"Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери«Маленький принц»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели урока:
способствовать организации деятельности учащихся по анализу текста;
развивать творческие способности и мыслительные процессы;
содействовать развитию умения ценить красоту человеческих отношений.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные УУД:
- учить анализировать жанр произведения и давать характеристику героям сказки, делать выводы,
- показать взаимосвязь музыки и литературы, взаимопроникновение двух видов искусства.
Коммуникативные УУД
- формирование культуры общения (умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения; способности критично относиться к собственным ошибкам; способности тактично оценивать ответы одноклассников);
- развивать речь, умение работать в паре, навыки выразительного осмысленного чтения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска магнитная, изображение звездного неба, звезды – афоризмы, звезды для поощрения ответов, карточки – понятия, разрезные карточки для групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери«Маленький принц»
Форма урока : урок – размышление
Учитель: Кабанова А.С.
Цели урока:
способствовать организации деятельности учащихся по анализу текста;
развивать творческие способности и мыслительные процессы;
содействовать развитию умения ценить красоту человеческих отношений.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные УУД:
- учить анализировать жанр произведения и давать характеристику героям сказки, делать выводы,
- показать взаимосвязь музыки и литературы, взаимопроникновение двух видов искусства.
Коммуникативные УУД
- формирование культуры общения (умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения; способности критично относиться к собственным ошибкам; способности тактично оценивать ответы одноклассников);
- развивать речь, умение работать в паре, навыки выразительного осмысленного чтения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска магнитная, изображение звездного неба, звезды – афоризмы, звезды для поощрения ответов, карточки – понятия, разрезные карточки для групповой работы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока.
Заранее подготовленные дети поют песню «Маленький принц»
Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.
Ветреным вечером смолкнут крики птиц,
Звездный замечу я, свет из-под ресниц,
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.
Учитель:
- Ребята, а вы любите смотреть на звездное небо?
-О чем вы думаете, когда смотрите на него?
-А никогда вы не задумывались над тем, что где – то там, далеко, на одной из маленьких бесчисленных астероидов – планет живет Маленький принц, герой сказки, отрывки из которой вы прочитали на предыдущих уроках?
-Как вы думаете, случайно он появился на нашей планете?
-Для чего он пришел к нам?
Давайте прочитаем вступительное слово авторов учебника к сказке и ответим на этот вопрос. (с. 91)
-Значит, Маленький принц появился на нашей земле для того, чтобы понять истину.
-Но для начала разберемся, что такое истина. Это новое слово, которое обогатит ваш словарный запас. (Слово вывешивается на доске.)
Дома вы должны были в словаре найти лексическое значение этого слова.
ИСТИНА, -ы, ж. 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением). * На путь истины направить (наставить) кого - на правильный путь, к правильным действиям. Святая истина (книжн.) - непререкаемое положение, утверждение.
Каким синонимом мы можем заменить слово истина? (правда)
Только ли об одной истине мы здесь узнаем? Нет,
Тема на слайде: «Уроки истины в сказке Антуана деСент- Экзюпери «Маленький принц» (Слайд 1)
3.Работа с текстом.
-Но для начала вспомним, откуда появился Маленький принц?
-Где он жил?
-Как ему жилось на своей планете?
(Слайд 2)
- Об этом мы можем прочитать в книге «Маленький принц» в самых первых главах. Я советую прочитать вам всю книгу, (показываю ее) а сейчас просто расскажу вам, что планета Маленького принца называлась «астероид Б-612» , она была чуть больше его самого.
АСТЕРОИД Малая планета (с диаметром от 1 до 1000 км). Пояс астероидов (орбиты малых планет, проходящие между орбитами Марса и Юпитера).
- Долгое время у него было лишь одно развлечение: любоваться закатом. На его маленькой планете ему было надо просто передвинуть стул на несколько шагов, чтобы снова увидеть закат солнца. Однажды ему было так грустно, что он любовался закатом 43 раза!
- Можем мы сказать, что Маленький принц только грустил, ничего не делая на своей планете?
- А чем он там еще занимался? (Слайд 4)
- Приводил свою планету в порядок.
Он так и говорил: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
- Как вы думаете, необходим этот призыв нам, для нашей планеты?
(Экологические проблемы)
-Итак, это первая истина, открытая нам Маленьким принцем.
-А как решал экологические проблемы на своей планете маленький принц, с чем он боролся на ней? ( Боролся с баобабами)
-Назовите лексическое значение слова баобаб.
БАОБАБ, Тропическое дерево с очень толстым стволом.
- Чем так грозили его планете баобабы? (Слайд 5)
Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.
4.Погружение в проблему.
- Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель. Закройте глаза. Представьте, что вы – это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?
Вывод: Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить. Чтобы нести в себе свет и добро, душа обязана трудиться. Как? (Экология души)
5.Выборочное чтение.
- Но вдруг на планете Маленького принца появляется прекрасное создание. Как он ждал это чудо? С какими чувствами? Найдите слова в тексте, которые нам об этом говорят. С волнением, предчувствием чего – то необыкновенного, нетерпением.
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? ( Он боялся плохого…)Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот, наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
6. Работа парами.
(Слайд 6) И вот цветок появился! Прочитайте диалог между Маленьким принцем и розой, только появившейся на свет. Передайте характер цветка.
И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:
— Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…
Маленький принц не мог сдержать восторга:
— Как вы прекрасны!
— Да, правда? — был тихий ответ. — И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!
А она вскоре заметила:
— Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…
Составление сравнительной характеристики героев. Работа в группах.
После прочтения вопрос: Какой характер был у Розы? (На слайде – какой трудный характер у этого цветка!) А какой – у Принца? Давайте составим с вами сравнительную характеристику героев. Работать будем по группам.
Перед вами на столе различные слова. Найдите среди них те, которые относятся к характеру розы и принца. Будьте внимательны! Некоторые слова будут лишними.
На столах слова: кокетлива, привязан, капризна, заботлив, обидчива, терпелив, горда, обижен, нескромная, несчастный, виноватый, храбрый, ВЕСЕЛЫЙ, ЗЛОЙ)
РОЗА ПРИНЦ
КОКЕТЛИВА ПРИВЯЗАН
КАПРИЗНА ЗАБОТЛИВ
ОБИДЧИВА ТЕРПЕЛИВ
ГОРДА ОБИЖЕН
НЕСКРОМНАЯ НЕСЧАСТНЫЙ
ХРАБРЫЙ ВИНОВАТЫЙ
7.Проверка.
- Прочитайте слова, которые относятся к характеру Розы. Принца. Какие слова оказались лишними? Посмотрите, пожалуйста, на слайд и проверьте себя.
- Чем же закончились отношения Розы и Маленького принца? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его.
«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным»
- Ребята, а почему он почувствовал себя несчастным?
8.Работа с пословицей.
- Как вы думаете, понял ли Маленький принц, что Роза любит его и все ее капризы – лишь уловки для того, чтобы привлечь к себе внимание? Какие слова самого принца говорят об этом?
И еще он признался:
— Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Здесь звучит русская пословица, произнесенная на французский лад. Прочитайте ее в тексте.
Итак, следующий урок истины, познанной нами в сказке : «Надо было судить не по словам, а по делам».
Как она произносится у русского народа: «Суди о человеке не по его словам, а по его делам» Как вы понимаете эту пословицу?
Можем мы сказать, что это вторая истина, которую открыл нам Маленький принц в сказке?
9. Инсценирование сцены прощания Розы и принца.
Итак, Маленький принц решил покинуть свою красавицу Розу. Давайте посмотрим сцену прощания, которую подготовили нам ребята.
— Прощайте, — сказал он.
Красавица не ответила.
— Прощайте, — повторил Маленький принц.
Она кашлянула. Но не от простуды.
— Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?
— Да, да, я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
— Но ветер…
— Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я — цветок.
— Но звери, насекомые…
— Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
— Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…
- Скажите, зачем он покинул цветок? (он отдавал ей всю свою нежность, а она измучила его своими капризами; чтобы постранствовать и поучиться чему – нибудь, найти друга)
10. Итак, принц попадает на землю и что же там он видит? В чем разочаровывается? ( Он видит там множество таких роз)
Давайте прочитаем вопрос №5 в учебнике и ответим на него. Ответ на вопрос 5, с 107 (Чем огорчила Маленького принца встреча с розами на Земле?Прав ли он был?)
И что же увидел Маленький принц на земле, отчего так разочаровался?
Давайте прочитаем об этом. (с 99 последний абзац)
А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»
Он лег в траву и заплакал »
Почему Маленький принц заплакал? «Прав ли он был?» - спрашивают нас авторы учебника. Что мы ответим им?
11. Уроки мудрости Лиса.
Достаю розу. Я принесла на урок вам сегодня подарок. Это цветок. Какой? Правильно, роза. Их много на этой земле. Можем мы сказать, что таких цветов миллионы на нашей земле?
А как можно сделать его единственным для вас? Ухаживать, заботиться, разговаривать с ним, доверять ему все свои мысли, или по – другому – как? Приручить.
Кто открыл эту истину Маленькому принцу ? (Лис)
– Почему в русских сказках героиня – лиса, а у Экзюпери – Лис? Символом чего является Лис? (Лиса в русских сказках – хитрая, коварная. Лис – напротив, символ мудрости. Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью.)
–Какие же секреты, истины открывает Маленькому принцу мудрый Лис? Эти секреты вы должны были выписать в свою тетрадь. Как называются эти мудрые изречения? ( Правильно, афоризмы)
12. Работа с афоризмами
Дайте определение слова афоризм.
«Афоризм - Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение» То есть это не просто выразительная мысль, а мысль, которая позволяет сделать для себя какие – то выводы. Можем мы сказать, что афоризм и пословица – это слова – синонимы?
Давайте прочитаем эти афоризмы по мере их появления в тексте.
«На Земле чего только не бывает!»
«Нет в мире совершенства!»
«Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится!»
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь»;
«Слова только мешают понимать друг друга»
« Я узнаю цену счастью!»
«Нужно соблюдать обряды!»
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;
Какой из этих афоризмом является, на ваш взгляд, самым важным?
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
– Что значит приручить?
В словаре Ожегова это слово объясняют так:
« ПРИРУЧИТЬ- Приучить к человеку, сделать ручным, послушным»
В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным».
А как Мудрый Лис объясняет значение этого слова Маленькому принцу? Найдите отрывок, где Маленький принц задает Лису этот вопрос и Лис отвечает ему.
«Приручить» – создать узы (так говорил Лис)
– А можно ли увидеть эти узы? Как объясняет это Лис? Что значит создать узы?
— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
И тут Маленький принц понимает очень важную истину:
— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза… наверно, она меня приручила…
Смотрите, ребята, вдалеке от Розы Маленький принц понимает как она, оказывается, ему дорога! Он начинает понимать, что его роза – не одна из миллионов роз, а единственная!
И когда он еще раз пришел посмотреть на розы, растущие в саду, он говорит совсем уже другие слова! Прочитайте их.
13. Чтение отрывка наизусть
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
- Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, частичку себя. Он приручил её и теперь за нее в ответе.
- Итак, ребята, Маленький принц подсказывает вам, что нужно сделать для того, чтобы вот эта роза, которую я вам сейчас принесла в класс, стала единственной в мире!
- Я хочу подарить вам эту розу и хочу, чтобы вы ее полюбили всей душой, и она стала для вас единственной в мире. То есть хочу, чтобы вы ее полюбили и приручили.
Но что мы должны помнить очень важное, когда приручаем кого – нибудь? ( Что мы всегда в ответе за тех, кого приручили)
– За кого в ответе Маленький принц? (За Розу, за планету...).
–Почему? (Без него они погибнут!)
-А вы за кого в ответе? ( Родителей, друзей, домашних животных и теперь за эту розу)
14. Домашнее задание.
– Итак, какие уроки истины открыл для себя и для нас Маленький принц во время путешествия?
Какие из них показались и вам самыми важными
А домашнее задание будет для вас такое: я предлагаю на нашем звездном небе взять любую звезду, на которой написан афоризм и написать маленькое сочинение – размышление, заголовком которого станет этот афоризм.
– Нужны ли нам в нашем XXI веке уроки истины, которые мы узнали в сказке « Маленький принц»?
– Что же оказывается по-настоящему ценным на Земле? (Любовь, дружба, верность)
Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы не забудете заветов Мудрого Лиса и заповедей Маленького принца.
Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречён на гибель.
10. Заключительное слово учителя.
Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». И сегодня, выйдя на улицу вечером, взгляните на звездное небо, улыбнитесь и мысленно обратитесь к Маленькому принцу, который непременно слышит вас со своей крохотной планеты. А слова свои никому не говорите. Пусть это будет вашей тайной- только вашей( вас и Маленького принца)
Послушайте, как сказал об этом Маленький принц:
«— Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!»
Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз.М. Таривердиева).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц»
Философия Экзюпери безгранична, как вселеннаяю. А каждое новое прочтение этого произведения открывает для нас взрослых , что-то новое и неизведанное. Для детей моего класса это первое знак...
Тест по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
2 класс. Образовательная система "Школа 2100"...
«Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»
внеурочное занятие...
открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России
конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....
Уроки нравственности на основе сказки Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц"
Добрый день! Меня зовут Татьяна. Тридцать лет я работаю учителем начальных классов. У меня есть с кем общаться, и я не нуждаюсь в чьей-либо оценке, но вот появилась возможность поделиться некоторым оп...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц».
Цели урокаобразовательные:· организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке "тайны особого зрения"; в осознании и осмысл...
Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».
Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....