Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, рак и щука " (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, рак и щука " (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylov._lebed_rak_i_shchuka.doc | 294.71 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Вид урока: беседа - практикум
Цель: формирование знаний о басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»
Задачи:
Образовательная:
-Познакомиться с басней И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»
Воспитательная:
-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий
-Воспитывать интерес к литературе на основе чтения басни «Лебедь, рак и щука»
Развивающая:
-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов
-Развивать мыслительные операции на основе выполнения задания на анализ
Планируемые результаты:
Предметные:
П-1. Понимать содержание прочитанного
П-2. Понимать нравственный смысл басен
П-3. Передавать настроение автора при чтении
П-4. Отличать басню от других жанров литературы
П-5. Знать, что такое басня
Метапредметные:
Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;
Р-3. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные:
К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
К-2. Оформлять свои мысли в устной форме;
К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;
К-4.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку.
Познавательные:
Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;
Позн-3. Владеть основами смыслового чтения художественных текстов
Личностные:
Л-1. Формирование интереса к чтению;
Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
Л-3. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оборудование: учебник, ИКТ.
№ этапа, название | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный этап | -Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Алексеевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте, чтобы на парте у каждого лежал учебник. Я желаю вам отличного настроения и успехов на уроке. | -Приветствуют, проверяют готовность к уроку. | Р-1 К-1 |
2.Актуализация знаний | -Перед тем, как начать урок, давайте проведем речевую разминку. -На слайде записана скороговорка. Читаем скороговорку вместе со мной: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. -Прочитайте скороговорку шепотом, медленно. -Прочитайте скороговорку громко, четко и внятно проговаривая слова. -Прочитайте скороговорку быстро. -Прочитайте скороговорку весело, радостно. -Молодцы -С творчеством какого писателя вы познакомились на пролом уроке? - С каким его произведением познакомились? -Для того чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, вам нужно разгадать кроссворд по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слайд) (На слайде без ответов) -Какое слово получилось в красном столбике? -Верно. На слайде представлен отрывок из одной басни. Прочитайте его. Как называется эта басня и кто ее написал? Слайд: «И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.» -Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством баснописца Ивана Андреевича Крылова (портрет Крылова) | -Читают скороговорку вместе с учителем. -Читают скороговорку шепотом, медленно. -Читают скороговорку громко. -Читают быстро. -Читают весело, радостно. -Александр Сергеевич Пушкин -Сказка о рыбаке и рыбке -Разгадывают кроссворд -Басня -Читают открывок из басни. Басня «Ворона и лисица», написал И.А.Крылов | Р-2 К-1,2,3,4 Позн-1,2 Л-2 |
Первичное восприятие нового материала | -Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в 1769 году. Иван очень любил читать, поэтому вырос умным, интеллигентным человеком. Отец умер, когда Ивану было 11 лет и, чтобы прокормить семью, ему пришлось работать. Уже в 14 лет Крылов сочинял стихи. (Слайд) В 18 лет он уже выпускал журналы, где публиковал первые басни. Иван Андреевич написал более 200 басен. Но для того, чтобы писать басни, нужно быть очень трудолюбивым человеком. Представьте, только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, Крылов сделал около 200 строк черновых набросков. -Откройте учебник на стр.89. Рассмотрите рисунки. Вспомните название басен, которые изображены на картинках. -Расскажите, что перепутал художник? -Ребята, что такое басня? -Басня - короткое, чаще стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи (Слайд) В баснях высмеиваются человеческие пороки, недостатки, например, жадность, невежество, глупость, зло -Басня начинается или заканчивается моралью. Что такое мораль? Мораль - вывод, поучение, в котором объясняется смысл басни. -Сегодня мы познакомимся с одной из басен Крылова. Откройте учебник на стр.90. Прочитайте название басни. -Эта басня была написана в 1814 году. Больше 200 лет назад. -Послушайте аудио прочтение басни в исполнении мастера художественного слова и посмотрите небольшой мультфильм: https://ok.ru/video/3143959809 -Иван Андреевич рассказал грустную или веселую историю? -Давайте отдохнем и проведем гимнастику для глаз: Смотрим вверх, затем вниз (5 раз) Смотрим влева, затем вправо (5 раз) Крепко зажмурьте глаза, затем откройте и поморгайте (5 раз) Рисуем глазами круг влево, затем в право (3 раза) Поморгайте. -Продолжаем работу. Ребята, внимательно прочитайте басню про себя -В тексте басни встречаются новые слова. Обьясните значение слов: лад, мука, воз, поклажа, ныне. (Слайд) -Назовите героев басни -Что они решили сделать? -Опишите, как они старались сдвинуть воз -Посмотрите на слайд и выберите, что главное не сделали герои: а) не спели вместе, б)не договорились, как будут действовать, в)не пригласили на помощь кого-то более сильного -Как вы понимаете выражение «А воз и ныне там»? -О чем предупреждает Крылов людей, которые взялись за общее дело? -В чем неудача Лебедя, Рака и Щуки? | -Слушают учителя -Рассматривают рисунки. «Ворона и Лисица»,»Слон и Моська» «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и Муравей» -Художник перепутал героев басен. Вместо вороны - лебедь, вместо муравья - ворона, вместо лебедя - собака -Ответы детей -Слушают учителя -Ответы детей -«Лебедь, рак и щука» -Слушают басню и смотрят мультфильм -Грустную. -Выполняют гимнастику для глаз -Читают басню про себя -Лад - согласие, мир, порядок. Мука - состояние печали, душевной боли, страдание. Воз - четырехколесная повозка. Поклажа - груз, багаж. Ныне - теперь, сейчас. -лебедь, рак и щука -Решили везти воз -Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, щука тянет в воду -б) -Не смогли договориться, каждый тянул в свою сторону и воз не сдвинулся с места -Нужно уметь договариваться, делать все сообща, дружно -Не смогли договориться | П-1,2,5 Р-2,3 К-1,2,3,4 Позн-1,2,3 Л-1,2,3 |
Закрепление новых знаний и способов действий | -Ребята, мы уже говорили, что в каждой басне есть мораль, она находится в начале или в конце басни. Найдите и прочитайте мораль данной басни. -Верно. Обратите внимание на стр.90 выделена оранжевым цветом пословица. Прочитайте ее. Обьясните смысл пословицы. (Слайд) -Прочитайте басню еще раз и подготовьтесь к выразительному чтению -Кто выразительно прочитает басню? -Молодцы. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились со сказкой, сегодня - с басней. Что же общего между басней и сказкой? | -Когда в товарищах согласья нет, -Читают пословицу. "Дружно − не грузно" означает, что когда вместе, то все легко делается, а "врозь − хоть брось" - если делать все поодиночке, то трудно добиться настоящих побед -Читают басню самостоятельно -Читают басню вслух с выражением - В сказке и басне животные разговаривают и действуют, как люди | П-2,3,4 Р-2,3 К-1,2,3,4 Позн-1,2 Л-2 |
5.Подведение итогов | -С каким жанром литературы мы сегодня познакомились? -Что такое басня? -Какую басню прочитали? -Кто автор басни? -Чему учит басня, какова ее мораль? -Откройте дневник и запишите домашнее задание: стр. 91 вопрос №4. Вам нужно придумать небольшой рассказ. А также выразительное чтение басни | -Басня -Басня - короткое, чаще стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи -Лебедь, рак и щука -И.А.Крылов -Взаимопониманию,умению слушать других людей, договариваться, согласовывать свои действия. -Записывают д/з | П-2,5 Р-2 К-1,2,3,4 Позн-1 Л-2 |
6.Рефлексия | -Ребята, оцените свою работу на уроке: выберите начало предложения и продолжите его: (Слайд) Я узнал (а).... Я понял (а), что .... Было интересно ... Было трудно ... У меня получилось... У меня не получилось... -Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Урок окончен, до свидания! | -Выбирают начало предложения, оценивают свою работу | К-1,2 Л-2,3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе. (УМК «Перспективная начальная школа)
Тема урока: Звуки (м), (м). Работа букв согласных М,м....
Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.
Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....
план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс
Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....
Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс
Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс
Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...
Конспект урока по литературному чтению:"Великие русские писатели" 3 класс. Программа "Школа России"
Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией....
Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"
Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...