- Актуализация знаний
| - В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.
- Назовите имя этого человека?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.
-Прочитайте загадку К.Чуковского, отгадайте её. Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало) А) 1- ряд по строчке с интонацией удивления Б) 2- ряд с вопросительной интонацией -Что мы можем увидеть в зеркале. (то, что есть на самом деле) -Почему Федя увидел неряху? (Есть такие люди, которые не ухаживают за собой. |
-К.И. Чуковский
Читают загадку по группам, угадывают её.
Отвечают на вопросы.
| Познавательные: (общеучебные) поиск и выделение необходимой информации. |
- Постановка учебной задачи
| - У К.И.Чуковского есть произведение о бабушке, похожей на Федю Баратова, может вы знаете о ком пойдет речь, и как называется произведение. Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями К.И.Чуковского Послушайте как создавалось это произведение: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
| Определяют тему урока.
Слушают учителя | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
- Мотивация учебной деятельности
| - Сформулируйте его цель, дополнив предложение. Ознакомиться с творчеством…, работать над…, произведения…, сделать…, чему….
| Определяют цель урока: «Ознакомиться с творчеством Корнея Чуковского, работать над содержанием произведения «Федорино горе», сделать вывод, чему оно учит». | Личностные: (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом) Регулятивные: целеполагание, планирование. |
- Работа по теме урока
| - А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием) - К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно. Помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. - Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского? 2.РАЗМИНКА - Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки. Проверка: 1) Ох, не лёгкая эта работа - из болота тащить бегемота. (Телефон) 2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам, А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр) 3) Пошла муха на базар И купила самовар (Муха-Цокотуха) 4) Приходи к нему лечится И корова, и волчица (Доктор Айболит) 1. А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище») 2. Долго, долго крокодил Море синее тушил («Путаница») 3. Но не слушали газели И по-прежнему галдели («Телефон») 4. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! («Муха-Цокотуха»)
Прежде чем мы познакомимся со сказкой, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. Работать будем по группам. 1 группа - У вас на партах лежат карточки под номером 1, положите их перед собой. У меня в чашке лежат ложки, на которых записаны непонятные слова. Сейчас вы будете читать слово и искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке. Карточка 1. Определи значения трудных слов:
Расфуфырили | широко раскрыла;
| Помои | сделали пушистыми;
| Растопырила глаза | очень быстро;
| Побежали во всю прыть | вода с пищевыми отходами, после мытья посуды
|
2 группа – работа с толковым словарем
Карточка 1. Определи значения трудных слов:
Сито | - открытая продолговатая ёмкость для стирки.
| Кочерга | - рыжий таракан.
| Корыто | – предмет с сеткой для просеивания муки.
| Прусак | - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
|
- Предлагаю послушать, как читает сказку мастер художественного слова - автор Корней Иванович Чуковский . Слушайте внимательно , чтобы ответить на вопрос .Какое горе случилось с Федорой. Можете следить в учебнике. Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет". Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли). -На уроке есть помощники – давайте продолжим слова героев. Федора: "Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка) Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!" Скалка: "Мне Федору жалко". Чашка: "Ах, она бедняжка!" Блюдца: "Надо бы вернуться!" Утюги: "Мы Федоре не враги!" Федора: "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!" Кастрюля: "Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!" -Чтение детьми до окончания сказки. со стр.21 | Слушают учителя и смотрят слайды.
Работа в группах.
Слушают и смотрят слайды.
Инсценировка отрывка Читают сказку. | Предметные: понимание роли слушания; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Коммуникативные: умение работать в группах, распределять обязанности. |
- Анализ содержания.
| - Какое же горе случилось с Федорой? - Почему это произошло? (В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась) - Для кого была написана эта сказка? - Для чего она была написана, как вы думаете? (Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей.автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.) - А почему это стихотворение названо сказкой? - Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда.) - Как ведут себя эти предметы? (Как люди) - С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры). Выборочное чтение - Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр. 17) - Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? (Чтобы было интереснее потом). - А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде. (стр. 13) .- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды). - Какой звук повторяется? Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. - Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте. - Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко). - Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы). А теперь прочитаем, как убегают блюдца (стр.14) - Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ? Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их. - Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи? - Как жилось посуде у Федоры? (плохо) - А что произошло с Федорой? 1 группа - Какой Федора была в начале сказки? (ВЫБОР СЛОВ НА КАРТОЧКАХ)- рисунок.
2 группа - Какой она стала в конце сказки? (заботливая, вежливая, добрая) КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ-рисунок
- Жалко ли вам Федору? - Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет) - Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.) - Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл). - Чему учит писатель? (Внимательному отношению друг к другу. Быть аккуратными. Учит соблюдать порядок. Доброте.) | Отвечают на вопросы по тексту прослушанного произведения.
Работают у доски.
Анализируют текст, отвечают на вопросы, оценивают действия героев. | Познавательные: находит в тексте ответ на поставленный вопрос.
Познавательные: называет признаки наблюдаемого объекта |
- Рефлексия
| -Поднимите руки, кому урок понравился? -Оцените свою работу на уроке. -За что вы можете себя похвалить? За что можете похвалить своих одноклассников? -Если вы активно работали на уроке, никаких трудностей у вас не возникало, покажите желтый сигнал светофора. - Если вы считаете, что были небольшие неточности в ответах и т. д, то покажите сигнал зеленого цвета. - Если вам надо много работать, то покажите сигнал красного цвета. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке и одноклассников. | Личностные: подведение итога урока; самооценка критериев успешности; Познавательные: контроль и оценка процессов результата деятельности;
|