Ученики с задержкой психического развития. Какие они? Рекомендации по обучению детей с ЗПР.
консультация на тему
Материалы содержат информацию о сущности, проявлениях, особенностях личности и возможностях обучения детей с ЗПР, а также рекомендации для педагогов по работе с данной категорией обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ученики с задержкой психического развития. Какие они? | 99.54 КБ |
Рекомендации по обучению детей с ЗПР | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ЗПР? Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма
ЗПР выражается в: недостаточности общего запаса знаний ограниченности представлений об окружающем мире незрелости мышления преобладании игровых интересов быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности Это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной сферы
Характеристика детей с ЗПР замедлен процесс приема и переработки информации недостаточно сформированы пространственно – временные представления в нимание неустойчиво, концентрация снижена, объем ограничен, отвлекаемость и истощаемость повышены, переключение и распределение недостаточны снижена продуктивность произвольной памяти н е умеют применять рациональные способы запоминания информации, преобладает механическое заучивани е
Характеристика детей с ЗПР недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования трудности при построении развернутого речевого высказывания, не всегда правильно понимают речевую инструкцию учителя без дополнительного показа, объяснения сниженная познавательная активность не сформирована учебная мотивация н арушена произвольная регуляция поведения: чрезмерная возбудимость или чрезмерная заторможенность
Особенности личности детей с ЗПР У детей с ЗПР могут проявляться следующие личностные особенности: яркость, поверхностность , нестойкость эмоций, неустойчивость настроения, импульсивность легкая внушаемость неуверенность в себе, боязливость, робость, тревожность отсутствие чувства долга, ответственности несамостоятельность , пассивность, безынициативность нежелание систематически трудиться, установка на получение помощи лживость , изворотливость
Школьники с ЗПР могут: принимать и использовать помощь усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции переносить его на аналогичные задания учиться в общеобразовательных школах при соблюдении определенных условий
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Подбирать материал оптимальной степени сложности: он не должен быть слишком легким и слишком сложным. Материал должен быть сложен в такой степени, чтобы учащийся мог бы справиться с ним при наличии усилий и некоторой помощи взрослого. Только в этом случае будет достигаться развивающий эффект.
- Не требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не ставить учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. Не рекомендуется спрашивать первыми.
- Создавать максимально комфортную психологическую атмосферу на уроке: не вызывать к доске, не заставлять отвечать, если ребенок сам не проявляет инициативу. Проводить устный опрос наедине.
- Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Ряд вопросов излагать в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограничены); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключать из рассмотрения.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не в слишком большом количестве, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Учащиеся должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- При выполнении задания инструкция должна быть короткой. Необходима четкая и ясная формулировка указаний.
- Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащихся на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен.
- Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы.
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, смена интонации и использование других приемов привлечения внимания.
- Не допускать переутомления, давать кратковременную возможность для отдыха, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
- При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а только с самим собой на предыдущем уровне развития.
- Постоянно поддерживать уверенность учащихся в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
- Развивать чувство самоуважения детей с учетом реального осознания ими своих трудностей и проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации и дидактические игры по развитию особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методические рекомендации проведения занятий и дидактических игр для детей школьного возраста с задержкой психического развития...
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Коррекционная педагогика...
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в под...
электронный вариант .Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2
Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по 8 учебным предметам, относящимся к 6 предметным областям и 3 курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обуч...
Рабочая программа для ученика с задержкой психического развития по обучению грамоте.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программы образования дет...