Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов. Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Загороднова Людмила Валерьевна

Ознакомительный урок по теме "А.П. Платонов. Цветок на земле". Соответствует требования ФГОС. Программа "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическую карту урока подготовила Загороднова Людмила Валерьевна – учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 806»

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: А.П. Платонов «Цветок на земле».

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цель урока: Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.

Задачи урока:

Предметные: Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом.

Личностные: Воспитывать чувства доброты и сострадания.

Метапредметные: Развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

Учащиеся научатся: Грамотно, осмысленно, бегло читать, работать с деформированным планом.

Учащиеся получат возможность: Пополнить свой словарный запас.

Оборудование к уроку: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2013; С.А Есенина «Рабочая тетрадь по литературному чтению» 3 класс. М: Грамотей, 2012. Компьютер, проектор, презентация. Листочки для работы с деформированным планом (Приложение 1).

Название этапа урока

Цель этапа

Предполагаемый

результат

Деятельность учителя

Формулирование задания для детей (главное слово – глагол)

Деятельность учащихся

Форма организации деятельности учащихся

I. Организационный момент.

Настроить учащихся на урок.

Готовность к уроку.

Проверяет готовность детей к уроку.

- Достаньте необходимые для урока предметы: учебник, тетрадь, пенал.

Дети достают учебник, тетрадь, пенал.

Индивидуальная

II. Самоопределение к деятельности

Дети должны постараться самостоятельно определить тему урока.

Самостоятельное определение детьми темы урока.

Обращает внимание детей на презентацию. Следит за правильностью чтения. Корректирует при необходимости ответы учащихся.

-  Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

- Как вы считаете, ребята, какая тема объединяет данные пословицы и поговорки?

- Кто может определить о ком, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Дети читают пословицы и поговорки, объясняют их смысл. Определяют тему урока.

Коллективная

III. Работа с текстом до чтения.

Развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Дети должны назвать героев рассказа, предположить, как будут развиваться события.

Обращает внимание детей на необходимые страницы в учебнике. Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

- Рассмотрите иллюстрации на с. 131, 134.

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

-  Кто герои рассказа?

-  Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

Дети читают фамилию автора, заголовок произведения, рассматривают иллюстрации, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Коллективная

IV. Словарная работа.

Обогащать словарный запас учащихся.

Пополнится словарный запас учащихся.

Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

-  «Глаза жмурятся». Как вы понимаете это выражение?

-  А «Глаза смежать». Как это?

Объясните значение слов:

- «Колхоз» (Форма коллективного ведения хозяйства, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников).

- «Ферма» (Сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции: молока, мяса и т.д.)

- «Пастбище» (Место, где пасётся скот) (Слайд 3)

- «Печка» (Устройство для отапливания помещений, приготовления пищи. Имеет спальное место.)  (Слайд 4)

Дети внимательно слушают вопросы и задания учителя. Стараются самостоятельно объяснить значение слов и выражений, которые встретятся в тексте.

Коллективная.

V. Работа по развитию речи.

Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.

Пополнится словарный запас учащихся.

Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

- Откройте тетрадь на с. 56, 57 найдите и прочитайте задание №2 и №3 к рассказу А. Платонова «Цветок на земле».

Выполняют задания №2, №3 на с. 56, 57 рабочей тетради. Подбирают синонимы (задание №2) и антонимы (задание №3) к словам, которые встретятся в тексте.

Коллективная

VI. Физкультминутка. 

Дать возможность учащимся отдохнуть, активизировать деятельность учащихся.

Активизация дальнейшей деятельности учащихся на уроке.

Демонстрирует правильность выполнения физических упражнений.

- Встаньте. Выйдите из-за парты. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам. Поднимите руки вверх и потянитесь, встав на носочки. Наклонитесь вниз, коснитесь носков ног. Выпрямитесь, сделайте глубокий вдох и выдох дважды.

- Молодцы! Садитесь на свои места.

Дети выполняют физические упражнения совместно с учителем.

Коллективная

VII. Работа с текстом во время чтения.

Достижение понимания текста на уровне содержания.

Дети должны понять содержание текса.

Учитель задаёт уточняющие вопросы на понимание содержания текста, попутно проводит словарную работу.

Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

Первую часть  текста учитель читает сам, демонстрируя при чтении правильное, выразительное чтение.

 - Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?

- Сколько лет было деду Титу?

- От чего у деда глаза слабые стали?

- Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»?

-  Расскажите: «Какой он есть» – дед Тит.

- Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?

- Как вы думаете, кто с кем говорит?

- Давайте прочитаем диалог по ролям.

- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

- Будет ли Афоня будить деда дальше?

Читаем по ролям до слов: Ты вспомни! С. 130-131.

- Как заснул Афоня возле деда? Прочитайте.

- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю?

- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

- Зачем Афоня остановил часы?

- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы?

- Как вы понимаете выражение «белый свет пытать»?

- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда «про всё»?

- Что значит осерчал?

- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

- Прочитайте эти главные слова в тексте.

- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

Дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.

Читают вслух небольшим абзацам с комментариями.

Следует уточнить, что читают текст хорошо читающие дети. Остальные внимательно следят, отвечают на вопросы учителя.

Коллективная работа по содержанию текста.

VIII. Работа с текстом после чтения.

1. Определение главной мысли рассказа.

2.   Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»)

Дети должны определить главную мысль произведения.

Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

- Определите, какова же главная мысль рассказа. В каких предложениях она выражена? Прочитайте.

-  Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Посмотрите на слайд и прочитайте запись. (Слайд 5)

- Как вы думаете, что это?

- Совпадает ли он с событиями в тексте?

- Возьмите листочек и ручку, расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

- Прочитайте план, который у вас получился.

- Проверьте по слайду презентации. (Слайд 6)

Дети внимательно слушают вопросы и задания учителя. Стараются самостоятельно определить главную мысль текста.

Работают с деформированным планом. План напечатан на листочках.

Коллективная работа  для первой части этапа (определение главной мысли рассказа).

Работа в парах для второй части этапа (работа с деформированным планом).

IX. Знакомство с биографией писателя.

Познакомить учащихся с личностью писателя.

Запомнят основные сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова.

Учитель демонстрирует слайды 7-13 презентации, рассказывает о писателе.

Дети внимательно слушают рассказ учителя о писателе.

Коллективная

X. Итог урока.

Сделать выводы по уроку.

Дети должны сделать вывод.

Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

Вывод есть и в презентации (слайды № 14, 15). Однако демонстрирует их учитель после выводов, сделанных учащимися.

- Почему рассказ назван «Цветок на земле»?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Почему этот рассказ отнесли к разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»?

Дети внимательно слушают вопросы и задания учителя. Стараются самостоятельно сделать вывод.

Коллективная

XI. Домашнее задание.

Записать домашнее задание.

Дети запишут домашнее задание в дневник.

Учитель демонстрирует слайд № 16 презентации. Следит за тем, все ли дети записали домашнее задание.

- Откройте дневники.  Запишите домашнее задание. С. 129-135, перечитать текст. (Слайд 16)

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Индивидуальная

Приложение 1

  • На печи рядом с дедом.
  • Скучно Афоне жить на свете.
  • Дед Тит.
  • Опять скучно жить на свете.
  • Пошли “белый свет пытать”.
  • Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
  • Проснулся ненадолго.
  • Гребешок для деда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Платонов А.П. «Цветок на земле» Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»

Слайд 2

И старость не страшна, коли молодые помогут. Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.

Слайд 3

Словарная работа. Пастбище – место, где пасут скот.

Слайд 4

Словарная работа. Печка – приспособление для отапливания помещения.

Слайд 5

План. · На печи рядом с дедом. · Скучно Афоне жить на свете. · Дед Тит. · Опять скучно жить на свете. · Пошли «белый свет пытать». · Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… · Проснулся ненадолго. · Гребешок для деда.

Слайд 6

Скучно Афоне жить на свете. Дед Тит. Опять скучно жить на свете. Проснулся ненадолго. На печи рядом с дедом. Пошли «белый свет пытать». Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… Гребешок для деда.

Слайд 7

Андрей Платонович Климентов Псевдоним: Андрей Платонович Платонов 1899 - 1951

Слайд 8

«Родился в слободе Ямской, при самом Воронеже» 1 сентября 1899 года Его отец, Платон Фирсович Клементов (1870-1952), работал слесарем в воронежских железнодорожных мастерских. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище

Слайд 9

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека – рукодельца. От матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, унаследовал понимание души русского православного люда

Слайд 10

«…Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё паровозы, машины, ноющий гудок и потную работу»

Слайд 12

Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя.

Слайд 13

Памятник уроженцу Воронежа писателю Андрею Платоновичу Платонову

Слайд 14

Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук - продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.

Слайд 15

Домашнее задание: с. 129-135, перечитать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  формирование представлений  у учащихся о творчестве А. Платонова и его произведе...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  формирование навыков беглого         чтения и выра...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  развитие умений анализировать героев произведение и само произведение, делать серьезн...

Конспект урока по теме "А. Платонов «Цветок на земле»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А. Платонова; ознакомление учащихся с произведением А. Платонова «Цветок на земле»; формирование у младших школьн...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли.Задач...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли...