Конспект урока литературного чтения "А, П, Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «А. П. Платонов «Цветок на земле»

 

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

- знать произведение А. П. Платонова «Цветок на земле»;

- уметь бегло читать;

- уметь делить текст на части, составлять план;

- уметь применять полученные теоретические знания на практике, в течение урока.

 

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Л.Ф. Климанова («Школа России»); презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А, П, Платонов "Цветок на земле"28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.2021

Школа: МОУ «СОШ» №13

Класс: 3 «К»

Кабинет: 22

ФИО учителя: Тарабаева С.Б.

ФИ студента: Шестакова Т.

ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «А. П. Платонов «Цветок на земле»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать произведение А. П. Платонова «Цветок на земле»;

- уметь бегло читать;

- уметь делить текст на части, составлять план;

- уметь применять полученные теоретические знания на практике, в течение урока.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Л.Ф. Климанова («Школа России»); презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: объяснение.

Наглядный метод: демонстрация, показ презентации.

1 мин.

- Здравствуйте, Ребята!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Приветствовать учителя.

Р: саморегуляция.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: слово учителя.

Практический метод: устное упражнение.

Наглядный метод: демонстрация.

5 мин.

Проверка домашнего задания.

– Вы прочитали дома, ребята, ещё два рассказа Бориса Шергина, написанных им на темы русских пословиц и поговорок. Как в содержании каждого рассказа раскрылся смысл пословиц?

– Какой урок преподали вам эти произведения?

– Прочитаем по ролям рассказ «Акуля, что шьёшь не оттуля?»

Несколько групп учащихся читают по ролям произведение.

Оценивание работы друг друга.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата.

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Наглядный метод: показ презентации.

3 мин.

– Продолжает тему нашу рассказ замечательного писателя Андрея Платоновича Платонова (Андрея Платоновича Климентова). Откройте учебник на странице 129. Что это за произведение?

- Совершенно верно! Какие цели мы поставим на урок?

- «Цветок на земле».

- Познакомиться с рассказом «Цветок на земле». Проанализировать рассказ.

Л: смыслообразование.

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

IV.Открытие нового знания

Словесный метод: беседа.

Практический метод: устное упражнение.

8 мин.

Учитель выразительно читает произведение.

Если есть хорошо читающие дети, они читают вместе с учителем.

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод: беседа.

5 мин.

– Каким вы представляете себе Афоню? 

– Нравится ли он вам? Чем?

– О чём самом главном Афоня узнал от деда? Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.

(чтение со слов: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой…» до слов: «Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь».)

– Прочитайте отрывок, в котором раскрывается значение слов Афони «Теперь я сам знаю про всё».

(чтение со слов: «Афоня задумался среди трав и цветов»… до слов: «Ты, дедушка, не бойся».)

– Каким чувством наполнено произведение Андрея Платонова?

- Маленький, любознательный, ему хочется как можно больше узнать от своего деда; добрый, он заботливо относится к старику; трудолюбивый, несмотря на свой возраст, собрал лекарственных растений и отнёс их в аптеку на лекарства.

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

ЛОГ: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение задания

Работа в группах

7 мин.

Разделитесь на 6 групп. Я вам дам карточки, а вы выполните задание в группах.

Карточка 1.

Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка Тит всё время спит?

Как к этому относится Афоня?

Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 2

Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

Как реагировал дедушка на вопросы внука?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 3

Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

От чего дедушка проснулся?

Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.

Карточка 4

Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

Почему дедушка «осерчал» на внука?

Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

Карточка 5

Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод .

Карточка 6

Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Учитель организует прослушивание результатов работы групп.

 -Ребята скажите, можем ли мы ответить на самый главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

Выполнение задания

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: управление поведением партнера.

VII.Включение в систему знаний

Словесный метод: беседа, объяснение.

Практический метод: устное упражнение.

Наглядный метод: показ презентации.

6 мин.

– Дома вы приготовите пересказ рассказа «Цветок на земле», а чтобы вам было легче выполнить данное задание, составим план.

По желанию учащихся или по усмотрению учителя может быть составлен план, в котором название каждой части даётся детьми, либо цитатный план, в котором названием каждой части служит предложение из рассказа.

Примерный цитатный план

1. «Скучно Афоне жить на свете».

2. «Скажи мне про всё…»

3. «Дед остановился у голубого цветка…»

4. «Цветок этот самый – труженик…»

5. «Теперь я сам знаю про всё!»

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата.

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный метод: беседа.

4 мин.

- Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– О чём заставил задуматься?

– Какие чувства в вас пробудил?

- Скажите, выполнили ли мы все задачи, которые ставили перед собой?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

- Что у вас особенно получилось?

- Ребята, всем спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания.

- «Цветок на земле».

 

П: структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Л: нравственно-этическая ориентация.

Р: оценка качества и уровня усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока литературного внеклассного чтения, проведенного в 1 «В» классе с использованием ИКТ для воспитателей и методистов детских садов

Цели: прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге, поэтическому слову;развивать память, речь, внимание, творческие способности детей;расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина....

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...