Урок Литературное чтение Тема: И. Бунин «Первый снег» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока Литеретурное чтение 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Тема: И. Бунин «Первый снег»
Класс: 2
Учитель: Татьянина А.М.
УМК: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [авт. – сост. Л.А. Ефросинина]. М.: Вентана-Граф, 2016. (Начальная школа XXI века);
Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2016. (Начальная школа XXI).
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
содержательная: знакомство учащихся с произведением русского поэта И. Бунина; создание условия для формирования активной читательской позиции;
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий, развитие мышления; проверка сформированности умения работать с учебной книгой.
Задачи:
образовательные: создать условия для актуализации знаний учащихся о русских поэтах: расширение словарного запаса и развитие умения видеть выразительные средства языка;
воспитательные: создание условий для формирования познавательного интереса к русской литературе, учебной активности; воспитание у учащихся: чувства любви к родному языку, уважения друг к другу, поддержки и взаимопомощи.
развивающие: формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы, развивать у учащихся: речь, память, мышление и мотивацию к изучению предмета; развитие системы читательских и речевых умений.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические;
- по уровню познавательной активности: проблемный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование для учителя:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- литературное чтение: учебник для 2 класса
- репродукции картины;
- видеозапись стихотворения «Первый снег» И. А. Бунина;
- аудиозапись произведения Чайковского;
- презентация.
Планируемые результаты:
Личностные
- формировать умение высказывать своё отношение к содержанию произведения, выражать свои эмоции;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- прививать любовь к русской поэзии;
- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Предметные:
- формировать читательскую грамотность через приёмы продуктивного чтения:
- потребность в систематическом чтении;
- понимать цели чтения;
- использование разных видов чтения;
- пользование справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Метапредметные
Познавательные
- овладевать навыками смыслового чтения;
- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- под руководством учителя продолжить знакомство с литературоведческими терминами;
- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи
- структурировать знания, делать выводы;
- преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;
- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию;
- обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
- Технологии развития критического мышления (способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям).
- Технологии группового обучения (дети сочиняют сказку, работая в парах; развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность).
- Личностно-ориентированные технологии (создаётся положительный эмоциональный настрой на работу, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему, дается разноуровневое домашнее задание).
- Здоровьесберегающие технологии (на уроке используются различные виды деятельности, проводится физкультминутка).
- Технология использования в обучении игровых методов. (игровая разминка вызывает у детей радостное рабочее настроение).
- Технология обучения чтению – метод динамического чтения (дети читают стихотворение в разных режимах: «жужжащее чтение», чтение в темпе скороговорки, чтение с интонацией удивления в голосе, с вопросительной интонацией, с радостью).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности | Я рада видеть каждого из вас, | Настраиваются на работу |
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) Цель: подготовка мышления учащихся, установка учебной задачи | Речевая разминка Слайд ЖУ-ЖУ-ЖУ - На снежинку я гляжу. КИ-КИ-КИ – Поиграем мы в снежки! (прочитать с восхищением, грустью, вопросительно) - О каком времени года говорится в речевой разминке? (О зиме.) - Сейчас, вы услышите мелодию. Какую зимнюю картину вы представляете, слушая её? (Идёт снег. Кружатся снежинки. Завывает ветер. Падает снег.) - Чем вам нравится это время года? ( Зимой бывают зимние каникулы, падает снег, мы катаемся на санках и коньках.) - Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) - Подберите однокоренные слова к слову зима. (Зимний, зимушка, зимовать, зимовье.) -Докажите, что это однокоренные слова. (У них одинаковая общая часть – корень зим) Слайд -Сегодня мы начинаем знакомство с новой темой. Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зима. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А всё потому что природа зимой особенная, она какая то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима –это не только красивое время года , но ещё и волшебное. Зиму называют ласково матушка, зимушка, раскрасавица. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания.) | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Слушают произведение К. Чайковского «Декабрь» |
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор средств и способа их реализации; подготовка к первичному восприятию | 1. Знакомство с биографией И.Бунина - Мы сегодня познакомимся с биографией известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Слайд Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октября 1870 года в Воронеже, на Дворянской улице. Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич - оказал большое влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: «Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, мы без конца вели с ним разговоры о литературе». Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, он начинает добывать хлеб литературным трудом. Бунин создавал произведения не только для взрослых, но и для детей. Работал в газетах и учреждениях Харькова, Орла, Полтавы. В 1909 году стал почётным академиком Академии наук. Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года, похоpонен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем,. Я подготовила выставку книг с произведениями Ивана Алексеевича, его книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке. Слайд 2. Первичное знакомство с произведением - Послушайте произведение и скажите, о чем оно. (Видео) (о первом снеге) - К какому жанру вы отнесете это произведение? (стихотворение). С произведениями каких жанров мы еще знакомимся на уроках литературного чтения? (рассказы, загадки, пословицы) -Чем отличается стихотворение от рассказа? (стих – рифма, рассказ – проза). Что такое рифма? (созвучие в окончаниях последних слов строки) - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (удивления, тревоги, радости, грусти) - Как бы вы его назвали? (Первый снег. Начало зимы. Зима.) - А что вы представляете, услышав слова «первый снег»? - У каждого человека своё представление о первом снеге, и рассказать о нём можно по- разному. Вот и писатели тоже, каждый по своему, выражает свои чувства к зиме. Чтение стихов детьми (3 чел.) - А как еще люди могут выражать свои чувства? (художники, композиторы, поэты). -Посмотрите репродукцию картины А. А. Пластов «Первый снег», которую он написал в 1946 году. Опишите ее. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но, к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам. | Знакомятся с биографическими сведениями Ивана Алексеевича Бунина, слушают чтение стихотворения учителем. |
IV этап. Первичное восприятие Цель: выработка учащимися нового способа действий | - Откройте учебник на странице 190, прочитайте стихотворение шёпотом. - Ребята, какие слова в этом стихотворении были непонятны? (пурпур, вереница, пахнуло) - Где мы находим лексическое значение выделенных слов? (В нашем словаре, в конце учебника) Слайд Пурпур - темно или ярко-красный цвет. Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим. Пахнуло - повеять начать дуть. (Пахнуло холодом) -Сегодня что мы будем учиться делать? (выразительно читать это произведение). - Первое четверостишие прочитай… -Какую картину вы представили, услышав это четверостишие? (голые тёмные поля и леса, красивое вечернее небо) -Второе четверостишие прочитай… -Какую картину вы представили? (утро, село, деревянные избы, поля и сад покрыты первым пушистым снегом) - Третье четверостишие прочитай… -Опишите представленную вами картину после услышанного? (широкое белое поле, в небе летит одинокая вереница гусей) Прочитайте еще раз самостоятельно (один ученик читает вслух) -Так о каком явлении писал И.А.Бунин в своём стихотворении? (о первом снеге) -Вы сейчас сами побудете художниками. Только у художников кисть, а у нас - слово. Нарисуем словесную картину ко всему стихотворению (Морозный вечер. Небо осветилось солнцем и окрасилось в пурпур. Утром поля и сад укрыты первым снегом. В небе летит стая запоздалых гусей) Слайд Физминутка | Находят лексическое значение слов, читают стихотворение, оценивают, советуют, рекомендуют. Составляют словесные картины. |
VI этап. Проверка качества первичного восприятия Цель: применение нового знания в типовых заданиях | - А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Вспомним, что такое логическое ударение (выделение важного слова в предложении) и пауза (остановка голоса). Возьмите в руки карандаши. - «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение. - «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза. - «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром» - «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса». - «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря». - «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово « село». - «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад». - «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым». - « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня». - «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой». - «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились». - «Вереницею гусей» – подчеркну слово «гусей». | Находят слова, на которые падает логическое ударение. Учатся читать стихотворение выразительно, соблюдая паузы, интонацию. |
VII этап. Вторичное восприятие текста Цель: закрепление способов действий | Работа над средствами художественной выразительности - Ребята, при работе над лирическими произведениями мы знакомились с разными средствам художественной выразительности 1. Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа) 2. Эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности) 3. Сравнение (сопоставление двух объектов для нахождения общих или отличительных признаков) - Попробуем найти эти средства в нашем произведении. (Эпитеты: ярким пурпуром, пустынный сад, запоздалая вереница; олицетворение: буря бушевала). Их еще называют тропами. Есть еще один троп – метафора. Это слова, используемые в переносном значении (зажглися небеса, белая скатерть…) | Знакомятся с понятиями «троп», «метафора». Находят в тексте средства выразительности. |
VIII этап. Включение в систему знаний Цель: повторение и закрепление изученного | Творческое задание (работа в парах) -Ребята, а давайте мы сегодня с вами попробуем стать поэтами и написать стихотворение о зиме. У вас на столах лежат листочки, попробуйте записать четверостишие к данной рифме. Слова помощники на слайде. Слайд ………снежинка …...….закружилась ….… пушинка …..…..приземлилась -Прочитайте, что у вас получилось. | Работа в парах. Составляют стихотворение в парах, читают стихотворение выразительно. |
IX этап. Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности; подведе- ние итогов урока. | - Какие открытия сделали сегодня на уроке? - С каким настроением заканчиваете урок? Почему? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось? Выставление оценок. | Дети оценивают результат своей деятельности на уроке |
X этап. Домашнее задание | Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:
| Дети записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема: Н.А.Заболоцкий «Детство» Класс: 4 «А»
Конспект урока по литературному чтению по ФГОС ( Учебник Л.А.Ефросина, М.И.Оморжова 4 класс )....
Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс
Презентация на тему "Устное народное творчество", урок: литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Стихи В. Берестова». (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетво...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Иван Бунин "Детство", 4 класс,программа "Планета знаний"
Тема: Иван Бунин «Детство»...
Конспект урока литературного чтения Тема: Н.Носов «Телефон», 3 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом «Телефон» ; формирование навыков беглого, выразительного чтения и правильной речи у учащихся, проверка знаний. Планируемые...
Конспекта урока литературного чтения И. А. Дедова «Первый снег» (Программа Эльконин-Давыдов, 3 класс)
Конспект урока по литературному чтениюТема: И. А. Дедова «Первый снег».Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением русской поэтессы И. А. Дедовой. формированиечитательск...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "В.Берестов "Знакомство""(2 класс, УМК "Школа России").
план-конспект урока по чтению (2 класс)...