К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Урок литературного чтения. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению по теме "К.Г.Паустовский "Кот ворюга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kot_voryuga_3_klass.docx | 24.3 КБ |
kot_voryuga_3_klass.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
1 Организационный момент
Мы приветствуем гостей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!
- Тихо сели, девочки!
- Тихо сели, мальчики!
(1сл)
2 Актуализация опорных знаний
Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его со скороговорки : (2сл)
Сушки, плюшки, поварёшки лежат в сумке у Серёжки
(чтение скороговорки самостоятельно, хором несколько раз, ускоряя темп. Чтение скороговорки учащимися класса)
3 Изучение нового материала
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного русского писателя
(4 сл. показ слайда с портретом К. Г. Паустовского)
- Может вы узнаете его портрет?
(после предположения учащихся появляется подпись к портрету)
- Это Константин Георгиевич Паустовский.
Рассказ учителя о биографии писателя
Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. (На экране обложки произведений К.Г.Паустовского) (слайд 5)
К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах.
- А чтобы узнать название рассказа, с которым будем знакомиться, отгадайте загадку: (6сл)
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)
(на экране появляется первое слово из названия рассказа)
- Второе слово из названия – «Ворюга»
(на экране появляется второе слово из названия)
- От какого слова образовалось слово «ворюга»? (вор)
- Кто такой вор? (тот , кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения)
- А ворюга? (презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает кражи, грабежи )
- Как вы думаете, почему кот – ворюга? (предположения учащихся)
4 Знакомство с произведением.
Прежде чем приступить к чтению рассказа, проведем с вами словарную работу.
Словарная работа (7сл)
Кто знает что такое :
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
(Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.)
И так, молодцы. (8 пустой слайд)
Сейчас я буду читать рассказ, а вы должны очень внимательно следить, чтоб не упустить ни одного важного момента. Ваша цель, определить: почему так назван рассказ? После будем отвечать на вопросы. Те кто хорошо отвечал, в конце урока получат хорошую оценку.
Физминутка
Выразительное чтение рассказа.
Вопросы
- С кем мы сегодня познакомились? ( с котом)
- Как его зовут? (кто-то говорит, что кот-ворюга, а кто-то – Милиционер)
- Назовите главных героев рассказа. (Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)
- В рассказе К.Паустовского кот внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)
- Кто и как помог коту в этом? (Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)
- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)
- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)
( ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ!)
- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».
- Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
- Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
5 Итог урока
- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные?
6 Домашнее задание
-Прочитать и пересказать рассказ. Нарисовать рисунок к любимому сюжету.
7 Рефлексия
За урок, я хочу поставить … оценку 5 за активную работу . …. 4 за внимательность и тд.
Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сушки, плюшки, поварёшки лежат в сумке у Серёжки
Константин Георгиевич Паустовский
Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетинка, дугою спинка, Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит .
Кот - ворюга
Отчаяние - состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Кукан - бечевка, на которую надевают пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. СЛОВАРЬ
Заросли - частый кустарник, которым заросло какое- нибудь место. Плотица - небольшая пресноводная рыба.
Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот - за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Подполье – погреб под домом.
1.Кот был: а) серый б) белый в) рыжий 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели 3. Хвост у кота был: а) пушистый б) облезлый в) грязный 4. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели 5. Кот полез с колбасой: а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
6.Кот свалился с берёзы: а) как камень б) как футбольный мяч 7. Будил всех: а) стук яблок б) стон кота в) ветер 8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил: а) окуня б) карася в) плотицу 9. Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) творожники 10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
Домашнее задание Прочитать и пересказать рассказ. Нарисовать рисунок к любимому сюжету
Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Паустовский "Кот-ворюга" презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК "2100"
Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения в 3 классе по системе Н.Ф. Виноградовой Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга».
Цели: I. Образовательные:- ввести в круг чтения произведение К. П. Паустовского «Кот- ворюга»;- учить размышлять о прочитанном, отвечать на вопросы по содержанию;- отрабатывать навык чтения через...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....