Л.Толстой "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
конспект урока по литературному чтению по теме Л.Толстой "Два брата" с применением технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс
Программа «Школа 2100»
Тема урока: Лев Толстой. Сказка «Два брата»
Технология ТРКМ (технология развития критического мышления)
Приемы:
-«Ключевые слова»,
- «Чтение с остановками»,
- «Вопросы/Ромашка Блума».
Форма работы: индивидуально - групповая
Цели урока:
- Познакомить учащихся со сказкой Л. Н. Толстого «Два брата»;
- Стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.
Задачи :
1. Образовательные:
- работать над приёмами понимания текста;
- работать над лексико-грамматическим строем языка;
- работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности.
2. Развивающие:
- развивать интерес к книге;
- развивать основные психические процессы.
3. Воспитывающие:
- создание комфортных условий на уроке;
- воспитывать любовь к книге;
- воспитывать самостоятельного читателя;
- воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.
Оборудование:
1.текст для самостоятельного чтения,
2. « ключевые слова»,
3.презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Урок литературного чтения. Проверьте вашу готовность к уроку.
II. Стадия вызова.
1.Вопросы для обсуждения:
- Что такое сказка?
- Чем сказка отличается от рассказа?
- Объясните смысл высказывания: «Сказка - ложь, да в ней намек...»
-Приведите примеры.
2.Следующее задание нам предстоит выполнить в группах.
- Составьте сказку по ключевым словам:
- два брата,
- путешествовать,
-камень,
- река,
- медведица с медвежатами,
- дом,
-счастье.
Учащиеся, используя ключевые слова, собственный опыт в группах или в парах придумывают свою сказку.
Например:
Жили-были два брата. Надоело им дома сидеть и пошли они путешествовать по свету. На развилке дорог увидели большой камень, где было написано: «Если хочешь счастье найти, выбери одну из двух дорог: направо пойдешь - глубокая река встретится, налево - медведица с медвежатами». Заспорили братья, куда идти. Младший говорит: «Я хорошо плаваю, мне никакая река нипочем, ничто меня не остановит на пути к счастью». Старший отвечает: «А я всегда силой славился; если медведица встретится, обязательно справлюсь с ней и счастье свое найду».
Разошлись братья в разные стороны. Встретилась на пути младшего брата бурная река, стал он искать на берегу лодку, чтобы переплыть, но не нашел и бросился в бурную реку. Долго боролся он с течением, наконец, обессилевший, мысленно попрощался со своим братом и приготовился умирать. Но вдруг мелькнул в воде большой рыбий хвост, ухватился младший брат за него изо всех сил, рыба взмахнула хвостом и выбросила юношу на берег. Поблагодарил он рыбу за спасение, а та выбросилась на берег и превратилась в прекрасную девушку. Понял младший брат, что нашел свое счастье.
А старший брат пошел по другой дорожке, которая его в лес привела. Встретилась ему на пути разъяренная медведица. Хотел было старший брат убить медведицу, но медвежат пожалел. Подумал он, что не будет счастья, если маленькие медвежата без матери останутся, и повернул назад. Вернулся он в родительский дом, женился и был счастлив в своей семье.
Затем учащиеся представляют свои сказки.
- Как вы назовете свою сказку? Почему?
III. Объявление темы урока.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Два брата», которую написал Л.Н.Толстой.
- Что вам известно об этом писателе?
- Возьмите из синей папки текст для самостоятельного чтения и прочитайте его. Расскажите, о ком вы прочитали?
- Какую новую информацию о писателе вы узнали?
IV.Стадия осмысления
«Хотите узнать, о чем сказка «Два брата», которую написал Лев Толстой?»
Прочитайте первую часть сказки.
1-я часть
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень, и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:
«Кто найдет тот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. К лесу придет − река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом и в доме том найдешь счастье».
- Есть ли общее в вашей сказке и сказке великого писателя?
- О чем говорит надпись на камне?
- Что необычного в этой надписи?
- Попробуйте предположить, что произойдет дальше.
2-я часть
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
- Давай переплывем эту реку. Пойдем вместе. Может быть, мы донесем медвежат до дому и вместе найдем счастье.
Тогда старший сказал:
- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне: может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана — пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку − разве легкое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерет, и мы вместо счастья пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастье мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастье, какого нам вовсе не нужно.
- Согласны ли вы с предположениями старшего брата? Почему?
- Чего опасается старший брат?
- Может ли быть «ненужное счастье»?
- Что может ответить младший брат?
- Как вы думаете, какова главная идея этой сказки?
3-я часть:
А меньшой сказал:
- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся.
Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастье, а мы останемся ни причем. Третье дело: не потрудиться да не поработать - ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
- И пословица говорит: искать большего счастья - малое потерять. Да еще: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
А меньшой сказал:
- А я слыхал: волков бояться, в лес не ходить. Да еще: под лежачий камень вода не потечет. По мне, надо идти.
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Как вы объясните смысл пословиц?
- Что произойдет с героями дальше?
4-я часть
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидел медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на ropy. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
- Сбылись ли ваши предположения?
- Нашел младший брат свое счастье или нет?
- Был ли счастлив старший брат?
- Что могут сказать братья друг другу при встрече?
5-я часть
Старший брат и говорит:
- Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хоть и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
- Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору: хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
- В чем мудрость этой сказки, ее главная мысль (главный урок)?
- Как вы думаете, кто из двух братьев прав?
- В чем, по-вашему, счастье? Почему вы так считаете?
V.Стадия рефлексии
Попробуйте написать синквейн на тему «Счастье».
VI. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
- Что нового вы узнали?
-Что понравилось на уроке?
- Какое задание было сложно выполнить?
- Оцените работу вашей группы.
VII. Организованное окончание урока.
-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
- Урок окончен.
Синквейн на тему «Счастье»:
Счастье.
Разное, долгожданное.
Ожидаешь, ищешь, находишь.
Почему ты так быстротечно?
Мираж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой "Два брата"
Урок литературного чтения (4 класс). Тема урока: Л.Н. Толстой "Два брата"(сказка).Представлена подробная разработка материала урока литературного чтения....
урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"
Урок построен по технологии развития критического мышления...
Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)
Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших"
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших" Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Обоб...
"Братья наши меньшие"
Классный час о собаках....
Дорогой сказок братьев Гримм
Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"
Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...