Конспект урока по литературному чтению «В. Сухомлинский. Почему плачет синичка», 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Михайлова Елизавета Владимировна

Конспект урока по литературному чтению «В. Сухомлинский. Почему плачет синичка» разработан для учащихся 2 класса, УМК "Перспектива"

 Цель урока:  познакомить учащихся с автором В.Сухомлинского, произведением «Почему плачет синичка».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта
урока литературного чтения,
во 2 «г» классе школы № 40

учителя начальных классов

Михайловой Елизаветы Владимировны

г. Оренбург, 2019 г.

УМК: «Перспектива»

Дисциплина: литературное чтение

Класс: 2 Г

Тема: «В. Сухомлинский. Почему плачет синичка»

 Цель урока:  познакомить учащихся с автором В.Сухомлинского, произведением «Почему плачет синичка».

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные:  осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения; воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга.

Метапредметные:

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; уметь прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий; принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность; формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Предметные:

развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; находить ответы на поставленные вопросы словами текста; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

       Оборудование: учебник Литературное чтение 2 кл., Л.Ф.Климанова, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

I.Мотивационно-целевой этап.

-Здравствуйте, ребята!

Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Елизавета Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Я желаю вам успешной работы на уроке и отличного настроения.

-Прослушайте внимательно стихотворение.

Богдан Светлана. Синичка.
К нам в окно стучится птичка – 
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить – 
Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек – 
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать".

- О какой птице шла речь в стихотворении?

Вывешивает на доске картину синички.

- Что вы узнали о синичке из стихотворения?

- Поднимите руки, кто видел синичку.

- А вы слышали как она поёт? Послушайте.

Включается аудиозапись.

- Понравилось, ребята? На самом деле, синица очень красиво щебечет.

-Ребята, о ком же мы будем разговаривать на уроке, как думаете?

- Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.

- Кто автор этого рассказа?

-Что вы знаете о Василии Александровиче Сухомлинском?

- Сегодня вы познакомитесь с уникальным человеком:

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г., в с. Васильевка, Херсонской губернии в семье деревенского плотника. Здесь прошли его детство и юность.

Полтавский педагогический институт Сухомлинский окончил в 1939 году, после чего работал преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 году добровольцем ушел на фронт, был тяжело ранен, защищая Москву. Его жена Вера Петровна осталась у родителей и была жестоко убита вместе с ребенком.

Лишения, невзгоды, потеря семьи не сломили Сухомлинского. Он много работает. В. А. Сухомлинский – автор более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Он автор таких сборников: «Цветок солнца», «Пусть будут Соловей и Жук», «Поющее перышко»

Впереди было много планов, но 2 сентября 1970 года сердце Василия Александровича Сухомлинского перестало биться. Ему суждено было родиться и умереть в сентябре, и это символично.

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Кого вы там видите?

- Что они делают?

- А почему  рассказ называется «Почему плачет синичка?»? Предположите.

- А хотите узнать, что на самом деле расстроило синичку?

-Тема сегодняшнего урока «В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?»»

-Какую цель поставим на урок?

Приветствуют учителя, гостей.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Внимательно слушают стихотворение.

- О синичке.

- Желтогрудая, маленькая, питается крошками, любит хлебные крошки.

Поднимают руки.

Слушают аудиозапись.

-О синичке.

Открывают учебник. Читают название.

- В. А. Сухомлинский

Рассказывают факты об авторе.

Внимательно слушают учителя.

Рассматривают иллюстрацию.

- Мальчика, девочку и синичку.

-Катаются на качелях.

Отвечают на вопросы.

- Узнать побольше об авторе произведения, прочитать сказку.

Коммуникативные:

установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; формирование уменич извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Предметные:

развивать навыки выразительного чтения, уменние размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; находить ответы на поставленные вопросы словами текста; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

II.Проектировочный этап

-Что нужно сделать, чтобы ее достичь?

План:

  • Прочитать
  • Обсудить содержание произведения
  • Поразмышлять над названием
  • Понять переживания героев
  • Пересказ

Дети предлагают свои идеи и составляют план с помощью учителя.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.

III.Процессуальный этап

- Как бы вы ответили на вопрос: почему плачет синичка? Что может ее расстроить?

- А как синичка вообще может плакать?

- Проверим ваши предположения, прочитав рассказ В. А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?»

Учитель читает.

Беседа по прочитанному на выяснение эмоционального воздействия:

-Какие чувства вы испытали, слушая произведение?

-Кто главные герои произведения?

-Вы поняли, почему плачет синичка?

Повторное чтение текста по частям, сопровождаемое беседой, с остановками после слов:

  1. «…синичка летает и поет, поет»
  2. «…почему же она плачет?»

I часть: -Как звали детей?

Сколько им было лет?

 - Какое дерево росло около дома?

- Что решил сделать Миша?

- Как вы думаете, правильное ли это решение: сделать на тополе качели и еще качаться на них?

- Как повела себя синичка?

II часть: -Что сказал Миша, увидев синичку?

- А что заметила Оля?

- Какой вывод она сделала?

- Понял ли Миша, почему плачет синичка?

- А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка?

Физминутка.

На доске я написала 3 слова:

сопереживание

сочувствствие

наблюдательность

Объясните значение слов: сопереживание, сочувствие.

С словаре Ожегова так трактуются эти слова: СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. СОЧУВСТВИЕ 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. 2. Одобрительное, благожелательное отношение.

-Кто из детей обладает этими качествами?

Работа в паре

-А теперь, поработайте в паре. Откройте стр. 111 учебника. Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте и обсудите с товарищем смысл пословиц.

-Кто объяснит смысл 1 пословицы? 2? 3?

-Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, я прочитала высказывание одного китайского мудреца. Послушайте его.

Добротой часто можно причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно обдумай. (Хун Цзычен)

-Можно ли считать это высказывание главной мыслью этого рассказа?

-Итак, сегодня мы открыли для себя такое понятие, как Неразумная доброта. Это доброта, которая не приносит никакой пользы, а может еще и навредить. Это связано с непониманием, невнимательностью.

А какой смысл вы вкладываете в понятие «Доброта»?

- Добрых людей как всегда, не хватает…
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос.

- Мальчик Миша, девочка Оля, синичка.

- Она боится за своих птенцов.

-Детей звали Оля и Миша.

- Оле было 9 лет, а Коле 10 лет.

- Около дома рос большой ветвистый тополь.

- Миша решил сделать на тополе качели.

- Нет, неправильно. Ветки могут не выдержать и сломаться. Ветки у дерева – это, как руки у человека. К тому же, дети могли упасть и пораниться.

- Она около них летала и пела.

- Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

- Оля заметила в стволе тополя дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птенчиков.

- Синичка не радуется, а плачет.

-Нет.

- Она боялась, что ребята обидят ее детенышей.

Объясняют значение слов.

Слушают учителя.

- Оля.

Работают в парах.

Объясняют смысл каждой пословицы.

Слушают учителя.

- Да.

Отвечают на вопрос.

Регулятивные:

удерживают цель деятельности до получения ее результата;  принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: 

 осознание значимости чтения; проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное; воспитание разумного отношения к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; формирование умения извлекать информацию из текста.

Коммуникативные: формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Предметные:

развивать навыки выразительного чтения, уменние размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; находить ответы на поставленные вопросы словами текста; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

IV.Рефлексивно-оценочный этап

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Кто автор?

-Кто главные герои сказки?

-Что с ними произошло?

-Что вы запомнили об авторе произведения?

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока.

-Удалось ли нам ее достичь?

Лесенка настроения.

Домашнее задание: выразительно читать и нарисовать синичку.

- «Почему плачет синичка».


-В. А. Сухомлинский

-Оля, Миша.

-Они повесили качели и столкнулись с щебечущей синичкой.

Ответы детей.


-Познакомиться с автором и произведением.

-Да.

Регулятивные УУД:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать мнение, строить монологическое высказывание, высказывать свое мнение; вступать в беседу и обсуждение на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению " В. Осеева "Почему" "

Конспект урока  " В. Осеева "Почему" " 2 класс (Школа России)...