Русская народная сказка «Два Мороза». Работа над содержанием текста.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Виноградова Анастасия Анатольевна

Урок во 2 классе по литературному чтению на тему: "Русская народная сказка "Два мороза". Работа над содержанием текста." . Цель урока: познакомить учащихсяс русской народной сказкой "Два Мороза", отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять главное в тексте, учить видеть, заключённую в сказках народную мудрость, ум, смекалку, способствовать воспитанию трудолюбия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Конспект урока

     Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза». Работа над содержанием текста.

     Тип урока: урок открытия нового знания

     Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,

    отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять    

    главное в тексте, учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум,  

    смекалку; способствовать воспитанию  трудолюбия.

Планируемые результаты:

Предметные

             *учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;

              * научатся осознанно читать;

              * осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

              * находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Метапредметные

         - познавательные УУД

             * находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

             * строить речевое высказывание в устной форме;

             * учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию..

        - коммуникативные УУД

             * слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

             * участвовать в коллективном обсуждении;

             * строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками  

             и учителем.

         - регулятивные УУД

              * принимать и сохранять учебную задачу;

              * выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

              * оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые

              коррективы в исполнение.

         -  личностные

              * формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-  

               познавательный  интерес к новому учебному материалу;

              * развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности

             учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс», Ч.1. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.; карточки, словарь незнакомых слов, иллюстрации, плакаты.

Ход урока:

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

       - Как вы думаете, ребята, трудности всегда можно преодолеть ? Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошими мыслями, с хорошим настроением. Вместе мы сможем решить любую задачу!

II. Проверка домашнего задания и речевая разминка.

Повторите скороговорку:

- Ой, беда! Пропал Бориска,

И исчезла барбариска.

Буква Б, скажи Бориске,

- Стынет борщ в бордовый миске.

Чтение наизусть детьми стихотворения С. Есенина «Белая берёза» (выборочно).

III. Формирование темы урока

 -Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений.  Отгадайте, что это за произведение и кто автор?

«Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти».

                                 ( Л.Н.Толстой.  «Котёнок»)

«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.»

                                  («Лиса и журавль». Сказка)

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.

                                  («У страха глаза велики» сказка).

 -Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку?

(Лишний первый отрывок. Это рассказ. А вторые два это русские народные сказки). Сколько осталось произведений.  Два. Это будет первое слово в названии темы урока.

 -Определим вторую часть в названии темы урока.

                  Отгадайте загадку.   

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?  (Мороз).

                   Сформулируйте тему урока полностью.

Тема урока:  «Два мороза».

-  Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза». Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?

                   Сформулируйте цель урока:   

IV. Изучение нового  материала.

1. Словарная работа.

 - В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите и прочитайте слова, объясните их значение.

Позабавиться

повеселиться

Пощёлкивать

издавать звук, щелчок

Не сладить

не справиться

Ёжиться

жмётся от холода

Кутается

плотно закрывается

Прихвачу

возьму, поймаю

Купец

богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина

Крестьянин

бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден

- По названию и данным словам попробуйте определить,  о ком сказка.

 Сказка русская народная, так как нет автора, по иллюстрациям можем предположить, что в сказке есть олицетворение - когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

2.Физминутка

Упражнения для глаз по методике проф. Жданова В.Г.

3. Чтение сказки  «Два мороза» учителем.

IV. Первичная проверка понимания.

1. Беседа

- Понравилась сказка? Докажите , что это сказка? Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы.  Докажите что это русская народная сказка ( барин , мужик, лапти, бубенчик, колокольчик)

-В этой сказке употреблено много устаревших слов.

- Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?

- Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.

- А что такое мороз?

- Мороз – это явление природы, холод – погода с низкой температурой.

- А как в сказке представлены морозы?

- Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.

2. Физминутка

V. Закрепление изученного материала. Работа с текстом

1. Блиц-опрос

Ребята, я буду задавать вам вопросы по содержанию сказки. В специальной таблице нужно отметить ваши ответы, если ответ «да» ставим знак «+», если «нет» - знак «-».

- Два Мороза были родными братьями? (да)

- Синий нос – это старший брат? (да)

- Старший брат Красный нос – погнался за барином? (нет)

- Купец не замёрз,  его спасла шуба? (нет)

- Дровосек бежал за санями , чтобы согреться? (да)

- Красный нос заморозил дровосека? (нет)

2. Выполним взаимопроверку, сравнивая ответы в таблице на доске.

3. Прочитаем сказку вслух. Будьте внимательны, после  прочтения будем отвечать на вопросы.

- Назовите действующих лиц сказки. ( 2 мороза, купец, крестьянин) 

4. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте:

- Как решили позабавиться два Мороза?

- Куда едет купец? А крестьянин? (- Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.)

- Как одет купец? Как одет крестьянин? (Найдите в тексте) (- На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)

- Как спасались от холода купец и дровосек?

- Про кого из героев сказки можно сказать:

Ленивый, вялый, не привык работать – это …. (купец)

Трудолюбивый, умелый, труженик, работящий – это ….. (крестьянин)

-Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось? (Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.)

- Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему? (Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.)

- Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.( Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.)

А в третий раз почему не удалось заморозить? (- Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.)

 5. Работа в парах:  Выберите слова, которые описывают действия крестьянина? Купца?  Какие слова остались? Действия кого описывают они?

Гуляли, кряхтит, едет, рубит, позабавиться, машет,  бежит, поморозить, лежит, выколачивает, кутается.

6. Характеристика Морозов:

- Знал  ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, так как его брату не справиться с дровосеком? (Знал).

- Из чего это следует? (Сразу согласился с его решением, при встрече в бороду посмеивался, был доволен.)

 - Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?

 (Хотел проучить его на собственных ошибках.  Мороз  Красный Нос  совета

не спрашивал, он был молод).

 Молодость хороша сама по себе, но не имеет опыта, поэтому не нужно

пренебрегать советами старших.

7. Игровая деятельность «Характеристика героев»

Распределите карточки:

опытный                              молодой

рассудительный                поспешный

мудрый                                глупый      

довольный                           растерянный

Теперь мы нарисовали словесные портреты всех героев. Каков же финал у каждого?

- Мороз – Синий нос справился с купцом, его забава удалась.

- Мороз – Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поленом поколотил.

- Купец наказан за свою лень и важность – его заморозил Мороз – Синий нос.

- Для крестьянина всё кончилось хорошо – он и дров нарубил и не замёрз.

7) Рефлексия . Подведение итогов

 Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?

- Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.

- Что поучительного хотел передать народ своим детям?

- Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.

Какая пословица выражает основную мысль сказки?   Топор лучше шубы греет.

8)Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся
Заполните лист самооценки своих достижений по литературному чтению:

Деятельность обучающегося

+/-

1

Я участвовал в рассуждениях

 

2

Я выразительно читал текст

 

3

Я принимал участие в беседе

 

4

Я понял главную мысль текста

 

5

Я сегодня работал на отметку

 

Я хочу вам дать советы, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.

Любую работу  делай на совесть;

Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;

Не будь равнодушен к выполняемой работе.

Домашнее задание :

1 уровень (выполняют все): с.198-201-выразительное чтение;

2 уровень (по желанию): выполнить тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по содержанию над рассказом Н. Н. Носова « На горке ».

данный урок чтения один из серии уроков, посвящённых творчеству Н.Носова...

Речевые упражнения как средство формирования прогнозирования содержания текста у младших школьников с недоразвитием речи

На сегодняшний день большинство учащихся мало заинтересованы чтением, в результате этого возникают затруднения в процессе обучения: низкая техника чтения, низкая степень осознанности прочитанного и ни...

Изложение с прогнозированием содержания текста «Кто хозяин?»

Конспект открытого урока по теме "Изложение с прогнозированием содержания текста «Кто хозяин?»...

Работа с содержанием математических текстов 2 класс, программа Занкова Л.В.

Данный материал позволит организовать работу с содержанием математических текстов, что будет способствовать развитию читательской грамотности обучающихся...

Конструирование определения понятия по содержанию текста.

Методическая разработка в системе СДО...

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....