Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Петрова Анна Николаевна

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_.docx87.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

 «Приозерская начальная школа-детский сад,

реализующая адаптированные образовательные программы»   

   

Рассмотрена

на заседании МО начальных классов

Протокол №

Утверждена                                                                                                                                                                                                                                                                     

распоряжение №

Адаптированная рабочая программа

по   предмету       Литературное   чтение

 (указать предмет, курс, модуль)

        

Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 - 4 класс,

2 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

        

Количество часов 102 ч   

 

Уровень базовый (вариант 7.1, 7.2)

(базовый, профильный)    

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Петрова Анна Николаевна

г. Приозерск

2019

Пояснительная записка

        

   Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598
  • "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • Приказа о внесении изменений ФГОС ООО от 17.12. 2010 №1897 от 31.12.2015
  • Письма Минобрнауки России "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07.06.2013 N ИР-535/07
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОУ «Приозерская начальная школа-детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы»

       Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является:

  • формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного,
  • введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного,  правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
  • преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

 

Учебный предмет «Литературное чтение» является один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью чтения.  

При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. Работа на уроках направлена на отработку навыков чтения. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. С помощью учителя первоклассники с ЗПР учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.

Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

В процессе реализации данного учебного предмета во 2 классе у младших школьников с ЗПР продолжается работа по совершенствованию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.

Умение различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком. Умение передавать различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный или краткий пересказ, умение построить текст-описание, рассказать о событии, выразить свою точку зрения – всё это является одним из необходимых условий успешного обучения.

Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России». В ходе обучения младший школьник совершенствует навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения, уточняет и обогащает словарный запас, учится анализировать содержание прочитанного текста, самостоятельно строить учебное высказывание.

При реализации программы я использую разнообразные методы и методические приёмы:

  1. Выстраиваю материал урока таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое).
  2. Соблюдаю в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
  3. Урок планирую так, чтобы мальчику были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника.
  4. Оказываю мальчику помощь в планировании учебной деятельности.
  5. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
  6. Использую дополнительные наводящие вопросы, особое значение придаю практической направленности изучаемого материала, опираюсь на жизненный опыт ребёнка.
  7. Использую наводящие вопросы при повторении пройденного и изучении нового материала.
  8. Коллективно составляем план устного и письменного ответа.
  9. Ежедневно провожу словарную работу: объясняю трудные для понимания и написания слова, словосочетания, формулировки.
  10. При изучении учебного материала использую наглядность: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки – помощницы.
  11. При выполнении самостоятельных заданий оказываю направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради).
  12. Особое внимание уделяю самопроверке, учу оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляем по алгоритму.
  13. Обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы; применяю проблемно-поисковые методы обучения.
  14. Дифференцирую задания с целью предоставления возможности освоения посильного для восприятия обучающимися материала соответственно их способностям и возможностям, для организации коррекционной индивидуальной работы.
  15. Использую выборочное чтение.
  16. «Рисуем словесные картины» к произведению.
  17. Знакомлю с новыми книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами.
  18. При планировании уроков использую рекомендации педагога-психолога и логопеда.
  19. Для предупреждения быстрой утомляемости переключаю ребенка с одной деятельности на другую.

Огромное значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы. Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».

Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.

Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.

Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку следует своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии.

Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умению ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения обучающегося, создаются условия развития личности в целом.

Программа и материал  данного предмета рассчитан на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного материала

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по перечисленным ниже параметрам.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного, беглого, выразительного чтения;
  • понимание содержания прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие  умения сопереживать героям;
  • выражение собственного отношения к содержанию прочитанного.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;
  • планирование самостоятельного высказывания;
  • грамотное оформление собственного высказывания с помощью языковых средств.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;
  • овладение элементарными приемами анализа прочитанного;
  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
  • формирование потребности в систематическом чтении.

Личностные

 на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире. 
  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «—», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться  ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные

         Учащиеся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

         Коммуникативные УУД 

Учащиеся научатся

  • вступать в общение в параллельной   группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.

Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

             Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

         Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

         Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературе

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
  • находить в произведении средства художественной выразительности;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты освоения учебного  предмета

    Реализация программы обеспечивает достижение  выпускниками начальной школы следующих  личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиям  ФГОС НОО:

 Личностные результаты:  

 1)формирование чувства гордости за свою Родину, ее  историю, российский народ, становление  гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;                                                          

2) формирование средствами литературных  произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                                  

3) воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта  слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания  и сопереживания чувствам других людей;

 5) формирование уважительного  отношения к иному мнению, истории и культуре  других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной  национальной принадлежности;

6) овладение начальным навыком адаптации к школе к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и  формирование  личностного смысла учения;

8) Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми  и  сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к  творческому  труду  и бережному отношению к материальным  и духовным ценностям, формирование установки  на безопасный, здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  •  Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации, определять наиболее  эффективные способы достижения результата;
  • Формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности  и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • Активное использование речевых  средств  для решения коммуникативных и познавательных задач
  • Использование различных способов поиска  учебной информации  в справочниках, словарях,  энциклопедиях  и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • Овладении  навыков  смыслового чтения  текстов  в  соответствии с целями и задачами, осознанного построения  речевого высказывания  в соответствии с задачами  коммуникаций  и составления текстов  в устной и письменной форме;
  • Овладение  логическими  действиями  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений;
  • Готовность  слушать собеседника и вести диалог, признавать  различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения и  оценку событий;
  • Умения договариваться о распределении  ролей  в  совместной деятельности, общей цели и  путей  ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

              Предметные результаты

  • Понимание литературы как явления национальной и  мировой культуры, средства  сохранения  и передачи  нравственных ценностей и  традиций;
  • Осознание  значимости  чтения для личного развития ; формирование представления о  Родине  и ее людях,  окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о  добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности  в систематическом чтении;
  • Достижении  необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего  речевого   развития, т. е. овладение  чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно – познавательных и  учебных текстов с  использованием  элементарных  литературоведческих понятий;
  •  Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать  и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать  и обосновывать нравственную оценку поступков героя;
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельную краткую аннотацию;
  •  Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные  связи и определять главную  мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных  произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстрации, личного опыта

                                                     

Содержание учебного курса

Вводный урок

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

        Писатели детям

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Список литературы

1.«Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С.Савинов, член-корреспондент; РАО А.М.Кондаков, академик Л.П. Кезина./ (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2015г.

2.Сборник рабочих программ . «Школа России» . Литературное чтение. 1 – 4 класс (авт.: Л. Ф.Климанова, М. В. Бойкина) М.: Просвещение, 2015 г.

3.Поурочные разработки по литературному чтению, 2кл. (авт.: С. В. Кутявина) М.: ВАКО, 2014 г.

4.Литературное чтение: итоговая аттестация: 2кл. типовые тестовые задания (авт. О. Н. Крылова) М.: «Экзамен», 2014 г.

5. Учебник. Литературное чтение, в 2- х частях. 2 класс. (авт.: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др,) М.: Просвещение, 2011 г.

6.Рабочие тетради. М.В. Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2015 г.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

2 класс I четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

Знакомство с учебником по литературному чтению. Самое великое чудо на свете.

Ориентирование в учебнике по литературному чтению. Знание и применение системы условных обозначений при выполнении заданий. Предположения на основе названия содержание главы. Использование словаря в конце учебника. Нахождение нужной главы и произведения в содержании учебника. Прогнозирование содержания раздела. Представление любимой книги и любимых героев. Представление выставки книг прочитанных летом.

Развитие внимания, мышления, воображения. Развитие связной речи, внимания.

Вн. чт.: В. Степанов «Что мы зовем Родиной». Библиотеки.

Сравнение высказываний великих людей о книге и чтении: находить отличия и общее. Размышление над прочитанным. Нахождение информации о старинных книгах из учебника. Участие в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». Подготовка выступлений на заданную тему.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Книги.

Чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сравнение высказываний великих людей о книге и чтении: находить отличия и общее. Размышление над прочитанным. Нахождение информации о старинных книгах из учебника. Обсуждение в паре и группе высказываний великих людей о книге.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Устное народное творчество.

Нахождение созвучных окончаний слов в песне, прибаутке, потешке. Размышление над прочитанным. Нахождение слов, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

Русские народные песни.

Нахождение созвучных окончаний слов в песне. Размышление над прочитанным. Сочинение колыбельных песен,  опираясь на опыт создания народного творчества.

Развитие логического мышления, внимания.

Русские народные потешки и прибаутки.

Знакомство учащихся с малыми фольклорными жанрами. Формирование умения различать жанры. Нахождение созвучных окончаний слов в прибаутке, потешке.  Обогащение словарного запаса. Воспитание интереса к чтению.

Развитие внимания, восприятия.

Загадки, пословицы, поговорки.

Знакомство учащихся с русскими народными загадками, пословицами, поговорками. Развитие умения группировать слова я явления. Соотношение и анализ загадок. Распределение загадок и отгадок по тематическим группам.

Развитие логического мышления, внимания.

Ю.Коваль «Сказки».

Проверка техники чтения. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»

Подготовка к пересказу. Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Определение последовательности событий. Составление  плана. Рассказывание сказки (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки)

Развитие внимания, памяти, связной речи

Вн. чт.: Сказка о животных «Лиса и волк». Тема, идея. Сказка «У страха глаза велики».

Перечисление героев сказки. Характеристика героев сказки. Соотношение качества с героями сказок. Придумывание своих собственных сказочных сюжетов. Соотношение пословиц и сказочного текста.

Развитие устойчивого  внимания, интереса к изучаемому предмету

Работа над выразительностью чтения. Сказка «У страха глаза велики».

Придумывание своих собственных сказочных сюжетов. Контролирование своего чтения, самостоятельное оценивание своих достижений. Соотношение пословиц и сказочного текста.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Работа над выразительностью чтения. Сказка «Лиса и тетерев».

Характеристика героев сказки. Умение делать подписи под рисунками. Контролирование своего чтения, самостоятельное оценивание своих достижений. Соотношение пословиц и сказочного текста.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

Тема, идея. Сказка «Лиса и журавль».

Знакомство с русской народной сказкой. Формирование навыков выразительного чтения. Развитие навыков чтения по ролям.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Вн. чт.: Бытовая сказка «Мужик и медведь». Работа над выразительностью чтения. Сказка «Лиса и журавль».

Характеристика героев сказки. Умение делать подписи под рисунками. Контролирование своего чтения, самостоятельное оценивание своих достижений.

Развитие внимания, восприятия.

Подготовка к чтению по ролям. Сказка «Каша из топора».

Перечисление героев сказки. Характеристика героев сказки. Соотношение качества с героями сказок. Соотношение пословиц и сказочного текста. Определение последовательности событий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Тема, идея. Сказка «Гуси-лебеди».

Знакомство с новым видом сказок-волшебные сказки-на примере сказки «Гуси-лебеди». Перечисление героев сказки. Характеристика героев сказки. Соотношение качества с героями сказок. Соотношение пословиц и сказочного текста.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

Подготовка к пересказу. Сказка «Гуси-лебеди».

Умение делать подписи под рисунками. Определение последовательности событий. Составление плана. Рассказывание сказки (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки)

Развитие внимания, связной речи, восприятия.

Вн.чт.:Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

Проверка знаний и умений Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнять текстовые задания учебника. Оценивание правильности/неправильности предложенных ответов.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Люблю природу русскую. Осень.

Различие стихотворного и прозаического текста, сравнение их. Нахождение средств художественной выразительности. Представление картин осенней природы. Контролирование себя в процессе чтения, самостоятельное оценивание своих достижений. Чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

Отработка навыков выразительного чтения. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Знакомство учащихся со стихами Ф.И. Тютчева об осени. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять стихи Тютчева. Восприятие и понимание чувств и настроения стихотворений и картин. Развитие эмоционального отношения к произведениям искусства.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Подготовка к разучиванию наизусть. А. Плещеев «Осень наступила…»

Нахождение средств художественной выразительности. Объяснение интересных выражений в лирическом тексте. Представление картины осенней природы

Развитие связной речи, внимания.

Отработка навыков выразительного чтения. А. Фет «Ласточки пропали…».

Знакомство учащихся со стихами А.А. Фета об осени. Развитие образного мышления и внимания к слову. Воспитание любви к природе и русской словесности.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

Подготовка к разучиванию наизусть. А. Толстой «Осень…», С. Есенин «Закружилась листва золотая».

Формирование умения пользоваться цитатами из стихотворений для описания картин и реальных событий. Воспитание любви к русской словесности. Формирование умения анализировать стихотворение.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Вн.чт.: Л. Толстой «Птичка». В. Берестов «Хитрые грибы».

Проверка навыков техники чтения. Сравнение художественного и научно- познавательного текста. Составление палитры прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдение за рифмой и ритмом текста. Исправление допущенных ошибок при повторном чтении.

Развитие наблюдательности, внимания.

Проверка техники чтения. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло вокруг».

Нахождение средств художественной выразительности. Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте. Объяснение интересных выражений в лирическом тексте. Придумывание собственных сравнений. Представление картины осенней природы.

Развитие логического мышления, восприятия.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

Проверка знаний и умений Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнять текстовые задания учебника. Оценивание правильности/неправильности предложенных ответов.

Развитие внимания, мышления, воображения.

II четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

Русские писатели. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».

Прогнозирование содержания раздела. Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина. Выделение и называние волшебных событий. Чтение выразительно и наизусть. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Русские писатели А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Определение в тексте красочных ярких определений. Определение действий, которые помогают представить неживые предметы Грамотное построение своих высказываний. Умение поддерживать беседу по заданной теме.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Вн.чт: Л.Н. Толстой «Птичка»

Знакомство со сказкой А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Проведение сравнений между авторской и народной сказкой. Определение сходства и различия между ними. Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей.

Развитие внимания, восприятия.

Работа над выразительностью чтения.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие умения находить средства художественной выразительности  (эпитеты, сравнения олицетворения).

Развитие связной речи, внимания.

Подготовка к чтению по ролям. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развитие умения находить волшебные события и предметы в сказке. Развитие умения находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения олицетворения). Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Развитие логического мышления, внимания.

Тема, идея. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

Формирование умения читать басню по ролям. Различие речи автора и героев басни. Смысловое чтение, как осмысление цели чтения.

Развитие устойчивого  внимания, монологической речи.

Вн.чт: К. Ушинский «Четыре желания». Тема, идея.  Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого. Развитие умения воспринимать на слух художественное произведение. Умения характеризовать героев по анализу их поступков. Выбор  вида чтения в зависимости от цели.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Подготовка к пересказу. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Развитие умения пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

Деление текста на части. Составление плана. Л.Н. Толстой «Филиппок».

Развитие умения составлять  и анализировать различные виды плана. Различие автора и героя произведения, вести пересказ от лица автора или героя.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Работа с текстом. Л.Н.Толстой  «Правда всего дороже».

Развитие внимания, мышления, воображения.

Тема, идея. Л.Н. Толстой «Котенок»

Анализ произведения, составление плана. Формирование умения пересказывать текст от лица героя, а не автора. Свободное восприятие текстов художественного стиля

Развитие логического мышления, внимания.

Обобщение по разделу «Русские писатели».

Передача настроение автора с помощью интонации, подбор рифмы постановка и формулирование проблемы.

Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме.

Развитие связной речи, внимания.

О братьях наших меньших

Н.Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится?»

Подготовка к выразительному чтению. Стихи Б.Заходера, И. Пивоваровой.

Правильный подбор книги по заданной теме, выделение в загадках главных слова. Выразительное чтение стихотворных текстов и передача интонацией настроения.

Развитие устойчивого  внимания, интереса к изучаемому предмету

О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин щенок».

Формирование умения рассказывать интересные ситуации из жизни животных. Перенос слуховых образов в зрительные. Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

Вн.чт: В. Сутеев «Кто сказал «мяу?» Подготовка к пересказу. М. Пришвин «Ребята и утята».

Умение прогнозировать содержание текста по его заглавию. Составление плана. Подробный пересказ по плану. Умение переводить словесные образы в зрительные.

Развитие внимания, восприятия.

Тема, идея. Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Знакомство учащихся с творчеством Е. Чарушина. Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Развитие умения делить большой текст на смысловые части. Составление плана, используя опорные слова из текста.

Развитие связной речи, внимания.

Подготовка к чтению по ролям. Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Перечисление героев рассказа. Характеристика героев рассказа. Соотношение качества с героями рассказа. Определение последовательности событий.

Развитие логического мышления, внимания.

Проверка техники чтения. Тема, идея. В. Бианки «Музыкант».

Знакомство учащихся с творчеством В. Бианки. Восприятие на слух прочитанного. Определение последовательности событий. Составление плана. Деление текста на смысловые части с использованием опорных слов.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

Подготовка к пересказу. В. Бианки «Музыкант».

Проверка навыков техники чтения. Умение делать подписи под рисунками. Определение последовательности событий. Составление плана. Рассказывание сказки (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки)

Развитие внимания, мышления, воображения.

Вн.чт: Е. Пермяк «Хитрый коврик». Тема, идея. В. Бианки «Сова»

Нахождение средств художественной выразительности. Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте. Придумывание собственных сравнений.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

III четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Проверка знаний и умений Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнять текстовые задания учебника. Оценивание правильности/неправильности предложенных ответов.

Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания.

Отработка навыков выразительного чтения. Д. Хармс «Вы знаете?...»

Формирование умения отличать журнал от книги, ориентирование в журнале, нахождение в нём интересных статей. Формирование сопричастности за культуру и историю Лексическая работа: ритм, повторы, диалог,

словообразование, средства художественной выразительности.

Развитие памяти, мышления, воображения.

Вн.чт. Книги о детях. Отработка навыков выразительного чтения. Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи».

Формирование умения планировать работу на уроке, придумывание вопросов по содержанию,

подбор заголовка, выделение главной мысли, ориентирование в журнале. Лексическая работа: сравнение, подражание,

повторы. Оценивание своей речи и речи товарищей  на предмет успешности.

Развитие наблюдательности, связной речи, внимания.

Отработка навыков выразительного чтения. Ю. Д. Владимиров «Чудаки».

Лексическая работа: средства выразительного чтения-рифма, темп, пауза, сравнение, подражание, повторы. Формирование умения  планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале.

Развитие памяти, логического мышления.

Отработка навыков выразительного чтения. А.  Введенский  «Учёный Петя», «Лошадка».

Формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности. Формирование умения  планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию,

подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале. Лексическая работа:  средства выразительного чтения-рифма, темп, пауза, сравнение, подражание,

повторы.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

Обобщение   по разделу «Из детских журналов».

Формирование умения  сопоставлять пословицы с произведениями, находить нужную информацию в разных журналах, отличать журнал от книги. Лексическая работа: средства выразительного чтения- рифма, темп, пауза, сравнение, подражание, повторы. Сопоставление пословицы с произведением.

Развитие логического мышления, внимания.

Отработка навыков выразительного чтения. Стихи о первом снеге.

Формирование умения  наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения; сравнение стихов разных поэтов о первом снеге. Формирование чувства сопричастности и гордости за красоту родного края.

Развитие связной речи, восприятия.

Подготовка к заучиванию наизусть. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Формирование умения читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисование словесных картин зимней природы с опорой на текст, свободное восприятия текстов художественного произведения.  

Вн. чт. Рассказы В. Бианки. С. А. Есенин «Поёт зима -аукает …», «Берёза».

Формирование умения  наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Лексическая работа: олицетворение, метафора, эпитеты, анализ, сравнение, сопоставление.

Развитие устойчивого  внимания, интереса к изучаемому предмету

Подготовка к написанию изложения повествовательного текста «Скворец Гриша».

Выделение и формулирование познавательной цели. Выделение необходимой информации. Умение слушать и понимать речь других. Проговаривание последовательности действий на уроке.

Развитие устойчивого  внимания, монологической речи.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Зима».

Формирование умения применять полученные знания для решения задач,  поставленных учителем, сравнение и характеристика героев произведения на основе их поступков, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач творческого и поискового характера.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Писатели – детям К. И. Чуковский «Путаница», «Радость».

Формирование умения  понимать в чем заключается смысл произведения. Формирование умения работать парами,  определять особенности авторского текста, рассказ о героях и выражение своего отношения.

Развитие внимания, памяти, связной речи.

Работа над выразительностью чтения. С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

Формирование умения  воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавать настроение, объяснять лексическое значение слов. Развитие этических чувств -  стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Развитие устойчивого  внимания, монологической речи.

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

Формирование умения прогнозировать содержание произведения, читать выразительно, передавать настроение, Лексическая работа: художественный текст, темп , интонация.

Развитие логического мышления, восприятия.

Вн.чт. Веселые стихи Б. Заходера.

С. В. Михалков «Мой щенок»,

«Верёвочка»

Осуществление анализа существенных и несущественных признаков. Формирование умения подтверждать высказывания цитатами из текста, прогнозирование содержания произведения.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Работа над выразительностью чтения. А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

Формирование умения работать в парах, осуществление взаимоконтроля, оценивание своего чтения и чтения соседа. Контроль и коррекция направленные на сопоставление плана и реального процесса.

Развитие наблюдательности, связной речи, внимания.

Н.Н. Носов «Затейники».

Формирование умения прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно. Распознавание особенностей построения произведения.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Н. Н. Носов «Живая шляпа».

Формирование умения читать по цепочке, подробно излагать прочитанное, рассказывать о героях , расшифровывать текст, составлять план, пересказывать текст по плану. Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

Обобщение по разделу «Писатели – детям».

Формирование умения ориентироваться в прочитанных произведениях, узнавать произведения по отрывку.  Формирование ориентации на нравственное содержание.

Развитие логического мышления, внимания.

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах.

Формирование умения определять последовательность событий в произведении, придумывать продолжение рассказа, соотносить основную мысль рассказа с половицей находить нужную информацию в произведениях.

Развитие внимания, связной речи, восприятия.

Вн. чт. Рассказы В. Драгунского. Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

Формирование умения читать  вслух с постепенным переходом на чтение  про себя, анализировать произведения, прогнозировать продолжение рассказа, делить текст на части, составлять план. Развитие этических чувств.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Тема, идея. В. А. Осеева «Волшебное слово».

Формирование умения прогнозировать содержание произведения,  воспринимать на слух, соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа Оценивание своей речи и речи товарищей  на предмет успешности.

Развитие устойчивого  внимания, интереса к изучаемому предмету

Подготовка к пересказу. В. А. Осеева «Волшебное слово».

Формирование умения прогнозировать содержание произведения,  воспринимать на слух, соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа.  Лексическая работа: прогноз, главная мысль, план,  пересказ.

Развитие связной речи, внимания.

Подготовка к написанию обучающего сочинения по картинке «Зайцы».

Выделение и формулирование познавательной цели. Выделение необходимой информации. Умение слушать и понимать речь других. Проговаривание последовательности действий на уроке.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

В. А. Осеева «Хорошее».

Формирование умения  работать  парами, прогнозировать содержание произведения,  читать про себя, увеличивать темп чтения, находить главную мысль рассказа, объяснять нравственный смысл рассказа. Развитие этических чувств.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

Формирование умения хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать  их содержание и авторов, работать парами и в группах. Формирование ответственности человека за общий результат деятельности в группе, коллективе.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

Проверка навыков техники чтения.

Вн.чт. Стихи М. Ю. Лермонтова. Люблю природу русскую! Весна.

Формирование умения видеть образ зимы в загадках, соотносить загадки и отгадки Лексическая работа: лирические тексты, олицетворение, метафора, эпитеты;  понятия загадки и отгадки.

Развитие наблюдательности, внимания.

Стихи А. Плещеева о весне.

Формирование умения наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Формирование чувства прекрасного.

Развитие логического мышления, восприятия.

IV четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

Отработка навыков выразительного чтения. А. А. Блок «На лугу».

Формирование умения рисовать словесные картины весенней природы с опорой на текст стихотворения, наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения Лексическая работа: олицетворение, словесная картина, ритм и мелодика.

Развитие внимания, мышления, воображения.

С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …».

Формирование умения прогнозировать содержание произведения, читать выразительно, рисовать словесные картины, объяснять выражения в лирическом тексте, соотносить иллюстрацию и текст.

Развитие связной речи, внимания, памяти.

Отработка навыков выразительного чтения. И. А. Бунин «Матери».

Формирование умения читать выразительно, рисовать словесные картины. Объяснение выражений в лирическом тексте. Развитие этических чувств -  стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Развитие устойчивого  внимания, интереса к изучаемому предмету

Вн.чт: Г. Снегирёв «Рассказы о природе, о птицах, зверях и разных краях». А. Н. Плещеев «В бурю».

Формирование умения читать выразительно и осознанно, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства. Нахождение в стихотворении слов, которые помогают представить героев.

Развитие связной речи, внимания.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

Ориентирование в прочитанных произведениях, знание их авторов, узнавание произведений по отрывку. Работа с текстом, анализ, представление героев, постановка вопросов к стихотворению.

Развитие устойчивого  внимания, монологической речи.

И в шутку, и всерьёз.

Формирование умения понимать особенности юмористического произведения. Планирование видов работы с текстом. Чтение произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Отработка навыков выразительного чтения. Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха

Формирование умения подбирать рифмы, навыкам выразительного чтения, совершенствовать чёткую дикцию. Чтение произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения. Понимание особенности юмористического произведения.

Развитие наблюдательности, внимания.

Тема, идея. Э. Успенский «Чебурашка».

Понимание особенностей юмористического произведения. Сравнение героев произведения, характеристика их поступков. Формирование умения  планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль.

Развитие памяти, мышления, воображения.

Вн.чт.: И. Семенова «Такой незнакомый я».

Э. Успенский «Чебурашка».

        

Восстановление последовательности событий по вопросам. Понимание особенностей юмористического произведения. Сравнение героев произведения, характеристика их поступков..

Развитие наблюдательности, связной речи, внимания.

Подготовка к написанию обучающего сочинения по серии картинок «Трезор».

Выделение и формулирование познавательной цели. Выделение необходимой информации. Умение слушать и понимать речь других. Проговаривание последовательности действий на уроке.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

Э. Успенский «Память».

Восстановление последовательности событий по вопросам. Понимание особенностей юмористического произведения. Формирование умения сопоставлять пословицы с произведениями, находить нужную информацию в разных журналах, отличать журнал от книги.

Развитие памяти, логического мышления.

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники».

 

Анализ заголовка произведения, сравнение героев произведения, характеристика их поступков. Формирование умения планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбор заголовка, выделение главной мысли.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим».

Анализ заголовка произведения, сравнение героев произведения, характеристика их поступков. Формирование умения подбирать рифмы, навыки выразительного чтения, совершенствование чёткой дикции.

Развитие логического мышления, внимания.

Тема, идея. Г. Б. Остер «Будем знакомы».

Понимание особенностей юмористического произведения, анализ заголовка. Формирование умения планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль.

Развитие связной речи, восприятия.

Подготовка к чтению по ролям. Г. Б. Остер «Будем знакомы».

С героев произведения, формирование умения характеризовать поступки. Восстановление последовательности событий по вопросам, выборочное чтение.

Развитие внимания, памяти, связной речи.

Вн.чт.: Рассказы о войне. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Придумывание своих веселых историй. Формирование умения  планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль.

Развитие устойчивого  внимания, интереса к изучаемому предмету

Подготовка к подробному пересказу. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Сравнение героев произведения, характер их поступков.

Определение настроения переданного в произведение. Формирование умения сопоставлять пословицы с произведениями., находить нужную информацию в разных журналах, отличать журнал от книги.

Развитие наблюдательности, связной речи, внимания.

Обобщение по разделу  «И в шутку, и всерьёз».

Ориентирование в прочитанных произведениях, знание их авторов, узнавание произведения по отрывку.

Развитие памяти, логического мышления.

Английские народные сказки «Перчатки»,  «Храбрецы».

Знакомство с зарубежным фольклором. Прогнозирование содержания раздела, выбор книгу для самостоятельного чтения. Восприятие на слух художественного произведения.

Развитие устойчивости произвольного внимания.

Подготовка к написанию изложения повествовательного текста «Счастливый барсук».

Выделение и формулирование познавательной цели. Выделение необходимой информации. Умение слушать и понимать речь других. Проговаривание последовательности действий на уроке.

Развитие памяти, мышления, воображения.

Проверка навыков техники чтения. Ш. Перро «Кот в сапогах».

Прогнозирование содержания произведения. Объяснение значения непонятных слов. Формирование умения читать по цепочке, подробно излагать прочитанное, рассказывать о героях, расшифровывать текст, составлять план, пересказывать текст по плану.

Развитие логического мышления, внимания.

Вн.чт: Рассказы о Родине. Подготовка к пересказу по плану. Ш. Перро «Кот в сапогах».

Сравнение героев зарубежных сказок с героями русских сказок, нахождение сходств и различий. Пересказ сказки по составленному плану.

Развитие устойчивого  внимания, интереса к изучаемому предмету

Ш. Перро «Красная Шапочка».

Прогнозирование содержания произведения. Объяснение значения непонятных слов. Пересказ сказки по составленному плану. Формирование умения делить текст на части, находить главную мысль, подробно пересказывать прочитанное.

Развитие связной речи, внимания.

Тема, идея. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Прогнозирование содержания произведения. Объяснение значения непонятных слов. Сравнение героев зарубежных сказок с героями русских сказок, нахождение сходств и различий. Формирование умения ориентироваться в прочитанных произведениях, узнавать произведения по отрывку.  

Развитие устойчивого  внимания, монологической речи.

Разноцветные страницы.

Применение полученных знаний для решения задач,  поставленных учителем, сравнение и характеристика героев произведения на основе их поступков.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

 «Проверь себя» по теме «Литература Зарубежных стран».

Формирование умения ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнать произведения по отрывку. Изложение своих мыслей. Ответы на вопросы учителя.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...