Конспект урока по чтению для обучающихся 4 класса с ОВЗ по теме В.В.Бианки Последняя льдина
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Задача урока: Познакомить с биографией В. В. Бианки, раскрыть содержание произведения; дать представление о признаках ранней весны; уточнить и расширить природоведческие сведения о половодье, о трудностях, которые испытывают большие и маленькие обитатели леса в этот период; отрабатывать навык правильного, осознанного и выразительного чтения; учить работать с текстом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области “Школа-интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти”
КОНСПЕКТ
урока по чтению по теме:
«В.В. Бианки «Последняя льдина».
Провела:
учитель М. В. Кустова
2020г.
Тема урока: «В.В. Бианки. «Последняя льдина».
Цель: Отрабатывать навык правильного, осознанного чтения.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с биографией В. В. Бианки, раскрыть содержание произведения; дать представление о признаках ранней весны; уточнить и расширить природоведческие сведения о половодье, о трудностях, которые испытывают большие и маленькие обитатели леса в этот период; отрабатывать навык правильного, осознанного и выразительного чтения; учить работать с текстом.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, пополнять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
способствовать эмоциональному воспитанию (чувство сострадания к весенним бедам животных); обогащать краеведческие знания по родному краю; воспитывать добросовестное и ответственное отношение к учебе.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию; слушать и слышать текст; определять жанр прослушанного произведения; работать со словарём;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
оценивать себя, границы своего знания и незнания, оценивать товарища.
Класс: 4 б.
Вид нарушений: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Раздел программы:
Оснащение занятия:
учебник, ИКТ, использование презентации к уроку, аудио и видео запись сказки В. В. Бианки «Мышонок Пик», толковый словарь, раздаточный дидактический материал.
Ход урока:
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Музыкальная релаксация: просмотр на перемене фильма «Половодье на Волге» (Слайд1) | |||
I.Организационно – подготовительный этап (Слайд 2) (создание положительного настроя к продуктивной совместной деятельности). | |||
1. | 1. Приветствие гостей. Дети, взявшись за руки, в масках лесных зверей выходят к доске. Вступительное слово учителя: Весна, весна! Весна, весна! как воздух чист! Шумят ручьи! блестят ручьи! (Е. Баратынский») -Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть сегодня в нашей школе не простой, а (хором: лесной!) 2.Представление детей и учителя в масках: -Мы сегодня необычны, очень, очень симпатичны! 3.Мотивация учащихся к учебной деятельности. - - Проверьте свою готовность к уроку чтения. - Здравствуйте, ребята! -Я рада вас снова видеть. -Хорошего вам настроения и успехов! -Садитесь! -Вспомните правила посадки. | Приветствуют с учителя, настраиваются на урок | Личностные: мобилизация внимания Регулятивные: целеполагание, формирование умения организовывать свое рабочее место Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Речевая разминка (Слайд 3) | |||
2. | -На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. - Проведем логоритмику « Песенка про осу», опираясь на слайд 3. | Учащиеся хором поют «Песенку про осу». | Личностные: проявлять старательность. Регулятивные: умение петь хором. Познавательные Закрепить знание об осе. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 4) | |||
3. | -Какая река протекает в нашем городе? (Волга.) - Фильм о реке Волга был показан на перемене. -Сегодня мы познакомимся с биографией В. В. Бианки, будем читать его рассказ «Последняя льдина», познакомимся с признаками ранней весны, расширим природоведческие сведения о половодье, о трудностях, которые испытывают большие и маленькие обитатели леса в этот период, вспомним другие произведения В. В. Бианки.
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся называют тему урока. Учащиеся выслушивают тему урока, сформулированную учителем. | Личностные: проявлять умение выполняют задания по алгоритму учителя. Регулятивные: целеполагание, умение действовать по заданному алгоритму. Познавательные умение выполнять мыслительно-зрительные операции и делать выводы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
IV Работа по теме урока. (Слайды 5 -19) | |||
4. | IV. Рассказ учителя о В. В. Бианки. (Слайд 5) 1.-Познакомимся с писателем поближе. Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье ученого орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Мама будущего писателя так умело обращалась с растениями, что под ее руками зацветал любой зачахший кустик. Родители передали своему сыну любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Бианки большую часть своей жизни провел в лесу с ружьем, биноклем и записной книжкой. Все, о чем он пишет, ему известно по личному наблюдению, личному переживанию, непосредственному опыту. 2. Выставка книг. -Ребята, я думаю, что вам нужно взять книги в библиотеке автора Бианки и прочитать рассказы о природе и животных. V.Подготовительная работа. 1.(Первичный анализ текста.) (Слайд 6 ) - - Откройте учебники на странице 43 . -П -Прочитайте название рассказа. - -Рассмотрите иллюстрации на слайде. -По названию и иллюстрациям выскажите свое предположение: о чем и о ком будет этот рассказ? 2.Словарная работа. (Слайд 7 - 12 ) -В рассказе встретятся незнакомые слова, давайте все вместе разберем лексические значения этих слов и прочитаем слова на слайде по слогам, затем целыми словами с ударением. Трясогузка – птица, появляется ранней весной. Её называют «качающийся хвостик». Недаром говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лед разбивает». В нашей Самарской области обитает 5видов трясогузок. Это трясогузка белая (С. 7), трясогузка желтая - трясогузка желтоголовая(С. 8), трясогузка желтолобая-трясогузка горная (С. 9). Крот – животное. Живет в земле. (С. 10) Луг – пространство земли, занятое травой, цветами. (С. 11) По/ло/водь/е, на/вод/не/ни/е – река выходит из берегов. (С. 12) VI.Первичное чтение произведения учителем. (Слайд 13) - А сейчас я буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте с закрытыми учебниками. - - Подготовьтесь ответить на вопрос: - -Почему рассказ В.В. Бианки называется «Последняя льдина»? Памятка для учителя: перед чтением сделать психологическую паузу, читать рассказ полностью, закончить чтение психологической паузой. VII.Беседа по первичному восприятию. - Поделитесь первыми впечатлениями, что вам особенно запомнилось в рассказе? - Ответьте на поставленный ранее мною вопрос. - -Почему рассказ В.В. Бианки называется «Последняя льдина»? VIII. Физминутка 1. (Слайд 15) - Подготовимся к работе. Выполним физминутку. IX.Подготовительная работа к чтению рассказа обучающимися. (Слайд 16) -Прочитаем слова на слайде по слогам, затем целыми словами с ударением. Те/че/ни/е , гу/ля/вши/е, сле/та/лись при/гна/ло, про/плы/ва/ли, раз/бе/жа/лись, гна/ло всплыл (почему не разделили на слоги? ) X.Предварительное чтение учащимися текста вполголоса. -Сейчас будете читать парами. Читайте вполголоса, чередуясь с соседом по парте. XI.Аналитическое чтение. (Слайд 16 -18) -А сейчас прочитаем рассказ по законченным смысловым частям, озаглавим каждую часть и ответим на вопросы в конце рассказа. - -Откройте учебники на с.44. - -Прочитайте 1-й вопрос. Объясните, что такое зимник? (С. 17) Через речку был зимник - дорога, по которой ездили на санях. -Прочитайте 2-й вопрос. Как ты понимаешь слова «лед вспучился»? (С.18) - «Лед вспучился» - это значит, лед треснул, льдины стали сталкиваться и взгромождаться друг на друга. -Прочитайте эту часть вопроса в рассказе. Но пришла весна, лед на речке вспучился, лопнул - кусок дороги, качаясь, поплыл вниз по течению. -Как озаглавим эту часть рассказа? (Зимняя дорога.) -Прочитайте 3-й вопрос. Нарисуй словами картинку к той части текста, в которой говорится о том, как выглядела льдина? Это была грязная льдина - с навозом, санными колеями и следами лошадиных копыт. Посередине ее валялся подковный гвоздь. -Как озаглавим эту часть рассказа? (Ледоход.) -Прочитайте 4-й вопрос. Найди и прочитай строчки, в которых говорится о том, кто прилетал на льдину? Сперва льдину несло руслом речки. С берегов слетались на льдину белые птички трясогузки, ловили над ней мушек. -Как озаглавим эту часть рассказа? (Птицы на льдине.) -Продолжение 4 вопроса. А кто проплывал под льдиной? Потом речка вышла из берегов, и льдину вынесло в луга. Под ней проплывали рыбы, гулявшие по залитым водой лугам. -Как озаглавим эту часть рассказа? (Залитые луга.) Раз около льдины вынырнул черный зверек и вылез на нее. Это был крот. Когда вода затопила луг, ему нечем стало дышать под землей, - он и всплыл наверх. Но вот льдина задела одним своим краем сухой холмик: крот соскочил на него и живо зарылся в землю. -Как озаглавим эту часть рассказа? (Чёрный зверёк.) -Прочитайте 6-й вопрос. Какие еще животные спасались от наводнения на льдине? Почему им грозила гибель? А льдину гнало все дальше и дальше - и пригнало в лес. Она наехала на пень и застряла. Тут на ней собралась целая компания пострадавших от наводнения сухопутных зверюшек: лесные мыши, маленький зайка. Беда была общая, и всем им одинаково грозила гибель. -Как озаглавим эту часть рассказа? (Общая беда.) Но вот вода стала быстро спадать, солнце сожгло льдину, и на пне остался только подковный гвоздь: зверюшки попрыгали на землю и разбежались. -Как озаглавим эту часть рассказа? (Спасение.) -Обобщим наш план. (С. 19) 1)Зимняя дорога. 2)Ледоход. 3)Птицы на льдине. 4) Залитые луга. XII.Повторное чтение. - Какие картинки вы нарисовали бы к рассказу? XIII. Пересказ. XIV. Итог урока по произведению Заключительная беседа. -Кто автор?(В. Бианки.) -Герои? (Птички трясогузки, рыбы, крот, сухопутные зверюшки: лесные мыши, маленькие зайчата.) Какая связь между содержанием, названием и фамилией автора? -Чему учит этот рассказ? В нём автор не только рисует событие, но и передаёт свои чувства: он сочувствует зверькам. - Как вы думаете можно ли ходить по подтаявшему льду? А почему? Также очень опасны шалости на реке во время ледохода. Уходя на весенние каникулы, будьте очень внимательны, не устраивайте игры возле реки. -Назовите главную мысль рассказа? -Какое у вас отношение к героям рассказа? -Какую оценку вы дадите героям? | Учащиеся слушают биографию В. В. Бианки. Учащиеся высказывают свое предположение: о чем и о ком будет этот рассказ? Учащиеся вместе с учителем разбирают лексические значения незнакомых слов и читают слова на слайде по слогам, затем целыми словами с ударением. Учащиеся внимательно слушают чтение произведения учителем с закрытыми учебниками. Учащиеся делятся первыми впечатлениями, отвечают на поставленный ранее вопрос учителя: почему рассказ В.В. Бианки называется «Последняя льдина»?
Учащиеся читать парами, читают вполголоса, чередуясь с соседом по парте. Учащиеся читают рассказ по законченным смысловым частям, озаглавливают каждую часть и отвечают на вопросы в конце рассказа. Учащиеся вместе с учителем обобщают план. Учащиеся представляют и рассказывают, какие картины они нарисовали к рассказу. Учащиеся отвечают на обобщающие вопросы к рассказу. | Личностные: формирование умения слушать учителя. Регулятивные: умение анализировать полученную информацию. Познавательные: знакомиться с биографией писателя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: формирование умения слушать учителя. Регулятивные: умение оценивать свои действия, работать по учебнику, высказывать свое предположение, работать в парах, участвовать в сценке, делать выводы. Снятие мышечного напряжения Познавательные Умение учиться анализировать полученную информацию, учиться делать выводы, знакомиться со значением трудных слов. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
XV. Повторение. (Слайд 20 -21) | |||
5. | -Посмотрим, какие еще произведения написал В. В.Бианки для детей. - Виталий Бианки написал более 300 других произведений. По его сказкам и очеркам сделаны десятки киносценариев. -Сейчас Алина и Максим покажут сценку по сказке Бианки «Лис и мышонок» Показ сценки «Лис и мышонок» (С.20). -Ответьте на несколько обобщающих вопросов по сценке (учитель озвучивает вопросы). -Сейчас мы также посмотрим мультфильм о том, как вместе переносят трудности обитатели леса по произведению другого писателя. Просмотр мультфильма «Зверюшки – добрюшки» (С.21)
| Учащиеся смотрят сценку, подготовленную одноклассниками; отвечают на несколько обобщающих вопросов по сценке, смотрят мультфильм «Зверюшки – добрюшки» | Личностные: показывают знание произведений. Регулятивные: учатся отвечать на вопрос по сценке.. Познавательные: знакомятся с другими произведениями. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
XVI. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 22) | |||
6. | -Кто автор?(В. Бианки.) -Название? (Последняя льдина.) -Чему вас научил рассказ? | Подводят итоги совместно с учителем | Регулятивные: анализ деятельности |
XVII. Домашнее задание. (Слайд 23) | |||
7. | -Запишите домашнее задание. -Выберите себе задание по уровням-дифференцировано) (С. 23) 1 – й уровень: Выразительно читать. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: умение работать в дневнике. |
XVIII. Оценки за урок. (Слайд 24) | |||
8. | -За работу на уроке вы получаете следующие оценки: (Учитель оценивает качество работы учеников в течение всего урока с комментированием) (С. 24) | Получают оценку. | Регулятивные: учатся получать оценку своей работы. |
XIX. Рефлексия (С. 25) |
Самоанализ урока Кустова Марина Владимировна
Класс 4 предмет чтение
Тема урока: «В.В. Бианки. «Последняя льдина».
Цель: Отрабатывать навык правильного, осознанного чтения.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с биографией В. В. Бианки, раскрыть содержание произведения; дать представление о признаках ранней весны; уточнить и расширить природоведческие сведения о половодье, о трудностях, которые испытывают большие и маленькие обитатели леса в этот период; отрабатывать навык правильного, осознанного и выразительного чтения; учить работать с текстом.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, пополнять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
способствовать эмоциональному воспитанию (чувство сострадания к весенним бедам животных); обогащать краеведческие знания по родному краю; воспитывать добросовестное и ответственное отношение к учебе.
№ | Вопросы для самоанализа | Самоанализ |
Место данного урока в системе уроков: Тип урока: | Поучительная история. Объяснение нового материала. | |
Вид урока: | Традиционный. | |
Приёмы: | Антиципация, самооценка, взаимооценка, группировка, сравнение, декламация, доказательство, проблемная ситуация, интерпретация, трансформация, конструирование, прогнозирование, причинно-следственные связи, целеполагание, опора, ключевые слова, мнемоника, иллюстрирование, звукоподражание, выделение главного, инструктаж, обощение, сопоставление, конкретизация. | |
Используемые методы: | Беседа, частично-поисковый, эвристический, словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, метод стимулирования интереса к учению, метод самоконтроля, работа с печатным словом, изложение, повествование, рассуждение, наблюдение, | |
Формы организации познавательной деятельности: | дифференцированная работа, групповая работа, парная работа (статическая), фронтальная. | |
Средства обучения: | учебник, ИКТ, использование презентации к уроку, аудио и видео запись сказки В. В. Бианки «Мышонок Пик», толковый словарь, раздаточный дидактический материал. | |
Краткая психолого-педагогическая характеристика группы: | Количество обучающихся: 12. Количество присутствующих: 8. Количество «слабых» учащихся: 3. Количество «сильных» учащихся: 5. Активность учащихся на уроке: высокая. Организованность и подготовленность к уроку: высокая. | |
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся: На каких этапах занятия: В каких формах и какими методами осуществлялся: | Учащиеся по названию и иллюстрациям высказывали свое предположение: о чем и о ком будет этот рассказ? Учащиеся вместе с учителем разбирали лексические значения незнакомых слов и читали слова на слайде по слогам, затем целыми словами с ударением. Учащиеся внимательно слушали чтение произведения учителем с закрытыми учебниками. Учащиеся поделились первыми впечатлениями, отвечали на поставленный ранее вопрос учителя: почему рассказ В.В. Бианки называется «Последняя льдина»? Учащиеся читали рассказ парами, вполголоса, чередуясь с соседом по парте. Учащиеся читали рассказ по законченным смысловым частям, озаглавливали каждую часть и отвечали на вопросы в конце рассказа. Учащиеся вместе с учителем обобщили план по рассказу. Учащиеся представляли и рассказывали, какие словесные картины они нарисовали бы к рассказу. Учащиеся отвечали на обобщающие вопросы к рассказу. Подготовительный этап (музыкальная релаксация): просмотр на перемене фильма «Половодье на Волге» I.Организационно – подготовительный этап. II. Речевая разминка. III. Сообщение темы и цели урока. IV. Работа по теме урока: рассказ учителя о В. В. Бианки. V. Подготовительная работа. VI.Первичное чтение произведения учителем. VII.Беседа по первичному восприятию. VIII. Физминутка 1. IX.Подготовительная работа к чтению рассказа обучающимися. X.Предварительное чтение учащимися текста вполголоса. XI.Аналитическое чтение. XII.Повторное чтение. XIII. Пересказ. XIV. Итог урока по произведению. XV.Повторение. XVI. Итог урока. Рефлексия. XVII. Домашнее задание. XVIII. Оценки за урок. XIX. Рефлексия. Беседа, частично-поисковый, эвристический, словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, метод стимулирования интереса к учению, метод самоконтроля, работа с печатным словом, изложение, повествование, рассуждение, наблюдение. | |
Рефлексия: | Результаты урока: Удалось реализовать все поставленные задачи, так как использовались интересные методы и формы обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по чтению в 3 классе коррекционной школы на тему: "Внезапное открытие". По А. Баркову.
План-конспект урока по чтению в 3 классе коррекционной школы на тему: "Внезапное открытие". По А. Баркову. Прилагается презентация....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" . Тема: "Е. Шварц. Сказка о потерянном времени".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России"....
Конспект урока по чтению в 3 классе (8 вид) по теме:" Знакомство со стихотворением С. Михалкова "Зяблик"".
Материал предназначен для проведения урока чтения в 3 классе по программе 8 вида....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)
Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением МЭО . Тема: К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками""
Конспект урока с применением технологии смешанного обучения модели "ротация станций" с использованием мобильного класса....
Презентация + Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Плачет киска в коридоре..», И. Пивоварова «Жила-была собака
Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Плачет киска в коридоре..», И. Пивоварова «Жила-была собака...