Пути совершенствования техники чтения
статья по чтению

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_sovershenstvovaniya_tehniki_chteniya.docx43.37 КБ
Файл test_po_chteniyu_3.1.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет состояние чтения младших школьников.

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием  остаточных  внешних речедвижений. А их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети мало и неохотно читают?

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным  чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста. Владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению. Прочных навыков осмысленного чтения, элементарного  литературного и эстетического развития. Формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению можно сформулировать так.

Исходя из общей задачи развития личности ребенка. Начальная школа должна формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, учебными, речевыми), обладающего определенной начитанностью. Нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи обучения чтению:

-развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность.

-воспитывать средствами у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому.

-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения.

-обеспечивать полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

-научить работать с учебной и детской книгой.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции, оно формирует отношение ребенка к людям, к своей Родине, его идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как этот процесс будет осуществлен- целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, зависит каким станет читатель.

Программа по чтению для каждого класса отражает основные направления работы:

  1. Тематика чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приемов понимания прочитанного.
  4. Эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста.

Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться- способам действия с учебным материалом.

Глава 1. Резервы обучения чтению.

Результат работы начальных классов не устраивает учителей, работающих в пятом классе. Учащиеся переходят в пятый класс, где увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет материал осваивать. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

Выпускник начальной школы согласно требованиям к уровню сформированности навыка чтения должен владеть беглым, сознательным, правильным, выразительным чтением с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанным чтением про себя любого по объему и жанру текста.

Темы чтения - не меньше 80-90 слов в минуту, про «себя»- на 50 и более слов быстрее.

Но дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Естественно, что все их учесть невозможно: если в классе сидят 30 учеников и на каждого влияют 200 факторов, то для того чтобы все это учесть, надо собрать не менее шести тысяч единиц информации, удержать в памяти, обработать, найти зависимости, оценить тесноту связи между факторами и успеваемостью. Но и не следует оценивать действие всех факторов на успеваемость. Правда, есть утверждение, что в педагогике все важно. Но все важно в разной мере. Опираясь на мнение учителей, лаборатория В.Н. Зайцева отобрала более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость; затем ввела их в тесты, анкеты, протестировала, проанкетировала более двух тысяч учеников – и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения.

П.1. Зачем необходимо оптимальное чтение?

Изложенный выше довод, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, не единственный в пользу совершенствования техники чтения. Можно рассмотреть эту проблему в двух аспектах.

Аспект обучения.

Если ученик старших классов имеет низкую скорость чтения, то он обречен на низкую успеваемость. В 9-10 классах домашнее задание в среднем на один день составляют примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. При низкой скорости чтения ребенок очень много времени затрачивает на выполнение домашнего задания.

Допустим, ребенок читает 70 слов в минуту. Для того, чтобы прочитать домашнее задание один раз, он потратит примерно 93 минуту. Но вряд ли ребёнок за один раз поймёт, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум два раза прочитать, а это уже 196 минут или 3 часа только на чтение. Но ведь есть ещё и письменные работы и плюс 5 -6 часов, которые ребёнок провёл в школе. В общей сложности получается 10 часов. У ребёнка начинает преобладать психология троечника. Учиться хорошо на «4» и «5» - недостижимо. Значит, остаётся один вариант – тройка. Со временем ребёнок перестаёт выполнять домашнее задание. Это произошло потому, что он имеет низкую скорость чтения.

Аспект развития.

Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Успешно развивать мышление  можно, только опираясь на навыки. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ-ЭН – СУ, т.е, что элементарные умения (Э.У) надо довести вначале до автоматизма, до уровня навыка (ЭН), чтобы успешно включать в состав сложных умений (С.Ч). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? – до сих пор волнует многих педагогов. Существуют три точки зрения на необходимую скорость чтения учеников.

Первая точка зрения принадлежит Министерству общего и профессионального образования Р.Ф. В нормативах указано, что скорость чтения к концу начального обучения должна составлять 80-90 слов в минуту.

Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкарёвой, доценту Московского государственного педагогического института. Она рекомендовала: к концу начального обучения желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

И наконец, третья точка зрения. Она принадлежит видному педагогу В.А Сухомлинскому.  В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он пишет, что беглое, нормальное чтение – это чтение в теме 150-300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, т.е. 150 слов в минуту, то ни одна точка зрения с другой не совпадает.

Лаборатория Зайцева прибегла к простому рецепту, что «прав всегда потребитель». Педагоги из лаборатории Зайцева пришли в одну из школ и попросили журналы 6-8 классов. Выписали фамилии отличников в один список, фамилии хорошистов – в другой, троечников выписывать не стали. Попросили, чтобы им из архива школы дали журнал, который вёлся несколько лет назад, когда эти ученики занимались ещё в третьем классе, тот журнал, в котором регистрировалась скорость чтения учеников. Оказалось, что те, кто стали отличниками, имели в конце начального обучения скорость чтения в пределах 130 – 170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6-8 классах стали хорошистами, имели в конце начального обучения скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость  80-90 слов в минуту – приближённо. Такова закономерность. Это закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендацию В.А. Сухомлинского. Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы все его ученики были хорошистами, то он должен прислушаться к рекомендации Н.А. Лошкарёвой. А если он хочет, чтобы все его ученики стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить норматив Министерства образования. Такова логика – логика, продиктованная существованием закономерности.

В реальных условиях коллективы школ устроило бы такое положение, чтобы большая часть учеников занимались на «4». И для этого надо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Холерики говорят и читают быстро, а вот флегматики говорят медленнее и читают медленнее. Каковы здесь возможности? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120-150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но по данным Н.И.И. психологии, более 90% учеников являются холериками и сангвиниками. Флегматики и меланхолики составляют менее 105%, т.е. не более чем 3-4 человека в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?

П.2. За счёт каких факторов может быть улучшено качество чтения младших школьников.

Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путём многократного  перечитывания ( хотя это один из способов обучения), сколько за счёт овладения способами действия (как это имеет место в период обучения по «Букварю»), а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.

Ученик не только должен знать, какими умениями и навыками он должен владеть, но и знать те способы, которые он будет использовать. Надо научить ребёнка, как определять главную мысль, воссоздавать прочитанное, устанавливать последовательность изложения содержания.

Качество чтения улучшается также за счёт развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами.

Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего, научиться слушать чужое чтение, Воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. Поэтому, обучая чтению (технике чтения и пониманию), мы в то же время учим детей слушать чтение и использовать устную речь для переработки полученной информации, чтобы глубже осознать и использовать её. На уроках чтения формируются навыки и умения воспринимать письменную связную речь, поэтому речевое развитие является необходимым условием понимания текста. Многие речевые умения, такие, как определение темы, основной мысли текста, составление плана, разного вида пересказа, интонационные умения, связанные с усвоением читаемого, также становятся объектом обучения на уроках чтения.

Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Однако за три (четыре) года обучения развивается лишь начальная ступень синтетического чтения. По мнению известного психолога профессора Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение «про себя» складывается только на последующих ступенях развития чтения. Формирование навыка чтения проходит длительное развитие: Вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов.

Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребёнок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключаются в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребёнка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость,- изменение характера чтения в зависимости от цели. Различные качественные характеристики имеет чтение изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное. Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение. Изучающее чтение требует от ученика определённых технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100%.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, то есть о чтении «для себя», чтобы воспринять основной материал, содержащийся в тексте, и изучить его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребёнка (просмотровое, поисковое), но нам важно сформировать изучающее чтение в двух его формах – вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей,- это чёткое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющее в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение «про себя», молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует  о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось.

В современных условиях чтение «про себя» приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные  требования к объёму и способу восприятия информации.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем молчаливое. Чтение вслух, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читаемого. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных людей и тем самым совершенствованию и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух текста зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении молча психофизиологический механизм упрощается. Так как процесс ы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи её отсутствует. Зато за счёт ослабления эффективности и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, то есть формированию навыков параллельного мышления. Молчаливое чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучению чтения ещё не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения  «про себя».

Не отрицая необходимости овладения детьми молчаливым чтением, многие учителя отодвигают его на более поздние этапы, исходя из предположения, что оно спонтанно разовьётся впоследствии на базе приобретённого в начальной школе умения бегло читать вслух. Однако действительность опровергает эти предположения.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении молча у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышала результаты при чтении вслух (на 20-40 слов) и только у быстро читающих вслух она достигала 200-250 слов в минуту.

Многолетний опыт творческой лаборатории М.И. Омороковой показал возможность положительного решения овладения техникой молчаливого чтения в начальной школе. Это овладение должно происходить параллельно с обучением чтению вслух. При этом соотношении этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению вслух. Молчаливое чтение чередуется   при общем отношении примерно 70 и 30%.  На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50 к 50%. На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно измениться от 30% к 70% в пользу чтения «про себя» (выпускные классы начальной школы).

Глава 2. Пути совершенствования техники чтения.

Известно, что главной причиной низкой успеваемости детей в школе является плохое чтение. Если мы хотим добиться хороших результатов, то в первую очередь мы должны ребёнка научить читать хорошо.

В своей практике я использую рекомендации, которые давно уже известны. Главное, что они полезны и могут работать в любых условиях. При выполнении тренировочных упражнений важна не длительность, а частота. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

В своей работе по обучению детей оптимальному чтению я использую следующие упражнения: это упражнение на развитие чёткости произношения, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста, зрительные диктанты.

Развитие чёткости произношения – это упражнение, которое помогает развить речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок и чистоговорок. Например, при изучении буквы М «Мама мыла милу мылом» и чистоговорку: «Мы-мы-мы - долго ждали мы зимы. Ма-ма-ма  - наконец пришла зима. Ме-ме-ме – очень рады мы зиме». Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами включала и отработку сочетаний и согласных.

Начала с показа артикуляции основных гласных:  а, о, у, ы, и, э. Сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. После отработки произношения гласных включаю в работу сочетания гласных и согласных. Эти разминки на уроке провожу следующим образом: на доске записываю гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводилось и хором, и индивидуально.

Далее идёт тренировка учащихся на чтение различного рода сочетаний гласных, например: а о у и э, а и у о э; согласных ш-ж-с, б-п-к, ф-в-с; согласных и гласных: ще, ша, че, жи.

Затем гласные и согласные читались в словах и предложениях. Эти упражнения помогают избежать нечёткости произношения и монотонности. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки. Поэтому, это упражнение можно давать в качестве разминки перед чтением.    

Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и используется всеми учителями. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение пяти минут. При обычной методике и при большой наполняемости класса учитель не смог бы опросить за урок всех учеников. Поэтому, это упражнение очень эффективно, так как за это время каждый ученик потренируется в чтении.

Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на столе лежит детская книга. И любой урок – будь то математика, рисование или русский язык – начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, затем закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок. Получается, что 5 минут за урок, четыре урока в день, 5 дней в неделю, недельный тренаж равен 100 минутам. Если увеличилось время тренировки, то, несомненно, будет положительный результат.

Повышению скорости чтения способствует домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. Известно, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Некоторые дети не любят читать, то им необходим режим щадящего чтения. Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. В таком случае родителям можно порекомендовать, чтобы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа за один приём. Очень эффективными являются три упражнения из системы И.Т. Федоренко И.Г. Пальченко. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают все ученики, но вполголоса. Эту работу я провожу следующим образом. После того как новый рассказ прочитан мной и осознан, осмыслен детьми, я предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении одной минуты каждый из учеников помечает карандашом, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова помечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные  эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Но на третий раз меняется характер упражнения. В третьем чтении дети на этом же кусочке текста начинают упражнять артикуляционный аппарат. И для этого предназначено следующее упражнение – чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Это две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому повышает требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов должны чётко проговариваться учениками. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем останавливаю учеников и начинаю третье упражнение, предлагая детям, снова читать текс, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается чудо, по выражению И.Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Развитие техники тормозиться из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег»- 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Зрительные диктанты провожу следующим образом. На доске записываю шесть предложений одного из наборов и завешиваю листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т.е лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени стираю предложение и предлагаю ученикам записать его в тетради. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стёрто. Снова следует записать его в тетради. Если вижу, что дети вертятся и не запомнили, то этот набор надо повторить на следующий день. Только после того как все дети успевают запоминать текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу. При такой постановке дела дети читают заинтересованно, увлеченно.

Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. Ребята в дневнике отмечают дату проверки и количество слов в минуту. Сравниваем с результатами, полученными через неделю. Каждый ученик видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.

В 2000 году ко мне в первый класс пришли дети семи лет, которые не умели читать. Используя на уроках вышеописанные упражнения, мы в конце учебного года подошли к рубежу второго класса. Я считаю, что для нас это хороший результат. Помощь родителей ученикам и стимулирование учения – это важные составляющие успеха. Если ребёнок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

Перед детьми и родителями поставлена цель: достичь скорости чтения 120 слов в минуту.

«Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющий весь смысл детской жизни, мир детских радостей… Этот огонёк легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызывающим обиду или же равнодушие. Живительным воздухом для слабенького огонька знаний является только успех ребёнка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперёд, по крутой тропинке познания… Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды гаснет… ребёнок теряет веру в свои силы…становится настороженным, ощетинивается. Отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или ещё хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, сто ни к чему не имеет способностей»                                                                                                                                            

   В.А. Сухомлинский.

Реформа школы может идти сверху и снизу. На верхних этажах образования пересматривают задачи, программы, учебники. На нижних этажах коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению.



Предварительный просмотр:

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Прочитай текст.

      В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики брусники и кивал головками иван-чай. На краю поляны были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. 

      Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из кустов высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал – это медвежонок. Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал её сосать. И тут я услышал, что в малиннике сучья затрещали. Это, наверное, медведица медвежонка ищет.

    Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу вцепился, рычит и не пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом – медведице разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел! 

по Г. Снегирёву 

Выполни задания. Ставь Х в рядом с правильным ответом. 
1. О чём рассказывается в тексте? 

  • о том, как медведица учила медвежонка собирать малину 
  • о встрече человека и медвежонка 
  • о том, как растёт в тайге малина 
  • о лесном пожаре 

2. Где произошла встреча с медвежонком? 

  • в сосновом бору в зарослях малины 
  • в берёзовой роще на берегу реки 

3. В какое время года произошла эта встреча?

  • весной  □ летом  □  осенью  □  зимой 

4. Рассказчик убежал потому, что 

  • ему надоел медвежонок                 
  • испугался медведицы 
  • вспомнил, что потерял ружьё 
  • испугался, что медвежонок оборвёт все пуговицы 

5. Выбери правильное утверждение. 

  • Медведица напала на рассказчика. 
  • Медвежонок оказался очень любопытным. 
  • Медвежонок испугался и убежал. 
  • Рассказчик видел медведицу. 

6. Как ты понимаешь выражение «кивал головками иван-чай»? 

  • цветок наклонялся из стороны в сторону 
  • цветок звал человека 
  • цветок соглашался с происходящим 
  • цветок отцвёл и засох 

7. Укажи в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4. 

  • Медвежонок решил поиграть с человеком. 
  1. Рассказчик собирал малину. 
  • Медвежонок вышел на свист. 
  • Рассказчик испугался и убежал. 

8. Главным образом автор хотел 

  • описать внешний вид медвежонка
  • объяснить, как растёт малина 
  • описать таёжный лес  
  • рассказать о поведении  маленького медвежонка 

9. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? 

  • Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл. 
  • А у меня даже ружья нет! 
  • Медвежонок поиграть со мной захотел! 
  • Сел я на пенёк и стал тихонько посвистывать. 

10. Какое из названий наиболее всего подходит к истории, рассказанной автором? 

  • Заросли малины.                 □ Подаренная пуговица. 
  • Медвежонок.                 □ Медведица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования техники чтения

Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....

Статья «Пути совершенствования техники чтения»

В статье рассказывается о том, как добиться хороших результатов  по совершенствованию техники чтения....

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

Пути совершенствования техники чтения младших школьников

Ученые и педагоги-практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна....

"Пути совершенствования техники чтения"

Способы и приемы совершенствования техники чтения младшего школьника....

Доклад "Пути совершенствования техники чтения"

«Медленное чтение, неумение читать приводит иногда к тому, что ученик тем более тупеет, чем больше обучается… Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку», - утверждал В....

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"...