Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сучкина Галина Викторовна

Урок литературного чтения и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературного чтения44.46 КБ
Файл презентация1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».

Цели урока :  продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского , развитие УУД, в том числе:

познавательных УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; обнаружить приметы сказки ; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря на основе своих знаний.

коммуникативных УУД - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах

личностных УУД: учет чужой точки зрения, определять характер героев, опираясь на цитаты и собственный опыт, учиться подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения

регулятивных УУД: оценка и самооценка чтения, умение строить диалог, умение прогнозировать содержание произведения.

Ход урока

  1. Огр. момент.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке у нас гости,  а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение.

 Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

 Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и   тихонечко  присядем за парты.

Речевая разминка:  Работа со скороговоркой.  (слайд 1)

-Теперь поработаем со скороговоркой.

- Послушайте, как её прочитаю я:

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

-Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово.

- О ком  эта скороговорка?

- Какие звуки повторяются чаще всего?

- Произнесем [к],[р], [ш].

-Прочитаем скороговорку медленно.

-Прочитаем быстро.

-Еще быстрее.

Работа в парах.

Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу.

  1. Введение в тему. Постановка проблемы, целей урока.

Я теперь я для вас приготовила загадки. Послушайте, пожалуйста, и отгадайте:

1.Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди…….. (самоваром)

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»(чайник)

3.Мы компот в нее нальем,

Чая из нее попьем,

Сока, простоквашки,

Что же это?......(чашка)

4.По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот. (ложка)

- Как одним словом назвать эти предметы. ( посуда)

- Как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с загадок на эту тему- посуда?

- Мы не просто будем читать о посуде, но и еще соберем по ходу урока с вами чайный сервиз, выполнив определенные задания.

- Работы много, вперед!

- Мы  с вами догадались о чем будет произведение, но как оно называется и кто его автор, мы еще не знаем. Хотите узнать?

Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап работы нас ждет. «Определение автора и  названия произведения»

- Я покажу иллюстрации к уже известным вам сказкам, а вы скажете, что их объединяет. (слайд 2)

(картинки Муха-Цокотуха, Мойдодыр и т.д.)

- Все эти сказки для вас написал К.И.Чуковский. (портрет) (слайд 3)

 И сегодня мы продолжаем знакомиться с его творчеством и узнаем новое из его жизни.

Сообщения детей:

1ребёнок:- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”, то есть ЧУКОВСКИЙ

2ребёнок:- Родился он 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 136 лет со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней. Владел он несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием.

Слово учителя: К.И.Чуковский писал стихи, был критиком. А сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть. Чуковский чтобы его отвлечь начал рассказывать:

Жил да был крокодил

Он по улицам ходил.

Крокодил, крокодил, Крокодилович.

Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. А на следующий день он все рассказал отцу по памяти.

А вот другой случай. Корней Иванович Чуковский работал в своем кабинете, как услышал, что плачет младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно случайно для себя сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Так появилась другая сказка «Мойдодыр»

Учитель: А сейчас маленькая викторина по сказкам нашего автора.

Работа в группах. Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки.

1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)

2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)        

3) Пошла муха на базар
И купила самовар (Муха-Цокотуха)

4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)

(Проверка).

Учитель: - Сегодня мы с вами продолжим путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

-Какие задачи мы  поставим перед собой сегодня на урок литературного чтения?

Дети: Познакомиться с новым произведением К.И.Чуковского.

 

Учитель: Посмотрите, на доске записаны цифры, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

6

3

7

1

2

8

4

1

5

1

2

3

Ф

е

д

о

р

и

н

о

г

о

р

е

О - 1

И - 8

Н - 4

Д - 7

Ф - 6

Е - 3

Р - 2

Г - 5


Работа по теме урока

Молодцы! Мы выполнили первое задание и узнали автора и произведение с которым мы сегодня познакомимся.

а) Словарная работа  

- А с чем пьют чай?

(Прикрепляем иллюстрацию сахарницы  к доске, и прочитаем что написано на нем. «Словарная работа». )

-Прежде чем мы познакомимся со  сказкой, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.

-У вас на партах лежат карточки, положите их перед собой. У меня в чашке лежат ложки, на которых записаны непонятные слова. Сейчас вы  будете  читать слово и  искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке.

Слова:  корыто, рас-то-пы-ри-ла глаза, кочерга, ра-сфу-фы-ри-ли, прусак, побежали во всю прыть, сито

Карточка

Определи значения трудных слов:

1. большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2. широко раскрыла;

3. толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

4. сделали пушистыми;

5.рыжий таракан

6.побежала быстро

7. предмет с сеткой для просеивания муки.

   

(в процессе работы вывешиваю картинки на доску)

б) Первичное знакомство с произведением

-Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой?

Просмотр  мульт. презентации

Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".

Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

в) Вопросы по первичному восприятию

-Понравилась ли вам сказка?

-О ком говорится в этой сказке?

-Что особенно запомнилось?

-Что было смешного? Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

-А что грустно?

-Какие предметы ушли от Федоры?

-Как вы думаете, а почему они ушли?

-Что в конце сказки сделала Федора? –

-Жалко ли вам Федору? Почему?

-Так как мы должны относиться к вещам и предметам, которые нас окружают и нам необходимы?

4. Физминутка

5. Продолжение работы по теме урока

г) повторное чтение детьми (цепочкой).

 Прикрепляем к доске иллюстрацию красной чашки. Что написано на ней - «Анализ текста». - Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

Дети: Чтобы было интереснее потом.

Выборочное чтение

Учитель:

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

стр. 13.

Найдите и прочитайте строки о ножах.

-Сколько раз автор употребил слово "держи"?

-Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?

-А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте.

- Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой?

-Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

О теме, идее произведения.

Мы с вами уже прочитали произведение. Скажите, о чем это стихотворение?

(О том, как убежала посуда.

 О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала.

 О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась).

Для кого была написана эта сказка?

Для чего она была написана, как вы думаете?

( Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.

Для всех, кто не любит убираться в квартире.

Для детей.автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.

Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

О жанре.

Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?

(все, что там было, в жизни не бывает.

Там еще коты разговаривают и курица.

И посуда тоже разговаривает.)

Об образах.

Очень хорошо. А кто персонажи в этой сказке?

(Федора, животные, посуда.)

Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь – посуда, мебель...

А как ведут себя эти предметы?

(Как люди.)

Работа в парах

(Выставляю блюдце на нем (выполнение теста)

Карточка 1.Тест

1.Как звали главную героиню сказки?

А)Мария Николаевна

Б)Федора Егоровна

В)Елизавета Васильевна


2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А)Корова

Б)Коза

В)Свинья


3.Как кто скакали тарелки?

А)как зайцы

Б)как белки

В) как кенгуру


4.Кто остался в доме у Федоры?

А)кошки

Б)тараканы

В)попугай


5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А)читала стихи

Б)пела тихую песню


6.На чем стоял самовар в конце сказки?

А)на столе с белой скатертью

Б)на подоконнике

В)на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке

6.  Рефлексия

-Что узнали нового для себя?

- За что бы вы похвалили себя ?или кого-то?

7. Подведение итогов урока.

- Итак, какое произведение вы изучили на уроке?

- Оно только веселит или еще чему - то учит?

Посмотрите на наш стол, чтобы пить чай нам не хватает чашек. Они у вас на столе. Если  урок понравился, вам было интересно, выберите с улыбкой, если  нет то чашку с грустным личиком.

8. Домашнее задание.   Выразительно читать сказку «Федорино горе»

                                         Рисунок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке.

Слайд 3

Корней Иванович Чуковский

Слайд 5

И сказала скалка: «Мне… Федору жалко » И сказала чашка: «Ах, … она бедняжка » И сказали блюдца: «Надо бы… вернуться » И сказали утюги: «Мы… Федоре не враги »

Слайд 6

1- Б 2 – В 3- Б 4 – А 5 – Б 6- В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».

Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».Цели урока :  продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского , развитие УУД, в том числе:познавательных УУД: самост...

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая работа на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)...

Тест по произведению К. И. Чуковского "Федорино горе" (2 класс)

Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения эле...

Чтение произведения К.И. Чуковского " Федорино горе"

Открытая непосредственно- образовательная деятельность....

Кроссворд по произведению К.И.Чуковского "Федорино горе". Литературное чтение 2 класс.

Кроссворд для работы с текстом на уроках литературы во 2 классе....