Внеурочное занятие "Русские богатыри"
план-конспект занятия по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Разработка внеурочного мероприятия "Русские богатыри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya.doc | 92.5 КБ |
teksty_pro_bogatyrey.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс: «В мире книг»
Тема урока: «Защитники Отечества. Герои былин и сказаний»».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологическая карта занятия
Педагогическая цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях-Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Цель для учащихся: показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру былины.
Личностные УУД: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации, поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.
Метапредметные УУД.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) | Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. А сейчас предлагаю вам посмотреть одну сказочку Видео мультик | Приветствуют гостей. Слушают учителя | Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II. Актуализация знаний (4-5 мин) | - Кто догадался, о ком пойдет речь на нашем занятии? - Кто такие богатыри? Слайд 3 - Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской, Отечества, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. – В какие времена они жили? – А есть ли они сейчас? Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный. А что означает слово Отечество? - Каких русских богатырей вы знаете или слышали? -А других богатырей знаете? - Где слышали имена этих богатырей? -Святогор, Садко, Микула Селянинович. А что такое былины? Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях. Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось. На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа. Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголы, половцы, печенеги. В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились. | О богатырях -Храбрые, сильные воины, которые защищали свою Родину Предположения учащихся Родина, Русь - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Мнения детей В былинах, сказках Это то что было на самом деле. | Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения, 2. Рассуждать, доказывать свою позицию. Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
III.Формулирование темы и целей урока (5 мин) | -Хотелось бы вам узнать о богатырях побольше? – Назовите тему нашего урока. Слайд 4 «Защитники отечества. Герои былин и сказаний» – Какова цель нашего занятия? | Предположения детей -Узнать о защитниках отечества, богатырях | Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения. 2. Рассуждать, доказывать свою позицию Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3.Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты Регулятивные УУД 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2.Проговаривать последовательность действий на уроке. |
IV. Открытие новых знаний | Работа с иллюстрацией. Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен? Как изображены богатыри? Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом даже и пословицы говорят. Если по-русски скроен, и один в поле воин. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. А какими качествами обладали Богатыри? Сейчас я вам предлагаю поработать с текстами и заполнить таблицы. Текст читайте внимательно. | -на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец). Смелость, ловкость храбрость Выполняют работу. | Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения, 2. Рассуждать, доказывать свою позицию Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД 1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 2.Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа. 2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4.Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
V.Закрепление полученных знаний. Организовать деятельность по изучению экипировки богатырей | – Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую. – А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга), (меч, копье,булава, лук со стрелами в колчане) Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. – Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. ( Слайд) – Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в игру “Одень богатыря” | Работа в группе Ответы учащихся | Познавательные УУД 1. Извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 3.Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа. 2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4.Воспитание здорового образа жизни. 5. Эстетическое воспитание. |
Физминутка (1 мин.) | Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И направо, и еще Через левое плечо Буквой «л» расставим ноги Точно в танце - руки в боки Наклонились влево, вправо Получается на славу! | руки в стороны ладонь к глазам ноги на ширине плеч поворот вправо поворот влево поворот вправо поворот вправо наклоны вправо, влево | |
3 Отработка коммуникативных навыков | Ребята, а вы знаете, чем занимались богатыри в свободное время от боевых походов? Сейчас я вам тоже предлагаю помериться вашей богатырской силой. Конкурс «Свою ловкость покажи – что ты ловкий докажи!» (слайд №) «Верховая езда» Оседлать шарик, преодолеть дистанцию, прибежать обратно, передать другому. (У ребят воздушные шары). Я: В ловкости богатырской посостязались, теперь силушкой померяемся. Идём по жёлтой дорожке. Были такие богатыри на Руси – из камня воду выжать могли. А покажите-ка вы нам силушку свою. Конкурс 5 «Мы богатыри!» Приглашаем самого сильного от каждой дружины. Из лимона выжать сок. Кто больше? (Участники выжимают сок в стакан). Я: Хоть и говорят в народе: «Сила есть – ума не надо», да другие пословицы гласят: «С умом больше сделаешь, чем одной силой», «Где не возьмёшь топором, там возьмёшь смекалкой». А вот вам и задание. Знает каждый, что богатырь – не богатырь, коль нет у него доспехов. Добыть вам надобно шлем да меч, одеться, да на люди показаться. А мы уж посмотрим. Конкурс 6 «Нас хоть и маловато, но ума палата!» (слайд № ) Каждой команде предоставляется ватман, ножницы, степлер. Смастерить доспехи (шлем, меч и др). | Отдыхали, подготавливали свое оружие. Мерились богатырской силой, перетягивали канат | Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Учиться работать в паре, группе; Личностные результаты 1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа. 2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (3-5 мин) | – Что мы делали? - Вспомните цель, которую ставили в начале урока. – Кто такие богатыри? Что они защищали? Слушайте внимательно, отвечайте только «да» или «нет». Оцените свою работу и работу группы Слайд 8 -Давайте вернемся к «Лестнице успеха». Поставьте себя соответствующую ступеньку: 1. Ничего нового не узнал 2. Было не интересно и не понятно 3. Узнал много нового и могу рассказать об этом другим. | Читали текст, заполняли таблицу, одевали богатырей. выказывали своё отношение к героям. - оценивают себя - показывают смайлики | Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения, 2. Пересказывать текст подробно и выборочно Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные 1. Учиться работать в паре, группе; 2. Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты |
10. Д/З. (по желанию) (1 мин) | Слайд 10 1. Составить синквейн 2. Нарисовать богатыря |
Предварительный просмотр:
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом.
Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Под камнем он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи.
С этого момента и начинается богатырская жизнь Ильи Муромца, его подвиги имеют место быть во множестве былин и сказаний. Самой главной историей из жизни Ильи является битва с соловьём-разбойником. С какого-то времени Илья начинает служить в Киеве, неоднократно спасая его от разбойников и других напастей, совершая невероятные по своей отваге подвиги.
Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Добрыня Никитич родом из Рязани. В богатырской дружине Добрыня следует сразу за Ильёй Муромцем, он — его правая рука. Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание. «На речах разумный», «с гостями почестивый», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин, искусный стрелок.
Подвиги
Судьба этого русского героя начинается с победы над змеем Горынычем. По поручению князя он едет на жестокий бой со змеем, по пути его одолевают маленькие змеёныши, но Добрыня выполняет приказ Владимира и вызволяет из драконьих пещер заключенных князей и девиц.
АЛЕША ПОПОВИЧ
Алеша Попович — родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке.
Алёша Попович всегда представляется молодым, храбрым и безрассудным воином. Его отличает не только сила . Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие.
В былине «Алеша Попович и Тугарин змей », Алеша защищает честь княжьей семьи. Он бросает вызов Тугарину Змеевичу. В битве Алеша одерживает победу за счёт своей хитрости. Он использует отвлекающий маневр и побеждает его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по лит.чтению "Сказочные богатыри" 2 кл.
Урок составлен по технологии формирования типа правильной читательской деятельности по программе "Школа 2100"...
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Этот урок литературного чтения я проводила во втором классе на городском уровне и получила много лестных отзывов. Данный урок сопровожден интерактивной мультимедийной презентацией. Итог подводитс...
Внеклассное мероприятие совместно с родителями "Богатыри России"
Данное мероприятие направлено на формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникат...
Урок литературного чтения по теме:" Как боролся русский богатырь".
Урок литературного чтения в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века"....
Сценарий открытого мероприятия (Внеурочная деятельность «Здоровье и безопасность»)«Как богатыри правила дорожного движения изучали»
Разработка открытого мероприятия по правилам дорожного движения - литературно-музыкальная композиция с использованием сказачного сюжета....
Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал».
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК Занкова....
Внеурочное занятие по военно-патриотическому направлению "Полна богатырями земля русская"
Цель: формировать у детей знания о героях былинного фольклора - русских богатырях.Задачи: - расширить представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях ...