Формирование нравственных ценностей посредством творческих заданий на уроках литературного чтения.
статья по чтению (3 класс)

Бережнова Кюннэй Николаевна

Аннотация: Актуальность в том, что современному социуму остро необходима ясно выраженная система ценностных ориентиров, тем более подрастающему поколению, потому что ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. В младшем школьном возрасте при верном воспитании складываются основы будущей личности. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни непросто восполнить в дальнейшие годы. Вследствие этого главная роль в духовно-нравственном становлении общества отводится образованию.

Ключевые слова: нравственные ценности, творческие задания, литературное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей посредством творческих заданий на уроках литературного чтения.

To form moral values by means of creative tasks at the lessons of literature.

Аннотация: Актуальность в том, что современному социуму остро необходима ясно выраженная система ценностных ориентиров, тем более подрастающему поколению, потому что ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. В младшем школьном возрасте при верном воспитании складываются основы будущей личности. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни непросто восполнить в дальнейшие годы. Вследствие этого главная роль в духовно-нравственном становлении общества отводится образованию.

Ключевые слова: нравственные ценности, творческие задания, литературное чтение.

Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка – долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. Так снижение доверия к учителю и взрослому в целом как к источнику информации, обязывают обновлять содержание и формы воспитательной работы, направленные на формирование нравственных ценностей.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения была актуальна в обществе на любом этапе его развития. Сколько бы взрослые ни внушали ребенку, как ему следует жить и к кому относиться уважительно, до тех пор, пока ребенок не осознает эти ценности, пока они не станут личностными, результаты остаются недостаточными. Следовательно, ребёнку уже в младшем школьном возрасте необходимо помочь правильно сориентироваться в сложном социальном мире, а главное иметь свои сформированные нравственные ценности. [2]

Вопрос о необходимости формирования нравственных ценностей обозначен в требованиях ФГОС НОО. Программа воспитания учащихся младшей школы должна быть ориентирована на нравственное развитие, и достигаться это должно органичным сочетанием разных видов урочной и внеурочной деятельности через совместную работу учителей, воспитателей и родителей, а также представителей общества.

Определим трактовку мнения нравственности. Психолого-педагогическая лексика гласит: нравственность - это совокупность норм и правил, регулирующих дела людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [1]

 Б. Т. Лихачев считает, что нравственность конкретного человека есть «освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести».

Категории этики ― это основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали. Они являются не только теоретическими конструкциями, но и тем, что образует формальный аппарат теории, и в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Нравственные категории ― это понятия морали, имеющие всеобщий характер, которые охватывают не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими. Сюда относятся такие категории, как долг и честь, добро и справедливость, достоинство и счастье и др.[3]

Нравственный человек - это, прежде всего, подлинно мыслящий человек, способный самостоятельно гармонично связать разнообразные и противоречивые актуальные эмоции.

При изучении нравственных понятий следует рассмотреть нормативно оценочный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания. Традиционные этические категории подразумевают элементы идеально предписываемого характера, разъяснения того, как должен представлять себе человек добро и зло, долг, совесть, счастье, достоинство, смысл жизни и как способы помогают достичь их в практическом нравственном поведении.

 Индивидуальность нравственного воспитания как психологической категории произведено в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического навыка, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. Но сами по себе ценности в отрыве от жизни имеют все шансы быть всего лишь пустой теорией, не прочувствованной и не подкрепленной житейским опытом. К примеру школьник может понимать, что стариков обижать нельзя. Но поскольку он это еще не прочувствовал, не пропустил через свой внутренний мир - возникают конфликты с близкими, которые могут продолжаться, вопреки многочисленным наказаниям. Ценности школьника, пока они не стали его собственными, навязаны снаружи.[2]

Методом неизменного нравственного выбора меж истиной и обманом, добром и злом, сочувствием и беспощадностью, любовью и ненавистью, долгом и желанием складывается культурное ядро личности.

Совесть и долг. Человек сильно связан с обществом и не может быть достаточно свободным отдельно от него, поэтому в меру зависимости от своей социальной сущности он имеет несомненные обязанности перед обществом: их осмысление, принятие и прочувствованные формируют основу нравственного долга. Чувство долга оказывает сильно влияние на поведение и деятельность людей, повествует о том, что нравственные мотивы поведения одной личности обусловлены требованиями общественной морали. Ввиду этого, долг воспринимается не как аскетизм, самоотречение или отказ от земных благ, а как ощущение собственной общественной полезности. [1]

Требования долга являются самоценными, человек выполняет их бескорыстно, отдельно от внешних норм, указывая на преимущество по отношению к собственным страстям, потребностям и всему тому, что дает возможность сказать о долге как внутренней потребности человека.

Учащийся преодолевает актуальные противоречия и становится личностью. Вот почему формированию моральных свойств надлежит уделяться особое внимание. Как раз они, по мнению многих известных педагогов, определяют высочайшие принципы человеческой жизни, регулируют его поведение и деятельность. Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания (эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому). Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Л. С. Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки.[3]

В данном возрасте у множества детей мало развиты нравственные представления, нет осознанности общепринятых норм поведения и собственной ответственности; не сформировано умение воспринимать как самостоятельную ценность другого человека. Общение нередко поверхностно и ограничивается дежурными фразами, но в соответствии с этапами развития к начальной школе ребёнок должен быть позитивно настроен к миру, иным людям и самому себе, иметь чувство собственного достоинства; ладить с другими ребятами и взрослыми, уметь договариваться. Но на деле этого не происходит или происходит только после замечаний взрослого. Решение данной проблемы лежит в психолого-педагогической работе с ребенком, одна из задач которой плавно подвести ребенка к мысли о том, что другие люди столь же ценны, сколько и он сам. [1]

В психолого-педагогической литературе обозначается, что на составление моральных ценностных ориентаций значимо влияют три компонента: знания, эмоции и воля. На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах .

Проявление эмоций, особое эмоциональное состояние способны не только вызвать достаточно сильное переживание, но и стать побудительной силой действий, определяющей мотивацию поведения человека. Как результат изменение внутреннего мира человека.

Третий элемент развития ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила, воля. Они дают возможность личности противостоять чуждым для нее формам поведения.[3]

Основные критерии сформированности нравственных ценностей школьников были выделены Г. П. Ивановой и М. В. Курановой. К ним относятся: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный и поведенческий.

Второе условие выражается в том, что младшие школьники научатся обсуждать (анализировать) свои поступки и поступки своих сверстников (оценочно-эмоциональный критерий).

Третье условие подразумевает, что у учащихся станут формироваться моральные мотивы, которые руководят нравственными действиями человека, побуждают его размышлять, анализировать, давать оценку ситуации (мотивационный критерий). При этом важно развитие положительной мотивации учащегося к деятельности, так как благодаря ей ребенок сам жаждет быть прототипом нравственного поведения.

Четвертое условие состоит в том, что нравственные принципы будут закреплены в поведении ребенка (поведенческий критерий). [1]

Выявления уровня сформированности нравственных ценностей младших школьников осуществлялось с помощью практических заданий. Для определения уровня сформированности нравственных ценностей мы использовали  анкетирование «Диагностика уровня принятия или непринятия нравственных ценностей» Н.Е.Богуславской.

Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования.

Анкетирование «Диагностика уровня принятия или непринятия нравственных ценностей» Н.Е.Богуславской

Цель: – выявить уровень сформированности нравственных ценностей учащихся.

Результаты констатирующего этапа выявили такой результат. Ниже среднего: 2 учащихся имеют ниже среднего принятия нравственных ценностей, так как имеют баллы от 16-23. Средний уровень: 3 учащихся имеют средний уровень принятия нравственных ценностей, так как имеют баллы от 24-33. Высокий уровень: у учащихся не выявлено.

Кроме этого мы использовали авторская методику «Ситуации» Л.В.Петрова, О.Н.Кузнецова. Полученные данные свидетельствует о том, что уровень сформированности нравственных ценностей у учащихся контрольной группы находится на среднем уровне 60%, а у учащихся экспериментально группы преобладает ниже средний уровень 40%.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа (пробное обуение), состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования показала, что система творческих заданий для формирования нравственных ценностей имеет свою практическую значимость.

Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на констатирующем этапе - обучающихся с высоким уровнем: 1 (20%) обучающихся со средним уровнем: 2 (40%) ,обучающихся с низким уровнем: 2 (40%). В результате работы на формирующем этапе показатели формирования нравственных ценностей составили: низкий уровень снизился до 0%, средний уровень 60%, высокий уровень 40% учащихся.

В наблюдении за учащимися было выяснено, что в начале (в констатирующем этапе) испытывали трудности. Но в процессе экспериментальной работы сформированности нравственных ценностей улучшились.

Список литературы

  1. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. М.: Социум, 2001.-100с.
  2. Михайлова Е.В. «Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников. атвореф. дис. канд.пед.наук. М., 2007
  3. Холдокова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г.Холдокова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания на уроках литературного чтения

Материал содержит задания к урокам чтения во 2 классе  школа "2100"...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятель­ность, сотрудничество ...

Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"

Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"...

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:– умение выходить за пределы собстве...