Обобщение по разделу "О братьях наших меньших"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Учащиеся научатся использовать знания в модельной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_razdelu_o_bratyah_nashih_menshih.docx | 81.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лучший урок года – 2021»
Литературное чтение
Обобщение по разделу: «О братьях наших меньших»
Коваленко Лариса Валериевна
учитель начальных классов
Ӏ квалификационная категория
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
Лесозаводского городского округа
ул. Октябрьская, 82
Предмет: литературное чтение
Учитель: Коваленко Лариса Валериевна
Класс: 2 «В»
Авторы программы: по учебнику «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., УМК «Школа России»
Урок №73 согласно календарно-тематическому планированию
Тема урока: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Тип урока: проектная задача
Вид урока: обобщение по разделу
Цель урока: 1. Учащиеся научатся использовать знания в модельной ситуации.
2. Учащиеся научатся решать авторскую задачу, определив её специфику.
Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Задачи: 1.Обучение младших школьников совместному решению поставленных задач.
2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
3. Подготовка к предъявлению результатов и оцениванию усвоения темы.
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.
Технологии, методы и приёмы: Технология личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая, развивающая.
Методы: словесные, наглядно-иллюстративные, контроля, формирования УУД (упражнения), проблемные, решения учебных задач.
Основные понятия, термины: издательство, рецензия, редакция, журнал, рубрики, иллюстрации.
Планируемые образовательные результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
|
|
|
Ожидаемый результат:
- учащиеся смогут ориентироваться в разнообразной детской периодике;
- познакомятся с профессиями, участвующими в создании журнала;
- смогут ориентироваться в рубриках детских журналов;
- получат представление о ценности детских периодических изданий для развития кругозора, логики, ума и творческих способностей;
- смогут проявить свои творческие способности и познавательные интересы в процессе создания проекта собственного журнала.
Планируемый педагогический результат:
Демонстрация учащимися:
- усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
- умения, работая в малой одновозрастной группе;
- умение создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, объединенный общей темой.
Способ и формат оценивания результатов работы:
1. Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного педагогического наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.
2. Публичное выступление групп.
3. Оценка другой группой через оценочный лист с заданными критериями.
Оборудование и материалы:
Презентация (Power Point), выставка творческих работ учащихся.
Набор текстовых заданий, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, цветная бумага.
Журналы про домашних животных, иллюстрации, картинки, загадки, пакеты заданий.
План урока:
1. Организационный момент. Мотивация. – 1 мин
2. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации. – 2 мин
3. Актуализация знаний. – 2 мин
4. Физкультминутка. – 1 мин
5. Работа над проектной задачей. – 25 мин
6. Физкультминутка. – 1 мин
7. Защита проектной задачи. – 10 мин
8. Обобщение. – 1 мин
9. Рефлексия. – 1 мин
10. Домашнее задание. – 1 мин
Пояснительная записка. Замысел проектной задачи
Одним из ключевых понятий в курсе литературного чтения 2 класса является работа по формированию контрольно-оценочных действий школьников, организовать дальнейшую работу с текстами и продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе в малых группах.
Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют умением работать с различными текстами, анализировать и преобразовывать их, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, а также способствует развитию навыков кооперации.
Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске нового номера художественно – публицистического журнала «Кот и пёс».
Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак и кошек, пользуясь текстами. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала и его преобразование, но и необходимость удерживать поставленную авторскую задачу.
Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения данной проблемы. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Результат (продукт)
Иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций раскрывается любовь к кошкам и собакам и забота о них.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. Мотивация. | |||
- включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность. | Звучит музыка «В мире животных» 1. Организационный момент. Приветствие детей. 2. Вступление в тему урока. Презентация: Обобщение по разделу: «О братьях наших меньших» (Слайд 1. Титульный) Эпиграф к уроку: «Вы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент Экзюпери (Слайд 2. Эпиграф урока) - Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете? Кто такой Антуан де Сент Экзюпери?
- Есть расхожая фраза, произносимая со вздохом сожаления: "Моя собака или моя кошка всё понимают, только сказать ничего не могут". Это глубочайшее заблуждение. - Само поведение животных, обитающих бок о бок с человеком, и есть их язык. - Почти у каждого пятого человека на Земле есть домашнее животное, в основном это кошка или собака. А у некоторых в доме есть и кошка, и собака. Мы их любим, заботимся о них. - Наш урок посвящен им, братьям нашим меньшим. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Учащиеся читают эпиграф, дают пояснения к эпиграфу урока, включаются в учебную деятельность. - Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». | Личностные: - формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
2. | Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации. | |||
формулирование учащимися темы и цели урока. | 1. Самоопределение к деятельности. - Как называется раздел, над которым мы с вами трудились в последнее время? (Слайд 3. Название раздела)) - Кому посвящены произведения этого раздела? - А на каком уроке мы ещё говорили о домашних животных? - О чём вы узнали на этом уроке? - А вам понравилось работать над этим разделом? Чем был вызван интерес? - Я согласна с вами, это видно по вашим работам, которые вы выполняли дома. Вы с таким энтузиазмом брались за дело. Никто не остался равнодушным, каждый из вас поработал продуктивно и творчески. - И вот пришло время подвести итоги: «Что узнали? Чему научились?» - Назовите тему урока. 2. Создание проблемной ситуации. - Очень многое из того, что окружает нас в жизни, так и остается неизведанным и непознанным. - Казалось бы, что можно не знать о своих домашних любимцах, однако интересные факты о животных, таких как собаки и кошки, обычно удивляют больше всего – ведь получается, что удивительное рядом, а мы о нём и не подозреваем. - Массу интересных фактов о жизни домашних любимцев вы собирали к уроку по окружающему миру и работая над разделом. Подготовили много интересного материала: рисунки, презентации, сообщения, рассказы и стихи. (Учитель обращает внимание на выставку работ детей) На доске выставка работ детей. - Посмотрите, какие интересные работы представлены сегодня на выставке. Жалко с ними расставаться просто так. - Ребята, а давайте мы подумаем, а как бы нам, весь ваш материал запечатлеть, оформить, чтобы он сохранился одним целым материалом, объединённый общей темой. Проблема: каким образом мы можем оформить весь материал, который мы накопили, изучая раздел по чтению «О братьях наших меньших» и тему по окружающему миру «О кошках и собаках». Появилось желание создать свой журнал - А что такое журнал? Давайте прочитаем в словаре С.И.Ожегова, что такое журнал. (Слайд 4. Словарь С.И.Ожегова) - Что печатают в журналах? – Назовите цель нашего урока. - С какой целью мы будем создавать наш журнал? На части не делится солнце лучистое, И вечную Землю нельзя разделить. Но искорку счастья – луча серебристого – Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. | - О братьях наших меньших. - Животным. - На уроке по окружающему миру мы проходили тему «Про кошек и собак». - Мы узнали, зачем человеку кошки и собаки, как они появились в жизни человека, как за ними правильно ухаживать. А так же говорили о том, какую ответственность мы несём за тех, кого приручили. Высказывания детей. - Обобщение по разделу: «О братьях наших меньших» Предложения детей. Варианты: книга, газета, журнал. В результате споров, дети приходят к выводу, что надо оформить в виде журнала (разнообразие рубрик, можно всё время добавлять разные страницы). Работу эта интересная, её можно будет продолжать. «Журнал» - это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения. - Рассказы, сказки, игры, конкурсы, различные задания, и т.д. - Создание журнала о животных. - Мы можем продемонстрировать его перед родителями, ведь они нам помогали выполнять наши работы. - Мы можем продемонстрировать наш журнал перед другими детьми. | Личностные: - проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: - постановка и решение проблемы; -анализировать, проверять, фиксировать информацию; | |
3. | Актуализация знаний. | |||
-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Задание 1. Название журнала. - Ребята, давайте вспомним, какие произведения, и каких писателей мы с вами читали на уроках «Литературного чтения» и «Внеклассного чтения». Игра «Угадай Название» (Дети по опорным словам отгадывают название произведение, называют автора) (Слайд 5 -9 . Игра «Угадай название»)
- Ребята, подумайте и скажите, какой общей темой можно объединить все эти произведения. Чему учат они нас? Вывод: о любви к домашним питомцам. - Какую главную мысль мы отразим в своём журнале? Вывод: «Почему мы любим кошек и собак?» (Слайд 10 . Вывод)
- Обсудите в группах, как будет называться наш журнал. - Но прежде, я хочу представить вам членов группы, которая называется «Издательство журнала». Именно они будут давать рецензию вашей работе, и принимать решение какие материалы пойдут в печать. - Итак, приступаем к обсуждению названия журнала. Вывод. Название журнала «Кот и Пёс» В журнале подбираем произведения, иллюстрации объединённые общей темой «Почему мы любим кошек и собак?» (Слайд 11. Название журнала) | Комментарий к заданию: данное задание помогает поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо точно выбрать его название «Кот и пёс», а также проанализировать тексты, которые представлены в редакцию, для того чтобы обозначить специфику данного журнала «Почему мы любим кошек и собак?» Учащиеся называют название произведения, ФИО автора. - Эти произведения учат нас любви к животным, заботе о них. - Любовь к животным. Дети делают первый вывод: предложенные тексты раскрывают сущность, за что мы любим кошек и собак, дают информацию о породах и правилах ухода за этими животными. На основе сделанных открытий дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо будет решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединенных общей темой, в которых идет поиск: почему мы любим собак и кошек. Комментарий к созданию группы «Издательство журнала»: в эту группу входят слабоуспевающие учащиеся, у которых, к тому же, слабо развиты коммуникативные способности (работа в группах). Эта группа (под наблюдением учителя, ненавязчивыми предложениями со стороны учителя) будет выступать в роли экспертов, учась взаимооценке, высказыванию своего мнения. Учитель помогает в этом детям. Каждая группа называют свой вариант названия журнала. Идёт защита названия. «Издательство» одобряет название «Кот и Пёс», так как группа, предложившая это название, убеждает детей, что выбрав это название журнала, в нём можно будет впоследствии печатать материалы и о других животных – любимых домашних питомцах: о попугайчиках, о хомячках и т.п. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации; Коммуникативные: - развитие устной речи, внимания, мышления, воображения учащихся. | |
4. | Физкультминутка. | |||
- создание условий для психоэмоциональ-ной разгрузки. | Игра «Хлопай – топай» (Хлопаем в ладоши, если пара названа правильно, топаем ногами, если пара названа не верно) У кошки - котёнок, У собаки - собачонок, У крольчихи -крольчонок, У лошади - лошадёнок, У утки – утёнок, У овечки – овчонок, У курочки – цыплёнок, У коровы – коровёнок, У гуски – гусёнок, У свиньи – свинёнок, У козы – козлёнок. | Выполнение ОРУ | Коммуникативные: - уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе. | |
5. | Работа над проектной задачей. | |||
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | Задание 2. Выбор рубрик. - Люди, каких профессий трудятся, создавая детские журналы? - В чём заключается работа редактора, художника и автора журнала? - Распределите, над какой рубрикой будет работать ваша группа, какую работу будет выполнять каждый из вас. - Не забывайте, о правилах работы в группе. Правила работы в группах 1. Умей выслушать товарища. 2. Своё мнение должен высказать каждый. 3. Работай тихо, чтобы не мешать другим. 4. Закончив дело, помоги другому. 5. Рабочее место содержи в порядке. - Дорогие ребята! - Вы выбрали рубрику, тематика которой, вас заинтересовала, получите набор материалов для работы. 1 рубрика: «О кошках» - информационная страничка 2 рубрика: «О собаках» - информационная страничка 3 рубрика: «Почему мы любим кошек и собак» - интересные истории о домашних питомцах 4 рубрика: «Про кошек и собак» - литературная страничка 5 рубрика: «Галерея искусств» - сборник рисунков и стихов детей (Названия рубрик (разделов) можно изменить, не меняя их содержания). (Слайд 12 . Рубрики) Задание 3. Создание рубрик для журнала. - Помните, что в каждом разделе журнала должна быть соответствующая информация. Внимательно прочитайте тексты, которые вам предложены, они помогут вам заполнить рубрики, отберите только те, которые понадобятся вам. - На заполнение рубрик соответствующими материалами дается время - 30 минут. - Приступаем к работе. Желаем удачи! (Слайд 13 . Желаем удачи) Задание 4. Оформление рубрик журнала. - Вы и заполнили рубрики журнала! Пришлось много потрудиться. - Вы знаете, что иллюстрации делают журнал ярким и красочным. В нашем журнале они должны быть обязательно! Не забудьте, что наш журнал необычный! - У вас на столах есть иллюстрации, отберите те, которые понадобятся для вашей рубрики и поместите на страницу. - Помните, что изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции. Задание 5. Авторский коллектив. - Ваш журнал почти закончен! Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора. На свободной странице вклейте названия и впишите фамилии. - Итак, работа завершена. Размещаем на доску ваши работы. Приводим рабочее место в порядок. | Групповая работа. - Редакторы, журналисты, художники. Комментарий к заданию: дети должны прийти к выводу о том, что целесообразно вначале каждому члену группы определить свою работу, предварительно договорившись, какой рубрикой будет заниматься группа. Дети в группе договариваются, за какую рубрику отвечают, распределяют обязанности и получают набор материалов для работы Комментарий к заданию: детям необходимо не просто разместить предложенные тексты по выбранным рубрикам (темам), но и выполнить это, придерживаясь специфики журнала «Почему мы любим кошек и собак?». Одна из групп занимается оформлением обложки журнала. Страницами журнала служат листы формата А3, на который наклеиваются все материалы. Рубрики необходимо подписать. Дальнейшее оформление – по желанию детей. Группы работают над выбранной ими рубрикой. Комментарий к заданию: выбирая иллюстрации к журналу, дети должны не забыть про общую авторскую задачу: показать любовь к кошкам и собакам. Изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции. Группы работают над оформлением рубрик. Комментарий к заданию: данное задание позволяет увидеть, кому принадлежит лидерство в группе, и, дополнив выбор детей наблюдениями экспертов, можно увидеть, чем дети руководствуются при выборе главного редактора (формальными критериями или оценивают вклад в общее дело). | Познавательные: -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации; - умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками; - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других. - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; - уважать другую точку зрения; - продолжать учиться работать в группе. Регулятивные: - проявлять активность в деятельности. - уметь работать коллективно. | |
6. | Физминутка | |||
- создание условий для психоэмоциональ-ной разгрузки. | Игра «Минутка шума» Как лает взрослая собака? Как лает маленький щенок? А теперь попрыгайте, как прыгает собака. Как мяукает кошка? Как мяукает котёнок? Изогните спинку так, как это делает кошка. А как котёнок мурлыкает? А когда он мурлыкает? | Выполнение ОРУ | Коммуникативные: - уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе. | |
7. | Защита проектной задачи. | |||
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | Задание 6. Подготовка к защите рубрики. - Вот теперь первый номер вашего журнала закончен! - Приглашаю каждую группу рассказать, прорекламировать свою рубрику, над которой трудилась. - У вас на столах есть карточки, которые помогут вам составить рекламное выступление. - А группа «Издательство журнала» смогут оценить рубрики товарищей по критериям, предложенным в таблицах. Задание 7. Защита рубрики. - Приглашаю от каждой группы защитника своей рубрики.
(Слайд 14 . Спасибо за внимание) - Молодцы, ребята! Продуктивно поработали. - Издательство «Кот и пёс» благодарит вас за помощь! Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей! | Комментарий к заданию: данное задание позволяет детям составить презентацию своего продукта, используя карточку-алгоритм. Группы готовят выступление. Группа «Издательство журнала» имеет возможность научиться оценивать работы товарищей, высказывать своё мнение. Комментарий к заданию: данное задание позволяет увидеть, умение группы презентовать свой продукт, используя карточку-алгоритм. Выступление защитников рубрики. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | |
8. | Обобщение. | |||
- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. | - Если у вас сегодня, что-то не получилось, ничего страшного! У вас еще все впереди: мы не раз ещё будем выполнять аналогичные задания. - Главное, чтобы вы усвоили, как важно любить, заботиться о братьях наших меньших. -Я думаю, что все эти качества есть или зарождаются в ваших сердечках. А наши сердца раскрываются с детства, как листва деревьев. - Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми, а слова М. Пришвина стали вашим девизом по жизни. Все хорошее в природе - от солнца; | Дети оценивают свою работу на уроке. Высказывают своё мнение о своей работе в группе, о том, что получилось хорошо, а что не получилось. Анализируют удачи, неудачи. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | |
9. | Рефлексия. | |||
- анализ эмоционального состояния | - А сейчас я попрошу поднять руки тех, кому понравился сегодняшний урок, кого тронула тема любви к животным, кому понятно как должен жить человек. И кому сегодня захотелось любить и защищать своих маленьких друзей. - Встаньте и поаплодируйте себе и всем вокруг себя! Спасибо за урок! (Слайд 15 . Спасибо за урок) | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке | Регулятивные: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивать их влияние на настроение человека | |
10. | Домашнее задание | |||
- проявление самостоятельности, инициативы | - Но, прежде, чем расстаться, подумайте и обсудите с ребятами в группах: - Какое домашнее задание вы придумаете для себя? | Ребята, захваченные идеей создания журнала, предлагают создать новые рубрики журнала и договариваются между собой, кто какой материал подбирает. |
Звучит музыка «В мире животных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших"
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших" Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Обоб...
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Обобщение по теме: "О братьях наших меньших"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Обобщение по теме: "О братьях наших меньших". УМК "Школа России"...
Урок литературное чтение во 2 классе по теме "Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»"
Урок в игровой форме...
план-конспект урока Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Урок по курсу "Литературное чтение" 2 класс обобщение по разделу "О братьях наших меньших"...
Презентация урока обобщения "О братьях наших меньших"
Эта презентация будет хорошим подспорьем на уроке закрепления по разделу....
по литературному чтению 2 касс. Обобщение по разделу "О братьях наших меньших"
Презентация обобщение по разделу "О братьях наших меньших" по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России"...
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; учить связно излагать свои мысли...