Сказка о царе Салтане
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_tsare_saltane.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Класс: 3 класс
Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества А.С. Пушкина.
Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
- Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
Регулятивные УУД
- Постановка и сохранение учебной задачи.
- Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
- Воспитание критического мышления.
Познавательные УУД
- Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
- Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Оборудование:
- презентация « Пушкин и его сказки »;
- экран, проектор, компьютер;
- выставка книг Пушкина (у доски);
- «Сказка о царе Салтане…»
Ход урока | Примечания |
Учитель:
Учитель: - Как звали друга Пятачка? Дети: – Винни-Пух. Учитель: - Запомните вторую часть имени. Учитель: - человек слышит … Дети: - Ухом. Учитель: - Назовите 1 букву в слове. Дети: – «У». Учитель: - Отгадай загадку: Не яблоко, а растет На ветке без листьев, А плодов много Дети: – Шишка. Учитель: - Назовите 3 букву в слове. Дети: - «ш». Учитель: - Еще одна загадка: Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка. Дети: - Снеговик. Учитель: - Назовите последнюю букву в слове. Дети: - «К». Учитель: - Чем шьют портные? Дети: - Иголкой. Учитель: - Назовите 1 букву в слове. Дети: - «и». Учитель: - Он в Африке живет, И с собою рог несет Кто мне зверя назовет? Дети: - Носорог. Учитель: - Назовите 1 букву в слове. Дети: - «Н». Учитель: - Прочтите слово, которое получилось. Дети: - Пушкин. Учитель: - Да, сегодня мы будем читать книги замечательного поэта сказочника Александра Сергеевича Пушкина
Учитель: - На какие группы можно разделить книги на выставке? Дети: - Книги- сборники и книга – одно произведение.
Учитель: Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик. Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева». Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г. В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии». В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин». В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен. Учитель:
Учитель: - Понравилось ли вам произведение? - Что вам понравилось? Дети: - Как Гвидон городом управлял и в комара превращался Учитель: - Что вам не понравилось? Дети: - Царь Салтан поверил клевете. - Ткачиха, повариха и Бабариха оговорили царевича. Учитель: - Докажите, что это сказка? Дети: - Животные разговаривают, ведут себя как люди. Учитель: - Какая это сказка? Дети: - Волшебная сказка.
Учитель: - Кто главный герой в сказке? Дети: - Гвидон. Учитель: - С чего начинается сказка? Дети: - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.… Учитель: - Почему использовали двустороннюю стрелку? Дети: - Девицы разговаривают друг с другом Учитель: - Как это явление называется в литературе, в русском языке? Дети: - Диалог. Учитель: - Что было дальше? Дети: - Родился Гвидон Учитель:
Дети: - да. Учитель: - Что потом случилось с Гвидоном? Дети: - Их бросили в море. Учитель: - Как Гвидон стал царем? Дети: - спас Царевну-Лебедь. Учитель: - С кем произошла встреча дальше? Дети: - С купцами. Учитель: - Куда отплыли купцы? Дети: - К царю Салтану. Учитель: - Что потом Гвидон делал? Дети: - Оборачивался насекомыми и подслушивал Салтана. Учитель: - Чем окончилась сказка? Дети: - "Царь для радости такой Учитель: - А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана? Дети: - Нехорошо врать, клеветать. Учитель: - Да. Это и есть главная мысль сказки.
Учитель: - Какую сказку читали? Кто автор? Дети: - А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Учитель: - Давайте перелистаем еще раз сказку вместе. Вспомним, кто помогал Гвидону? Дети: - Царевна-Лебедь, богатыри, белка, Учитель: - Благодаря своим друзьям, их помощи Гвидон смог вернуться в семью. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!
| Слайд 3 Проектор выключить. 2-3 ученика работают у доски. Слайд 2 Слайд 3 План рассматривания сказки можно предложить детям на карточках. Слайд 4-7 Слайд 8-10 Дети работают в парах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие ...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...
«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...
Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане
Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение...
Сценарий к сказке А.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников....