«Развитие связной речи как основной фактор обучения детей с ОВЗ».
методическая разработка по чтению

Халилова Алсу Ахметсафовна

В работе обоснована актуальность темы «Развитие связной речи  как основной фактор обучения детей с ОВЗ», определены конкретные цели и задачи.  Актуальность выбранной темы в том, что существует  прямая зависимость между уровнем овладения связной речью и успешностью обучения детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Развитие связной речи  как основной фактор обучения детей с ОВЗ».

                                                                     

                                                    2021 год           

        

Аннотация

     В работе обоснована актуальность темы «Развитие связной речи  как основной фактор обучения детей с ОВЗ», определены конкретные цели и задачи.  Актуальность выбранной темы в том, что существует  прямая зависимость между уровнем овладения связной речью и успешностью обучения детей в школе.

Введение

Л.С. Выготский говорил: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование

его характера, эмоций и личности в целом находятся в

непосредственной  зависимости от речи».                             

     Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из главных задач коррекционной работы. Дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

   Своевременное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению программы, помогает их социализации.

   Что мы понимаем под связной  речью? Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

    Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По высказываниям ребёнка  можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Цель моей работы: доказать важность развития связной речи  как основного фактора обучения детей с ОВЗ.

Задачи: 

  - изучить пути развития связной речи у детей с ОВЗ;

  - выявить положительные стороны работы с сюжетными картинками;

  - доказать эффективность применения Интернет-ресурсов для развития речи учащихся.

Основная часть

     Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

    Приёмы работы по формированию связной речи:

 1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок. На уроках чтения, окружающего социального мира, речевой практики огромную роль играет именно этот приём. Например

 2. Чтение рассказов или сказок.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

 3. Беседа (диалог).

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.

4. Составление описательного рассказа.

Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.

Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.

В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

6. Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

 - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;

 - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

 - на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

 - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.

7. Пересказ.

В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

8. Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

  «Дайте ребенку картину, и он заговорит».

                                                                                               К.Д. Ушинский

Ребенок в эпоху Интернета и разнообразных гаджетов привык к красочным играм, мультфильмам, ярким  впечатлениям. Его не так просто заинтересовать сюжетными картинами, на которых, к примеру, дети катаются с горки или садят цветы.

Но роль картины в обучении по-прежнему велика. Педагог Е.И. Тихеева сказала  «картины раздвигают поле непосредственного наблюдения...»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.

В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:

  1. Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;
  2. Правильно строить предложения;
  3. Умение распостранять предложения;
  4. Излагать логически последовательно события.

Литература

1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

6. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

7. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

9. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи2. М., 2007.

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Развитие связной речи у детей на занятиях по обучению чтению

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...

Ученики с задержкой психического развития. Какие они? Рекомендации по обучению детей с ЗПР.

Материалы содержат информацию о сущности, проявлениях, особенностях личности и возможностях обучения детей с ЗПР, а также рекомендации для педагогов по работе с данной категорией обучающихся....

Учебно-методическое пособие "Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"

Проблема разсития связной речи обучающихся хорошо изсестна широкому педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам........