Конспект по литературному чтению 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Новикова Жанна Николаевна

 

Тема  урока: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»

Цели: ознакомить учащихся с литературной сказкой И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А””. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев, находить главную мысль текста, творческому пересказу. Развивать творческое воображение, речь, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lit.chteniyu.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект урока по литературному чтению                          

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»

Цели: ознакомить учащихся с литературной сказкой И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А””. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев, находить главную мысль текста, творческому пересказу. Развивать творческое воображение, речь, память.

Оборудование: портрет и книга И.Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А””, магнитные буквы (или карточки алфавита), текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (она может заполняться во время урока).

Планируемые результаты: учащиеся должны осознанно читать произведение, называть действующих лиц прочитанного произведения, понимать характер героев, различать авторскую сказку от народной.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Учебник

- Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
(В.Берестов)

- О каком учителе идёт речь?

- Разве может быть учебник учителем? Объясните.

- Прочитаем стихотворение шёпотом. Затем громко.

- А сейчас прочитаем, играя голосом: первую строчку громко, вторую – тихо, третью – громко, четвёртую – тихо.

- Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания.

- Дома вы пробовали себя в роли поэта. У кого получились стихи о буквах?

(Дети читают свои двустишия).

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Ребята, пока вы читали свои стихи, у меня на доске буквы перепутались. Составьте слово, которое пришло к нам на урок:

А К С З К А (- это слово сказка)

- А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните автора, то назовите его.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.

V. Знакомство с автором произведения.

- Прочитайте, кто написал это произведение.

- Что вы знаете о ней?

Учитель рассказывает об Ирине Петровне Токмаковой

Ирина Токмакова родилась 3 марта 1929 г. в обычной московской семье: ее отец был инженером-электриком, а мать – Лидия Александровна – детским врачом, заведующей Домом ребенка (детским домом). “В этом доме директор и врач, хозяйка и ангел-хранитель – моя мама, – вспоминает Ирина Токмакова. – И вся наша семья живет в этом доме, в маленькой неудобной квартирке без кухни, живет интересами детей, тем, как они растут, едят, болеют, выздоравливают”.

“Отец, – рассказывает Ирина Токмакова о Петре Карповиче Токмакове, –был вечно занят. Вернувшись со службы, он тут же садился за письменный стол. ...Иногда, в редкую свободную минуту сажал он меня на одно колено и, не умея со мной играть, читал вслух стихи А.С.Пушкина”. Это был его любимый поэт. Петр Карпович был армянин, выходец из Грузии, и армянский язык с детства стал вторым родным языком Ирины Петровны. А благодаря сестре отца – Гаянэ, Ирина Токмакова познакомилась с армянской народной поэзией. Так с самого детства у Ирины Токмаковой возник интерес к иностранным языкам.

Стихи Ирина Петровна начала писать рано. В одном с ней классе училась дочь известного поэта В.И. Лебедева-Кумача (автора стихов песни “Священная война”). Стихи Ирины попали к нему, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину “автором”. Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше. Но Ирина не собиралась становиться ни поэтом, ни писателем.

Окончив с золотой медалью школу, она поступила на филологический факультет МГУ. Университет Ирина Петровна также окончила с отличием и стала работать переводчиком. Однажды знакомый иностранец-швед, узнав, что Токмакова любит поэзию, прислал ей в подарок книгу стихов и вместе с ней сборник шведских народных песенок для ее шестилетнего сына. Обе книги были на шведском языке. Ирина Петровна перевела шведские песенки на русский язык, а ее муж – художник Лев Токмаков, прочитав эти переводы, решил нарисовать к ним иллюстрации. Так появилась первая книжка Ирины Токмаковой “Водят пчелы хоровод”. Потом вышли шотландские народные песенки “Крошка Вилли Винки”, а затем ее собственные стихи, сказки, пьесы.

Герой Токмаковой – маленький поэт, воспринимающий мир по законам гармонии, справедливости и красоты, готовый бороться за свои взгляды, защищать всех, кто нуждается в помощи и покровительстве. Он остро воспринимает проявления несправедливости, обладает обостренным чувством правды, видит не только позитивные, но и отрицательные стороны действительности. Он драматически переживает разлад взрослого и детского миров в отношении к жизни, не признавая в ней “случайного” и “неважного”. Вот почему этот малыш осознанно произносит:

Я ненавижу Тарасова:
Он застрелил лосиху.
Я слышал, как он рассказывал,
Хоть он говорил тихо,
Я ненавижу Тарасова,
Пусть он домой уходит!

- Что вам особенно запомнилось из моего рассказа?

VI. Физкультминутка.

Точильщики
Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы...
Угощайтесь, молодцы!

Дети имитируют движения точильщика: проводят ладонью то одной, то другой руки с переворотом. На две последние строки – четыре хлопка.

VII. Изучение нового материала

1. Первичное чтение отрывка из сказки И.Токмаковой.

- Все ли слова были вам понятны?

- Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре:

Клякса - бесформенное пятно краски или чернил. (В середине урока соседка толкнула её под локоть, и Таня поставила большую кляксу на первой странице тетради. Людмила Улицкая, “Путешествие в седьмую сторону света”, 2000 г.).

- Какое впечатление произвело на вас начало книги? Найдите эту книгу и прочитайте.

2. Выборочное чтение.

- Как вы представляете себе Кляксича? Какой он: добрый или злой, сварливый или добродушный? Найдите подтверждение в тексте.

- Перечитайте текст о буквах.

- Прочитайте строчки, в которых говорится о букве “А”.

3. Творческое задание.

- Какие ещё приключения могут произойти с героями?

4. Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение.

- Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует?

В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? Если у них нет автора, то это сказка ... (народная). Если есть автор, то это сказка авторская. Ещё такие сказки называют литературными.

- Какая наша сказка? Кто её автор?

Народная сказка

Авторская сказка

1. Автор – народ

2. Первоначально создаётся в устной форме

3. Такие сказки существуют в нескольких вариантах

4. Время создания определить невозможно

5. Народные сказки бывают такого жанра: волшебные, бытовые, о животных

1. Автор – конкретное лицо (например, И.Токмакова)

2. Создаётся в письменном виде

3. Внесение изменений в содержание не допускается

4. Время написания сказки известно

5. Не ограничивается определённым жанром, может быть фантастической

VIII. Закрепление нового материала

1. Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.

- Какая у нас девочка Аля?

(Она старательная).

- А какой характер у буквы “А”?

(Она добрая, переживает за то, что происходит...)

- Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?

2. - Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки?

3. Разыграем эту сцену по ролям.

IX. Рефлексия

- Скажите, что у вас получалось хорошо, легко?

- А что не получалось? Почему?

X. Итог урока.

- Как называется произведение, которое мы читали на уроке?

- Назовите автора. Что вы о нём узнали?

- Как вы поняли главную мысль сказки?

Домашнее задание.

  • Прочитайте сказку. Подготовьте её пересказ с продолжением, которое вы сами сочините.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...