"Воробьишко" М. Горький (конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок литературного чтения. С презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.04 КБ
Файл карточка к уроку11.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по теме:

«М. Горький «Воробьишко»»

«М. Горький « Воробьишко».

Цель:

- Познакомить детей с произведением М. Горького «Воробьишко».

Задачи:

- совершенствовать умение слушать произведение и читать осознанно и выразительно;

- работать с содержанием произведения, читать по ролям, понимать смысл использованных в тексте образных выражений;

- давать характеристику главным героям рассказа;

- определять главную мысль произведения;

- объяснять значение сложных слов;

- развивать творческие способности;

- развивать интерес к творчеству М. Горького;

- воспитать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- научится правильному и осознанному, выразительному чтению текста;

- анализировать художественный текст;

- составлять характеристику главных героев;

- определять главные мысли;

- читать по ролям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- принимать, понимать и решать учебные задачи урока;

- осуществлять контроль своих действий;

- формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

- прогнозировать содержание текста по его заголовку;

- понимать содержание прочитанного произведения;

- составлять характеристику главных героев;

- восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе;

- определять главную мысль произведения;

- формулировать вывод.

Коммуникативные:

- определять авторское отношение и формулировать своё отношение к прочитанному;

Личностные:

- интерес к творчеству М. Горького;

- чувство ответственности за свои поступки.

Ресурсы:

- учебникЛ.Ф.Климановой «Литературное чтение»;

- портрет М. Горького;

- выставка книг, рисунки воробья;

-презентация;

-компьютер, экран, проектор.

Ход урока

I этап. Организация класса (орг. момент)Приветствие гостей.

Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением работали на прошлом уроке?

-Какие произведения Н. Носова вы знаете?

Игра «Да – нет»

1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком.

2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку.

3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток.

4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину.

6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом.

7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику.

 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму.

9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть.

10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток.

II этап. Мотивация к учебной деятельности (Речевая разминка)

Скороговорка.

Ребята, давайте в начале урока разогреем свой речевой аппарат.

Воробей взлетел повыше: Видно всё с высокой крыши.

III этап. Актуализация знаний

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

Я бывалый … (Воробей.)

Учитель

-Молодцы,ребята!

- Сегодня на уроке мы будем читать сказку о птице, которая вам всем известна.

Посмотрев на картинки, вы, конечно же, догадались о какой.

Ребята, я просила вас подготовить сообщение о воробье.

(ответы обучающихся)

Учитель

 Воробьям даже ставят памятники, хоть это и звучит странно, но не только в России.

Презентация

Но не всегда воробьям ставили памятники и относились хорошо за уничтожение насекомых-вредителей. В 1958 году, в Китае воробьи были объявлены главными врагами, так как по подсчётам в год они съедали около 20-35 тысяч тонн, выращиваемого на полях риса. Китайцам были даны инструкции пугать птиц, так как воробьи больше 15 минут не могут летать без отдыха. В результате воробьи падали на землю мёртвыми. Почти два миллиарда – столько за год было уничтожено воробьёв. После этих действий урожай был лучше, но его очень сильно поели саранча и гусеницы, численность которых регулировали воробьи. В результате возник голод в период, которого погибло около 20 миллионов человек. В результате пришлось заново завозить этих пернатых с соседней страны.

Учитель

Ребята, прошу взять листочки. Напишите вверху свои фамилии. Первое задание -  подобрать родственные слова к слову воробей.

Работа у доски – подбор родственных слов к слову воробей

(Воробышек, воробьиха, воробьишко, воробьиный)

Учитель

Сказка, с которой мы сегодня познакомимся, была написана в 1912 году. А вот кем, мы сейчас узнаем. Это Максим Горький, и написал он ее для своего сына.

О писателе мы сейчас узнаем из выступлений ребят.

-Выступления обучающихся.

Посмотрите, пожалуйста, на выставку книг. И скажите, над каким произведением мы будем сегодня работать.

 - Верно, итак, тема нашего урока Максим Горький «Воробьишко»

IV этап. Открытие новых знаний.

А) Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

Прежде чем мы начнём работать над текстом, давайте сделаем зарядку для глаз.

Раз – налево, два – направо,(посмотреть влево, посмотреть вправо)
Три –наверх, четыре — вниз.(поднять взгляд  вверх, опустить взгляд вниз)
А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз). Чтобы лучше видеть мир.

В сказке встретятся трудные слова, которые не все знают.

Словарная работа

Чересчур – слишком.

Чванятся - гордятся.

Чадо- ребенок.

Чин - порядок, обычай.

 Растопырил крылья - неуклюже раздвинул в стороны

Дыбом перья - торчком, поднявши вверх.

Благополучно - удачно, успешно.

Наличник –накладная планка вокруг двери или окна.

Б)Работа с текстом во время чтения.

Открываем учебники на стр.135

-первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики)

-проверка первичного восприятия — проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель — ученик»);

1. К какому жанру относится это произведение? Почему?

2. Кто автор сказки?

3. Назовите  главного героя сказки, как его звали?

4. Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?

1 Аудирование:

1.Пудик жил:  а-над окошком бани; б-над окошком кухни.

2.Летать он ещё:  а-не пытался, б-пробовал.

3.Папаша приносил Пудику: а-камушки; б-букашек.

4.Кошка:  а-рыжая; б-чёрная.

5.Мама клюнула Пудика : а-в темечко; б-в затылок.

Физкультминутка

Повторное чтение и анализ текста

Жужжащее чтение. Прочитайте 2 абзаца. Что вы узнали о главном герое?

Найдите в тесте слова, которые указывают на то, что Пудик маленький.

-  Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.

Где Пудик жил?

Ещё раз прочитаем отрывок «Бросок в небо»

2ч.

Дальше мы буде читать  по ролям (работа в группах).

Чтение молча. Прочитайте до того места, где появляется кошка.

Цепочкой.

Работа с карточками.

- Перед вами карточки. Давайте с помощью них составим характеристику Пудику и его маме.

- Подчеркните:

Красным цветом – характер Пудика.

Зелёным цветом – характер мамы-воробьихи. 

маленький            храбрая       любящая     непослушный      

ленивая      послушный         преданная      хвастливый         

умная       мудрый                    смелая         отважный

глупенький     отважная        смелый             заботливая    

трусливый         заботливый           храбрый

Определение основной мысли произведения

-надо слушаться родителей, нет ничего сильнее любви матери.

V этап. Рефлексия. Итог урока.

Основная мысль этой сказки состоит в том, что детям надо слушаться родителей, чтобы с ними не произошла беда. Это рассказ также показывает нам, что нет ничего сильней любви мамы.

Посадите воробьёв на дерево.

Кому из вас на уроке было всё понятно, интересно и легко, посадите на дерево красного воробья. Кому было сложно, не всё получалось - жёлтого, а кому было неинтересно - зелёного.



Предварительный просмотр:

Выбери характеристику героя

храбрая        любящая     маленький непослушный      ленивая       послушный         

преданная        хвастливый          умная       

мудрый                    смелая         отважный

глупенький        отважная       смелый             

заботливая     трусливый       заботливый         

 храбрый          весёлый             игривый

Выбери характеристику героя

маленький            храбрая        любящая     непослушный      ленивая       послушный         

преданная        хвастливый          умная       

мудрый                    смелая         отважный

глупенький        отважная       смелый             

заботливая     трусливый       заботливый         

 храбрый          весёлый             игривый

Выбери характеристику героя

маленький            храбрая        любящая     непослушный      ленивая       послушный         

преданная        хвастливый          умная       

мудрый                    смелая         отважный

глупенький        отважная       смелый             

заботливая     трусливый       заботливый         

 храбрый          весёлый             игривый

Выбери характеристику героя

маленький            храбрая        любящая     непослушный      ленивая       послушный         

преданная        хвастливый          умная       

мудрый                    смелая         отважный

глупенький        отважная       смелый             

заботливая     трусливый       заботливый         

 храбрый          весёлый             игривый

Выбери характеристику героя

маленький            храбрая        любящая     непослушный      ленивая       послушный         

преданная        хвастливый          умная       

мудрый                    смелая         отважный

глупенький        отважная       смелый             

заботливая     трусливый       заботливый         

 храбрый          весёлый             игривый

Выбери характеристику героя

маленький            храбрая        любящая     непослушный      ленивая       послушный         

преданная        хвастливый          умная       

мудрый                    смелая         отважный

глупенький        отважная       смелый             

заботливая     трусливый       заботливый         

 храбрый          весёлый             игривый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...