Гласные буквы Ё, ё
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока.Литературное чтение,1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 122.92 КБ |
refleksiyauroka_yuzhakovoy_n.g.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 класс
Учитель: Южакова Н.Г.
Тема | Гласные буквы Ё, ё |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют особенность буквы Ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке |
Личностные результаты | Обладают чувством ответственности за сохранение природы |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание природы. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебных задач; логические – характеризуют звук [j’о] и букву Ё. Коммуникативные: выразительно читают художественные тексты |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии; особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука); слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, предметные картинки, учебник, макет елочки, елочные игрушки,снежинки |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся Мы пришли сюда учиться –не лениться, а трудиться. Работаем… старательно, Слушаем… внимательно. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение учителя | ||
II. Речевая разминка | КоллективнаяСловесный. Фонетическая зарядка | – Пропойте гласные звуки | Поют гласные звуки | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный Правильное произношение звуков | ||
III. Актуализация опорных знаний | Фронтальная Словесный. Беседа, объяснение учителя | – Какие гласные звуки служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии? Буквы е и я особенные. Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [j’э], [j’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных. | – Твердость согласных обозначают: а, о, у, ы. – Мягкость согласных обозначают: и, е, я. Слушают объяснение учителя. | Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции. | Фронтальный Устные ответы | ||
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная Словесный Беседа, объяснение учителя | Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит и как будто бы …шуршит. Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель… (Ёжик) Ёжик – гость нашего урока. Сегодня он будет нам давать задания и познакомит нас с новым звуком и буквой. | Слушают учителя, отгадывают загадку | Принимают учебную задачу | Фронтальный Наблюдение учителя | ||
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности | Фронтальная. Словесный, практический. | Отгадайте загадку. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт. А в иголках круглый год? (Ель.) - Как по - другому называют это дерево? -Ребята, сегодня в гости к нам пришла елочка, которую мы с вами должны украсить .За каждый правильный ответ в нашей корзинке будет появляться шарик, а в конце урока вы ее украсите. -Проведём звуковой анализ слова ёлка. | Отгадывают загадку | Производят слого-звуковой анализ слова ёлка | Фронтальный Устные ответы | ||
1. Слого-звуковой анализ слова | Беседа, анализ слова, объяснение учителя, чтение правила | – Произнесите слово ёлка по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги? – Два звука, образовавших слияние [j’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной – буквой Ё. Если буква Ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [j’о] и тд. Ребята, смотрите, похоже, к нам пришел еще один гость. - Кто это? (утенок) - Что он делает? (поет) Ребята, мы с вами составили…(предложение). - Составьте схему предложения.. -Давайте составим звуковые модели слов утенок и поёт. -Первое слово утенок. -Произнесем это слово так, чтобы отчетливо был слышен каждый звук. - Кто хочет составить звуковую модель этого слова на интерактивной доске? | Выполняют слого-звуковой анализ слова ёлка. – Первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Первый слог состоит из двух звуков и отдельного звука [л], второй слог состоит из слияния [ка]. Ученик составляет схему предложения и звуковую модель слова утенок, поёт характеризуя каждый звук, а остальные в тетради. | Обозначают слияние [j’о] буквой Ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется | Практическая работа у доски | ||
Физкультминутка для глаз «Найди снежинку» | Коллективная | - Без чего не возможна зима?(Снег) -А снег-это... -Ребята, давайте глазками поищем снежинки и посчитаем их. | Выполняют под руководством учителя, считают снежинки, которые развешаны по классу | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный Правильное выполнение | ||
2. Знакомство с буквой Ё Видеопрезентация Учебник с.31 | Фронтальная Словесный, практический. | – На что похожа буква Ё? Е и Ё – родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. В. Степанов | Находят букву Ё на «ленте букв». Высказывают свои предположения. | Находят букву Ё на «ленте букв». | Фронтальный Работа с учебником Сравнительный анализ буквы Устные ответы | ||
3. Чтение слогов и слов (учебник, с. 31) | Фронтальная Словесный Чтение слов | – Прочитайте слоги. – Прочитайте слова. – Сколько звуков произносите вы, читая букву ё в слогах | Читают слоги и слова. – В слогах – [о], в словах – [j’о] | Читают слова с буквой Ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой Ё | Работа с учебником Чтение, устные ответы | ||
4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 30) | КоллективнаяСловесный, наглядный. Беседа | – Рассмотрите картинку. Что на ней изображено, какие животные? – Составьте по ней предложение (Звери играют на поляне.) | Рассматривают картинку, составляют предложение | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют предложение и схему | Коллективный Устные ответы | ||
5. Дидактическая игра «Малыши заблудились» (учебник, с. 30) | Парная Словесный, практический. Беседа, игра | – Прочитайте слова (названия животных и их детенышей). – Найдите каждому детенышу родителя | Читают, выполняют задание | Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей | Работа в парах Устные ответы, дидактическая игра игра | ||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | "Танец снеговиков" | Выполняют задание | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Коллективный Правильное выполнение движений | ||
VII. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? -Чему мы научились? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? –Посмотрите, сколько игрушек мы собрали! -Давайте,украсим нашу елочку!Какая красавица у нас получилась! -Ребята,оцените свою работу смайликом. – Вы прекрасно поработали!Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя Дети украшают елочку | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, Фронтальный Оценочный Устные ответы |
Предварительный просмотр:
Рефлексия урока в соответствии с требованиями ФГОС
№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1 | ФИО учителя | Южакова Наталья Григорьевна |
2 | Дата | декабрь |
3 | Предмет | Литературное чтение |
4 | Класс | 1 |
5 | Учащихся по списку | 10 |
6 | Учащихся по факту | 10 |
7 | Цель урока | Проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся. |
8 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | Урок оснащен наглядными пособиями, компьютерная презентация; Счетные палочки. Предметные картинки |
9 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | Соответствуют санитарным нормам |
10 | Наличие технологической карты урока. | Технологическая карта урока в наличии |
11 | Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию | Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) | ||
1 | Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока. | «Открытие» нового знания» Тема урока: «Гласные буквы Ё, ё» Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления |
2 | 1. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок 2. Речевая разминка. 3. Актуализация опорных знаний 4. Постановка учебной задачи 5. Усвоение новых знаний и способов деятельности 6. Физкультминутка для глаз «Найди снежинку» 7.Работа по учебнику 8. Закрепление знаний и способов действий. 9.Работа в парах/Дидактическая игра 10.Физминутка «Танец снеговиков» 11. Рефлексивно-оценочный. | Весь класс активно работает Готовят артикуляционный аппарат к чтению Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции. Принимают учебную задачу Производят слого-звуковой анализ слова ёлка. Обозначают слияние [j’о] буквой Ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов Читают слова с буквой Ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой Ё. Составляют предложение и схему. Понимают смысл прочитанного стихотворения. Выразительно читают его наизусть. Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ | ||
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. | Воспроизводящая деятельность – 20 минут, творческая – 20 минут. |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | - |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Работа в парах Взаимопроверка |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | Актуализация знаний о гласных буквах; Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | Каждый учащийся был включен в образовательный процесс и выполнял предложенные задания на доступном для него уровне. |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | 8 учащихся из класса легко давали полные и точные ответы на вопросы, быстро усвоили теоретический материал. Два ученика допускали ошибки в ответах. С ними пришлось работать совместно. |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильной рабочей позы. | Чередование деятельности учащихся: от фронтального опроса к индивидуальной работе. В течение урока проведены 2 физминутки. В течение всего урока учитель следил за осанкой учащихся. |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | ||
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | На уроке используются формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная. Используемый метод целесообразен и обоснован. |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | Использовалась коллективная работа в процессе актуализации знаний, открытия нового знания, закрепления знания и способов деятельности, рефлексии урока. |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | В классе царила атмосфера взаимопонимания, в работе были задействованы все ученики. Учитель отличает такт в отношении к ученикам. Учащихся привлекает также грамотная речь учителя и доброжелательный тон. |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Использовала установки в форме убеждения ,приводит примеры по теме урока |
5 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | Применяла различные формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых. |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Открытие нового понятия «особенная буква» |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | В течение урока использовала уже имеющиеся знания о гласных буквах |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | Данный материал был связан со знаниями учащихся, полученные на уроках окружающего мира, - Без чего невозможна зима? -А снег-это... |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | Грамотно формулировала задания для учащихся, используя формулировки: давайте вспомним отличительные признаки гласных звуков, Проведём звуковой анализ слова ёлка, Произнесите слово ёлка по слогам. Докажите, что на доске записано предложение. |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | Учащиеся планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | Упражнения творческого характера включены в содержание урока |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | Учащиеся под руководством учителя выявляли особенности буквы Ё, Формулировали способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов, что способствовало развитию познавательных УУД. В течение всего урока им приходилось общаться либо с учителем, высказывая свое мнение, либо с соседом по парте, что способствовало формированию их коммуникативных УУД. Саморегуляция своей деятельности при выполнении практической работы направлена на формирование регулятивных УУД. |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | На уроке использовался разнообразный материал, постоянно сменялись виды деятельности Урок закончен вовремя |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА | ||
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Эмоциональность урока на довольно высоком уровне |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | 7 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали правильную посадку за партой |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | Педагогическое поведение на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Умело организовывала класс на учебную деятельность |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | На уроке владела голосом, правильностью речи, дикцией. Использовала артистическое умение, педагогическую технику. |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | Рациональное использование средств обучения. Соблюдение норм СанПиН |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организовано обсуждение: – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Ребята,оцените свою работу смайликом. Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.(Украшенная елочка) Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Считаю, что урок прошёл продуктивно и насыщенно, цель урока достигнута. | ||
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ Продолжать работу в том же направлении, включать в работу дифференцированные задания, менять состав пар | ||
Подпись учителя: | Н.Г.Южакова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы
В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен учителям, родителям и детям, позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....
Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я
Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....
Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...
Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"
1В класс Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой б...
Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...
Чего больше: гласных звуков или гласных букв?
Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....
Конспект урока "Правописание гласных букв, гласная буква И", 1 класс, Школа России + презентация
Правописание гласных букв, буква И1. Организационный момент.1. Артикуляционная гимнастика «Ароматный цветок»2. Актуализация знаний.2. Составьте повествовательное предложение, восклицательное и вопроси...