Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Автор: Рыбьякова Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Зеленоборск»
Аннотация к технологической карте урока.
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. При проведении урока использованы ИКТ (гугл-форма, программа Quizizz.com). Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Великие русские писатели» в 3 классе. Тип урока-открытие нового знания. Материал будет полезен учителям начальных классов.
Технологическая карта урока.
Дата проведения урока: 11.11.2021.
УМК: «Школа России».
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цель урока: ознакомление обучающихся с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» через организацию работы с текстом учебника, осознание значимости и возможности применения знаний в дальнейшей учебной деятельности и реальной жизни.
Задачи урока:
Дидактические:
- Актуализировать знания обучающихся о фактах биографии А.С. Пушкина через организацию фронтального опроса.
- Закрепить знания обучающихся об анализе произведения в процессе беседы.
- Тренировать навык чтения (осознанность, беглость) в процессе прочтения произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Развивающие:
- Развивать у обучающихся умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли посредством ответов на вопросы учителя.
- Развивать у обучающихся умение осуществлять анализ произведения в процессе работы над произведением.
- Развивать у обучающихся умение вести диалог с учителем посредством анализа произведения.
Воспитательная:
- Содействовать пониманию необходимости и значимости чтения произведения в собственной жизни.
Оборудование учителя: Интерактивная доска, презентация, учебник литературного чтения Л.Ф. Климанова 1 часть, стр. 92-102.
Оборудование обучающихся: учебник литературного чтения Л.Ф. Климанова 1 часть, стр. 92-102, карточка на этапе рефлексии, планшеты.
Планируемые результаты
Предметные:
- Обучающиеся повторили информацию о фактах биографии А.С. Пушкина через организацию фронтального опроса.
- Обучающиеся закрепили знания об анализе произведения в процессе беседы.
- У обучающихся натренирован навык чтения (осознанность, беглость) в процессе прочтения произведения Метапредметные:
- Обучающиеся демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли посредством ответов на вопросы учителя.
- Обучающиеся демонстрируют умение осуществлять анализ произведения в процессе работы.
- Обучающиеся демонстрируют умение вести диалог с учителем посредством анализа произведения.
Личностные:
- Обучающиеся демонстрируют понимание необходимости и значимости чтения произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» в собственной жизни.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Организационно-мотивационный этап | Подготовить обучающихся к восприятию информации. | Словесный-чтение стихотворения. | Приветствие. Мы сюда пришли учиться, -Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник литературного чтения, пенал, рабочий лист, лист самооценки. | Приветствую учителя. Слушают стихотворение. Проверяют готовность к уроку. | Ф | Презентация |
Этап актуализации знаний, целеполагание Предтекстовый этап. | Обеспечить осознание необходимости в новом знании, сформулировать задачи урока. | Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации | -Для того, чтобы узнать, произведение какого автора мы сегодня с вами будем читать и разбирать, взгляните на слайд и прочитайте отрывок. …Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… -Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? -Что вы уже знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина? -Вы уже догадались произведение какого автора мы сегодня будем читать? -С каким же произведением великого поэта мы с вами сегодня познакомимся? -Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся с еще одной его сказкой. Как называется сказка и о чем она, мы узнаем, когда посмотрим «Буктрейлер» к этой сказке. -Сформулируйте тему урока. -Составим план на урок с помощью слов-помощников. -Познакомимся… -Проанализируем… | Читают. -А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться, писать стихи. После окончания Лицея переехал в Петербург. Женился на Н. Гончаровой. Спустя 7 лет Пушкин, был смертельно ранен на дуэли и скончался. -Произведение А.С. Пушкина. Затрудняются. -А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". -Познакомимся с частью произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". -Проанализируем прочитанные эпизоды произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". | Ф | Презентация https://cloud.mail.ru/public/7NjP/bj5QGPaVy |
Этап открытия нового знания. Текстовый этап. | Построить новый способ действий. | Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения. | -Приступим к рассмотрению первого и второго пунктов плана. -Знакомясь с произведением мы параллельно будем его анализировать. Первичное восприятие текста -Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». -Для этого откройте свои учебники на странице 92. -Для того, чтобы узнать, о чем будет говориться в сказке, рассмотрите внимательно иллюстрации к данному произведению. Предположите, о чем пойдет речь? -Для того чтобы, проверить, правильно ли мы предположили, о чем будет сказка, прочитаем текст по цепочке. (Читают по частям) 1 часть -С какими героями мы познакомились в перовой части? -О чем мечтали сёстры? -Мечта какой из сестер полюбилась царю? -Найдите и прочитайте строки, где царь обращается к третей сестре. -Кем предложил быть царь первой и второй сестрице? -Как вы думаете, почему царь выбрал именно третью сестрицу? -Если бы вы были на месте царя, слова какой сестры приглянулись бы вам? 2 часть -Какие герои появляются в этой части? -Что сделали ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха? Найдите и прочитайте эти строчки. -Какой сын родился у царя? Найдите строчки, в которых это сказано и прочитайте. -Какой приказ дал царь гонцу? Найдите и прочитайте строчки, где это сказано. -Как вы думаете, почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха переняли гонца? -Как бы вы поступили на месте царя, получив такое известие? | Открывают учебники. -О царе Салтане. -3 сестрицы, царь. -Каждая из сестер мечтала стать царицей. -Царю полюбилась мечта третьей сестрицы. Читают. -Ткачихой и поварихой. -Царю нужен наследник. Отвечают. -Сестрица и царь обвенчались. Царица рожает мальчика, пока царь на войне. -Сватья баба Бабариха, гонец, младенец. Читают. Читают. -Они невзлюбили царицу, завидуют. Предполагают. | Ф | Учебник, презентация. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обеспечить первичное запоминание знаний и способов действий. | Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения. | 3 часть -Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте. -Вспомните, какой наказ действительно дал царь? -Почему бояре прочитали другой приказ? -Что все-таки сделали с царицей и ребенком? Найдите и прочитайте эти строки. -Как бы вы поступили на месте бояр, получив такой указ? 4 часть -Как понимаете фразу «рос не по дням, а по часам»? Где может такое происходить? -Чтобы проанализировать эту часть произведения, предлагаю вам пройти по ссылке, которую я вам отправила. Возьмите планшеты, пройдите по ссылке. -К кому за помощью обратился юноша? -Как вы думаете, почему волна ему помогла? -Помогли ли бы вы Царевичу? | Читают. -«Ждать царева возвращенья для законного решенья». -Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха подменили указ у гонца. Читают. Рассуждают -Очень быстро взрослел. Такое может происходить только в сказках. -Он обратился за помощью к волне. -Юноша говорил добрые слова волне, просил о помощи. | Ф | Учебник, презентация, планшет. https://forms.gle/i4HFZZPAAvveDmuD8 |
Включение в систему знаний и повторение | Повторить изученный способ действий. | Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения. | ФИЗКУЛЬМИНУТКА 5 часть -Кого спас юноша? А кого он убил? -Почему девица сказала, что сослужит ему потом? -Что бы ты сделал на месте царевича, спас бы девицу – лебедя? 6 часть -Как Лебедь отблагодарила юношу? -Кем стал юноша? 7 часть -С кем произошла первая встреча князя Гвидона? -Почему эта встреча доставила ему печаль? -Кто пообещал помочь Гвидону? -Зачем Лебедь обратила князя в комара? 8 часть -О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики? -Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой? -Почему комар рассердился? 9 часть -Почему корабельщики второй раз опечалили Гвидона? -В кого на этот раз Гвидона обратила царевна Лебедь? | Выполняют физкультминутку. -Юноша спас девицу-лебедя, а убил злого чародея, обращенного в коршуна. - Потому что за добро надо отвечать добром. Отвечают. -Она возвела на острове большой город. -Юноша стал князем этого города и получил имя Гвидон. -С корабельщиками, торговцами. -Потому что они плыли на его родину, в царство царя Салтана, а Гвидон скучал по отцу. -Ему пообещала помочь Лебедь. -Чтобы он мог полететь за кораблем и увидеть своего отца. -Что на пустынном острове появился чудный город. -Начали рассказывать царю о другом чуде: белочке. -Потому что сестры отговаривали Салтана ехать на остров. -Потому что они снова держали путь к царю Салтану. -Она превратила его в муху. | Ф | Учебник, презентация. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечить самостоятельную работу, с применением новых знаний и способов действий. | Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения. | Часть 10 -О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики? -Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой? -Почему муха рассердилась? -Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему? -Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры. -Какой это вид сказки. -Это произведение очень легко запоминается, так как написано в рифму. Каждый человек в своей жизни должен быть знаком с этим произведением. В сказке много чудес. Это всё волшебная Лебедь, которая на самом деле прекрасная царевна. И богатыри из моря, и сказочная белка, и сам город появившийся, и то, что царевич так быстро вырос! И то, что они выжили в бочке на море при шторме! | -Что на острове у князя Гвидона есть белка, которая поет песни и грызет орехи с золотой скорлупой и изумрудом вместо ядра. -Они рассказали о другом чуде: о 33 богатырях и Черноморе. -Муха рассердилась, потому что сестры снова отговорили Салтана плыть на остров. -Да, можем. В сказке рассказывается о том, чего не может быть на самом деле в жизни. -В сказке есть волшебство, превращения, повторение. -Волшебная, авторская. Внимательно слушают. | Ф | Учебник, презентация. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Послетекстовый этап. | Зафиксировать достижение поставленных целей. | Словесный-беседа. | – С каким произведением мы начали знакомство на уроке? -Рассмотрели ли мы все пункты плана? -Что послужило основой сюжета сказки? -Понравилась ли вам та часть произведения с которой мы познакомились? Ответ на этот вопрос мы с вами дадим в программе Quizizz.com на ваших планшетах. -Пришло время оценить свою работу. -На ваших партах лежат листы. Ваша задача: закончить предложения.
| -С произведением А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". -Да, познакомились и прочитали часть произведения. Открывают приложение, отвечают на вопрос. Дополняют предложения. | Ф | Планшеты, карточка с предложениями. https://quizizz.com/admin/quiz/618fa6c10863b9001db2c999 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.
Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...
Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...