К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Урок литературного чтения. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шайхуллина Зульфия Анасовна

Конспект урока по литературному чтению по теме "К.Г.Паустовский "Кот ворюга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_voryuga_3_klass.docx24.3 КБ
Файл kot_voryuga_3_klass.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
1.    Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев.  
2.    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые  результаты:
1.    Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
2.    Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
3.    Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

1 Организационный  момент

Мы приветствуем гостей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых!

- Тихо сели, девочки!

- Тихо сели, мальчики!

(1сл)

2 Актуализация опорных знаний

 Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его со скороговорки : (2сл)

Сушки, плюшки, поварёшки лежат в сумке у Серёжки

(чтение скороговорки самостоятельно, хором несколько раз, ускоряя темп. Чтение скороговорки учащимися класса)

3 Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного русского писателя

(4 сл. показ слайда с портретом К. Г. Паустовского)

- Может вы узнаете его портрет?

(после предположения учащихся появляется подпись к портрету)

- Это Константин  Георгиевич  Паустовский.

Рассказ  учителя  о  биографии  писателя

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. (На экране обложки произведений К.Г.Паустовского) (слайд 5)

К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах.

- А чтобы узнать название рассказа, с которым будем знакомиться, отгадайте загадку: (6сл)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. 
(кот)

(на экране появляется первое слово из названия рассказа)

- Второе слово из названия – «Ворюга»

(на экране появляется второе слово из названия)

- От какого слова образовалось слово «ворюга»? (вор)

- Кто такой вор? (тот , кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения)

- А ворюга? (презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает кражи, грабежи )

- Как вы думаете, почему кот – ворюга? (предположения учащихся)

4 Знакомство с произведением.

Прежде чем приступить к чтению рассказа,  проведем с вами словарную работу.

Словарная работа  (7сл)

 Кто знает что такое :

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

(Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.)

И так, молодцы. (8 пустой слайд)

Сейчас я буду читать рассказ, а вы должны очень внимательно следить, чтоб не упустить ни одного важного момента. Ваша цель, определить: почему так назван рассказ? После будем отвечать на вопросы. Те кто хорошо отвечал, в конце урока получат хорошую оценку.

Физминутка

Выразительное чтение рассказа.

 

Вопросы

- С кем мы сегодня познакомились?  ( с котом)

- Как его зовут? (кто-то говорит, что  кот-ворюга, а кто-то – Милиционер)

- Назовите главных героев рассказа. (Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)

- В рассказе  К.Паустовского кот  внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)

- Кто и как помог коту в этом? (Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)

- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

( ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ!)

- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

  1. Кот был:

а) серый                  б) белый                в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю                в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

7. Будил всех:

а) стук яблок                б) стон кота                в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану                 б) жареную свинину                в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро        б) через день        в) через 2 дня

5 Итог урока

- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные?

6 Домашнее задание

-Прочитать и пересказать рассказ. Нарисовать рисунок к любимому сюжету.

7 Рефлексия

За урок, я хочу поставить … оценку 5 за активную работу . …. 4 за внимательность и тд.

Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сушки, плюшки, поварёшки лежат в сумке у Серёжки

Слайд 3

Константин Георгиевич Паустовский

Слайд 5

Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетинка, дугою спинка, Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит .

Слайд 6

Кот - ворюга

Слайд 7

Отчаяние - состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Кукан - бечевка, на которую надевают пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. СЛОВАРЬ

Слайд 8

Заросли - частый кустарник, которым заросло какое- нибудь место. Плотица - небольшая пресноводная рыба.

Слайд 9

Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот - за ворот, за воротник.

Слайд 10

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Слайд 11

Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Подполье – погреб под домом.

Слайд 13

1.Кот был: а) серый б) белый в) рыжий 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели 3. Хвост у кота был: а) пушистый б) облезлый в) грязный 4. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели 5. Кот полез с колбасой: а) на дуб б) на тополь в) на берёзу

Слайд 14

6.Кот свалился с берёзы: а) как камень б) как футбольный мяч 7. Будил всех: а) стук яблок б) стон кота в) ветер 8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил: а) окуня б) карася в) плотицу 9. Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) творожники 10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня

Слайд 15

Домашнее задание Прочитать и пересказать рассказ. Нарисовать рисунок к любимому сюжету

Слайд 16

Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Паустовский "Кот-ворюга" презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК "2100"

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения в 3 классе по системе Н.Ф. Виноградовой Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга».

Цели: I. Образовательные:- ввести в круг чтения произведение К. П. Паустовского «Кот- ворюга»;- учить размышлять о прочитанном, отвечать на вопросы по содержанию;- отрабатывать навык чтения через...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....