Басня Крылова Ворона и Лисица
методическая разработка по чтению (4 класс)
обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylov-urok-_konspkt.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока литературы
Тема: “Басня И.А. Крылова “Ворона и Лисица”
2013
Класс: 4
Предмет: литература
Учебник: Литературное чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч– Москва, «Русское слово», 2010 г
Название раздела, темы: Русская басня.
Тема урока: И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Образный мир басни.
Цели урока:
1) обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.
2) развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, развивать индивидуальные творческие способности учащихся
3) воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать, прививать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: учебник «Литература 5 класс 1 часть» Г.С. Меркина, компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с текстом басни, карточки- информаторы
.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи:
Ход урока.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Организация начала занятия | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!» | Самоопределение | 1 мин |
Мотивация к учебной деятельности | личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли | --Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». --Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» -БАЯТЬ.(слайд1) --Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня) --Сегодня мы будем вести разговор о басне Крылова и учиться её выразительно читать.(слайд 2) -Вы догадались, о какой басне пойдёт речь? («Ворона и Лисица») (слайд 3) | Знакомство со статьёй учебника «О чтении и читателях». Учащиеся читают текст, делают выводы
Выявление желания знакомиться с творчеством автора | 6мин |
Постановка цели | личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
-Как же научиться читать с таким же мастерством? Определим цели нашего урока.(слайд 4) | Ознакомление с целями урока | 2 мин |
Открытие обучающимися нового знания | регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах | -Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. У каждого из вас есть карточки с текстом басни. Давайте составим план басни. -Итак, у нас получился такой план. (слайд5) | Работа в парах | 5 мин |
Физкульт-минутка | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! | Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту. | 1 мин | |
Организация деятельности по восприятию и анализу басни | личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах Регулятивные | 1.Мораль (слайд 6) -Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) ---Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. -Подчеркните самые важные для понимания слова.(слайд 6) --Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно) -Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной) -Но поучать можно по –разному. -А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) -----Попробуйте прочитать с учётом подсказок(слайд7) 2. Ворона и сыр -Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы? (под Вороной подразумевается человек) -Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет) - Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8)Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Объяснение ключевых слов учителем. Воспользуйтесь иллюстрацией.(слайд 9) -Как относится к ней Крылов (с усмешкой) В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно) (слайд 10) ---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 3.Появление лисицы (слайд 11) --Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица) -Почему? (показать, как голодна Лиса) -А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»? -На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12) - А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько)-Как называет Крылов Лису? (плутовка) -То есть, какая Лиса? (хитрая) --Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) --------Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша) - То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко. ---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
(слайд 13) - Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. ----------Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот) - Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот. -С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры?(просить, уговаривать) -Какими словами Лисица льстит Вороне?--Найдите и подчеркните.(слайд 14) -Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков) - А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить. ---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
(слайд 15) -В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией. - Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся). -Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы.-С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо). А как стоит произнести последнюю строчку? -Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16) ---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
| Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами Работают в группах Тренинг для 1 группы – выразительное чтение отрывка Тренинг для 2 группы – выразительное чтение отрывка тренинг для 3 группы –выразительное чтение отрывка тренинг для 4 группы –выразительное чтение отрывка тренинг для 5 группы –выразительное чтение отрывка | 20мин |
Рефлексия деятельности (итог урока) | личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. | -А теперь послушаем профессиональное чтение басни. -Вам понравился урок? -Чему научил вас сегодняшний урок? -В заключение сосчитайте свои солнышки. | Учащиеся делают выводы | 4 мин |
Домашнее задание | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. | Задание на выбор: 1.Сопоставить язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова. 2. Инсценируйте басню. 3. Выучить басню наизусть. | 1 мин |
Карточка-информатор
Ключевые слова
1) Лесть (льстец) – угодливое восхваление
2) Сколько раз твердили – постоянно повторяли
3) Гнусна - внушающая омерзение, вредна - опасна
4) Не впрок - не на пользу
5) Уголок – маленькое местечко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "
Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....
Презентация к уроку по теме: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Презентация способствует развитию интереса учащихся к произведению....
Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....
Поэтическая басня И. А. Крылова. « Ворона и лисица».
Цели:Образовательные:· продолжить знакомство с художественным жанром–басней;· обобщить знания дете...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" построен в соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...
Урок "Басня Крылова"Ворона и Лисица"
"Басня Крылова"Ворона и Лисица"...
обязательно найти презентация по теме басни Крылова "ворона и лисица"
Презентация для 3 класса по теме басни Крылова "Ворона и лисица"...