Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе содержит пояснительную записку, краткое содержание тем, календарно-тематический план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_liter_chteniyu_1_klass.docx | 60.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________О.Н. Карабатова «_____» ____________ 20_______г. | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ с. Емаши __________ А.Л. Клыков «_____»________2021 № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Смольниковой Людмилы Александровны, высшей квалификационной категории
Ф.И.О., категория
литературное чтение, 1 класс
предмет, класс
ПРИНЯТО
протоколом педагогического совета
«____» ______ 20_____г. № __
2021- 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.
Нормативная основа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Устав МБОУ СОШ с. Емаши;
- Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ с. Емаши; Программа по учебному предмету;
- Учебный план МБОУ СОШ с. Емаши;
- Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ с. Емаши; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей; овладение навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника.
Курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), которая вомногом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4ч в неделю, 33 учебных недели).
Общая характеристика учебного предмета
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» по 8 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование(слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения).
После курса «Обучения грамоте» продолжается изучение предмета «Литературное чтение».
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
Школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуреРоссийской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
Примерная рабочая программа
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения
и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора
и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя
и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного
уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения.
Личностные
Учащиеся научатся:
• с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
• отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
• осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
• проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
• осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
• понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
• контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
• оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
• коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
• коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
• контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
• оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
• сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
• сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
• определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
• отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
• отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
• пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
• сравнивать лирические и прозаические произведения, бас - ню и стихотворение, народную и литературную сказку;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
• создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
• определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы учителя по теме урока;
• создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
• слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
• соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
• оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
• находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
• прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
• выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
• оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
• находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по литературному чтению для 1-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся (НОО):
Целевым приоритетом НОО является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
-быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения ( по плану) | Дата проведения (фактическая) |
Добукварный период (подготовительный) | 15 ч | |||
1. | «Азбука» - первая учебная книга. | 1ч | 02.09.21 | |
2. | Устная и письменная речь. Предложение. | 1ч | 6.09 | |
3. | Предложение и слово. | 1ч | 7.09 | |
4. | Слово и слог. | 1ч | 8.09 | |
5. | Слог. Ударение. | 1ч | 9.09 | |
6. | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1ч | 13.09 | |
7. | Гласные и согласные звуки. | 1ч | 14.09 | |
8. | Слог – слияние. | 1ч | 15.09 | |
9. | Слог – слияние. | 1ч | 16.09 | |
10. | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1ч | 20.09 | |
11. | Гласный звук [а].Буквы А, а. | 1ч | 21.09 | |
12. | Гласный звук [о]. Буквы О, о. | 1ч | 22.09 | |
13. | Гласный звук [и].Буквы И, и. | 1ч | 23.09 | |
14. | Гласный звук [ы].Буква ы. | 1ч | 27.09 | |
15. | Гласный звук [у]. Буквы У, у. | 1ч | 28.09 | |
Букварный период (основной) | 56 ч | |||
16. | Согласные звуки [н], [н,]. Буквы Н, н. | 1ч | 29.09 | |
17 | Согласные звуки [с], [с,]. Буквы С, с. | 1ч | 30.09 | |
18. | Согласные звуки [к], [к,]. Буквы К, к. | 1ч | 04.10 | |
19. | Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т, т. | 1ч | 05.10 | |
20. | Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т, т. Правописание имён собственных. | 1ч | 06.10 | |
21. | Согласные звуки [л], [л,]. Буквы Л, л. | 1ч | 7.10 | |
22 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1ч | 12.10 | |
23 | Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. | 1ч | 13.10 | |
24. | Согласные звуки [в], [в,]. Буквы В, в. | 1ч | 14.10 | |
25. | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | 18.10 | |
26 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й, э], [э]. Буква Е – показатель мягкости согласных. | 1ч | 19.10 | |
27. | Чтение слов с буквой Е. | 1ч | 20.10 | |
28. | Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п. | 1ч | 21.10 | |
29. | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | 25.10 | |
30. | Согласные звуки [м], [м,]. Буквы М, м. | 1ч | 26.10 | |
31. | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | 27.10 | |
32. | Согласные звуки [з], [з,]. Буквы З, з. | 1ч | 28.10 | |
33. | Парные согласные звуки [з] – [с], [з,] – [с,]. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | 08.11 | |
34. | Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. | 1ч | 09.11 | |
35. | Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. Парные согласные звуки [б] – [п], [б,] – [п,]. | 1ч | 10.11 | |
36. | Чтение текстов с изученными буквами. | 1ч | 11.11 | |
37. | Согласные звуки [д], [д,]. Буквы Д, д. | 1ч | 15.11 | |
38 | Парные согласные звуки [д] – [т], [д,] – [т,]. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | 16.11 | |
39. | Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й, а], [а]. | 1ч | 17.11 | |
40. | Буква Я – показатель мягкости согласных. 1ч | 18.11 | ||
41. | Повторение и закрепление изученного материала. | 1ч | 22.11 | |
42 | Согласные звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. | 1ч | 23.11 | |
43. | Парные согласные звуки [г] – [к], [г,] – [к,]. Чтение слов, текстов с изученными буквами. | 1ч | 24.11 | |
44. | Мягкий согласный звук [ч,]. Буквы Ч, ч. Сочетания ча, чу. | 1ч | 25.11 | |
45 | Мягкий согласный звук [ч,]. Буквы Ч, ч (закрепление). | 1ч | 29.11 | |
46 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 1ч | 30.11 | |
47 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 1ч | 01.12 | |
48 | Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1ч | 02.12 | |
49 | Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление). | 1ч | 6.12 | |
50 | Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание жи. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1ч | 7.12 | |
51 | Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание жи. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1ч | 8.12 | |
52 | Гласные буквы Ё, ё, обозначающие звуки [й, о], [о]. | 1ч | 9.12 | |
53 | Буква Ё – показатель мягкости согласных. | 1ч | 13.12 | |
54 | Мягкий согласный звук [й,]. Буквы Й, й. | 1ч | 14.12 | |
55 | Мягкий согласный звук [й,]. Буквы Й, й (закрепление). | 1ч | 15.12 | |
56 | Согласные звуки [х], [х,]. Буквы Х, х. | 1ч | 16.12 | |
57 | Согласные звуки [х], [х,]. Буквы Х, х (закрепление). | 1ч | 20.12 | |
58 | Чтение слов, текстов с изученными буквами. | 1ч | 21.12 | |
59 | Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й, у], [у]. | 1ч | 22.12 | |
60 | Буква Ю – показатель мягкости согласных. Закрепление изученного материала. | 1ч | 23.12 | |
61 | Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц. | 1ч | 27.12 | |
62 | Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц (закрепление). | 1ч | 28.12 | |
63 | Чтение предложений, текстов с изученными буквами. | 1ч | 29.12 | |
64 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э. | 1ч | 30.12 | |
65 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э. | 1ч | 17.01 | |
66 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э (закрепление). | 1ч | 18.01 | |
67 | Мягкий согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Сочетания ща, щу. | 1ч | 19.01 | |
68 | Чтение предложений, текстов с изученными буквами. | 1ч | 20.01 | |
69 | Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Парные согласные звуки [в] – [ф], [в,] – [ф,]. | 1ч | 24.01 | |
70 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1ч | 25.01 | |
71 | Русский алфавит. Проверка техники чтения. | 1ч | 26.01 | |
Послебукварный период. | 20 ч | 27.01 | ||
72 | Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова. | 1ч | 31.01 | |
73 | Е. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1ч | 01.02 | |
74 | К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». | 1ч | 02.02 | |
75 | В. Крупин. «Первоучители словенские». | 1ч | 03.02 | |
76 | В. Крупин. «Первый букварь». | 1ч | 04.02 | |
77 | Творчество А. С. Пушкина. Сказки. | 1ч | 8.02 | |
78 | Творчество Л. Н. Толстого. Рассказы для детей. | 1ч | 9.02 | |
79 | Произведения К. Д. Ушинского для детей. | 1ч | 10.02 | |
80 | Творчество К. И. Чуковского. «Телефон», «Путаница». | 1ч | 14.02 | |
81 | Творчество В. В. Бианки. «Первая охота». | 1ч | 15.02 | |
82 | Стихи С. Я. Маршака. «Угомон», «Дважды два». | 1ч | 16.02 | |
83 | Творчество М. М. Пришвина. «Предмайское утро», «Глоток молока». | 1ч | 17.02 | |
84 | Стихи А. Л. Барто. «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». | 1ч | 21.02 | |
85 | Стихи С. В. Михалкова. «Котята». | 1ч | 22.02 | |
86 | Весёлые стихи Б. В. Заходера. «Два и три». | 1ч | 24.02 | |
87 | Стихи В. Д. Берестова. «Пёсья песня», «Прощание с другом». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1ч | 24.03 | |
88 | Творческий проект «Живая азбука». | 1ч | 28.02 | |
89 | Творческий проект «Живая азбука». | 1ч | 1.03 | |
90 | Конкурс чтецов. | 1ч | 2.03 | |
91 | Прощание с «Азбукой». | 1ч | 3.03 | |
Литературное чтение. | 40 ч | |||
92 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». | 1ч | 7.03 | |
Жили-были буквы. | 7ч | |||
93 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1ч | 9.03 | |
94 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»». | 1ч | 10.03 | |
95 | С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». | 1ч | 14.03 | |
96 | Г. Сапгир «Про Медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». | 1ч | 15.03 | |
97 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1ч | 16.03 | |
98 | Из старинных книг. | 1ч | 17.03 | |
99 | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». | 1ч | 21.03 | |
Сказки, загадки, небылицы. | 7ч | |||
100 | Е. Чарушин «Теремок». | 1ч | 22.03 | |
101 | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1ч | 23.03 | |
102 | Загадки, песенки, потешки. | 1ч | 24.03 | |
103 | Небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1ч | 4.04 | |
104 | Александр Сергеевич Пушкин. | 1ч | 5.04 | |
105 | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1ч | 6.04 | |
106 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». | 1ч | 7.04 | |
Апрель, апрель. Звенит капель. 5 ч | ||||
107 | А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка». | 1ч | 11.04 | |
108 | Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». | 1ч | 12.04 | |
109 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. | 1ч | 13.04 | |
110 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг. | 1ч | 14.04 | |
111 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». | 1ч | 18.04 | |
И в шутку и всерьёз. | 7ч | |||
112 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!». | 1ч | 19.04 | |
113 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1ч | 20.04 | |
114 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». | 1ч | 21.04 | |
115 | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон». | 1ч | 25.04 | |
116 | М. Пляцковский «Помощник». | 1ч | 26.04 | |
117 | Из старинных книг. | 1ч | 27.04 | |
118 | Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». | 1ч | 28.04 | |
Я и мои друзья. | 6ч | |||
119 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». | 1ч | 2.05 | |
120 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». | 1ч | 4.05 | |
121 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Аким «Моя родня». | 1ч | 5.05 | |
122 | С. Маршак «Хороший день». | 1ч | 10.05 | |
123 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». | 1ч | 11.05 | |
124 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1ч | 12.05 | |
О братьях наших меньших. | 8ч | |||
125 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…». | 1ч | 16.05 | |
126 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». | 1ч | 17.05 | |
127 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». | 1ч | 18.05 | |
128 | В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». | 1ч | 19.05 | |
129 | Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Из старинных книг. | 1ч | 20.05 | |
130 | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». | 1ч | 23.05 | |
131 | Проверка техники чтения. | 1ч | 24.05 | |
132 | Обобщение изученного. Итоговая диагностическая контрольная по литературному чтению. | 1ч | 25.05 |
Всего : 132 ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...