Конспект урока литературного чтения С. Маршак «Гроза днем»(УМК" Школа России "3 класс )
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баймурзина Альфия Анатольевна

Цели урока: продолжать знакомство учащихся с творчеством С. Я. Маршака; прививать любовь к поэзии; развивать воображение, мышление.

Планируемые результаты:

  • Личностные: сформируют способность ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осознают ценности семьи, родного очага; сформировать любовь к чтению, новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
  • Предметные: познакомятся с творчеством С. Маршака; сформируют навык высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                                                        Учитель: Малясова Л.Г.

Школа: Чудиновская СОШ                                                                                                                                  Методист: Кошкарова Л.С.

Класс: 3                                                                                                                                                                  Студентка: Баймурзина А.

Кабинет: 3

   Тема «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

  • Цели урока: продолжать знакомство учащихся с творчеством С. Я. Маршака; прививать любовь к поэзии; развивать воображение, мышление.

Планируемые результаты: 

  • Личностные: сформируют способность ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осознают ценности семьи, родного очага; сформировать любовь к чтению, новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
  • Предметные: познакомятся с творчеством С. Маршака; сформируют навык высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника.
  • Тип урока: обобщение изученного материала

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

время

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

 (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя.

Практический: речевая разминка

Словесный: ответы на вопросы

1 мин

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

Давайте начнем урок с речевой разминки.

Чёрной галке чёрный дрозд

 подарил черники гроздь, 

Чёрная галка чернику склевала,

только спасибо дрозду не сказала.

Какой звук повторяется?(Ч)

Прочитайте чистоговорку быстро.

Скажите, с каким разделом вы работали на предыдущих уроках?

-(Раздел «Люби живое»)

-С творчеством, каких писателей этого раздела вы познакомились?

-(М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, В. Белов, В. Бианки, Б. Житков, В. Астафьев, В. Драгунский)

-Какие произведения вам понравились больше всего?

-(«Малька провинилась», «Про обезьянку», «Капалуха»)

Приветствовать учителя

Читать скороговорку

Отвечать на вопросы

Регулятивные: организации  учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Практический: ребус

Ребята, мы с вами приступаем к изучение раздела «Поэтическая тетрадь»

Итак, прочитайте только русские буквы, и узнайте имя автора.

ΥСΤΡаΞмΉуάиΨлΙΘΛΖМψμςаπрϞшϗϐаϾϨϯкϧϸϳϲ(Самуил Маршак)

- ребята, давайте проверим, помните ли вы произведения Маршака. Назовите произведения, которые написал Маршак.

 «Мастер-ломастер», «Круглый год», «Усатый-полосатый», «Крокодил», «Багаж», «Пожар», «Муха-цокотуха2, « Кот и лодыри»

- А кто автор остальных произведений? (Корней Иванович Чуковский

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какие цели мы можем поставить?

Разгадывать ребус

Выбирать произведения Маршака

Размышлять над темой и целью урока

Решение частных задач

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический:

Слово об авторе

Практический: физические упражнения

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

Словесный:

Ответы на вопросы.

Словесный:

Беседа

Выразительное чтение.

Практический: индивидуально чтение;выборочное чтение;языковой анализ текста.

Практический: выразительное чтение(работа в парах)

Словесный: беседа, определение задачи выраз.чтения

Практический:выразительное чтение, анализ чтения

Словесный:беседа

Практический:

выборочное чтение,

языковой анализ

Словесный:беседа

Практический:

выборочное чтение,

языковой анализ

Практический:

выразительное чтение, анализ чтения.

5мин

21 мин.

                  -Родился писатель 22 октября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга «Детки в клетке», которая вышла в 1922 году.

«Любите Маршака, учитесь у него» - эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. А чему учат его произведения, мы сегодня с вами узнаем

-ребята, что вы запомнили о жизни Самуила Маршака? Какие его произведения вы знаете?(вот какой рассеяный, федорино горе, денискины рассказы)

                                            Физминутка

- Присядьте и прочитайте загадку шепотом.

- Встаньте и прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши.

- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.

- Садитесь.

Сегодня мы прочитаем два стихотворения С. Я. Маршака – “В лесу над росистой поляной” и “Гроза днем”.

1.Работа над стихотворением “Гроза днем”.

– Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик.

Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении “Гроза днем”.

Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

– Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

-О чем оно?

-Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома?(Проехал грохот грома)

-Какие звуки повторяются в этих словах? Зачем? С какой целью?(Звук «р» - для того, чтобы изобразить раскаты грома)

– Обратите внимание на повторяющиеся в словах звуки. В первой части стихотворения часто повторяется твердый звук “р” – так поэт изображает раскаты грома; во второй части больше мягких согласных – это помогает почувствовать, увидеть теплый летний дождик.

-Какие больше согласных звуков автор использует во второй части стихотворения?(Во второй части автор использует больше мягких согласных звуков)

-Для чего он это делает? (Для того чтобы показать теплый летний дождик)

-Как вы понимаете такие слова: «Стеклянный дождь?»(Капли дождя чистые и прозрачные как стекло)

-Сейчас прочитаете это стихотворение выразительно. А как это читать выразительно?

-С остановками, логическими ударениями)

-Прочитайте по парам, первые три строчки один человек, а остальные продолжает второй. А потом, после прочтения, посмотрим, у кого лучше получилось передать полную картину грозы днём.

-Как будем читать первые три строчки?

-(Медленно и громко, выделяя звук «р»)

-А остальные строчки?

-(С ускорением)

- Кто хочет прочитать стихотворение в парах

-Молодцы, у всех хорошо получилось передать полную картину грозы днём.

-А сейчас прочитаем стихотворение по одному и посмотрим, кому удалось передать более точное настроение автора.

Работа над стихотворением “В лесу над росистой поляной”

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Чей голос так запал в душу поэта? (Кукушки.) 

– А кто слышал кукушку?
– А что вы знаете о кукушке?

А где можно найти информацию о кукушке? (В учебнике, энциклопедии, интернете….)
– От чьего имени написано стихотворение? (
От имени мальчика.)
– 
Какие воспоминания о лете хочет увезти мальчик в город? 
– О чем напоминает самому поэту голос кукушки в долгие зимние вечера? 
(О детстве, о лете, летнем рассвете, о палаточном лагере, о самой кукушке.)
– Почему голос кукушки назван “стеклянным” и звучит “как вопрос и ответ”?
– Что ты представляешь, когда читаешь две последние строчки?
– Как бы вы озаглавили это произведение? Почему?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

– Какие слова вы выделите голосом при чтении? 
– Расстановка пауз, постановка логических ударений 
(работа в группах).
– Освежите свои воспоминания о лете и прочитайте стихотворение выразительно.
– Не забудьте, что прочитать стихотворение выразительно, значить читать надо так……

(Как для себя, как артист на сцене….)

– Как бы вы прочитали стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

Конкурс чтецов. Дети самостоятельно оценивали чтение стихов по ранее составленным критериям (темп, целые слова, интонация, и т.д.).

Слушать информацию об авторе

Отвечать вопросы

Выполнять физические упражнения


Читать и искать слова соответствуя заданию учителя.

Читать выразительно, участвовать в парной работе.

Отвечать на вопросы

Проводить анализ чтения.

Читать выразительно вслух.

 Анализировать чтение.

Читать выразительно вслух. Анализировать чтение.

Отвечать на вопросы.

Понимать смысл метафоры.

Представлять картины нарисованные словом.

Проводить анализ чтения.

Читать выразительно, анализировать.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Предметные: 

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

 Что вам больше всего понравилось?
– Что нового узнали?
– Какую работу хотели бы выполнить еще?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение по выбору.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения С. Козлов "Звуки и голоса" 3 класс

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения по теме С. Козлов "Звуки и голоса" УМК Перспективная начальная школа...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Конспект к уроку литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....

Конспект урока литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С. Маршака, формирование умений: анализировать стихотворение; осознанно и выразительно читать; учить детей выражать свои мысли, чувства; во...