И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель урока: создать условия для знакомства со сказкой И. П. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». В данной разработке присутствуют все формы работы, а акже интересные приёмы: составление обложки произведения и облако слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_alya_klyaksich.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 класс
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Аля, Кляксич и буква А» (И. П. Токмакова)
Цель урока: создать условия для знакомства со сказкой И. П. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А».
Планируемые результаты
Личностные:
-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти;
- воспитывать читательский. интерес.
Метапредметные:
-
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео-физминутка, учебная презентация, облако-слов, раздаточный материал «Обложка книги».
Ход урока | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | |
Мотивационный этап | ||
– Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь. – Теперь нам нужно настроиться на рабочий лад. На доске вы видите набор слов: аккуратность, смелость, внимательность, лень, неряшливость, злость, грубость, любознательность. Как это можно назвать одним словом? (Качества) – Из списка данных качеств нам нужно выбрать те, что нам пригодятся на уроке и прикрепить на центральную часть доски. | ||
Актуализация знаний | ||
– Мы уже с вами познакомились с творчеством нескольких авторов. Поэтому предлагаю вам выполнить следующее задание. Соотнести автора с произведением, которое она подарил нам, читателям. Работать будем в паре. Какие правила парной работы мы знаем? (Ответы учащихся) – Приступаем к выполнению задания. Одна пара у доски на закрытой части. Фронтальная проверка. | ||
Постановка учебной задачи | ||
Речевая разминка Ши-ши-ши – любят сказки малыши, Ша-ша-ша – книга есть у малыша, Шо-шо-шо – мы читаем хорошо, Шу-шу-шу – я читаю и пишу. Хором – 3 раза, индивидуально – 2 человека. – О каком жанре идет речь в чистоговорке? (О сказке) – А какие сказки вы знаете? (Ответы детей) – Вы назвали такие сказки, как Теремок, Колобок – а есть ли у них автор? (Ответы детей) – Эти сказки написал народ и передавал от поколения к поколению. Поэтому такие сказки и называются – народные. – А все ли сказки написал народ? (Ответы детей) – Вы правы, нет. Есть и авторские сказки, например очень хорошо знакомая вам «Сказка о рыбаке и рыбке», которую написал А. С. Пушкин. Поднимите руку, кто знаком с этой сказкой. – С произведением какого жанра мы с вами сегодня будем знакомиться? (С произведением-сказкой) – В учебнике на с. 12 авторы поставили перед нами учебные задачи. Давайте с ними познакомимся. (Хорошо читающий ученик читает задачи из учебника) – Я уверена, что мы справимся с этими задачами. Но начать мне хотелось бы не с фрагмента сказки, а с автора. | ||
Изучение нового материала | ||
–Сказку «Аля, Кляксич и буква «А» написала Ири́на Петро́вна Токмако́ва. Она была не только детским поэтом, но и переводчиком детских стихов. Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года и прожила до 5 марта 2018 года. Посмотрите на одну из книг Ирины Петровны Токмаковой. Что вы видите на странице? (Ответы детей) –А как вы думаете, кто создает эти рисунки-иллюстрации для книги, сам автор? (Ответы детей) – Есть такая профессия художник-иллюстратор – вот он и создает эти иллюстрации, картинки к тексту произведений. Мы не спроста остановились на этом, муж Ирины Петровны работал художником-иллюстратором, и даже вместе создали книгу стихов «Деревья». Стихи написала Ирина Петровна, а её муж, Лев Алексеевич нарисовал к ним иллюстрации. И вот, в 1967 году появилась сказка, с которой мы сегодня познакомимся. Давайте прочитаем все вместе её название. «Аля, Кляксич и буква «А». – Как вы считаете, кто будут героями этого произведения? (Ответы детей) – Давайте предположим, кто такая Аля? (Ответы детей) – А Кляксич? (Ответы детей) – Ребята, сейчас я вам расскажу тайну появления сказочного персонажа Кляксича. Данное произведение Ирина Петровна писала во времена, когда шариковых ручек, которыми мы пользуемся сейчас еще не было, а были чернильница и перьевая ручка. Чтобы что-то написать нужно было перьевую ручку окунуть в чернильницу, и вот пока перьевую ручку несли к листу бумаги, на котором нужно было написать, чернила могли стечь и капнуть на бумагу. Вот эти капли чернила и называли кляксами. | ||
Словарная работа – Посмотрите, пожалуйста, на слайд, здесь представлены слова, которые встретятся вам в тексте и могут быть непонятны. Давайте попробуем объяснить значение данных слов. Изумилась - удивилась. Воскликнула - громко сказала, крикнула. Клякса - чернильное пятно на листе бумаги. Племянница - родственница. – Отлично! Прекрасно справились. Ну а теперь, я попрошу Вас сесть так, как вам удобно и приготовиться к прослушиванию произведения. Чтение произведения учителем. – Какие эмоции у Вас вызвало данное произведение? (Ответы учащихся) –Хотели бы Вы прочитать данное произведение полностью и узнать о всех приключениях героев данного произведения? – Ну а чтобы продолжить нам работу по произведению, прочитаем эту сказку по цепочке. –Ответьте на вопрос, легко ли давалось письмо Але? Почему? –Найдите в тексте описание того, что происходило с буквами, когда Аля писала письмо. | ||
Физминутка (видео) | ||
–А сейчас, давайте с вами составим обложку к этому произведению. Вспомним алгоритм составления: 1. Вверху страницы – автор произведения. 2. Внизу страницы – название произведения. 3. В центре жанр произведение (геометрическая фигура, которая его обозначает) 4. Закрашиваем жанр тем цветом, о чем идет речь в данном произведении. Проверка по образцу. –Покажите, как вы справились с работой. Зеленый квадрат, у кого обложка совпала с образцом. Желтый круг – если есть какие-то недочеты, и красный – если совсем все не правильно. –Все из Вас указали, что данное произведение – сказка. Почему вы так решили?(Ответы учащихся) – Да, вы правы. И убедиться в нашей правоте поможет вывод в рамочке на странице 13 учебника. (Читает хорошо читающий ученик) – Давайте вспомним, какой мы сейчас изучаем раздел? – «Жили были буквы» и не случайно авторы учебника взяли это произведение. Как вы думаете, почему выбор пал именно на это произведение? (Ответы детей) – В этом произведении особенные герои, они сказочные. Мы с вами уже прошли несколько стихотворений о буквах. Встретились ли нам ожившие персонажи букв? А такой персонаж как Кляксич? (Ответы детей) –Сейчас нам предстоит с вами групповая работа. Спокойно и тихонечко займите свое место в группе. Правила работы в группе у нас точно такие же, что и в паре. И мы уже повторили. Как только закончите работу, покажите, сделав замок из рук. –Для каждой группы есть облако слов и оно необычной формы. У одних в модель – … кляксы, у других – модель девочки. Кляксе соответствует какой персонаж из нашей сказки? А девочке? На данных моделях у вас написаны слова-описания. Вам нужно выбрать слова, которые описывают вашего героя. Если форма кляксы – значит, выбираем слова, описывающие Кляксича, если форма девочки – значит слова подходящие для Али. –Ваша задача, определить, какие слова-описания подходят этому герою. (АЛЯ) Злая, старательная, ленивая, заботливая, грязнуля, аккуратная. (КЛЯКСИЧ) Злой, старательный, вредный, грязнуля, аккуратный. –У кого не так? –Молодцы! Пожалуйста, займите свои рабочие места. | ||
Итог урока | ||
–С каким детским автором мы сегодня познакомились? (Ирина Петровна Токмакова) –Какое произведение подарила Ирина Петровна детям, которые мы сегодня с вами прошли? (Аля, Кляксич и буква «А») – Давайте вспомним, какие учебные задачи ставили перед нами авторы учебника? – К какому жанру относится это произведение и почему? (Аля, Кляксич и буква «А» - это авторская сказка, потому что буква и клякса в ней могут разговаривать.) – Какие сказочные герои встретились вам во фрагменте сказке Ирины Петровны? (Буква А и Кляксич) | ||
Творческое задание | ||
– Предлагаю вам дома превратиться в автора сказки. С обратной стороны обложки придумать продолжение этой сказки. И записать на обратной стороне продолжение этой сказки 4-5 предложений. И конечно же побыть в роли художника-иллюстратора и нарисовать к своему продолжению красочную иллюстрацию. | ||
Рефлексия | ||
– Давайте вернемся еще к одному герою, помимо Али и Кляксича, догадались о ком я говорю? – Предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Если вы работали активно и довольны своей работой, прикрепите зеленый квадрат, если у Вас возникали какие-то трудности прикрепите желтый квадрат, ну а если вы считаете, что совсем не работали на уроке – красный. –Спасибо за урок! Вы сегодня отлично постарались. Я вами горжусь! Ну а теперь, пришло время поблагодарить наших гостей, что они нашли время прийти к нам на урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...
Аля, Кляксич и буква А.(1ч.)
Диафильм по сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"...
Аля, Кляксич и буква А.(2ч.)
Диафильм по сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"...
Аля, Кляксич и буква А.(3ч.)
Диафильм по сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"...
Методическая разработка теста по произведению И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я".
Для проверки знания содержания произведения И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я" в 1-2 классе....
Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
Литературное чтение 1 класс.Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и ...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...