Для этого нам предстоит потрудиться. Во время чтения отметьте, какие черты сказки встречаются в произведении «Серебряное копытце»? Докажите свой выбор. Волшебные предметы Волшебные герои Волшебный помощник Главный герой младший Главный герой сирота, одинокий. Волшебные числа Главный герой проходит испытания События могут произойти на самом деле События связаны одним сюжетом Герои реальные Чтение произведения - В тексте нам встретится много незнакомых слов.
СИРОТКА- человек, лишившийся единственного или обоих родителей БАРСКАЯ РУКОДЁЛЬНЯ — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье). Для того, чтобы понять в чем особенность писателя, мы должны провести исследовательскую работу с текстом Прочитайте текст. Стр180 -Прочитайте далее текст по карточке 1 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя. 1 карточка - Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы растить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить –то стану? Потом подумал-подумал и говорит: -Знавал я Григория, да жену его тоже. Оба веселые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму ее. Только пойдет ли?
-Читаем далее. ВЗЪЕСТЬСЯ - невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить. ГОЛБЧИК— приступка для всхода на печь. Стр.182 - Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут? -Да так, отвечает, -само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
ПОЖИТКИ — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.183 ПОХЛЁБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Стр.183 Прочитайте далее текст по карточке 2 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.2 2 группа Прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.с.185 - Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой. - А как же - спрашивает Даренка, - зимой-то в лесу ночевать станешь? -Там,- отвечает, - у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там. Даренка опять спрашивает: - Серебряное копытце в той же стороне пасется? - Кто его знает. Может и там. Даренка тут и давай проситься: - Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет,- я и погляжу. Балаган- Временная деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ. Стр.185 НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко. ПОСОБНИК- помощник в делах. ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ — широкие, пологие овраги, покрытые травой. СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.
Прочитайте далее текст по карточке 3 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя. Стр.188 3 группа Прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя. Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит - Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит – по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела- это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.
Прочитайте далее текст по карточке 4 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя. Стр.189 4 группа Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той. Где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и подумает: «Не козел ли тот вчерашний прибежал?»До того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел- тут, совсем близко.
Вывод: Писатель пишет своим особенным языком (2. Особенности языка автора)
- Давайте еще раз насладимся напевным, особенным языком Павла БАЖОВА И концовку произведения послушаем. Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику нас. 180-191.) - Хризолит – хрупкий но в то же время крепкий минерал , который относится к ценным разновидностям камней.
- Ваши впечатления от услышанного?
-В каком жанре написано произведение «Серебряное копытце»? - Что такое сказка? (Сказка — это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.)
- - Какие черты сказки встречаются в произведении? отметить
– Какие реальные события происходят в сказе? - Что такое рассказ? (Рассказ — это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события.)
- Подберите однокоренные слова. ( рассказ - сказка — сказочник — рассказывать — присказка — подсказка.)
- Какой у них общий корень (сказ)
- Как вы объясните слово «сказ»? Можете воспользоваться словарем. (Сказ — это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например сказы «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова)
Получается, что в сказе П. Бажова «Серебряное копытце» сочетаются жанры сказки и рассказа. вывод: «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. (на доске появляется табличка 2 СКАЗ.) Ровно встали, Тихо сели, Головами повертели, Сладко – сладко потянулись, И друг другу улыбнулись. Рот закрыли на замок, Продолжается урок.
А о характерах героев мы поговорим на следующем уроке. на доске появляется 3 табличка «Характеры героев»
И сейчас мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас, читателей и что нравится в людях Бажову. – Закройте глаза и, слушая музыку Петра Чайковского, представьте главных героев. (Звучит музыка Петра Чайковского из цикла «Времена года») Учитель (шепотом): – Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно. – Давайте охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах. 1-я группа – даст характеристику Дарёнке по плану в таблице. (карточка - план) 2-я группа – даст характеристику Коковане по плану (карточка-план) - 3-я группа – прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения
- 4-я группа – прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения
Проверка работы в группах – Давайте прочитаем эти характеристики. – Что общего вы заметили в их описании? (Одинокие, ценят красоту, любят природу) – Таким образом, ребята, какие черты характеров героев важны для писателя? (доброта, щедрость, трудолюбие). - Вывод: П.Бажов подчеркивал важность доброту, трудолюбие, щедрость, любовь к природе в человеке(на доске табличка «Характеры героев»)
– Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?
Послушаем ребят 3 группы. - Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения. Объясни ее смысл. 1.Семь раз отмерь – один раз отрежь. 2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. 3. Родина – мать, умей за нее постоять. – Какую пословицу вы выбрали? Предоставляем слово 4 группе: 1.Жизнь дана на добрые дела 2. В гостях хорошо, а дома лучше. 3. Один в поле не воин. Вывод:– Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть добрее, мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами. ВЫВОД УРОКА: Вернемся к цели нашего урока. Я думаю, что после нашей работы вы можете сделать вывод и определить в чем же заключается творческий почерк писателя Павла Бажова. Произведение «Серебряное копытце» написано в особом жанре сказа, в котором сочетаются черты сказки и рассказа. Язык писателя напевный звучный, присущий только этому автору. Своих героев наделял добротой, трудолюбием, любовью к природе. - С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя похвалили сегодня?
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- Что вы запомнили об авторе?
|