Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе: концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление); авторской программы по литературному чтению Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая приказом Минобрнауки от 06.10.2009г № 373 ( с изменениями)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУСОШ п. Таёжный, утверждённая приказом от 30.08.2019 г. № 309.
- концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
- авторской программы по литературному чтению Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова М.: Дрофа,2017г.
1.2 Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия
Для учащихся
- 1 Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. 4 класс в 3 ч. Учебник. /ав. состав. Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. - 11изд., -М.:Дрофа,2017.
Для учителя
- Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. Учебник 4класс. В 3 частях. -М.: Дрофа,2017г.
- Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. Рабочая программа. 1—4 классы.-М.: Дрофа,2017г.
- Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. - М.:Дрофа,2016г.
- Грехнева, Г. М., Литературное чтение. Родное слово.4 кл. Метод. пособие/ Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. - 4 изд., перераб-М.:Дрофа,2017.-175,[1]с.: ил. ISBN 978-5-358-10163-
1.3 Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУСОШ п. Таёжный на 2021-22учебный год на изучение предмета ллитературное чтение в 4 классе - 3 часа в неделю, отводится всего 102часов
2. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предметные УУД:
- овладеют соответствующей беглостью чтения, умением понимать прочитанное и прослушанное, осознанным чтением про себя;
-научатся передавать содержание текста по составленному плану;
--научатся передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учётом специфики научно-популярного, учебного или художественного текса;
-научатся создавать устные и письменные тексты повествования, описания, рассуждения;
Учащиеся приобретут навыки первоначальной библиографической грамотности и научатся:
-самостоятельно выбирать интересующую их литературу в соответствии с тематикой или собственными желаниями
-пользоваться аннотацией литературных произведений;
-ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги;
-пользоваться словарём и справочником, включая компьютер.
Учащиеся смогут:
-осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом компьютерном пространстве Интернете;
-устанавливать причинно-следственные связи при анализе произведения; - устанавливать аналогии при анализе художественных произведений:
-обобщать полученную в ходе изучения предмета информацию.
В области поиска информации научатся:
-использовать следующие виды чтения просмотровое, выборочное, выразительное, изучающее, чтение по ролям;
-чтение наизусть поэтические тексты, находя соответствующее содержание и интонацию;
-адекватно понимать содержание прочитанного текста;
-определять главную мысль текста в соответствии с заглавием произведения;
-озаглавливать тексты по персонажам, по главному событию, использовать пословицу или афоризм, объяснять заглавие текста4
-делить тексты на части, составлять простой план в разной речевой форме;
-В области преобразования и интерпретации информации научатся;
-пересказывать подробно и сжато;
-устанавливать связи невысказанные в тексте прямо;
-выявлять в тексте информацию, не выраженную явно;
-создавать собственные высказывания на основе содержания текста
-формулировать несложные выводы, строить аргументацию на основе прочитанного4
Ученик получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с целью дальнейшего использования;
-составлять небольшие отзывы и аннотации о прочитанном
Учащиеся научатся по окончании 4класса:
-реализовывать основные учебные действия по анализу и интерпретации художественных произвидений6делить текст на части, составлять план, определять главную мысль характеризовать персонаж произведения, выявлять образ автора в произведении6
-выявлять и анализировать средства художественной выразительности (сравнение, скрытое сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, звукопись, звукоподражание, противопоставление, повтор)
-работать с речевой формой литературного произведения9определять значение слов и словосочетаний в тексте, толковать значение фразеологизмов, выявлять многозначность, определять переносное значение слов, выявлять в тексте устаревшие слова, выявлять разговорную и поэтическую лексику, уменьшительно-ласкательные слова)
-выявлять содержание прозаического и поэтического произведения6
-выявлять поучительный смысл народных произведений.
В области творческой деятельности учащееся научатся:
-инсценировать литературное произведение;
-составлять собственный текст по модели;
-создавать иллюстрацию к тексту.
Личностные УУД, обеспечивающие дальнейшее обучение:
- положительное отношение к школе и процессу получения знаний; устойчивая учебно- познавательная мотивация;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о марально –этических и нравственных ценностях общества;
- основы экологической культуры путём знакомства с произведениями о природе;
- чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями русской и мировой классической литературы.
- развитие этических чувств, понимание чувств других, умение сопереживать.
Учащиеся овладеют метапредметными УУД
Познавательные УУД:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, выраженные явно и неявно;
• определять тему и главную мысль текста; соотносить название текста с содержанием, с главной мыслью;
• делить текст на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность;
• сравнивать объекты, описанные в тексте;
• понимать жанр, структуру, выразительные средства;
Коммуникативные УУД: овладеют
- навыками построения монолога;
- умением вести диалог в различных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
- умением использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
- использовать различные виды чтения (вслух и про себя; ознакомительные, изучающие, поисковые);
- пользоваться и ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках, включая компьютерные.
Регулятивные УУД:
• высказывать оценочное суждение;
• оценивать место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• подвергать сомнению информацию, замечать пробелы и находить пути восполнения информации;
• участвовать в диалоге при обсуждении информации.
• соотносить позицию автора с собственной.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема раздела/Количество часов | КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ в 4 классе | Содержание | Характеристика видов учебной деятельности | Содержание воспитания |
1 | Унылая пора! Очей очарованье!.. (8 ч). | Стихи и рассказы об осени. Народные приметы, пословицы, загадки об осени. А. С. Пушкин «Осень». Отрывок; «Дни поздней осени бранят обыкновенно...». Отрывок из стихотворения «Осень»; П. А. Вяземский «Уж падают желтые листья...», «Кокетничает осень с нами!..». Отрывок; «Осенняя пора». из повести «Золотая роза». По К. Г. Паустовскому; В. В. Бианки «Учебные площадки»; И. А. Бунин «Вчера в степи я слышал отдаленный...». Отрывок; В. М. Песков «Земляки в Африке»; Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». Отрывок; В. И. Белов «Осенние заботы крестьянина». Отрывок из очерков «Повседневная жизнь Русского Севера»; А. А. Фет «Ласточки пропали...»; А. С. Пушкин «Встает заря во мгле холодной...». Отрывок из романа «Евгений Онегин»; Г. А. Снегирев «Кто сажает лес»; И. А. Бунин «Листопад». Отрывок; С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...». Отрывок; Н. М. Рубцов «Осень! Летит по дорогам...». Отрывок; народные приметы, пословицы, загадки об осени. | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Художественный и научно-популярный текст, их назначение и особенности. Заглавие. Анализ художественного произведения. Поэты о красоте родной природы. Поэтические картины осени (экологическое и эстетическое воспитание). Настроение, выраженное в произведениях. Литературоведческая пропедевтика. Развитие и закрепление представлений об эпитете, противопоставлении, без термина — о метафоре как средствах поэтического изображения. Речевая работа. Выразительность поэтической речи. Сравнения, эпитеты, скрытые сравнения, звукопись. Образные выражения. Слова с переносным значением. Работа по обогащению словаря школьника. Знакомство с культурно-историческим наследием. Хозяйственная деятельность русского крестьянина, отражение ее в фольклоре (пословицы, присловья, приметы, загадки) и в литературе. Картины крестьянского быта. Старинные народные обычаи и праздники (капустники, Покров). Творческая работа. Работа с книгой*. | Выразительное чтение стихов, декламация. Составление простого плана научно -популярного текста. Пересказ по плану. Сравнение художественного и научно-популярного текстов, близких по теме. Анализ разных вариантов заглавия, сравнение их соответствия содержанию. Определение эмоционального тона. Сравнение художественных произведений близкой тематики разных авторов (по эмоциональному тону, по отношению автора к осени). Сравнение произведений одного автора (Вяземского) по эмоциональному тону. Поиск средств выразительности (эпитетов, повторов), определение их роли в произведении. Поиск антонимов и выражений, противоположных по смыслу. Сравнение загадок об одном предмете, загаданном по его разным признакам. Поиск звукописи. Устный рассказ об осени с использованием средств выразительности. Раскрашивание рисунка в соответствии с текстом, иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя». | Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия. Нравственное воспитание: Расширение нравственного кругозора ребёнка Формирование потребностей к совершенству Развитие нравственного сознания ребёнка социально-коммуникативное воспитание: Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства; Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям. эстетическое воспитание: -развивать в них творческие способности в процессе их собственной творческой деятельности |
2 | Что хорошо, что плохо (10 ч). | К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»; М. Ю. Лермонтов «Нищий». Отрывок; Л. Н. Толстой «Ивины». Глава из повести «Детство»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Главы из повести Ю. В. Сотник «Учитель плавания». | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Работа над содержанием. Заглавие как выражение содержания. Рассказ от первого лица. Информация, не выраженная в тексте явно. Анализ художественного произведения. Нравственное содержание произведений. Верность слову, сочувствие слабому, сострадание, умение платить добром за добро — нравственные идеалы, выраженные в произведениях. Человек и его отношение к животному (воспитание ответственного отношения к животным). Характеристика персонажей по поступкам. Хорошее и плохое в поступках людей. Мотивы их поведения. Дети и взрослые. Речевая работа. Старославянские слова и их роль в художественном тексте. Литературоведческая пропедевтика. Автобиографическое повествование. Знакомство с культурно-историческим наследием. Историческое прошлое в рассказе К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». | Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Озаглавливание по событиям, персонажам, главной мысли; анализ вариантов заглавия (их адекватность содержанию, выразительность). Составление плана. Краткий пересказ фрагментов по плану. Выбор слов из текста, позволяющих судить о давности события («Слепая лошадь»). «Домысливание» предшествующих сюжету отношений героев (Тема и его отец). Толкование смысла пословиц. Обсуждение поступков персонажей, их нравственная оценка. Выбор слов из заданного ряда для характеристики персонажа (обогащение активного словарного запаса). Сравнение двух произведений по содержанию, сравнение смысла рассказа и пословицы. Сравнение старославянских и современных русских слов одного корня, определение роли церковнославянских слов в произведении. Поиск в тексте синонимов. | Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия. Нравственное воспитание: Формирование основ нравственности и морали; Формирование норм и навыков нравственного поведения; Формирование эталона поведения социально-коммуникативное воспитание: Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам; сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. |
3 | В мире сказки (8 ч). | Волшебные сказки: «Медное, серебряное и золотое царства». Русская народная сказка. В обработке И. В. Карнауховой; «Петушок — золотой гребешок и жерновцы». Русская народная сказка. Из сборника А. Н. Афанасьева. Бытовые сказки: «Дочь-семи- летка». Русская народная сказка. Из сборника А. Н. Афанасьева; «Петр I и находчивый солдат». Русская народная сказка. | Чтение*. Работа с текстом. Информация, не выраженная в тексте явно. Загадка и скрытая в ней информация. Учебная статья и ее назначение. Работа с планом. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Анализ художественного произведения. Нравственное содержание волшебной сказки. Характеристика персонажей по их поступкам. Персонажи положительные и отрицательные. Главная мысль (чему сказка учит). Мечты народа, отраженные в бытовой сказке. Литературоведческая пропедевтика. Сказки волшебные: персонажи (герой, его противник, чудесный помощник, даритель), борьба добра и зла, торжество справедливости; построение сказки. Сказки бытовые: место действия, персонажи, речевые особенности. Умный и находчивый герой. Прием противопоставления в сказках. Речевая работа. Речевые особенности волшебной сказки (сказочные выражения-формулы, троекратные повторы, постоянные эпитеты и др.). Творческая работа. Работа с книгой. | Чтение художественных текстов. Пересказ фрагментов сказки близко к тексту (с использованием сказочных выражений). Чтение учебной статьи; деление текста на части по содержащейся информации, составление плана и краткий пересказ по плану. Определение волшебных событий, волшебных персонажей и волшебных предметов в текстах волшебных сказок. Сравнение места действия в волшебной и бытовой сказке, сравнение персонажей. Сравнение решения трудной задачи в сказке волшебной и бытовой. Сравнение двух волшебных сказок по их построению. Поиск слов и выражений, характерных для волшебной сказки. Лингвистический эксперимент: деформирование фразы (устранение повтора); сравнение фраз с повтором и без него; художественная роль повтора. Создание сказочного эпизода по модели. Трансформация двухчастной волшебной сказки в одночастную с добавлением сказочной концовки. Чтение бытовой сказки по ролям. Различение сборника и книги с одним произведением. | трудовое воспитание: развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; здоровьесберегающее воспитание: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия. |
4 | Делу время — потехе час (3 ч). | Русский и зарубежный шуточный фольклор. Шуточные стихи. «Ходила чечетка». Шуточная русская народная песня; К. И. Чуковский. «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка...», «Всюду, всюду мы вдвоем...», «Если бы сосны да ели...»; Т. А. Маврина «Птицы на море». По русским народным песням; английские народные шуточные песни в переводах К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Информация, не выраженная явно. Анализ художественного произведения. Отражение в народных песнях про птиц отношений в обществе людей. Игра многозначностью слова в юмористических произведениях. Литературоведческая пропедевтика. Шуточная песня как жанр фольклора. Загадка фольклорная и литературная. К. И. Чуковский и С. Я. Маршак как переводчики английского детского фольклора. Речевая работа. Наименование родства в русском языке. Знакомство с культурно-историческим наследием. Приобщение к этническим традициям. Сведения о предметах традиционного крестьянского быта, масленичных обычаях в шуточном фольклоре, сведения об истории русских фамилий. Работа с книгой*. | Выразительное чтение. Определение возраста персонажей шуточной песни о чечетке по их названию (сидень, лежень и т. д.). Характеристика отношений между персонажами по их действиям (песня о чечетке). Сравнение песен о птицах со сказкой. Определение прямого и переносного значения слова и выражения в шуточных произведениях. Сравнение двух переводов английской народной шуточной песни. Поиск в текстах повтора (куплетов-строф, выражений, слов), определение роли повтора. Нахождение созвучий. Отгадывание загадки, отражающей наименование родства. Определение значения слова по родственным словам. Обращение к словарю для определения значения незнакомых слов в текстах. | трудовое воспитание: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду; формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; здоровьесберегающее воспитание: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия |
5 | О братьях наших меньших (9ч) | К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», «Кот-ворюга»; Г. А. Скребицкий «Кот Иваныч»; И. С. Соколов-Микитов « В берлоге »; И. И. Сладков «Медвежья горка», «Плясунья», «Почему я пишу о природе»; В. К. Арсеньев «Лесной лакомка»; Ю. И. Коваль «Веер»; В. П. Астафьев «Гуси в полынье». | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Научно- популярный и художественный сюжетный текст. Учебная статья. Текст-описание и текст-повествование. Анализ художественного произведения. Человек и животные. Нравственное содержание произведений о животных: нужно любить природу, ценить все живое, сопереживать и сочувствовать попавшему в беду. Воспитание коллективности, умения действовать сообща в рассказе В. П. Астафьева (формирование коммуникативных УУД). Рассказы писателей-натуралистов. Писательская наблюдательность. Персонажи, их характеристика. Образ автора в рассказах. Литературоведческая пропедевтика. Построение произведения с сознательным нарушением последовательности событий, построение как цепь самостоятельных историй. Закрепление представлений об эпитете, сравнении, без термина — о метафоре как средствах художественной выразительности. Речевая работа. Разговорные и «деревенские» слова в художественном произведении, их роль. Творческая работа. Работа с книгой*. | Чтение просмотровое и выборочное для нахождения ответа на вопрос. Пересказ фрагментов близко к тексту с использованием слов и выражений автора. Пересказ с заменой лица (по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»). Составление простого плана по событиям, озаглавливание частей вопросительными и назывными предложениями, цитатами. Характеристика персонажей по их отношению к животным. Выбор слов-характеристик из заданного ряда. Характеристика автора по его отношению к природе и ее художественному описанию. Реконструкция последовательного изложения событий в произведении. Устный рассказ-повествование или описание на заданную тему (о животных) по своим жизненным наблюдениям. Поиск в библиотеке или в Интернете рекомендованной книги о животных, заполнение аннотации в «Дневнике читателя». | экологическое воспитание: усвоении представлений: о человеке, как части окружающей среды; о ценности природы и о взаимосвязи составляющих её объектов сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе. здоровьесберегающее воспитание: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; |
6 | Сказки русских писателей (10ч) | С. В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала»; П. П. Бажов «Серебряное копытце»; В. В. Бианки «Сова»; И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко». В сокращении. А. Н. Майков «Колыбельная песня»; «С горы на гору шла...». Из русской народной песни. | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Деление текста на части. Текст-описание и текст-повествование. Обнаружение скрытой информации. Анализ художественного произведения. Персонажи главные и второстепенные. Нравственное содержание сказок и поучительный смысл: человек — часть природы, он должен природу любить и уважать ее законы. Попавшее в беду животное нуждается в сочувствии и нашей помощи. Литературоведческая пропедевтика. Литературные сказки, признаки сказочности в них. Разнообразие литературных сказок: сказки-объяснения, сказки-не- сказки. Сходство сказки Паустовского с рассказом. Отражение в сказках реальной жизни. Построение сказки В. В. Бианки (цепе видная композиция как в народных сказках типа «Теремок», «Колобок»). Колыбельная песня, ее внешние речевые приметы. Звукопись в сказке. Речевая работа. Средства речевой изобразительности. Созвучия в сказке и их роль. Малоупотребительные и разговорные слова в тексте. Знакомство с культурно-историческим наследием. Русская народная крестьянская одежда. Работа с книгой*. | Просмотровое (поисковое) чтение про себя с целью обнаружения заданного фрагмента. Выборочное чтение вслух фрагмента. Пересказ фрагмента близко к тексту (с сохранением авторской стилистики). Составление плана и его различное речевое оформление. Реконструкция причинно- следственной цепочки в тексте. Поиск в тексте примет времени (приметы Великой Отечественной войны в «Стальном колечке» К. Г. Паустовского). Характеристика персонажей по их поступкам. Выбор слов-характеристик из заданного ряда. Сравнение персонажей в литературных и фольклорных сказках (медведь в сказке С. В. Афоныпина и народной сказке; Даренка П. П. Бажова и Крошечка-Хаврошечка; сова в сказке В. В. Бианки и в народных потешках, загадках). Сравнение произведений, близких по теме (сказка «Серая шейка» и «Гуси в полынье» В. П. Астафьева), формулировка темы. Поиск в текстах средств художественной изобразительности (эпитетов, сравнений, олицетворения), определение их роли. Поиск примеров звукописи, созвучий. Объяснение значения малоупотребительных слов по контексту, родственным словам. Обращение к справочному материалу при определении значения незнакомых слов, для получения сведений о незнакомых предметах. | здоровьесберегающее воспитание: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; Нравственное воспитание Нравственное содержание сказок и поучительный смысл: человек — часть природы, он должен природу любить и уважать ее законы. Попавшее в беду животное нуждается в сочувствии и нашей помощи. |
7 | Идет волшебница зима (6 ч). | Стихи и рассказы о зиме. «Из-за леса, леса темного...» Из русской народной песни; А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Отрывок из романа «Евгений Онегин»; С. А. Есенин «Поет зима — аукает...». Отрывок, «Пороша»; А. А. Коринфский «Одеяльце»; Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»; А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы из повести. | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*.Работа с текстом. Заглавие, точность передачи содержания (на материале стихотворения А. А. Коринфского); выражение авторского отношения к герою в заглавии (Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»). Деление на части прозаических текстов. Работа с учебной статьей. Анализ художественного произведения. Поэтические картины зимы. Выразительность поэтической речи. Величание и пожелание добра в колядках, просьбы о награде, подарке. Литературоведческая пропедевтика. Средства речевой выразительности: сравнения, скрытые сравнения, эпитеты, повторы звукопись, их роль в тексте. Рифма. Речевая работа. Образные выражения в поэтическом тексте. Богатство синонимии в русском языке. Разговорные и «деревенские» слова. Знакомство с культурно-историческим наследием. Картины старинного быта; старинные зимние обычаи и праздники (новогодняя елка, Рождество, колядование). Творческая работа. Работа с книгой | Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. Составление плана, выборочный пересказ по плану. Выбор заглавия из нескольких вариантов. Составление плана учебной статьи, краткий пересказ информации. Определение настроения, выраженного в стихотворениях о приходе зимы. Сравнение изображения зимы разными поэтами. Сравнение признаков наступающей зимы в стихотворении Пушкина и в народной песне. Объединение произведений в тематические блоки, формулировка темы. Выделение в текстах изобразительных средств (сравнения, скрытого сравнения, эпитетов, повторов, звукописи). Поиск синонимов, замена разговорных и «деревенских» слов литературными. Объяснение образных выражений. Разучивание колядок, исполнение их на новогоднем празднике. Иллюстрирование. Создание устного рассказа-описания или рас- сказа-повествования на заданную тему. Письменный отзыв о понравившемся стихотворении. Обращение к справочной литературе и Интернету для получения сведений о незнакомом предмете и значении незнакомого слова. | Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; здоровьесберегающее воспитание: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни эстетическое воспитание: сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного формированию и развитию эстетических эмоций и чувств детей: эмоциональной отзывчивости на все прекрасное |
8 | Сказки разных народов (5ч) | «Заячье сало». Украинская народная сказка; «Как мужик с барином пообедал». Белорусская народная сказка; «Долговязый, Патлатый и Разиня» Венгерская народная сказка. Перевод Т. Воронкиной; «Ворон, волк и олень». Дунганская народная сказка. В пересказе М. Ватагина; «Как вороны хотели чайку убить». Чукотская народная сказка. | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение скрытой информации в пословицах. Многозначность пословиц. Заглавие, отражение в нем одной из сторон содержания. Анализ художественного произведения. Единство жизненных ценностей у разных народов, отраженное в фольклоре. Волшебная и бытовая сказка у разных народов. Персонажи. Сказка о животных в фольклоре разных народов. Противопоставление персонажей. Образ находчивого человека в сказках разных народов. Сказки о взаимопомощи и о предательстве. Речевая работа. Устаревшие и разговорные слова в текстах. Творческая работа. Работа с книгой*. | Изучающее чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение (передача интонацией хвастовства, заносчивости персонажа). Толкование смысла пословиц. Озаглавливание текста по событию, персонажам, главной мысли. Характеристика персонажей по поступкам. Сопоставление черт характера персонажей по контрасту (противопоставление). Определение главной мысли, подбор пословиц для ее выражения. Сравнение сказок, близких по теме и персонажам. Поиск образа находчивого человека и образа хитреца в русских сказках. Выделение в сказках повтора. Определение значения устаревшего слова, поиск синонимов и близких по смыслу выражений. Реконструкция причинно-следст венных связей в «деформированном» тексте. Поиск сборника сказок или книги с отдельной сказкой. Запись сведений о типе книги в «Дневнике читателя ». | социально-коммуникативное воспитание: Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; здоровьесберегающее воспитание: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни |
9 | Аз. Буки. Веди (11ч) | Рассказы о школьной жизни, учебе. В. Г. Ян «Школьный «козел». Глава из исторического рассказа «Никита и Микитка»; Л. Н. Толстой «Детство». Главы из повести; A. Н. Толстой «Аркадий Иванович». Глава из повести «Детство Никиты»; М. Горький «Детство». Отрывок из повести; Ю. И. Коваль « Полынные сказки »; B. П. Астафьев «Сельский учитель». | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Учебная статья. Научно-популярный текст. Текст-повествование. Текст-описание: портрет, пейзаж, интерьер. Анализ художественного произведения. Радости и трудности учебы. Учитель, ученики. Литературоведческая пропедевтика. Автобиографическое произведение, его речевые приметы. Речевая работа. Устаревшие слова и выражения. Рифма и ее использование в учебном тексте. Русское имя, полное и уменьшительное, их употребление. Знакомство с культурно-историческим наследием. Из истории российской школы: обучение на Руси, домашние учителя и гувернеры, национальная школа. Славянский алфавит; книги рукописные и старопечатные; сведения о начале книгопечатания. Отношение к книге на Руси. Творческая работа. | Изучающее чтение. Поисковое чтение про себя: поиск заданного фрагмента (описание классной комнаты, пейзаж). Выборочный пересказ учебной статьи. Краткий пересказ науч- но-популярного текста (о чем, какая информация). Характеристика персонажа: портрет, привычки, поступки, речь. Сравнение двух персонажей-учителей. Рассказ о взаимоотношениях двух мальчиков (барина и холопа) с привлечением текста; нравственная оценка (высказывание оценочного суждения). Обсуждение отношений между учителем и его учениками (по повести Л. Н. Толстого), высказывание оценочного суждения. Обсуждение системы наказания в старой школе, высказывание оценочного суждения. Распознавание устаревших слов и выражений в тексте, замена их современными, подбор синонимов. Нахождение в тексте рифмы. Создание текста-описания («Классная комната в дворянском доме» и по аналогии: «Моя классная комната»). | гражданско-патриотическое воспитание: Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры. Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине. Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; здоровьесберегающее воспитание: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни |
10 | «Идет-гудет Зеленый Шум...» (4ч) | Стихи и рассказы о весне. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». Отрывок; М. М. Пришвин «Разговор деревьев»; Н. А. Некрасов «Зеленый Шум...». Отрывок; Г. А.Скребицкий «Воробей»; П. П. Ершов «Песня птички»; В. Д. Берестов «Ель»; А. А. Фет «Уж верба вся пушистая...». Отрывок; К. М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных...». | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение информации не выраженной явно. Научно-популярный текст. Анализ художественного произведения. Картины весны в изображении поэтов. Зрительные и звуковые впечатления. Настроение, выраженное в произ ведении. Поэтическая выразительность. Воспитание умения воспринимать красоту природы и оценивать ее поэтическое описание(экологическое и эстетическое воспитание). Воспитание оценочного отношения к родному языку. Литературоведческая пропедевтика. Средства речевой выразительности: звукопись, эпитет, сравнение, олицетворение, повтор. Противопоставление. Риторический вопрос. Речевая работа. Образные слова и выражения. Обогащение речи учащихся за счет поэтических слов. Знакомство с культурно-историческим наследием. Русские весенние обычаи и праздники (Вербное воскресенье, Пасха) и их отражение в стихотворениях поэтов. Творческая работа. | Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения. Декламация. Определение сезонного времени, изображенного в стихотворении, по отдельным деталям содержания. Определение эмоционального тона стихотворения, выраженного в нем настроения. Выявление зрительных и слуховых впечатлений при изображении весны. Сравнение изображения весны в тематически близких произведениях. Выявление авторского отношения к весне. Нахождение в тексте средств речевой выразительности, объяснение их роли. Поиск слов, выражающих противопоставление. Объяснение образных выражений. Создание устного рассказа-описания о весне с использованием эпитетов, сравнений и олицетворения (на основе изученных произведений). | эстетическое воспитание: сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного формированию и развитию эстетических эмоций и чувств детей: эмоциональной отзывчивости на все прекрасное |
11 | Сказки зарубежных писателей (8ч) | X. К. Андерсен «Оле- Лукойе». Главы: «Понедельник», «Вторник», «Среда», «Воскресенье». Перевод А. Ганзен; Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе». Перевод К. И. Чуковского; Э. Лабулэ «Как петушок попал на крышу». Испанская сказка. В сокращении. В пересказе Т. Габбе; Дж. Родари «Принцесса Веселина». | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение информации, не выраженной явно. Работа с планом, заглавием. Анализ художественного произведения. «Оле-Лукойе» как сказка-сновидение, ее поучительный смысл. Сказка Киплинга как сказка-объяснение, сравнение ее с другими подобными сказками. Нравственное содержание сказок. Осмеяние глупости и тщеславия в сказке Э. Лабулэ, средства создания смешного (комического эффекта). Дж. Родари о радости творить добро. Сходство и различие литературных сказок писателей разных стран. Литературоведческая пропедевтика. Литературные волшебные сказки и сказки о животных. Своеобразие построения. Речевая работа. Средства речевой Р. выразительности: повтор в сказке Киплинга, совмещение прямого и переносного значения для создания комического эффекта в сказке Э. Лабулэ. Знакомство с культурно-историческим наследием. Мировые шедевры сказочной литературы. Сведения о прошлом (обучение в старину, школьные принадлежности в XIX в.). Творческая работа. Работа с книгой*. | Выборочное изучающее чтение. Определение по деталям содержания возраста героя и класса, в котором он учится. Составление простого плана по событиям, пересказ фрагментов по плану близко к тексту с сохранением авторской стилистики. Анализ новых вариантов заглавия. Определение главной мысли. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление волшебного персонажа, волшебного предмета и волшебных событий в литературной волшебной сказке. Сопоставление волшебного персонажа сказки X. К. Андерсена и сходного персонажа русских колыбельных песен (Сон, Дрема). Нахождение синонимов в сказке Р. Киплинга, примеров игры словом — употребления слова в прямом и переносном значении одновременно (в сказке Лабулэ). Создание устно сказочных эпизодов («встраивание» в сюжет по аналогии) с сохранением стилистики произведения. Письменное сочинение-рассуждение «Моя любимая сказка Х. К. Андерсена» или «Что мне нравится в сказке ... X. К. Андерсена»; книжное оформление ее. Поиск в библиотеке детских книг о знаменитом датском сказочнике X. К. Андерсене. | Нравственное воспитание: Осмеяние глупости и тщеславия; о радости творить добро. гражданско-патриотическое воспитание Знакомство с культурно-историческим наследием. Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; |
12 | «Россия, Русь...» (5ч) | Стихи и рассказы о Родине. И. В. Северянин «О России петь — что стремиться в храм...»; «Слово о русской земле». Отрывок из древнерусского памятника «Слово о погибели русской земли»; С. А. Есенин «Колокол дремавший...»; Н. М. Рубцов «Видения на холме». В сокращении; Ф. Н. Глинка «Москва». Отрывок; А. С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке...». Отрывок из романа «Евгений Онегин»; Н. А. Некрасов «Школьник»; Ю. М. Нагибин «Рассказы о Гагарине» («В сурдокамере», «Звезды»). | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение информации, не выраженной явно. Анализ художественного произведения. Любовь к Родине, выраженная в поэтическом слове, — от древности до наших дней. Красота и величие природы; красота городов и сел; великие люди России. Воспитание гражданственности, патриотическое воспитание. Речевая работа. Устаревшие слова и выражения, прямое и переносное значение слова. Слова и выражения в тексте, создающие торжественность. Знакомство с культурно-историческим наследием. Сведения о героическом прошлом России, ее великих людях. Космические достижения России. Достопримечательности Москвы. Творческая работа. | Выразительное чтение: передача восхищения автора красотами родной земли и торжественного тона стихотворения. Поисковое чтение с целью нахождения строки, определяющей идею. Узнавание исторического лица, (персонажа стихотворения) по некоторым чертам его описания в тексте. Поиск в тексте примет его древности. Определение темы произведения, главной мысли. Анализ различных способов выражения любви автора к своей Родине. Нахождение речевых средств выразительности: звукописи, сравнения, эпитетов. Создание устного рассказа о своей малой родине, ее красотах, о знаменитых земляках. эмоциональному тону рассказа. Нахождение цитат для озаглавливания частей. Пересказ по плану, пересказ с заменой лица. Определение темы учебной статьи, краткая передача информации. Характеристика персонажа по поступкам и речи. Сравнение персонажей по контрасту. Выявление авторского отношения к персонажу. Сравнение двух эпизодов и выявление скрытого сходства событий (по рассказу «Мио, мой Мио»). Толкование устойчивых выражений, нахождение разговорных выражений. | Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; гражданско-патриотическое воспитание Знакомство с культурно-историческим наследием. Сведения о героическом прошлом России, ее великих людях. Космические достижения России Любовь к Родине, выраженная в поэтическом слове, — от древности до наших дней. Красота и величие природы; красота городов и сел; великие люди России. |
13 | «Фантазеры» (8ч) | Рассказы о детской мечте и фантазии. В. Ю. Драгунский «Двадцать лет под кроватью»; В. К. Железников «Разноцветная история». В сокращении; Ю. М. Нагибин «Заброшенная дорога»; Е. Н. Носов «Где просыпается солнце». В сокращении; А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». В сокращении. Перевод Л. Горлиной; А. Линдгрен «Мио, мой Мио». Перевод Н. Лунгиной. | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Информация, не выраженная явно. Различные основания для деления рассказа на части. Работа с заглавием. Учебная статья. Текст-рассуждение. Анализ художественного произведения. Фантазеры и мечтатели — герои рассказов. Различие их фантазий. Нравственное содержание рассказов о детях: учить ценить в людях умение мечтать, фантазировать. Поисковое чтение про себя (поиск фрагмента, нужного для доказательства мысли при ответе на вопрос, и фрагмента с текстом- рассуждением) и выборочное чтение. Составление плана по событиям, по настроению персонажа, по отношению к людям (нравственное воспитание и выработка коммуникативных УУД). Литературоведческая пропедевтика. Первоначальное представление о жанре повести-сказке «Мио, мой Мио». Комическое в рассказах: комическая ситуация, речевые средства создания комического. Речевая работа. Игра словом: употребление слова одновременно в прямом и переносном значении, устойчивые выражения. Знакомство с мировыми культурными ценностями. Творчество шведской писательницы А. Линдгрен и норвежской — А. К. Вестли. Творческая работа. Работа с книгой*. | Рассказ о событиях, которые могли произойти до начала сюжета («додумывание» сюжета). Поиск по каталогу других произведений скандинавских писательниц — А. Линдгрен и А. К. Вестли | Нравственное воспитание: Формирование основ нравственности и морали; учить ценить в людях умение мечтать, фантазировать. Формирование представления о том, что бедность — не препятствие для радости. Воспитание чувства доброты, сострадания, деликатности в общении, умения ценить людей не по внешним признакам жизни (бедный — богатый), а по их качествам. Интеллектуальное воспитание: Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; |
14 | Лето красное (4ч) | Стихи и рассказы о лете. В. И. Белов «Лето». Отрывок из очерков «Повседневная жизнь Русского Севера»; И. В. Северянин «В июле». Отрывок; А. А. Блок «Гроза прошла, и ветка белых роз...»; В. Д. Берестов «Подсолнух»; A. Т. Твардовский «Рожь, рожь... Дорога полевая...». Отрывок; К. Г. Паустовский «Есть дожди моросящие...». Отрывок, «Золотой линь»; Н. П. Колпакова «Радуга-дуга»; B. А. Жуковский «Загадка»; Е. И. Носов «Радуга». | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Деление текста на части. Работа с заглавием. Анализ художественного произведения. Поэты и писатели о лете; поэтические картины летней природы, летние радости и заботы. Литературоведческая пропедевтика. Жанры фольклора: детские песенки-заклички, их речевые особенности. Литературные заклички. Речевая работа. Образные слова и выражения. Сравнение и скрытое сравнение. Слова-замены в поэтическом тексте. Разговорные и местные деревенские (диалектные) слова. Знакомство с культурно-историческим наследием. Творческая работа. | Выразительное чтение. Составление плана прозаического произведения, выборочный пересказ. Анализ авторского заглавия, его соответствия содержанию, подбор возможных заглавий, оценка других. Характеристика персонажей, выбор слов-характеристик из заданного ряда. Поиск слов, выражающих отношение автора к персонажу. Нахождение средств речевой выразительности. Толкование образных выражений, разговорных слов. Определение значения незнакомого слова через его морфемный состав. Создание письменного текста-описания или текста-повествования на заданную тему (о лете) на основе жизненных наблюдений или по картинке. Создание устного текста «Как дед и баба Груша получили свои прозвища» («додумывание» сюжета по рассказу К. Г. Паустовского). | Интеллектуальное воспитание: Речевая работа. Образные слова и выражения. Сравнение и скрытое сравнение. Слова-замены в поэтическом тексте. Разговорные и местные деревенские (диалектные) слова. Развивать культуру чтения и речи; формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; развитие познавательной активности; экологическое воспитание: Воспитание любви к природе эстетическое воспитание: воспитание эстетического отношения к природе и поэтическому слову трудовое воспитание: Традиционный крестьянский быт: летние работы, трудолюбие русского крестьянина, уважительное отношение в народе к труженику и самоуважение, крестьянина- труженика. |
15 | «Делу время — потехе час» (3ч) | Шуточные произведения русского и зарубежного фольклора. Рыбацкая и охотничья байки. Пересказ В.П.Аникина; «За дровами и на охоту». Старинная пинежская сказка. Пересказ С. Г. Писахова; Дж. Родари «Песня наоборот», «Пустые головы» . Перевод Л. Тарасова; Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Отрывки из глав 1 и 2; «Глупец без головы». Русская народная шутка; «Была ли у охотника голова? ». Аварская народная шутка. | Чтение*. Аудирование*. Письмо*. Говорение*. Работа с текстом. Деление художественного текста на части по событиям, научно-популярного — по смыслу. Анализ художественного произведения. Словесная игра (обыгрывание многозначности слова) в шуточных стихах и рассказах. Средства создания смешного в небылицах — изображение невероятного как реального жизненного события, рассказ от лица, якобы участника невероятных событий. Литературоведческая пропедевтика. Прозаические небылицы. Шуточное искажение действительности в небылицах. Использование народной небылицы писателями. Скороговорки фольклорные и литературные. Речевая работа. Многозначность слова, разговорные слова и выражения. Творчество английского писателя Л. Кэрролла. Творческая работа. | Выразительное чтение небылицы: передача голосом сомнения. Составление плана, пересказ по плану. Сравнение произведений, близких по содержанию, принадлежащих разным народам. Характеристика персонажа по поступкам и речи. Нахождение в тексте слов от автора-рассказчика. Нахождение повторов, определение их роли в тексте. Подбор синонимов к разговорным словам и выражениям. Инсценирование небылицы. Трансформация текста с нарушением смысловых связей, восстановление «правильного» текста. | Нравственное воспитание: Сходство нравственных идеалов в фольклоре разных народов Знакомство с культурно-историческим наследием Интеллектуальное воспитание: Речевая работа. Многозначность слова, разговорные слова и выражения. |
4.Система оценки достижения планируемых предметных результатов. Критерии оценивания.
Оценивание навыка чтения младшего школьника:
- способ чтения;-
- правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Оценивание навыка чтения
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Литературное чтение
Виды чтения | Количество слов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Вслух | 25-30 слов – I-е полугодие, 35-40 слов II-е полугодие | 45-50 слов | 65-70 слов | 85-90 слов |
Про себя | 50-60 слов | 85-90 слов | 115-120 слов | |
Наизусть* | 8-10 стихотворений | 10-12 стихотворений | Не менее 15 стихотворений |
Требования к чтению
- Правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру
При выставлении оценок за чтение, необходимо придерживаться определенных критериев:
- чтение по слогам или слово полностью,
- наличие ошибок при чтении,
- количество слов в минуту,
- выразительность,
- осознанность.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Чтение наизусть
Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
- правильная постановка логического ударения;
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации;
- безошибочное чтение.
Оценка «5» – выполнены правильно все требования.
Оценка «4» – не соблюдены 1–2 требования.
Оценка «3» – допущены ошибки по 3 требованиям.
Оценка «2» – допущены ошибки более чем по 3 требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
- своевременно начинать читать свои слова;
- подбирать правильную интонацию;
- читать безошибочно;
- читать выразительно.
Оценка «5» – выполнены все требования.
Оценка «4» – допущены ошибки по 1 какому-то требованию.
Оценка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям.
Оценка «2» – допущены ошибки по 3 требованиям.
Пересказ
Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» – не может передать содержание прочитанного.
5.КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 4 КЛАССЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (3 часа в неделю всего 102 часа)
№ | Тема раздела | Тема уроков | Дата по плану По пплплплануфакту | примечание | |
план | факт | ||||
1 | "Унылая пора". | "Прощальная краса осени..."А.С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарование!...","Дни поздней осени бранят обыкновенно…" | 2.09 | ||
2 | П.А. Вяземский "Уж падают жёлтые листья…","Кокетничает осень снами!..."; "Осенняя пора по К.Г. Паустовскому". | 6.09 | |||
3 | "Путь добрый птицы!" В.В. Бианки " Учебные площадки"; И.А. Бунин "Вчера в степи я слышал отдалённый..." В.М. Песков "земляки в Африке". | 7.09 | |||
4 | "Осенние заботы и радости" Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной"; "Народный календарь"; загадки. | 9.09 | |||
5 | В.И. Белов «Осенние заботы крестьянина"; "Капустники"; "Проще пареной репы…"; загадки, поговорки. | 13.09 | |||
6 | "Поэтические картины поздней осени" А.А. Фет "Ласточки пропали…"; А.С. Пушкин "Встаёт заря во мгле холодной…" | 14.09 | |||
7 | "Лес осенью" Г.А. Снегирёв "Кто сажает лес"; И.А. Бунин "Листопад"; народные приметы. | 16.09 | |||
8 | В ожидании зимы" С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы» Учебная статья "Олицетворение" | 20.09 | |||
9 | "Что хорошо, что плохо". | "Это недостойно человека" К.Д. Ушинский "Слепая лошадь" | 21.09 | ||
10 | М.Ю. Лермонтов "Нищий" | 23.09 | |||
11 | "В чём прав и в чём не прав Серёжа Ивин" Л.Н. Толстой "Детство" | 27.09 | |||
12 | Л.Н. Толстой "Детство"; глава Ивины. | 28.09 | |||
13 | Л.Н. Толстой "Детство" Составление плана. | 30.10 | |||
14 | "Трус ли Тёма?" Н.Г. Гарин -Михайловский "Детство Тёмы" Главы из повести. | 4.10 | |||
15 | Н.Г. Гарин -Михайловский "Детство Тёмы" Выделение текста-описания и рассуждения. | 5.10 | |||
16 | "Легко ли быть настоящим другом?" Ю.В. Сотник "Учитель плавания" | 7.10 | |||
17 | Ю.В. Сотник "Учитель плавания". | 11.10 | |||
18 | Внеурочная деятельность. Внеклассное чтение Ю. В. Сотник "Неведанная птица" отрывок. | 11.10 | |||
19 | "В мире сказок" | Смелость города берёт Русская народная сказка "Медное, серебряное и золотое царства". | 12.10 | ||
20 | Русская народная сказка "Медное, серебряное и золотое царства". | 14.10 | |||
21 | Русская народная сказка "Медное, серебряное и золотое царства"; учебная статья "Троекратный повтор". | 18.10 | |||
22 | Петушок - заступник русская народная сказка "Петушок- золотой гребешок и жерновцы". | 19.10 | |||
23 | Русская народная сказка "Петушок- золотой гребешок и жерновцы". | 21.10 | |||
24 | Как дочь- семилетка одержала верх над царём русская народная сказка "Дочь -семилетка" | 25.10 | |||
25 | Русская народная сказка "Дочь -семилетка"; учебная статья "О бытовой сказке". | 26.10 | |||
26 | « О мудром царе и находчивом солдате» русская народная сказка "Пётр 1 и находчивый солдат" | 28.10 | |||
27 | "Делу время — потехе час" | "Разноцветье русских имён "Ходила чечетка» русская народная песня; К. И. Чуковский. «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка...», | 8.11 | ||
28 | "Словесные забавы" К. И. Чуковский "Всюду, всюду мы вдвоем...», «Если бы сосны да ели...»; английские народные шуточные песни в переводах К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. | 9.11 | |||
29 | Внеклассное чтение. М.Д. Яснов "Случай на железной дороге" | 11.11 | |||
30 | "О братьях наших меньших " | "Возвращённый долг" К.Г. Паустовский "Заячьи лапы" | 15.11 | ||
31 | "Кот ворюга превратился в кота -хозяина и сторожа" К.Г. Паустовский "Кот Ворюга" | 16.11 | |||
32 | "Проделки кота Иваныча" Г.А. Скребицкий "Кот Иваныч" | 18.11 | |||
33 | И. С. Соколов-Микитов « В берлоге »; И. И. Сладков «Медвежья горка». | 22.11 | |||
34 | В. К. Арсеньев «Лесной лакомка». | 23.11 | |||
35 | И. И. Сладков «Плясунья», «Почему я пишу о природе»; Учебная статья "Н.И. Сладков" | 25.11 | |||
36 | "Такие разные хвосты и интересные слова- названия" Ю. И. Коваль «Веер» | 29.11 | |||
37 | В. П. Астафьев «Гуси в полынье». | 30.11 | |||
38 | Внеурочная деятельность. Внеклассное чтение Ю.И. Коваль "Алый" | 30.11 | |||
39 | "Сказки русских писателей" | С. В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала»; А. Н. Майков «Колыбельная песня»; | 2.12 | ||
40 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 6.12 | |||
41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» ; учебная статья "П.П.Бажов" . | 7.12 | |||
42 | В. В. Бианки «Сова» | 9.12 | |||
43 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 13.12 | |||
44 | "Счастливое спасение" Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | 14.12 | |||
45 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | 16.12 | |||
46 | "Счастливые перемены" К. Г. Паустовский «Стальное колечко» | 20.12 | |||
47 | К. Г. Паустовский «Стальное колечко» | 21.12 | |||
48 | Внеклассное чтение. С Козлов "Как ежик с медвежонком приснились Зайцу"; " Страшный зверь из далёкой страны" | 23.12 | |||
49 | "Идет волшебница зима" | "Волшебная красота русской зимы" «Из-за леса, леса темного...» русская народная песня; А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», »; С. А. Есенин «Поет зима — аукает...». | 27.12 | ||
50 | А. А. Коринфский «Одеяльце»; учебная статья "Сравнение"; народные приметы. | 28.12 | |||
51 | "Зимние сельские картины "Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок"; А.С.Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». | 10.01 | |||
52 | "Подарок зимы "А. Н. Толстой «Детство Никиты» глава "Солнечное утро" | 11.01 | |||
53 | А. Н. Толстой «Детство Никиты» глава "Сугробы" | 13.01 | |||
54 | А. Н. Толстой «Детство Никиты» глава "Ёлки"; статьи "Рождество"; "Святки" | 17.01 | |||
55 | "Сказки разных народов" | Украинская народная сказка "Заячье сало». | 18.01 | ||
56 | Белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал» | 20.01 | |||
57 | "Вот тебе и разиня "«Долговязый, Патлатый и Разиня» венгерская народная сказка. | 24.01 | |||
58 | «Ворон, волк и олень» дунганская народная сказка. | 25.01 | |||
59 | «Как вороны хотели чайку убить» чукотская народная сказка | 27.01 | |||
60 | "Аз. Буки. Веди " | "Кто и как учил азбуку" В. Г. Ян «Школьный «козел» | 31.01 | ||
61 | Л. Н. Толстой «Детство». Глава1 "Учитель Карл Иванович" | 1.02 | |||
62 | Л. Н. Толстой «Детство». Глава 4 "Классы" | 3.02 | |||
63 | Л. Н. Толстой «Детство». 4 учебная статья "Как учили дворянских детей" | 7.02 | |||
64 | "Учитель и ученики" A. Н. Толстой «Аркадий Иванович». Глава из повести «Детство Никиты» | 8.02 | |||
65 | A. Н. Толстой «Аркадий Иванович». Глава из повести «Детство Никиты» | 10.02 | |||
66 | М. Горький «Детство» | 14.02 | |||
67 | М. Горький «Детство»; учебная статья "Аз и буки" | 15.02 | |||
68 | Ю.И. Коваль« Полынные сказки » | 17.02 | |||
69 | Ю.И. Коваль« Полынные сказки »; учебная статья "Ю.И. Коваль" | 21.02 | |||
70 | B.П. Астафьев. "Сельский учитель" | 22.02 | |||
71 | «Идет-гудет Зеленый Шум...» | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». ; М. М. Пришвин «Разговор деревьев» | 24.02 | ||
72 | Н. А. Некрасов «Зеленый Шум...». П. Ершов «Песня птички» | 28.02 | |||
73 | А. Скребицкий «Воробей»; Д. Берестов «Ель» | 1.03 | |||
74 | А. А. Фет «Весна...» ; К. М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных...».статьи "Вербное воскресенье", "Пасха" | 3.03 | |||
75 | "Сказки зарубежных писателей " | Х.К. Андерсен "Оле -Лукое" глава "Понедельник" | 10.03 | ||
76 | Х.К. Андерсен "Оле -Лукое" глава "Среда" | 14.03 | |||
77 | "Как кот стал жить вместе с людьми"Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе». | 15.03 | |||
78 | Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе». | 17.03 | |||
79 | "Приключение Тринадцатого" Э. Лабулэ «Как петушок попал на крышу». | 21.03 | |||
80 | Э. Лабулэ «Как петушок попал на крышу». | 22.03 | |||
81 | Дж. Родари "Принцесса Веселина" | 24.03 | |||
82 | Внеурочная деятельность. Внеклассное чтение Х.К. Андерсен "Оле -Лукое" | 24.03 | |||
83 | «Россия, Русь...» | В. Северянин «О России петь — что стремиться в храм...»; «Слово о русской земле». Отрывок из древнерусского памятника С. А. Есенин «Колокол дремавший...» | 4.04 | ||
84 | Н. М. Рубцов «Видения на холме». В сокращении; Ф. Н. Глинка «Москва». Отрывок; А. С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке...». | 5.04 | |||
85 | Н. А. Некрасов «Школьник»; Ю. М. Нагибин «Рассказы о Гагарине» («В сурдокамере»). | 7.04 | |||
86 | Ю. М. Нагибин «Рассказы о Гагарине» ( «Звезды»).
| 11.04 | |||
87 | Внеклассное чтение А.О. Ишимова "История России" | 12.04 | |||
88 | «Фантазеры» | В. Ю. Драгунский «Двадцать лет под кроватью» | 14.04 | ||
89 | "Проделки моей фантазии" В. К. Железников «Разноцветная история» | 18.04 | |||
90 | М. Нагибин «Заброшенная дорога» | 19.04 | |||
91 | "Мечта тоже птица" Е. И. Носов «Где просыпается солнце». | 21.04 | |||
92 | Е. И. Носов «Где просыпается солнце». | 25.04 | |||
93 | А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». | 26.04 | |||
94 | А. Линдгрен «Мио, мой Мио» | 28.04 | |||
95 | Внеурочная деятельность.? Внеклассное чтение С. Козлов "Австралийская пегая" | 5.05 | |||
96 | "Лето красное " | В. И. Белов «Лето»; Северянин «В июле». A. Т. Твардовский «Рожь, рожь... Дорога полевая...». | 12.05 | ||
97 | В. Д. Берестов «Подсолнух»; А. А. Блок «Гроза прошла...»К. Г. Паустовский «Есть дожди моросящие...»;B. А. Жуковский «Загадка» | 16.05 | |||
98 | Е. И. Носов «Радуга»; П. Колпакова «Радуга-дуга» | 17.05 | |||
99 | К. Г. Паустовский «Золотой линь» отрывок. | 19.05 | |||
100 | «Делу время — потехе час" | «За дровами и на охоту». Старинная пинежская сказка. | 23.05 | ||
101 | Дж. Родари «Песня наоборот», «Пустые головы» | 24.05 | |||
102 | Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...