Внеклассное чтение.Ч.Айтматов "Солдатёнок"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Ученики всегда с большим вниманием и интересом относятся к произведениям о ВОВ. Произведение Ч.Айтматова "Солдатёнок" интересно им по возрасту героя, переживаемым эмоциям.Ребята могут погрузиться в  происходящее и находить ответы на важные вопросы, исходя из собственных переживаний и чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie_ch.aytmatov.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:Литература (внеклассное чтение).

Класс:4

Тема: Ч.Айтматов« Солдатёнок»

Цель:познакомить учащихся с литературным произведением о ВОВ;

формировать умения аналитического чтения;

развивать логическое мышление через анализ произведения;

способствовать воспитанию патриотических чувств.

Метод: поисковый (выделять главное, формулировать вопросы поискового характера); проблемный.

Этапы урока

Технологическая последовательность действий

1. Орг. момент.

Мотивация. Разъяснение цели и задачи урока.

Эпиграф:

Есть сигнал :вперед! – Вперед!Есть приказ:умри! –Умрет! (А.Твардовский)

- Как вы понимаете эти слова?

И сегодня мы познакомимся с произведением Ч.Айтматова «Солдатенок».

2. Актуализация знаний.

Обращение к ребятам с вопросом о том, с какие слова ассоциируются со словом «война»?

 Развиваются умения и навыки: быстро писать;воспроизводить необходимую информацию.

3. Закрепление изученного материала.

Вступление учителя

Война… Это страшное слово.

Константин Симонов писал: «Жди меня, и я  вернусь всем смертям назло».

Чтение текста учителем вслух с комментированием новых, неизвестных слов, ситуаций, не характерных для современного времени

- Как вы думаете, почему просмотр фильма вызывал такой подъём настроения среди населения? (кино было нечастым явлением на селе, и к его просмотру люди готовились, просмотр кино был праздником для всех, война затронула каждую семью, поэтому фильм о войне был для каждого важен)

-- Как вы думаете, почему мать решила назвать   солдата из фильма отцом  мальчика?

(возможные ответы ребят:мать вспомнила мужа, хотела посмотреть кино, показать достойный пример для сына).

--Как вы думаете, что стал понимать мальчик о  войне?

(как все мальчишки думают, что война – это «войнушка во дворе», где все играют, ссорятся-мирятся, но оказывается, что война – это потери людей, боль, тревога за своих близких, страх перед лицом смерти).

- Слушая рассказ, какие чувства возникали у вас к мальчику?Как бы вы его хотели поддержать? (во время чтения будто оказываешься вместе с содатами на поле боя, чувствуешь, то, что переживают они и Авалбек, и тоже хочется бежать на поле боя и помогать солдатам, подносить снаряды, бросать гранату).

--Почему в конце после пережитых тяжелых эмоций, у Авалбека наступает радость? (потому что мальчик был потрясен тем, что увидел, поведением отца, его поступками, его отвагой в столь тяжелые и страшные моменты)

-Как вы понимаете выражение  «горечь утраты»?

( это боль,обида за то, чего не вернешь,горе, смерть,страшно, что дети остаются без своих родителей).

По окончании обсуждения ученики отвечают на проблемный вопрос «Что такое война для отдельного человека?для Авалбека?

Развиваются умения и навыки:быстро и внимательно читать; выделять главное; формулировать вопросы поискового характера, сопоставлять, сравнивать;делать выводы.

3.1 Рефлексия закрепления изученного материала.

Ученики пишут свои отзывы на произведение

4. Обобщение и систематизация знаний.

Работа над вопросом учителя «Почему Ч.Айтматов назвал произведение «Солдатенок»?

Заключительное слово учителя:

Война – это страшное действие, про которое нужно помнить всегда, чтобы не повторять ошибки прошлого и воспитывать патриотизм и силу духа у людей.

5. Рефлексия

урока.

Подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...