Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов. Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Ознакомительный урок по теме "А.П. Платонов. Цветок на земле". Соответствует требования ФГОС. Программа "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya._a.p._platonov._tsvetok_na_zemle.docx | 27.89 КБ |
platonov._tsvetok_na_zemle.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическую карту урока подготовила Загороднова Людмила Валерьевна – учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 806»
Предмет: Литературное чтение.
Тема урока: А.П. Платонов «Цветок на земле».
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Цель урока: Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.
Задачи урока:
Предметные: Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом.
Личностные: Воспитывать чувства доброты и сострадания.
Метапредметные: Развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.
Учащиеся научатся: Грамотно, осмысленно, бегло читать, работать с деформированным планом.
Учащиеся получат возможность: Пополнить свой словарный запас.
Оборудование к уроку: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2013; С.А Есенина «Рабочая тетрадь по литературному чтению» 3 класс. М: Грамотей, 2012. Компьютер, проектор, презентация. Листочки для работы с деформированным планом (Приложение 1).
Название этапа урока | Цель этапа | Предполагаемый результат | Деятельность учителя | Формулирование задания для детей (главное слово – глагол) | Деятельность учащихся | Форма организации деятельности учащихся |
I. Организационный момент. | Настроить учащихся на урок. | Готовность к уроку. | Проверяет готовность детей к уроку. | - Достаньте необходимые для урока предметы: учебник, тетрадь, пенал. | Дети достают учебник, тетрадь, пенал. | Индивидуальная |
II. Самоопределение к деятельности | Дети должны постараться самостоятельно определить тему урока. | Самостоятельное определение детьми темы урока. | Обращает внимание детей на презентацию. Следит за правильностью чтения. Корректирует при необходимости ответы учащихся. | - Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. - Как вы считаете, ребята, какая тема объединяет данные пословицы и поговорки? - Кто может определить о ком, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? | Дети читают пословицы и поговорки, объясняют их смысл. Определяют тему урока. | Коллективная |
III. Работа с текстом до чтения. | Развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. | Дети должны назвать героев рассказа, предположить, как будут развиваться события. | Обращает внимание детей на необходимые страницы в учебнике. Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся. | - Рассмотрите иллюстрации на с. 131, 134. - О чём, по-вашему, рассказ? - Кто герои рассказа? - Какими могут быть события в рассказе с таким названием? | Дети читают фамилию автора, заголовок произведения, рассматривают иллюстрации, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. | Коллективная |
IV. Словарная работа. | Обогащать словарный запас учащихся. | Пополнится словарный запас учащихся. | Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся. | - «Глаза жмурятся». Как вы понимаете это выражение? - А «Глаза смежать». Как это? Объясните значение слов: - «Колхоз» (Форма коллективного ведения хозяйства, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников). - «Ферма» (Сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции: молока, мяса и т.д.) - «Пастбище» (Место, где пасётся скот) (Слайд 3) - «Печка» (Устройство для отапливания помещений, приготовления пищи. Имеет спальное место.) (Слайд 4) | Дети внимательно слушают вопросы и задания учителя. Стараются самостоятельно объяснить значение слов и выражений, которые встретятся в тексте. | Коллективная. |
V. Работа по развитию речи. | Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса. | Пополнится словарный запас учащихся. | Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся. | - Откройте тетрадь на с. 56, 57 найдите и прочитайте задание №2 и №3 к рассказу А. Платонова «Цветок на земле». | Выполняют задания №2, №3 на с. 56, 57 рабочей тетради. Подбирают синонимы (задание №2) и антонимы (задание №3) к словам, которые встретятся в тексте. | Коллективная |
VI. Физкультминутка. | Дать возможность учащимся отдохнуть, активизировать деятельность учащихся. | Активизация дальнейшей деятельности учащихся на уроке. | Демонстрирует правильность выполнения физических упражнений. | - Встаньте. Выйдите из-за парты. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам. Поднимите руки вверх и потянитесь, встав на носочки. Наклонитесь вниз, коснитесь носков ног. Выпрямитесь, сделайте глубокий вдох и выдох дважды. - Молодцы! Садитесь на свои места. | Дети выполняют физические упражнения совместно с учителем. | Коллективная |
VII. Работа с текстом во время чтения. | Достижение понимания текста на уровне содержания. | Дети должны понять содержание текса. | Учитель задаёт уточняющие вопросы на понимание содержания текста, попутно проводит словарную работу. Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся. Первую часть текста учитель читает сам, демонстрируя при чтении правильное, выразительное чтение. | - Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? - Сколько лет было деду Титу? - От чего у деда глаза слабые стали? - Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? - Расскажите: «Какой он есть» – дед Тит. - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? - Как вы думаете, кто с кем говорит? - Давайте прочитаем диалог по ролям. - Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго? - Будет ли Афоня будить деда дальше? Читаем по ролям до слов: Ты вспомни! С. 130-131. - Как заснул Афоня возле деда? Прочитайте. - Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю? - Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда? - Зачем Афоня остановил часы? - Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? - Как вы понимаете выражение «белый свет пытать»? - Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда «про всё»? - Что значит осерчал? - О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? - Прочитайте эти главные слова в тексте. - Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное? - А как это дедушка будет жить опять из своего праха? - Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле? | Дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте. Читают вслух небольшим абзацам с комментариями. Следует уточнить, что читают текст хорошо читающие дети. Остальные внимательно следят, отвечают на вопросы учителя. | Коллективная работа по содержанию текста. |
VIII. Работа с текстом после чтения. 1. Определение главной мысли рассказа. 2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану. | Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк») | Дети должны определить главную мысль произведения. | Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся. | - Определите, какова же главная мысль рассказа. В каких предложениях она выражена? Прочитайте. - Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Посмотрите на слайд и прочитайте запись. (Слайд 5) - Как вы думаете, что это? - Совпадает ли он с событиями в тексте? - Возьмите листочек и ручку, расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом. - Прочитайте план, который у вас получился. - Проверьте по слайду презентации. (Слайд 6) | Дети внимательно слушают вопросы и задания учителя. Стараются самостоятельно определить главную мысль текста. Работают с деформированным планом. План напечатан на листочках. | Коллективная работа для первой части этапа (определение главной мысли рассказа). Работа в парах для второй части этапа (работа с деформированным планом). |
IX. Знакомство с биографией писателя. | Познакомить учащихся с личностью писателя. | Запомнят основные сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова. | Учитель демонстрирует слайды 7-13 презентации, рассказывает о писателе. | Дети внимательно слушают рассказ учителя о писателе. | Коллективная | |
X. Итог урока. | Сделать выводы по уроку. | Дети должны сделать вывод. | Корректирует и дополняет при необходимости ответы учащихся. Вывод есть и в презентации (слайды № 14, 15). Однако демонстрирует их учитель после выводов, сделанных учащимися. | - Почему рассказ назван «Цветок на земле»? - Чему научил вас этот рассказ? - Почему этот рассказ отнесли к разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»? | Дети внимательно слушают вопросы и задания учителя. Стараются самостоятельно сделать вывод. | Коллективная |
XI. Домашнее задание. | Записать домашнее задание. | Дети запишут домашнее задание в дневник. | Учитель демонстрирует слайд № 16 презентации. Следит за тем, все ли дети записали домашнее задание. | - Откройте дневники. Запишите домашнее задание. С. 129-135, перечитать текст. (Слайд 16) | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Индивидуальная |
Приложение 1
- На печи рядом с дедом.
- Скучно Афоне жить на свете.
- Дед Тит.
- Опять скучно жить на свете.
- Пошли “белый свет пытать”.
- Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
- Проснулся ненадолго.
- Гребешок для деда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И старость не страшна, коли молодые помогут. Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.
Словарная работа. Пастбище – место, где пасут скот.
Словарная работа. Печка – приспособление для отапливания помещения.
План. · На печи рядом с дедом. · Скучно Афоне жить на свете. · Дед Тит. · Опять скучно жить на свете. · Пошли «белый свет пытать». · Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… · Проснулся ненадолго. · Гребешок для деда.
Скучно Афоне жить на свете. Дед Тит. Опять скучно жить на свете. Проснулся ненадолго. На печи рядом с дедом. Пошли «белый свет пытать». Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… Гребешок для деда.
Андрей Платонович Климентов Псевдоним: Андрей Платонович Платонов 1899 - 1951
«Родился в слободе Ямской, при самом Воронеже» 1 сентября 1899 года Его отец, Платон Фирсович Клементов (1870-1952), работал слесарем в воронежских железнодорожных мастерских. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище
Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека – рукодельца. От матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, унаследовал понимание души русского православного люда
«…Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё паровозы, машины, ноющий гудок и потную работу»
Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя.
Памятник уроженцу Воронежа писателю Андрею Платоновичу Платонову
Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук - продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.
Домашнее задание: с. 129-135, перечитать текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о творчестве А. Платонова и его произведе...
Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование навыков беглого чтения и выра...
Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: развитие умений анализировать героев произведение и само произведение, делать серьезн...
Конспект урока по теме "А. Платонов «Цветок на земле»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А. Платонова; ознакомление учащихся с произведением А. Платонова «Цветок на земле»; формирование у младших школьн...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли.Задач...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли...