Урок Литературное чтение Тема: И. Бунин «Первый снег» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Татьянина Анна Муратовна

Технологическая карта урока Литеретурное чтение 2 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Тема: И. Бунин «Первый снег»

Класс: 2

Учитель: Татьянина А.М.

УМК: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [авт. – сост. Л.А. Ефросинина]. М.: Вентана-Граф, 2016. (Начальная школа XXI века);

Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2016. (Начальная школа XXI).

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: 

содержательная: знакомство учащихся с произведением русского поэта И. Бунина; создание условия для формирования активной читательской позиции;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий, развитие мышления; проверка сформированности  умения работать с учебной книгой.

Задачи:

образовательные: создать условия для актуализации знаний учащихся о русских поэтах: расширение словарного запаса и развитие умения видеть выразительные средства языка;

воспитательные: создание условий для формирования познавательного интереса к русской литературе, учебной активности; воспитание у учащихся: чувства любви к родному языку, уважения друг к другу, поддержки и взаимопомощи.

развивающие: формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы, развивать у учащихся: речь, память, мышление и мотивацию к изучению предмета; развитие системы читательских и речевых умений.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • по уровню познавательной активности: проблемный;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование для учителя:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • литературное чтение: учебник для 2 класса
  • репродукции картины;
  • видеозапись стихотворения «Первый снег» И. А. Бунина;
  • аудиозапись произведения Чайковского;
  • презентация.

Планируемые результаты:

Личностные

формировать умение высказывать своё отношение к содержанию произведения, выражать свои эмоции;

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- прививать любовь к русской поэзии;

- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;

осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Предметные:

формировать читательскую грамотность через приёмы продуктивного чтения:

  • потребность в систематическом чтении;
  • понимать цели чтения;
  • использование разных видов чтения;
  • пользование справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;

- воспитывать внимательное отношение к слову.

Метапредметные

Познавательные

- овладевать навыками смыслового чтения;

- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- под руководством учителя продолжить знакомство с литературоведческими терминами;

- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи

- структурировать знания, делать выводы;

- преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию;

- обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера;

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

  • Технологии развития критического мышления (способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям).
  • Технологии группового обучения (дети сочиняют сказку, работая в парах; развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность).
  • Личностно-ориентированные технологии (создаётся положительный эмоциональный настрой на работу, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему,  дается  разноуровневое  домашнее задание).
  • Здоровьесберегающие  технологии (на уроке используются различные виды деятельности, проводится физкультминутка).
  • Технология использования в обучении игровых методов. (игровая разминка вызывает у детей радостное рабочее настроение).
  • Технология обучения чтению – метод динамического чтения (дети читают стихотворение в разных режимах: «жужжащее чтение», чтение в темпе скороговорки, чтение с интонацией удивления в голосе, с вопросительной интонацией, с радостью).

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Я рада видеть каждого из вас, 
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь весь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит.

Настраиваются на работу

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Цель: подготовка мышления учащихся, установка учебной задачи

Речевая разминка Слайд

ЖУ-ЖУ-ЖУ - На снежинку я гляжу.

КИ-КИ-КИ – Поиграем мы в снежки!

(прочитать с восхищением, грустью, вопросительно)

- О каком времени года говорится в речевой разминке? (О зиме.)

- Сейчас, вы услышите мелодию. Какую зимнюю картину вы представляете, слушая её?

(Идёт снег. Кружатся снежинки. Завывает ветер. Падает снег.)

Чем вам нравится это время года? ( Зимой бывают зимние каникулы, падает снег, мы катаемся на санках и коньках.)

- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

- Подберите однокоренные слова к слову зима. (Зимний, зимушка, зимовать, зимовье.)

-Докажите, что это однокоренные слова. (У них одинаковая общая часть – корень зим) Слайд

-Сегодня мы начинаем знакомство с новой темой.

Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зима. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А всё потому что природа зимой особенная, она какая то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима –это не только красивое время года , но ещё и волшебное. Зиму называют ласково матушка, зимушка, раскрасавица.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания.)

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Слушают произведение К. Чайковского «Декабрь»

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор средств и способа их реализации; подготовка к первичному восприятию

1. Знакомство с биографией И.Бунина 

 - Мы сегодня познакомимся с биографией известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Слайд

Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октября 1870 года в Воронеже, на Дворянской улице. Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич - оказал большое влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: «Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, мы без конца вели с ним разговоры о литературе». Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, он начинает добывать хлеб литературным трудом.

Бунин создавал произведения не только для взрослых, но и для детей. Работал в газетах и учреждениях Харькова, Орла, Полтавы. В 1909 году стал почётным академиком Академии наук. Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года, похоpонен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем,.

Я подготовила выставку книг с произведениями Ивана Алексеевича, его книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке. Слайд

2. Первичное знакомство с произведением

- Послушайте произведение и скажите, о чем оно. (Видео) (о первом снеге)

- К какому жанру вы отнесете это произведение? (стихотворение). С произведениями каких жанров мы еще знакомимся на уроках литературного чтения? (рассказы, загадки, пословицы)

-Чем отличается стихотворение от рассказа? (стих – рифма, рассказ – проза). Что такое рифма? (созвучие в окончаниях последних слов строки)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (удивления, тревоги, радости, грусти)

- Как бы вы его назвали? (Первый снег. Начало зимы. Зима.)

- А что вы представляете, услышав слова «первый снег»?

- У каждого человека своё представление о первом снеге, и рассказать о нём можно по- разному. Вот и писатели тоже, каждый по своему, выражает свои чувства к зиме.

Чтение стихов детьми (3 чел.)

- А как еще люди могут выражать свои чувства? (художники, композиторы, поэты).

-Посмотрите репродукцию картины А. А. Пластов «Первый снег», которую он написал в 1946 году. Опишите ее. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но,  к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам.

Знакомятся с биографическими сведениями Ивана Алексеевича Бунина, слушают чтение стихотворения учителем.


IV этап. Первичное восприятие

Цель: выработка учащимися нового способа действий

- Откройте учебник на странице 190, прочитайте стихотворение шёпотом.

- Ребята, какие слова в этом стихотворении были непонятны? (пурпур, вереница, пахнуло)

- Где мы находим лексическое значение выделенных слов? (В нашем словаре, в конце учебника) Слайд

Пурпур - темно или ярко-красный цвет.

Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим.

Пахнуло - повеять начать дуть. (Пахнуло холодом)

-Сегодня что мы будем учиться делать? (выразительно читать это произведение).

- Первое четверостишие прочитай…

-Какую картину вы представили, услышав это четверостишие? (голые тёмные поля и леса, красивое вечернее небо)

-Второе четверостишие прочитай…

-Какую картину вы представили? (утро, село, деревянные избы, поля и сад покрыты первым пушистым снегом)

- Третье четверостишие прочитай…

-Опишите представленную вами картину после услышанного? (широкое белое поле, в небе летит одинокая вереница гусей)

Прочитайте еще раз самостоятельно (один ученик читает вслух)

-Так о каком явлении писал И.А.Бунин в своём стихотворении? (о первом снеге)

-Вы сейчас сами побудете художниками. Только у художников кисть, а у нас - слово. Нарисуем словесную картину ко всему стихотворению (Морозный вечер. Небо осветилось солнцем и окрасилось в пурпур. Утром поля и сад укрыты первым снегом. В небе летит стая запоздалых гусей) Слайд

Физминутка

Находят лексическое значение слов, читают стихотворение, оценивают, советуют, рекомендуют. Составляют словесные картины.


VI этап. Проверка качества первичного восприятия

Цель: применение нового знания в типовых заданиях  

- А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Вспомним, что такое логическое ударение (выделение важного слова в предложении) и пауза (остановка голоса). Возьмите в руки карандаши.

- «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.

- «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.

- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»

- «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

- «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово « село».

- «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

- «Вереницею гусей» – подчеркну слово «гусей».

Находят слова, на которые падает логическое ударение.

Учатся читать стихотворение выразительно, соблюдая паузы, интонацию.

VII этап. Вторичное восприятие текста

Цель: закрепление способов действий

Работа над средствами художественной выразительности

- Ребята, при работе над лирическими произведениями мы знакомились с разными средствам художественной выразительности

1. Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа)

2. Эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности)

3. Сравнение (сопоставление двух объектов для нахождения общих или отличительных признаков)

- Попробуем найти эти средства в нашем произведении. (Эпитеты: ярким пурпуром, пустынный сад, запоздалая вереница; олицетворение: буря бушевала). Их еще называют тропами. Есть еще один троп – метафора. Это слова, используемые в переносном значении (зажглися небеса, белая скатерть…)

Знакомятся с понятиями «троп», «метафора».

Находят в тексте средства выразительности.

VIII этап. Включение в систему знаний

Цель: повторение и закрепление изученного

Творческое задание (работа в парах)

-Ребята, а давайте мы сегодня с вами попробуем стать поэтами и написать стихотворение о зиме. У вас на столах лежат листочки, попробуйте записать четверостишие к данной рифме. Слова помощники на слайде. Слайд

………снежинка

…...….закружилась

….… пушинка

…..…..приземлилась

-Прочитайте, что у вас получилось.

Работа в парах.

Составляют стихотворение в парах, читают стихотворение выразительно.

IX этап. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности; подведе-

ние итогов урока.

- Какие открытия сделали сегодня на уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок? Почему? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?

Выставление оценок.

Дети оценивают результат своей деятельности на уроке

X этап. Домашнее задание

Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

  • нарисовать картину к стихотворению
  • сочинить стихотворение о зиме
  • выучить стихотворение наизусть

Дети записывают домашнее задание




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема: Н.А.Заболоцкий «Детство» Класс: 4 «А»

Конспект урока по литературному чтению по ФГОС ( Учебник Л.А.Ефросина, М.И.Оморжова 4 класс )....

Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс

Презентация на тему "Устное народное творчество", урок:  литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Стихи В. Берестова». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетво...

Конспект урока литературного чтения Тема: Н.Носов «Телефон», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом «Телефон» ; формирование навыков беглого, выразительного чтения и правильной речи у учащихся, проверка знаний. Планируемые...

Конспекта урока литературного чтения И. А. Дедова «Первый снег» (Программа Эльконин-Давыдов, 3 класс)

Конспект урока по литературному чтениюТема: И. А. Дедова «Первый снег».Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением русской поэтессы И. А. Дедовой. формированиечитательск...