Конспект урока литературного чтения "А, П, Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «А. П. Платонов «Цветок на земле»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать произведение А. П. Платонова «Цветок на земле»;
- уметь бегло читать;
- уметь делить текст на части, составлять план;
- уметь применять полученные теоретические знания на практике, в течение урока.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Л.Ф. Климанова («Школа России»); презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А, П, Платонов "Цветок на земле" | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 19.04.2021 Школа: МОУ «СОШ» №13 Класс: 3 «К» Кабинет: 22 | ФИО учителя: Тарабаева С.Б. ФИ студента: Шестакова Т. ФИО методиста: Солопова Т.В. |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «А. П. Платонов «Цветок на земле»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать произведение А. П. Платонова «Цветок на земле»;
- уметь бегло читать;
- уметь делить текст на части, составлять план;
- уметь применять полученные теоретические знания на практике, в течение урока.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Л.Ф. Климанова («Школа России»); презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: объяснение. Наглядный метод: демонстрация, показ презентации. | 1 мин. | - Здравствуйте, Ребята! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Приветствовать учителя. | Р: саморегуляция. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: слово учителя. Практический метод: устное упражнение. Наглядный метод: демонстрация. | 5 мин. | Проверка домашнего задания. – Вы прочитали дома, ребята, ещё два рассказа Бориса Шергина, написанных им на темы русских пословиц и поговорок. Как в содержании каждого рассказа раскрылся смысл пословиц? – Какой урок преподали вам эти произведения? – Прочитаем по ролям рассказ «Акуля, что шьёшь не оттуля?» | Несколько групп учащихся читают по ролям произведение. Оценивание работы друг друга. | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата. П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: беседа. Наглядный метод: показ презентации. | 3 мин. | – Продолжает тему нашу рассказ замечательного писателя Андрея Платоновича Платонова (Андрея Платоновича Климентова). Откройте учебник на странице 129. Что это за произведение? - Совершенно верно! Какие цели мы поставим на урок? | - «Цветок на земле». - Познакомиться с рассказом «Цветок на земле». Проанализировать рассказ. | Л: смыслообразование. Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. |
IV.Открытие нового знания Словесный метод: беседа. Практический метод: устное упражнение. | 8 мин. | Учитель выразительно читает произведение. Если есть хорошо читающие дети, они читают вместе с учителем. | П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста. | |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный метод: беседа. | 5 мин. | – Каким вы представляете себе Афоню? – Нравится ли он вам? Чем? – О чём самом главном Афоня узнал от деда? Прочитайте, как об этом сказано в рассказе. (чтение со слов: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой…» до слов: «Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь».) – Прочитайте отрывок, в котором раскрывается значение слов Афони «Теперь я сам знаю про всё». (чтение со слов: «Афоня задумался среди трав и цветов»… до слов: «Ты, дедушка, не бойся».) – Каким чувством наполнено произведение Андрея Платонова? | - Маленький, любознательный, ему хочется как можно больше узнать от своего деда; добрый, он заботливо относится к старику; трудолюбивый, несмотря на свой возраст, собрал лекарственных растений и отнёс их в аптеку на лекарства. | П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. ЛОГ: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выполнение задания Работа в группах | 7 мин. | Разделитесь на 6 групп. Я вам дам карточки, а вы выполните задание в группах. Карточка 1. Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему дедушка Тит всё время спит? Как к этому относится Афоня? Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Карточка 2 Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется? Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит? Как реагировал дедушка на вопросы внука? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Карточка 3 Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему Афоня решил остановить маятник у часов? От чего дедушка проснулся? Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю». Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Карточка 4 Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище? Почему дедушка «осерчал» на внука? Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони? Карточка 5 Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»? Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке. Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод . Карточка 6 Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе: С. 129-130: описание внешности дедушки Тита. С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед. С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом. С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище. С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове). Учитель организует прослушивание результатов работы групп. -Ребята скажите, можем ли мы ответить на самый главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?» | Выполнение задания | П: анализ с целью выделения существенных признаков. П: управление поведением партнера. |
VII.Включение в систему знаний Словесный метод: беседа, объяснение. Практический метод: устное упражнение. Наглядный метод: показ презентации. | 6 мин. | – Дома вы приготовите пересказ рассказа «Цветок на земле», а чтобы вам было легче выполнить данное задание, составим план. По желанию учащихся или по усмотрению учителя может быть составлен план, в котором название каждой части даётся детьми, либо цитатный план, в котором названием каждой части служит предложение из рассказа. Примерный цитатный план 1. «Скучно Афоне жить на свете». 2. «Скажи мне про всё…» 3. «Дед остановился у голубого цветка…» 4. «Цветок этот самый – труженик…» 5. «Теперь я сам знаю про всё!» | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата. П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |
VIII.Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный метод: беседа. | 4 мин. | - Ребята, вот и подошел к концу наш урок. - С каким рассказом мы сегодня познакомились? – Чему научил вас сегодняшний урок? – О чём заставил задуматься? – Какие чувства в вас пробудил? - Скажите, выполнили ли мы все задачи, которые ставили перед собой? - За что бы вы похвалили себя на уроке? - Что у вас особенно получилось? - Ребята, всем спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания. | - «Цветок на земле».
| П: структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Л: нравственно-этическая ориентация. Р: оценка качества и уровня усвоения материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.
Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...
Конспект урока литературного чтения "Творчество С. В. Михалкова" 4 класс
Тема урока: « Творчество С.В.Михалкова»....
Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки выразительного чтения;П...
Конспект урока литературного внеклассного чтения, проведенного в 1 «В» классе с использованием ИКТ для воспитателей и методистов детских садов
Цели: прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге, поэтическому слову;развивать память, речь, внимание, творческие способности детей;расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина....
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...