Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Библиотека".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Светлана Голуб

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе в помощь учителю начальных классов по теме "Библиотека" . УМК  "Школа России"  Литературное чтение 2 класс 1 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голуб Светлана Евгеньевна (учитель начальных классов) ГБОУ ООШ №3 и Грифлюк Ирина Антоновна (учитель начальных классов).

Урок литературного чтения во 2 классе УМК «Школа России» по учебнику Л.Ф.Климановой.

Тема: Библиотека.

Цели урока: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, выразительного чтения

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей домашней библиотеке, а также о той, которую они посещают. В чём её предназначение. Знать историю создания книг и библиотек, какие типы библиотек бывают, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать цели и  учебные задачи урока,  планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки  выполнения будущих работ

познавательные: анализировать текст стихотворения

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно- познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги, с иллюстрации учебника, со слайдов презентации,  разделять полномочия в группе при планировании проекта « О чём может рассказать школьная библиотека».

Личностные: осознать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста. Обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование к уроку: учебник « Литературное чтение» (2 класс), компьютер с мультимедийным проектором, карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой), зашифрованное название темы урока; выставка любимых книг.

Информация для учителя: Если есть возможность, то лучше этот урок провести в библиотеке.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

II. Речевая разминка.

- Учитель читает стихотворение. Кому оно посвящено? (Слайды №1,2)

 Библиотекарь.

В мире, как в небе звёздочек ясных,

Профессий и званий не перечесть.

И среди самых-самых прекрасных

Библиотекаря звание есть.

 

Библиотекарь – путеводитель

В самый загадочный мир из миров.

Библиотекарь – добрый хранитель 

Знаний и мудрости целых веков.

 

Библиотекарь, будто аптекарь,

Всегда вам подскажет, что почитать.

Библиотекарь – душ наших лекарь,

Его не возможно не почитать.

 

Пастырь духовный – библиотекарь –

Храма служитель пресветлого книг.

Издревле зовёт этот храм человека,

Чтобы он мудрости силу постиг.

 

Средь всех даров просвещённого века

Книга по-прежнему лучший нам друг.

Библиотека лучше аптеки:

Знания силою крепок наш дух!

                                        Татьяна Шувалова

- Как автор называет библиотекарей?

- Какими они ему кажутся?

- Чем ему представляются залы?

- Как автор говорит о книгах?

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Ребята, а что вы можете рассказать о библиотекарях и библиотеках?

- Какая тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о библиотеках, истории их создания,  узнаем о них много нового и интересного. А так же вспомним о том, как появились книги. Поговорим о современной библиотеке и правилах поведения в ней.

- Посмотрите на доску и прочитайте что нового сегодня мы с вами узнаем: (Слайд №3)

  1. Узнаем: …
  2. Научимся: …
  3. Будем учиться: …

IV. Работа над новым материалом.

Постановка проблемного вопроса урока.

- Были ли вы когда – нибудь в библиотеке?

- А знаете ли вы, что такое  библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

- Откройте страницу 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Чтение статьи о библиотеках.

Рассказ учителя о том, какие  бывают библиотеки, о  библиотеках мира с показом слайдов. (Слайды №4-9)

Работа в школьной библиотеке с библиотекарем.

- Что такое библиотека? Какие условия необходимы для работы библиотеки?

Издавна библиотека – это место, где сохраняют информацию, накопленную людьми, и представляют возможность с этой информацией ознакомиться.

- Как хранят информацию в современной библиотеке? Как быстро найти книгу на нужную тему? Сейчас мы с вами и узнаем.

Рассказ библиотекаря об алфавитном каталоге и картотеке.

- Представьте такую ситуацию. Что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что будете делать?

- Для этого, ребята, есть алфавитный каталог. На каждой карточке стоят фамилия автора каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке стоит нужная книга. По этому шифру можно найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю. Сейчас на смену бумажному каталогу в современных библиотеках приходит электронный каталог, который через специальную компьютерную поисковую систему помогает читателю осуществлять поиск нужных источников.( наглядно смотрим каталог и пробуем найти нужную книгу).

- А ещё, когда ты записываешься в библиотеку, на тебя заполняют читательский формуляр, куда заносят все необходимые сведения о тебе и твоих родителях. В этом формуляре ты будешь расписываться за каждую взятую книгу. На руки тебе выдадут читательский билет. Эти документы подтверждают твоё право на пользование данной библиотекой.

В библиотеке есть абонемент – это место выдачи книг на дом. Там тебе предложат выбрать нужные книги и запишут их в твой читательский формуляр, напомним о сроках возврата. Может оказаться так, что нужная тебе книга есть в библиотеке всего в одном экземпляре. И тебе придётся посетить читальный зал. Там ты сможешь не только прочитать редкие книги, которые не выдают на дом, но и поработать со справочными изданиями (словарями, энциклопедиями), полистать свежие номера газет и журналов.

- Давайте поговорим о правилах поведения в библиотеке (работа с карточками) « Что можно делать в библиотеке, а что нельзя!»

V. Закрепление материала

Разгадываем кроссворд (Слайд 10), можно дать как домашнее задание.

Перечитывание статьи по абзацам. Ознакомление с темами проектов, планов выполнения проектов.

 VI. Рефлексия

-Выберите и продолжите любое предложение

 1. На сегодняшнем уроке я узнал…

 2. На этом уроке я похвалил бы себя…

 3. После урока мне захотелось…

 4. Сегодня я сумел..

VII. Итоги:

- Для чего создавались библиотеки?

- От каких слов произошло слово «библиотека»?

- Где появились первые библиотеки?

- Какие библиотеки считаются первыми?

- Кем была создана библиотека в III веке до н.э.?

- Кто такой Птолемей, чем он прославился?

- Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

VIII. Домашнее задание: подготовка проекта « О чём может рассказать школьная библиотека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....

Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...