Конспект урока по литературному чтению «В. Сухомлинский. Почему плачет синичка», 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению «В. Сухомлинский. Почему плачет синичка» разработан для учащихся 2 класса, УМК "Перспектива"
Цель урока: познакомить учащихся с автором В.Сухомлинского, произведением «Почему плачет синичка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению «В. Сухомлинский. Почему плачет синичка», 2 класс | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока литературного чтения,
во 2 «г» классе школы № 40
учителя начальных классов
Михайловой Елизаветы Владимировны
г. Оренбург, 2019 г.
УМК: «Перспектива»
Дисциплина: литературное чтение
Класс: 2 Г
Тема: «В. Сухомлинский. Почему плачет синичка»
Цель урока: познакомить учащихся с автором В.Сухомлинского, произведением «Почему плачет синичка».
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения; воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга.
Метапредметные:
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; уметь прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий; принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.
Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность; формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.
Предметные:
развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; находить ответы на поставленные вопросы словами текста; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.
Оборудование: учебник Литературное чтение 2 кл., Л.Ф.Климанова, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД: |
I.Мотивационно-целевой этап. | -Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Елизавета Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Я желаю вам успешной работы на уроке и отличного настроения. -Прослушайте внимательно стихотворение. Богдан Светлана. Синичка. - О какой птице шла речь в стихотворении? Вывешивает на доске картину синички. - Что вы узнали о синичке из стихотворения? - Поднимите руки, кто видел синичку. - А вы слышали как она поёт? Послушайте. Включается аудиозапись. - Понравилось, ребята? На самом деле, синица очень красиво щебечет. -Ребята, о ком же мы будем разговаривать на уроке, как думаете? - Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. - Кто автор этого рассказа? -Что вы знаете о Василии Александровиче Сухомлинском? - Сегодня вы познакомитесь с уникальным человеком: Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г., в с. Васильевка, Херсонской губернии в семье деревенского плотника. Здесь прошли его детство и юность. Полтавский педагогический институт Сухомлинский окончил в 1939 году, после чего работал преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 году добровольцем ушел на фронт, был тяжело ранен, защищая Москву. Его жена Вера Петровна осталась у родителей и была жестоко убита вместе с ребенком. Лишения, невзгоды, потеря семьи не сломили Сухомлинского. Он много работает. В. А. Сухомлинский – автор более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Он автор таких сборников: «Цветок солнца», «Пусть будут Соловей и Жук», «Поющее перышко» Впереди было много планов, но 2 сентября 1970 года сердце Василия Александровича Сухомлинского перестало биться. Ему суждено было родиться и умереть в сентябре, и это символично. - Посмотрите на иллюстрацию. - Кого вы там видите? - Что они делают? - А почему рассказ называется «Почему плачет синичка?»? Предположите. - А хотите узнать, что на самом деле расстроило синичку? -Тема сегодняшнего урока «В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?»» -Какую цель поставим на урок? | Приветствуют учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте. Внимательно слушают стихотворение. - О синичке. - Желтогрудая, маленькая, питается крошками, любит хлебные крошки. Поднимают руки. Слушают аудиозапись. -О синичке. Открывают учебник. Читают название. - В. А. Сухомлинский Рассказывают факты об авторе. Внимательно слушают учителя. Рассматривают иллюстрацию. - Мальчика, девочку и синичку. -Катаются на качелях. Отвечают на вопросы. - Узнать побольше об авторе произведения, прочитать сказку. | Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; формирование уменич извлекать информацию из иллюстраций, текста. Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. Предметные: развивать навыки выразительного чтения, уменние размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; находить ответы на поставленные вопросы словами текста; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение. |
II.Проектировочный этап | -Что нужно сделать, чтобы ее достичь? План:
| Дети предлагают свои идеи и составляют план с помощью учителя. | Регулятивные УУД: умение прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели. |
III.Процессуальный этап | - Как бы вы ответили на вопрос: почему плачет синичка? Что может ее расстроить? - А как синичка вообще может плакать? - Проверим ваши предположения, прочитав рассказ В. А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?» Учитель читает. Беседа по прочитанному на выяснение эмоционального воздействия: -Какие чувства вы испытали, слушая произведение? -Кто главные герои произведения? -Вы поняли, почему плачет синичка? Повторное чтение текста по частям, сопровождаемое беседой, с остановками после слов:
I часть: -Как звали детей? Сколько им было лет? - Какое дерево росло около дома? - Что решил сделать Миша? - Как вы думаете, правильное ли это решение: сделать на тополе качели и еще качаться на них? - Как повела себя синичка? II часть: -Что сказал Миша, увидев синичку? - А что заметила Оля? - Какой вывод она сделала? - Понял ли Миша, почему плачет синичка? - А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка? Физминутка. На доске я написала 3 слова: сопереживание сочувствствие наблюдательность Объясните значение слов: сопереживание, сочувствие. С словаре Ожегова так трактуются эти слова: СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. СОЧУВСТВИЕ 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. 2. Одобрительное, благожелательное отношение. -Кто из детей обладает этими качествами? Работа в паре -А теперь, поработайте в паре. Откройте стр. 111 учебника. Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте и обсудите с товарищем смысл пословиц. -Кто объяснит смысл 1 пословицы? 2? 3? -Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, я прочитала высказывание одного китайского мудреца. Послушайте его. Добротой часто можно причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно обдумай. (Хун Цзычен) -Можно ли считать это высказывание главной мыслью этого рассказа? -Итак, сегодня мы открыли для себя такое понятие, как Неразумная доброта. Это доброта, которая не приносит никакой пользы, а может еще и навредить. Это связано с непониманием, невнимательностью. А какой смысл вы вкладываете в понятие «Доброта»? - Добрых людей как всегда, не хватает… | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Отвечают на вопрос. - Мальчик Миша, девочка Оля, синичка. - Она боится за своих птенцов. -Детей звали Оля и Миша. - Оле было 9 лет, а Коле 10 лет. - Около дома рос большой ветвистый тополь. - Миша решил сделать на тополе качели. - Нет, неправильно. Ветки могут не выдержать и сломаться. Ветки у дерева – это, как руки у человека. К тому же, дети могли упасть и пораниться. - Она около них летала и пела. - Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся. - Оля заметила в стволе тополя дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птенчиков. - Синичка не радуется, а плачет. -Нет. - Она боялась, что ребята обидят ее детенышей. Объясняют значение слов. Слушают учителя. - Оля. Работают в парах. Объясняют смысл каждой пословицы. Слушают учителя. - Да. Отвечают на вопрос. | Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: осознание значимости чтения; проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное; воспитание разумного отношения к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; формирование умения извлекать информацию из текста. Коммуникативные: формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. Предметные: развивать навыки выразительного чтения, уменние размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; находить ответы на поставленные вопросы словами текста; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение. |
IV.Рефлексивно-оценочный этап | -С каким произведением мы сегодня познакомились? -Кто автор? -Кто главные герои сказки? -Что с ними произошло? -Что вы запомнили об авторе произведения? - Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока. -Удалось ли нам ее достичь? Лесенка настроения. Домашнее задание: выразительно читать и нарисовать синичку. | - «Почему плачет синичка».
-Оля, Миша. -Они повесили качели и столкнулись с щебечущей синичкой. Ответы детей.
-Да. | Регулятивные УУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать мнение, строить монологическое высказывание, высказывать свое мнение; вступать в беседу и обсуждение на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс
Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...
Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению " В. Осеева "Почему" "
Конспект урока " В. Осеева "Почему" " 2 класс (Школа России)...
Конспект урока по литературному чтению. В. Осеева «Почему?» 2 класс.
ТЕМА: В. Осеева «Почему?»...