Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Города Пыть-Ях
ПРИНЯТО зам. директора по УР _____________Кисакова О.А. |
| УТВЕРЖДЕНО директором ____________ Данилов К.Е.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
на 2021-2022 учебный год
Уровень образования: начальное общее образование, 1В класс
Учитель: Шилова Светлана Валериевна,
Учитель начальных классов
Количество часов: всего – 132 часа; в неделю - 4 часа.
г. Пыть-Ях
2021 г
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373),
- с приказом о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (№ 2357 от 22 сентября 2011 г.),
- с приказом о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (№ 1576 от 31 декабря 2015 г.),
- правилами СанПиН, 2.4.2-2821-10 «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». М., 2010), с учетом изменений от 24. 11. 2015 г., постановление № 81;
- с приказом Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих … от 31 марта 2014 г. № 253» (письмо Министерство образования МО от 17.06.2015 № 8313/07о);
- с учетом концептуальных положений УМК «Школа России»
- с учётом особенностей МАОУ «КСОШ-ДС», образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
По учебному плану МАОУ «КСОШ-ДС» на 2021-2022 учебный год на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 1-х классов составляет 33 недели. На изучение литературного чтения отведено 132 часа.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно - популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, дополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Учащиеся получат возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание);
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме);
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Метапредметные результаты
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа
простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание учебного предмета
Добукварный период. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Букварный период. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.
Послебукварный период. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Наша речь. Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог. Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… Слово. Роль слов в речи. Слова - названия предметов и явлений, слова -названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ п/п | Тема раздела | Всего часов |
1 | Добукварный период. | 21 |
2 | Букварный период. | 78 |
3 | Послебукварный период. | 1 |
4 | Наша речь | 1 |
5 | Текст, предложение, диалог | 1 |
6 | Слова, слова, слова… | 2 |
7 | Слово и слог. Ударение. | 3 |
8 | Звуки и буквы | 25 |
Итого: | 132 |
Тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Основные вопросы содержания |
по плану | по факту |
Добукварный период (15 часов) |
1 | «Азбука» — первая учебная книга | 1 |
|
| Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной книгой. |
2 | Речь устная и письменная. Предложение | 1 |
|
| Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. Правила поведения на уроке. Правила работы в группе. Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой |
3 | Слово и предложение | 1 |
|
| Выделение слов из предложения. Различие слова и предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии |
4 | Слог | 1 |
|
| Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, материалам собственных наблюдений. Дикие и домашние животные. Забота о животных |
5 | Ударение | 1 |
|
| Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, материалам собственных наблюдений. Семья. Взаимоотношения в дружной семье |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи | 1 |
|
| Упражнения в произнесении и слушании изолированных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Игры и забавы детей |
7 | Звуки в словах | 1 |
|
| Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Природа родного края |
8-9 | Входная диагностическая работа. Слог-слияние | 2 |
|
| Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния в словах. Графическое изображение слога- слияния. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Правила безопасного поведения в быту |
10 | Повторение и обобщение пройденного материала | 1 |
|
| Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами-моделями. Любимые сказки |
11 | Гласный звук а, буквы А, а | 1 |
|
| Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). Знакомство с лентой букв. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения |
12 | Гласный звук о, буквы О, о | 1 |
|
| Особенности произнесения звука [о ]. Характеристика звука [о]. Буквы О, о как знаки звука [о]. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Взаимопомощь |
13 | Гласный звук и, буквы И, и | 1 |
|
| Особенности произнесения звука [и ]. Характеристика звука [и ]. Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения друзей |
14 | Гласный звук ы, буква ы | 1 |
|
| Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы. Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения. Учение - это труд. Обязанности ученика |
15 | Гласный звук у, буквы У, у | 1 |
|
| Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. Ученье — путь к уменью. Качества прилежного ученика |
Букварный период (60 часов) |
16 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н | 1 |
|
| Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме — модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения — орфографическим и орфоэпическим. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Любовь к Родине. Труд на благо Родины |
17 | Согласные звуки с, с’, буквы С, с | 1 |
|
| Особенности артикуляции новых звуков. Формирование навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение за родственными словами. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе |
18 | Согласные звуки к, к’, буквы К, к | 1 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сельскохозяйственные работы. Труженики села |
19 | Согласные звуки т, т′, буквы Т, т | 2 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников |
20 |
|
|
21 | Согласные звуки л, л′, буквы Л, л | 1 |
|
| Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Досуг первоклассников: чтение, прогулки, игры на свежем воздухе. Правила поведения в гостях. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой |
22 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р | 1 |
|
| Особенности артикуляции звуков [р], [р’]. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Уход за комнатными растениями |
23 | Согласные звуки в, в’, буквы В, в | 1 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья |
24 | Гласные буквы Е, е | 1 |
|
| Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В лесу. Растительный и животный мир леса. На реке. Речные обитатели |
25 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п | 1 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Профессии родителей |
26 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м | 2 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Москва — столица России |
27 |
|
|
28 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з | 2 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В зоопарке |
29 |
|
|
30 | Согласные звуки б, б’, буквы Б, б | 2 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
31 |
|
|
32 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п | 1 |
|
| Выделение новых звуков из слов, характеристика звуков, обозначение буквой. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами |
33 | Согласные звуки д, д’, буквы Д, д | 2 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
34 |
|
|
35 | Сопоставление слогов и слов с буквами д и т | 1 |
|
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
36 | Гласные буквы Я, я
| 5 |
|
| Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
37 |
|
|
38 |
|
|
39 |
|
|
40 |
|
|
41 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Е. | 1 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
42 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к | 1 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
43 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | 2 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
44 |
|
|
45 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.» | 1 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
46 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков | 2 |
|
| Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
47 |
|
|
48 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. М. | 1 |
|
| Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
49 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши | 3 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
50 |
|
|
51 |
|
|
52 | Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж | 2 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
53 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
54 | Сопоставление звуков ж и ш | 1 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
55 | Гласные буквы Ё, ё
| 2 |
|
| Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
56 |
|
|
57 | Звук й’, буквы Й, й. | 2 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
58 |
|
|
59 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | 2 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
60 |
|
|
61 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. В. | 1 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
62 | Гласные буквы Ю, ю.
| 2 |
|
| Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
63 |
|
|
64 | Гласные буквы Ю, ю. Н. Сладков. Лиса и Мышь. Кто как спит
| 1 |
|
| Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
65 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц А.Барто «Я люблю ходить вдвоем» | 2 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений |
66 | |
|
67 | Гласный звук э, буквы Э, э
| 2 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения |
68 |
|
|
69 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ Устная и письменная речь | 3 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. |
70 |
|
|
71 |
|
|
72 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф | 1 |
|
| Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений |
73
| Мягкий и твёрдый разделительные знаки А. Усачев «Вежливые слова» | 2 |
|
| Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения |
74 |
|
75 | Русский алфавит | 1 |
|
| Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений |
Послебукварный период (17 часов) |
76 | Как хорошо уметь читать Е. Чарушин | 1 |
|
| Определение целей и задач уроков послебукварного периода. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале рассказа о детях (Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»). Анализ содержания рассказа. Герои произведения. Чтение по ролям. |
77 | Как мальчик Женя научился говорить букву «р» | 1 |
|
78 | Одна у человека родная мать — одна у него и Родина А. Кондратьев «Слово «пожалуйста» | 1 |
| Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текста К. Д. Ушинского «Наше Отечество». Анализ содержания текста. Определение основной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине |
79 | История славянской азбуки | 1 |
|
| Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские). Анализ содержания текста. Определение основной мысли текста. Выборочное чтение. Активизация и расширение словарного запаса. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации |
80 | История первого русского букваря. В. Крупин. Первый букварь | 1 |
| Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста. Активизация и расширение словарного запаса. Составление рассказа о своей первой учебной книге — «Азбуке». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой |
81 | А. С. Пушкин — гордость нашей Родины | 1 |
|
| Выставка книг для детей с произведениями А. С. Пушкина. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворных текстов. Активизация и расширение словарного запаса. Определение значения устаревших слов и выражений. Коллективное обсуждение проблемы: «Почему А. С. Пушкин — слава и гордость нашей Родины?» |
82 | Рассказы Л. Н. Толстого для детей В. Сухомлинский «Скажи человеку «здравствуйте» | 1 |
|
| Развитие осознанности и выразительности чтения на материале рассказов Л. Н. Толстого для детей. Анализ нравственного содержания поступков героев. Подбор заголовка к рассказу. Инсценирование рассказа. |
83 | Произведения К. Д. Ушинского для детей | 1 |
|
| Развитие осознанности и выразительности чтения на материале поучительных рассказов К. Д. Ушинского для детей. Анализ нравственного содержания поступков героев. Подбор пословиц и поговорок, выражающих главную мысль поучительного рассказа. Чтение по ролям |
84 | Стихи К. И. Чуковского. Телефон. Путаница. Небылица | 2 |
|
| Выставка книг К. И. Чуковского для детей. Воспроизведение отрывков из сказок по иллюстрациям. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений «Телефон», «Путаница». Инсценирование отрывков из сказки. Особенности стихотворения-небылицы. Определение настроения стихотворения. Выразительное чтение знакомых стихотворений К. И. Чуковского наизусть |
85 |
|
|
86 | Рассказы В. В. Бианки о животных Первая охота. Колыбельные | 1 |
|
| Знакомство с творчеством В. В. Бианки. Выставка книг писателя для детей. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале рассказа «Первая охота». Придумывание своего заголовка к рассказу автора. Пересказ текста по опорным словам. Коллективное обсуждение проблемы: «Какими качествами надо обладать, чтобы писать о природе так, как писал В. В. Бианки?» Активизация и расширение словарного запаса. Определение значения слов и выражений. Составление рассказов о домашних питомцах, о своих наблюдениях в природе. Интегрированный урок |
87 | Стихи С. Я. Маршака Угомон. Дважды два | 1 |
| Выставка книг С. Я. Маршака для детей. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворных текстов («Угомон», «Дважды два»). Словесное рисование. Чтение по ролям. Чтение стихотворений наизусть. Приёмы заучивания стихотворений наизусть |
88 | Рассказы М. М. Пришвина о природе. Предмайское утро | 1 |
|
| Знакомство с творчеством писателя. Выставка книг. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале рассказов М. М. Пришвина («Предмайское утро», «Глоток молока»). Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения за используемыми в пейзажной зарисовке выразительными средствами языка. Словесное рисование. Составление рассказов на тему «Забота людей о животных» Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа |
89 | Стихи А. Л. Барто | 1 |
|
| Определение настроения стихотворения. Передача настроения стихотворения при чтении. Словесное рисование. Чтение знакомых стихотворений наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Интегрированный урок |
90 | Стихи С. В. Михалкова, З. Александрова «Весеннее чудо» | 1 |
|
|
91 | В. Берестов. Песенка — азбука | 2 |
|
| Выставка книг В. Берестова. Развитие осознанности и выразительности чтения. Определение настроения стихотворения. Передача настроения стихотворения при чтении |
92 |
|
|
Литературное чтение (40 часов) |
Жили - были буквы (8 часов) |
93 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Жили - были буквы | 1 |
|
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Условные обозначения и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Содержание учебника. Словарь |
94 | В. Данько «Загадочные буквы» | 1 |
|
| Стихотворение В. Данько: тема, заголовок, характер героев Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание. Овладение понятиями: писатель, автор, произведение. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания |
95 | С. Чёрный. Живая азбука. Литературная сказка И. Токмаковой | 1 |
|
| Знакомство с приёмами драматургии. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Главная мысль. Пересказ текста по вопросам учебника, придумывание продолжения сюжета. Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Овладение понятием: действующие лица |
96 | Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Г. Сапгир «Лесной разговор» | 1 |
|
| Пересказ текста по вопросам учебника, придумывание продолжения сюжета. Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Овладение понятием: действующие лица. |
97 | Г. Сапгир «Про медведя» | 1 |
|
| Заголовок. Рифма. Звукопись. Главная мысль произведения. Звуковая культура речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата |
98 | Стихотворения М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой | 1 |
|
| Заголовок. Рифма. Звукопись. Главная мысль произведения. Приёмы выразительной речи и чтения
|
99 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | 1 |
|
| Заголовок. Рифма. Звукопись. Главная мысль произведения. Тема. Приёмы выразительной речи и чтения |
100 | Обобщение по разделу «Жили-были буквы» Б. Заходер «Черепаха» | 1 |
|
| Из старинных книг. Разноцветные страницы. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Приёмы выразительной речи и чтения. Выставка книг |
Сказки, загадки, небылицы (7 часов) |
101 | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок» | 1 |
|
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Сказки авторские и народные. Чтение художественных произведений по ролям, драматизация произведений, раскрытие содержания иллюстрации к произведению. Выразительное чтение диалогов |
102 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 |
|
| Главная мысль произведения. Тема. Орфоэпически правильное произношение слов. Деление текста на смысловые части. Пересказ сказки |
103 | Загадки. Песенки. Русские народные песенки. Потешки | 1 |
|
| Предмет загадки и предмет отгадки, сравнение, сопоставление, выделение общих признаков |
104 | Небылицы. Сочинение небылиц. Английские народные песенки В. Суслов «Слушал Шорох тишину» | 1 |
|
| Особенности жанров. Выразительные средства языка. Подбор нужной интонации и ритма для чтения небылиц и песен. |
105 | Сказки А. С. Пушкина | 1 |
|
| Осознанное чтение текста целыми словами. Инсценирование. Главная мысль сказки |
106 | Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 |
|
| Народная сказка. Герои сказки. Воспроизведение ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Придумывание своей концовки к сказке |
107 | Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» | 1 |
|
| Рассказывание. Инсценирование. Главная мысль. Выразительные средства языка Воспроизведение ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Придумывание своей концовки к сказке. Содержание литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному |
Апрель, апрель. Звенит капель! (5 часов) |
108 | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова Г. Кружков «Ррры!» | 1 |
|
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Звуковая культура речи: развитие чёткой дикции на основе введения упражнений для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных в словах и фразах. Настроение стихотворений. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Интегрированный урок Развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста |
109 | Стихотворения С. Маршака, И. Токмаковой | 1 |
|
|
110 | Е. Трутнева «Когда это бывает?» | 1 |
|
| Наблюдения за состоянием природы. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Литературная загадка. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок |
111 | В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо» | 1 |
|
| Проект «Составляем сборник загадок» |
112 | Итоговая контрольная работа. Обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель!» И.Гурина «На что похожи облака?» | 1 |
|
| Отработка навыка чтения целыми словами. Сравнение стихов разных поэтов, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Чтение наизусть стихотворений. Оценка достижений. Интегрированный урок |
И в шутку и всерьёз (6 часов) |
113 | Весёлые стихи И. Токмаковой, Г. Кружкова | 1 |
|
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности |
114 | Рассказы Я. Тайца, Н. Артюховой | 1 |
|
| Чтение художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений. Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей. Заголовок. Герой рассказа. Авторское отношение к изображаемому |
115 | Стихи К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева | 1 |
|
| Авторское слово в художественном произведении. Приёмы выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним |
116 | К. Чуковский «Телефон» К. Чуковский Загадки | 1 |
|
| Чтение по ролям. Сопоставление слов, близких по значению. Авторское отношение. Звукопись как средство выразительности. Интегрированный урок |
117 | М. Пляцковский «Помощник» | 1 |
|
| Чтение по ролям. Сопоставление слов, близких по значению. Пересказ по ключевым словам. Рисование юмористического рассказа в картинках. Заголовок. Герой рассказа |
118 | Рассказы К. Ушинского. Стихотворение Т. Собакина | 1 |
|
| Обобщение по разделу «И в шутку, и в серьез». Чтение по ролям. Сопоставление заглавия с содержанием |
Я и мои друзья (6 часов) |
119 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» | 1 |
|
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Знакомство с названием раздела. Заголовок- "входная дверь" в текст. План рассказа. Пересказ текста |
120 | Стихотворения В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа Как писали в старину | 1 |
|
| Тема произведений. Главная мысль Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Интегрированный урок |
121 | Стихотворения В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима | 1 |
|
|
122 | Проект: «Наш класс — дружная семья» С. Маршак «Хороший день» | 1 |
|
| Чтение художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений. Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей. Проект: «Наш класс — дружная семья» |
123 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» | 1 |
|
| Чтение художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений. Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей |
124 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Сказки А.С. Пушкина | 1 |
|
| Восстановление последовательности событий по опорным словам. Рассказы Д. Тихомирова. Стихотворения В. Лунина, Т. Павловой. Оценка достижений. Интегрированный урок |
О братьях наших меньших (8 часов) |
125 | Стихотворения С. Михалкова, Р. Сефа Рассказ Н. Сладкова Рассказ В. Осеевой | 1 |
|
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Тема произведений. Стихотворения о животных. Идейно-художественный анализ произведения. Тема произведения. Выразительное чтение Художественный и научно-популярный тексты |
126 | Стихотворение И. Токмаковой | 1 |
|
| Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Анализ и оценка поступков героев |
127 | Художественный и научно-популярный тексты | 1 |
|
| Сопоставление разных текстов: научно-познавательного и стихотворения. Сравнение. Пересказ на основе иллюстрации. Проверка предметных и универсальных учебных умений. Работа с текстом |
128 | Стихотворения М. Пляцковского, Г. Сапгира Во что одевались в старину. Загадки | 1 |
|
| Содержание литературного произведения. Сравнение художественного и научно-популярного текстов |
129 | Художественный и научно-популярный тексты. Стихотворение В. Берестова | 1 |
|
| Сопоставление разных текстов: научно-познавательного и стихотворения. Сравнение. Пересказ на основе иллюстрации. Проверка предметных и универсальных учебных умений. Работа с текстом |
130 | Стихотворение В. Лунина, С. Михалкова. Работа с текстом | 1 |
|
| Содержание литературного произведения. Сравнение художественного и научно-популярного текстов |
131 | Рассказы Д.Хармса, Н.Сладкова | 1 |
|
| Чтение художественных произведений по ролям. Событие рассказа. Поступок героя. Сравнение художественного и научно-популярного текстов |
132 | Рассказы С. Аксакова, стихотворения В. Берестова Д. Мамин-Сибиряк Рассказы | 1 |
|
| Содержание литературного произведения. Оценка достижений |