- Рефлексия
Подведем итог урока.
На столе карточки, которые вы должны заполнить. Выберите два ответа из предлагаемых вариантов, который вам больше подходит, и обведите ручкой.
1.На уроке я работал активно/пассивно.
2. Своей работай я доволен/ недоволен.
3.Урок для меня показался коротким/ длинным.
4. Материал урока понятен /не понятен.
5. Материал урока полезен /неполезен.
6. Материал урока интересен /неинтересен.
Я благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."
Первый урок по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Части речи. Деление частей речи на служебные и самостоятельные. УМК "Школа России".
Тема: Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.Конспект + презентация. Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П, Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проект...
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Что такое часть речи?".
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Что такое часть речи?"....
Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?
Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...