Технологическая карта урока литературного чтения «Родина», 4 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гречишникова Екатерина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока «Родина»

Тип урока: урок-рефлексия

Цель урока: обобщение и расширение знаний по разделу «Родина», создание условий для развивития познавательных способностей, интеллекта, творческих  способностей и кругозора.

Задачи урока

Дидактические:

  • учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;
  • учить выразительному чтению;
  • размышлять над авторским отношением к Родине.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине;
  • развивать навыки групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, учебная презентация, раздаточный материал, аудиофрагмент.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: рассказ

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
  • Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
  • Занимайте свои места.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель.

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Практический: выразительное чтение учителя

1.Актуализирует знания о Родине, подводит к теме урока.

  • Ребята, взгляните, пожалуйста, на экран, внимательно рассмотрите пейзажи и послушайте песню И.Шаферана «Красно солнышко».
  • Скажите, о чём эта песня?
  • Можно ли сказать, что автор песни любит Родину?
  • Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»?
  • Родина у каждого своя, а какая у вас Родина?
  • Верно, Воронько Платон Никитович писал такие строки:

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

  • Вы согласны с автором? Вы любите свою Родину – Россию? Почему?

1.Отвечают на вопросы

- О Родине.

Да

Родной дом, тепло, уют и т.д

Россия

Предполагаемые ответы детей

П: умение анализировать

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация, аудиофрагмент

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Практический: составление плана, написание сочинения, упражнение

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
  • А вы уже проходили стихотворения о Родине? Вспомните их.

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

  • Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?

3. Составляет совместно с учениками план работы.

  • Итак, давайте составим план нашего сегодняшнего урока.

1.Формулируют тему урока.

Родина

«Русь», «Родине», «О, Родина! В неярком блеске»

2.Формулируют цель урока.

Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Родина».

3. Составляют план урока.

ПЛАН

1. Вспомним, что означает слово «Родина».

2.Повторим биографию И.С.Никитина, С.Д. Дрожжина, А.В. Жигулина.

2. Перечитаем  и обобщим наши знания о  стихотворениях «Русь», «Родине», «О, Родина! В неярком блеске».

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Парная работа

Групповая работа

Практический: выразительное чтение

Словесный: беседа, объяснение

1.Организует работу со смысловым значением слова «Родина».

  •  Найдите пословицу, которая соответствует теме нашего урока, объясните её смысл.

1. Родина-мать, умей за неё постоять.

2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  • Что объединяет все эти пословицы?
  • Что же вообще обозначает слово «Родина»? Давайте обратимся к словарям.

Родина — 1)место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. (БСЭ)

Родина — родить, родня и пр. см. рождать. (словарь В. Даля)

Родина — Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (толковый словарь С. Ожегова)

Родина — Отечество, родная страна (толковый словарь С. Ожегова)

  • Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?

  • Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.
  • Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:  

«Наше отечество, наша родина — матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною».  

  • Как  К.Д.Ушинский называет нашу Родину?
  • Верно, она нам, как мать, так же бережёт и защищает нас.
  • Посмотрите на экран, вам нужно подобрать правильное окончание для пословиц.

Родину любить - умей за неё постоять
Родина мать во сне снится
Человек без Родины, верно Родине служить.
На чужбине родная землица что соловей без песни

2. Организует работу с элементами биографии И.С.Никитина, С.Д. Дрожжина, А.В. Жигулина, анализ стихотворений.

  • Отлично, ребята, вы большие молодцы, сейчас на экране вы видите портреты авторов, вам необходимо определить, кто изображен.
  • Что вы уже знаете про этих авторов?
  • Верно, молодцы.
  • Начнем с Ивана Саввича Никитина. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец был торговцем Значительное место в творчестве поэта уделено народным бедам и страданиям. Никитин горячо сочувствовал русскому народу и от души желал улучшения его незавидного положения.
  • С каким произведением  И.С. Никитина вы уже знакомы?
  • Какая тема данного произведения?

  • Какие чувства нужно выразить, читая данное стихотворение?
  • Откройте учебник на странице 128, давайте прочитаем это стихотворение по цепочке. Каждый читает по четверостишью.
  • Верно, описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.
  • Какие важные события вспоминает автор, чтоб показать великие качества людей, населяющих нашу державу?

  • Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи. И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.
  • Какая основная мысль произведения?

  • Хорошо, двигаемся дальше, следующий автор – Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
  • Что вы уже знаете про этого автора?
  • Родился 9 декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. Он вышел из самых низов, из семьи крепостных крестьян, но благодаря своему таланту, упорству и настойчивости сумел добиться славы и известности. В стихотворениях Дрожжина звучит настоящая народная речь, он воспевает красоту нашей Родины, а его слог по-народному напевный.
  • С каким произведением Спиридона Дмитриевича вы уже знакомы?
  • Отлично. Чему учит стихотворение "Родине"?

  •  Какая главная мысль произведения?
  • Кто готов выразительно прочитать это стихотворение?

  • Это очень чувственное патриотичное стихотворение. Автор умело затрагивает самые глубокие чувства каждого человека - его любовь к родной земле. Он и сам бесконечно влюблен в свою Родину и желает ей счастья и процветания.
  • Отлично, вы большие молодцы. И следующий автор это А.В. Жигулин. Что вы знаете про него?
  • Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 в с. Подгорное Воронежской области. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба… Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне». Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина.
  • С каким стихотворением вы уже знакомы?
  • О чём это стихотворение?

  • Какая главная мысль этого произведения?
  • Кто готов выразительно почитать это стихотворение?
  • Верно, ребята, мы рассмотрели этих трёх великих авторов, что их всех объединяет?
  • А в чём своеобразие каждого стихотворения?

  • Что значит Родина для этих поэтов?
  • Как эти стихи помогают нам понять слово «патриотизм»?

1.Отвечают на вопросы, выполняют задания по теме.

Предполагаемые ответы детей

Они все о нашей Родине – России

Место, где человек родился, а также страна, в которой он живет

Мать

Родину любить - верно Родине служить.

Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина мать умей за неё постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужбине родная землица во сне снится

2.Отвечают на вопросы, выразительно читают произведения

Предполагаемые ответы детей

«Русь»

Безграничная любовь и уважение к народу, его истории.

Предполагаемые ответы детей

Читают стихотворение по цепочке

Татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.

Любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.

Предполагаемые ответы детей

«Родине»

Стихотворение учит любить Родину, гордиться Родиной, учит быть настоящим патриотом. Учит ценить свободу, любоваться красотой природы, восторгаться делами человека.

Наша Родина великая и святая

Один ребёнок выразительно читает стихотворение

Предполагаемые ответы детей

«О, Родина! В неярком блеске»

В этом стихотворении автор выразил свои чувства к Родине. Он признается в любви к родной земле, к ее просторам, лесам, к ее символам. И мне понравилось, что автор находит свое утешение в общении с родной землей.

Нет ничего прекрасней и любимей, чем Родина

Один ребёнок выразительно читает стихотворение

Любовь к Родине

Никитин – любовь ко всей стране, Дрожжин – любовь к родным землям, Жигулин – любовь без громких слов

Предполагаемые ответы детей

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации

Презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся.
  • Шеей крутим осторожно –
    Голова кружиться может.
    Влево смотрим - раз, два, три.
    Так. И вправо посмотри. 
    (Вращение головой вправо и влево.)
    Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
    И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

3. Организует парную работу.

  • На ваших столах лежат листочки с заданием, вам необходимо вместе со своим соседом узнать произведение по двум строчкам, а также написать автора этого произведения.

Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю (……………)(……………..)

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье (……………)(……………..)

Посмотрю на юг
Нивы зрелые (……………)(……………..)

  • Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

4. Организует групповую работу.

  • Вы большие молодцы! Сейчас вам необходимо будет устно составить  небольшое сочинение на 5-6 предложений на тему «За что мы любим нашу Родину?».  Для этого поработаем в группах.
  • Давайте вспомним правила работы в группах.

  • Приступайте.
  • Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

3.Работают в парах.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю Дрожжин (Родине) (Спиридон Дрожжин)

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье (О Родина!)(Анатолий Жигулин)

Посмотрю на юг

Нивы зрелые (Русь Иван Никитин)

4. Работают в группах.

 

1. Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Предполагаемые ответы детей.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

  • Подведём итог нашего урока.
  • Какая тема у нас сегодня была?
  • Какая цель сегодняшнего урока?

  •   Мы достигли цели?
  • Какие возникали трудности?

2.Проводит работу по самооценке.

  • Ребята, вы сегодня большие молодцы, на слайде вы видите лестницу успеха.
  • Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то хлопните в ладоши, если ваш человечек на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то топните ногой, если ваш человечек на нижней ступеньке.
  • Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Родина

Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Родина».

Да

Трудности в выполнении некоторых заданий

2. Дают оценку своей работе на уроке.

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. УМК «Школа России»

Структура урока построена согласно методике системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся. ....

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 класс (программа «Школа России»)

Данная разработка поможет в создании урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока Литературное чтение, 1 класс ( УМК "Школа России")

Технологическая карта урока Литературное чтение, 1 класс ( УМК "Школа России")...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа России" А.Куприн «Слон»

В уроке представлен материал на развитие чувственной сферы личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;приобщение детей к восприятию решения не...