Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, рак и щука " (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Полникова Валерия Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, рак и щука " (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylov._lebed_rak_i_shchuka.doc294.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 2

УМК: Школа России

Тема: И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: беседа - практикум

Цель: формирование знаний о басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»

Задачи:

Образовательная:

-Познакомиться с басней И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»

Воспитательная:

-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий

-Воспитывать интерес к литературе на основе чтения басни «Лебедь, рак и щука»

Развивающая:

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения задания на анализ

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1. Понимать содержание прочитанного

П-2. Понимать нравственный смысл басен

П-3. Передавать настроение автора при чтении

П-4. Отличать басню от других жанров литературы

П-5. Знать, что такое басня

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;

Р-3. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

К-2. Оформлять свои мысли в устной форме;

К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;

К-4.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку.

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;

Позн-3. Владеть основами смыслового чтения художественных текстов

Личностные:        

Л-1. Формирование интереса к чтению;

Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

Л-3. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование: учебник, ИКТ.

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

-Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Алексеевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте, чтобы на парте у каждого лежал учебник. Я желаю вам отличного настроения и успехов на уроке.

-Приветствуют, проверяют готовность к уроку.

Р-1

К-1

2.Актуализация знаний

-Перед тем, как начать урок, давайте проведем речевую разминку.

-На слайде записана скороговорка. Читаем скороговорку вместе со мной:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,        

Чтоб было всем понятно.

-Прочитайте скороговорку шепотом, медленно.

-Прочитайте скороговорку громко, четко и внятно проговаривая слова.

-Прочитайте скороговорку быстро.

-Прочитайте скороговорку весело, радостно.

-Молодцы

-С творчеством какого писателя вы познакомились на пролом уроке?

- С каким его произведением познакомились?

-Для того чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, вам нужно разгадать кроссворд по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слайд)

(На слайде без ответов)

-Какое слово получилось в красном столбике?

-Верно. На слайде представлен отрывок из одной басни. Прочитайте его. Как называется эта басня и кто ее написал? Слайд:

«И на приветливы Лисицыны слова

 Ворона каркнула во все воронье горло:

 Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»

-Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством баснописца Ивана Андреевича Крылова (портрет Крылова)

-Читают скороговорку вместе с учителем.

-Читают скороговорку шепотом, медленно.

-Читают скороговорку громко.

-Читают быстро.

-Читают весело, радостно.

-Александр Сергеевич Пушкин

-Сказка о рыбаке и рыбке

-Разгадывают кроссворд

-Басня

-Читают открывок из басни.

Басня «Ворона и лисица», написал И.А.Крылов

Р-2

К-1,2,3,4

Позн-1,2

Л-2

Первичное восприятие нового материала

-Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в 1769 году. Иван очень любил читать, поэтому вырос умным, интеллигентным человеком. Отец умер, когда Ивану было 11 лет и, чтобы прокормить семью, ему пришлось работать. Уже в 14 лет Крылов сочинял стихи. (Слайд) В 18 лет он уже выпускал журналы, где публиковал первые басни. Иван Андреевич написал более 200 басен. Но для того, чтобы писать басни, нужно быть очень трудолюбивым человеком. Представьте, только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, Крылов сделал около 200 строк черновых набросков.

-Откройте учебник на стр.89. Рассмотрите рисунки. Вспомните название басен, которые изображены на картинках.

-Расскажите, что перепутал художник?

-Ребята, что такое басня?

-Басня - короткое, чаще стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи (Слайд) В баснях высмеиваются человеческие пороки, недостатки, например, жадность, невежество, глупость, зло

-Басня начинается или заканчивается моралью. Что такое мораль? Мораль - вывод, поучение, в котором объясняется смысл басни.

-Сегодня мы познакомимся с одной из басен Крылова. Откройте учебник на стр.90. Прочитайте название басни.

-Эта басня была написана в 1814 году. Больше 200 лет назад.

-Послушайте аудио прочтение басни в исполнении мастера художественного слова и посмотрите небольшой мультфильм:

https://ok.ru/video/3143959809 

-Иван Андреевич рассказал грустную или веселую историю?

-Давайте отдохнем и проведем гимнастику для глаз:

Смотрим вверх, затем вниз (5 раз)

Смотрим влева, затем вправо (5 раз)

Крепко зажмурьте глаза, затем откройте и поморгайте (5 раз)

Рисуем глазами круг влево, затем в право (3 раза) Поморгайте.

-Продолжаем работу. Ребята, внимательно прочитайте басню про себя

-В тексте басни встречаются новые слова. Обьясните значение слов: лад, мука, воз, поклажа, ныне. (Слайд)

-Назовите героев басни

-Что они решили сделать?

-Опишите, как они старались сдвинуть воз

-Посмотрите на слайд и выберите, что главное не сделали герои: а) не спели вместе, б)не договорились, как будут действовать, в)не пригласили на помощь кого-то более сильного

-Как вы понимаете выражение «А воз и ныне там»?

-О чем предупреждает Крылов людей, которые взялись за общее дело?

-В чем неудача Лебедя, Рака и Щуки?

-Слушают учителя

-Рассматривают рисунки. «Ворона и Лисица»,»Слон и Моська» «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и Муравей»

-Художник перепутал героев басен. Вместо вороны - лебедь, вместо муравья - ворона, вместо лебедя - собака

-Ответы детей

-Слушают учителя

-Ответы детей

-«Лебедь, рак и щука»

-Слушают басню и смотрят мультфильм

-Грустную.

-Выполняют гимнастику для глаз

-Читают басню про себя

-Лад - согласие, мир, порядок. Мука - состояние печали, душевной боли, страдание. Воз - четырехколесная повозка. Поклажа - груз, багаж. Ныне - теперь, сейчас.

-лебедь, рак и щука

-Решили везти воз

-Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, щука тянет в воду

-б)

-Не смогли договориться, каждый тянул в свою сторону и воз не сдвинулся с места

-Нужно уметь договариваться, делать все сообща, дружно

-Не смогли договориться

П-1,2,5

Р-2,3

К-1,2,3,4

Позн-1,2,3

Л-1,2,3

Закрепление новых знаний и способов действий

-Ребята, мы уже говорили, что в каждой басне есть мораль, она находится в начале или в конце басни. Найдите и прочитайте мораль данной басни.

-Верно. Обратите внимание на стр.90 выделена оранжевым цветом пословица. Прочитайте ее. Обьясните смысл пословицы. (Слайд)

-Прочитайте басню еще раз и подготовьтесь к выразительному чтению

-Кто выразительно прочитает басню?

-Молодцы. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились со сказкой, сегодня - с басней. Что же общего между басней и сказкой?

-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

-Читают пословицу. "Дружно − не грузно" означает, что когда вместе, то все легко делается, а "врозь − хоть брось" - если делать все поодиночке, то трудно добиться настоящих побед

-Читают басню самостоятельно

-Читают басню вслух с выражением

- В сказке и басне животные разговаривают и действуют, как люди

П-2,3,4

Р-2,3

К-1,2,3,4

Позн-1,2

Л-2

5.Подведение итогов

-С каким жанром литературы мы сегодня познакомились?

-Что такое басня?

-Какую басню прочитали?

-Кто автор басни?

-Чему учит басня, какова ее мораль?

-Откройте дневник и запишите домашнее задание: стр. 91 вопрос №4. Вам нужно придумать небольшой рассказ. А также выразительное чтение басни

-Басня

-Басня - короткое, чаще стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи

-Лебедь, рак и щука

-И.А.Крылов

-Взаимопониманию,умению слушать других людей, договариваться, согласовывать свои действия.

-Записывают д/з

П-2,5

Р-2

К-1,2,3,4

Позн-1

Л-2

6.Рефлексия

-Ребята, оцените свою работу на уроке: выберите начало предложения и продолжите его: (Слайд)

Я узнал (а)....

Я понял (а), что ....

Было интересно ...

Было трудно ...

У меня получилось...

У меня не получилось...

-Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Урок окончен, до свидания!

-Выбирают начало предложения, оценивают свою работу

К-1,2

Л-2,3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"

Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...