Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока | 1. Организация начала урока.
- Добрый день, мои юные друзья! Царица Поэзия приглашает вас в свою замечательную страну, где вас ждёт многого интересного и замечательного. - Вы готовы отправиться в путешествие?
| Учащиеся проверяют готовность к уроку
Называют шаги учебной деятельности. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
|
2. Актуализация опорных знаний. |
Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | 1. Вступительная беседа.- Послушайте, что происходит за окном.
- Закройте глаза и шёпотом произнесите: «Зима…».- Какое чувство у вас возникло?
- Сколько всего зимнего вокруг нас!Всюду зима, и даже на страницах нашего учебника!
- Прочитайте тему раздела, над которым мы будем работать.- Как вы думаете, о чём будем читать в этом разделе?- Чему будем учиться? Слайд 1.
- О зиме нам рассказывали писатели и поэты, создавая литературные произведения. Художники слова заменили красками, а музыканты волшебными звуками музыки. Всё это создаёт зимнее настроение.Чародейка и волшебница Зима предлагает нам заглянуть в её волшебный мир.И, главная задача перед нами стоит, работая над этой темой – научиться выражать свои чувства средствами художественной выразительности. Слайд 2.- А где вам пригодится это умение?
- Результатом ваших ЗУН, полученных на этих уроках, станут ваши творческие работы, которые мы с вами будем собирать для выставки. | Ответы учащихся:
- Скрипит под ногами снег, каркают вороны, треснула ветка на дереве…- Стало холодно и грустно.- А мне стало радостно, потому что я люблю зиму.
«Люблю природу русскую. Зима».
- Когда нам нравится что-то, например книга или фильм, хочется поделиться своими впечатлениями. И делать это надо красиво, чтобы всем было интересно.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
3.Формулирование темы урока, постановка цели. |
Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; -постановка цели урока детьми с помощью учителя. | 1.Формулирование темы урока. – Отгадайте загадку. Слайд 3. Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Покружились звездочки В воздухе немножко, Сели и растаяли На моей ладошке. - Кто видел, как шёл первый снег?
- Об этом сказочном чуде, о первом снеге, нам рассказали поэты, художники и музыканты. И мы познакомимся с их творчеством. И сами попробуем себя в роли творцов. Слайд 4. |
Хоровое чтение.
- Он шёл медленно, неторопливо. - Было очень тихо и очень красиво, как в сказке. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД) |
4.Усвоение новых знаний. |
Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | 1. Знакомство с картиной А.Пластова «Первый снег». - Рассмотрите репродукцию с картины А.Пластова «Первый снег». Слайд 5.- Какое впечатление она на вас произвела?- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?- Какие вопросы у вас возникли?
2. Чтение и анализ стихотворения И.Бунина. Стихотворение читает учитель. Слайд 6. - Какую картину вам нарисовало ваше воображение?- Какой день, какую погоду вы себе представили?
Слайд 7.
- Подберите слова – настроения, наиболее точно передающие настроение поэта.
- Расставьте паузы в этом стихотворении. Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?
- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов.
ярким пурпуром пред закатом |
Слайд 8. Выразительное чтение стихотворения.
|
- Радость, красоту, торжественность.
Учащиеся следят за чтением по учебнику.
- Пасмурный, тихий денёк. Погода тёплая, без ветерка. В природе затишье, как будто перед чем-то торжественным.
- Радостное спокойное.
Читают 2 учащихся. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
|
Физкультминутка. Игра «День – ночь» Ведущий говорит: «День», играющие двигаются под музыку. Ведущий говорит: «Ночь», играющие замирают. В это время ведущий дотрагивается до одного из игроков, игрок произносит «зимнее» слово. |
Цели: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | 3. Чтение и анализ стихотворения К.Бальмонта.- Ребята, вам нравится рассматривать снежинки? Какие они? Слайд 9.
- С чем бы вы могли сравнить снежинки?Любил рассматривать снежинки и русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Он замечал красивое во всём, что нас окружает. Но, в отличие от нас, он нашёл для описания снежинки гораздо больше слов. И каждый, кто прочтёт его стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидят её красоту и, возможно, его охватят те же чувства, что и поэта. Слайд 10.Чтение стихотворения учителем.
- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
-Что нравится поэту в снежинках?- Какие определения даёт поэт снежинке? Найдите и прочитайте.
- Почему поэт считает снежинку смелой?
- Сравните ваши определения с определением поэта.- С чем сравнивает снежинку поэт? Почему?
- Прочитайте рифмующие слова. Какие слоги в них повторяются?
смелАЯбелАЯпушистАЯкристальнАЯчистАЯ |
Слайд 11.- Можно ли назвать лёгкими рифмы в этом стихотворении? Почему?
- Почему в этом стихотворении нужны лёгкие рифмы?
- Как будем читать первые четыре строчки?
Чтение первого четверостишия.
- Второе и третье четверостишие как будем читать?
Чтение второго и третьего четверостишия.
- Четвёртое четверостишие как будем читать?
Чтение четвёртого четверостишия.Выразительное чтение стихотворения.
4. Знакомство с музыкальным произведением.
Покрывая всю землю, с утра Хлопья снежные падают с неба. Сочинила зима сама Еле слышную музыку снега.- Какая она «еле слышная» музыка снега?-Давайте подберём звуки к снегу?
- Это песня, танец или марш?- А какой танец?
- Сейчас вы послушаете «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», который написал Пётр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идёт снег. Слайд 12.
Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.- Какое настроение у вас возникло после прослушивания музыки?- Как падал снег?
|
- Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие. - Белые, как сахар. Лёгкие будто пух. Ажурные, словно кружево.
-Восхищение, удивление, сожаление о том, что у снежинки короткая жизнь.
- Красота и смелость. Учащиеся зачитывают: «Белая, смелая, умелая, пушистая, чистая»
- Она хрупкая, может легко сломаться и всё-таки летит туда, куда ей хочется. - Со звездой кристальною, потому что снежинка похожа на звёздочку.
- АЯ, - ЯЯ
- Они лёгкие, как вздох: -АЯ, -ЯЯ. (Звучит не так, как, например: стук – сундук, ура – пора) - Потому что снежинки лёгкие и порхают. - С восхищением. Хоровое чтение. - Радостно, восхищённо, показывая бурную жизнь снежинки. Хоровое чтение. - С грустью. Снежинка завершила свой путь, её жизнь скоро кончится, потому что она достигла земли, к которой стремилась. Хоровое чтение. Читают 2 – 3 ученика.
- Тихая, спокойная.
- Танец. - Вальс.
- Снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
|
Физкультминутка. Танец «Вальс Снежинок». (Дети импровизируют танец Снежинок) |
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 5. Чтение и анализ стихотворения Я.Акима. Слайд 13. - Кто помнит, как пахнет первый снег?- Какое настроение передаёт автор этого произведения.- Какой день вы себе представляете?
- Какую картину нарисовало вам воображение?Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте потренируемся в чтении трудных слов.
кру – жит – ся кружитсярас – сте – лить расстелитьпри – кор – нул прикорнулса – лаз – ки салазки |
Слайд 14.Объясните смысл слов: прикорнул, салазки.Выразительное чтение стихотворения.
|
Учащиеся читают стихотворение самостоятельно.
Устное сочинение картины «Первого снега»
- Прикорнул – уснул.- Салазки – санки.
Стихотворение читают 1-2 учащихся.
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
5. Обобщение и систематизация знаний. |
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 1. Обобщающая беседа.- Какое настроение у поэтов, написавших стихи о первом снеге?- Какое настроение вы увидели в картинах?- Какое настроение вы услышали в музыке?
- Как вы думаете, почему первому снегу посвящены литературные произведения, музыка, произведения искусства?
- А когда вам весело и радостно, что хочется делать?
2. Творческая работа. Слайды 15-23. - К нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую.- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить – единственную снежинку не похожую ни на чью другую, потому что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Звучит музыка.- Представили?
- А теперь реализуйте ваши фантазии, пусть каждый из вас нарисует свой собственный эскиз снежинки. Звучит музыка. | - Радостное, спокойное, немножко грустное.- Яркий, разноцветный, сверкающий на солнце снег морозного утра создаёт настроение веселья и радости.
- Петь, танцевать, веселиться, хочется поделиться своей радостью.
Дети закрывают глаза и фантазируют.
Дети рисуют эскиз снежинки. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
6. Подведение итогов урока. |
Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Рефлексия.- Что вам понравилось на уроке?- Что больше всего запомнилось?- Чему научились?- Чему хотелось бы ещё поучиться?
Спасибо за урок! Слайд 24. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
| Уметь анализировать успешность овладения знаниями и способами деятельности; выявлять типичные недостатки (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
7. Информация о домашнем задании |
| - Ребята, домашнее задание у вас будет творческое и по выбору.Вы можете выучить понравившееся вам стихотворение наизусть, а можете научиться выразительно его читать. Кто захочет, может попробовать придумать своё стихотворение или рассказ. Вы можете проиллюстрировать полюбившееся вам произведение или пофантазировать на зимнюю тему.В помощь вы получите карточки-помощницы. (см. приложение №1)- К каждому уроку вы приготовите задание по желанию, но попробуйте проявить свою фантазию во всех областях искусства.- Лучшие работы будем отбирать на выставку, а на обобщающем уроке вы будете представлять свои работы. |
| Убеждение в необходимости выполнения домашнего задания для прочного усвоения материала, для реализации своих творческих способностей. |