Разработка урока по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
А. Н. Плещеев «Детство»
Цели урока:
Познакомить со стихотворением А.Н. Плещеева.
Научить читать его выразительно, развивать четкую дикцию.
Формировать понятия: рифма, ритм, метафора.
Развивать внимание к слову, расширять словарный запас детей.
Воспитывать коллективизм, чувство ответственности.
Оборудование: оформленная доска.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Творческий пересказ.
- Постановка цели. Актуализация знаний
- На доске несколько предложений. Выберите те из них, в которых слова употребляются в переносном смысле:
Жемчуг в раковине блестел на солнце.
Роса рассыпалась по полю жемчугом.
Стрелы попадали точно в цель.
Богатырский конь летел стрелой навстречу опасности.
Окно разбили камнем.
- Почему в данном случае стало возможным употребление этих слов? Как называется этот прием в литературе? (это метафора, скрытое сравнение. Можно развернуть сравнение: роса, словно жемчуг, рассыпалась и т.д.)
- Для чего писатели и поэты используют этот прием? (Для создания более ярких образов.)
- Сегодня мы прочитаем стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Детство» и посмотрим, как метафоры помогают поэту создавать яркие, запоминающие образы.
4. Работа над новым материалом
1. Отработка четкой дикции.
- Какой жанр литературы создан специально для того, чтобы тренировать четкую дикцию? (Скороговорки.)
- Прочитайте эти скороговорки три раза: медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок:
У двора на траве дрова.
На горе на горке горько ревет Егорка.
2. Словарная работа.
- В тексте вам встретятся устаревшие и редко употребляемые слова.
Прочитайте их с доски. Понятен ли вам их смысл?
Оне – они.
Облюбили – полюбили и облюбовали( более современные формы).
Призрела-призреть – дать приют и пропитание. (В отличие от презреть, презирать – считать недостойным внимания, отвергать, пренебрегать, считать недостойным уважения.)
Пленять – покорять, подчинять своему очарованию.
3 Первичное чтение стихотворения про себя.
- Беседа.
- Что вы чувствовали, читая стихотворение? Какое у него настроение?
- Можно ли дать стихотворению другое название? Какое? Почему?
- Как вы думаете, герой стихотворения – тот от чьего имени ведется повествование – сам поэт или кто-то другой? Докажите.
- О чем вспоминает поэт?
- Найдите в тексте описание того места, о котором вспоминает Плещеев. Прочитайте только описание. (Выборочно читаются строки, иногда часть строки.)
- Как поэту удалось передать чувство упоения игрой?(Там матери нежный упрек забывался И выговор строгий отца…)
- Как вы думаете, почему один мальчик «всех памятней» ?
- Что особенно запомнилось поэту?
- Как относится Плещеев к своему товарищу? Докажите.
- Какие метафоры вы заметили в тексте? Как они помогают поэту создавать яркие образы? Почему именно такие слова употребляет поэт?(Рассеялась семья, светились глаза, огнем взор разгорался, свела ли в могилу болезнь и нужда, пленять ум.)
- Обратили ли вы внимание на то, что одна строфа повторяется почти в точности дважды. Найдите ее(их).
- Эти строфы словно обнимают центральную часть стихотворения, в которой поэт вспоминает конкретного друга. Что же предшествует этому и что следует за основной частью? (Пейзаж, воспоминания об играх и в конце снова картина природы, но уже в настоящем, с другими детьми.)
- Как вы думаете, зачем поэт использовал повтор? Помогает ли нам этот прием раскрыть главную мысль стихотворения?(Подсказка: попробуйте прочитать стихотворение без центральной части.)
- Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
- Закрепление изученного
- Составление «партитуры» чтения
- Давайте подготовимся к выразительному чтению этого стихотворения. Для этого возьмите в руки простые карандаши и подумайте – где вы должны сделать паузы в середине строк? Поставьте вертикальную черту. (Строфа/строка – 2/1, 3/1, 3/2, 7/1, 7/2, 8/1, 9/1, 10/1, 12/1, 14/1, 15/1, 15/3, 17/2, 17/4, 18/3)
Параллельно становится «+» там, где в конце строки нет паузы и предложение не заканчивается, переходит на следующую строку.
- Понаблюдайте за ритмом этого стихотворения. Напоминаю: ритм – это чередование ударных и безударных слогов. Простучите основанием карандашика ритм второй строфы.( В первой ритм нарушен!)
- Какое настроение основное, главное? Какое чувство вы хотите передать чтением этого стихотворения?
- Прочитайте так, чтобы понравилось поэту.
2.Выразительное чтение.
3.Обсуждение выразительности чтения и выставление коллективной оценки.
- Итог урока
- Хочу познакомить вас с краткой биографией А. Плещеева, написавшего это стихотворение.
Алексей Николаевич Плещеев родился в 1825 году в Костроме, в семье губернского чиновника. В 14 лет был отправлен в Петербург в военную школу. После нее два года учился в Петербургском университете. Первые стихи появились в печати, когда поэту было всего 19 лет. В это же время Плещеев становится членом революционного кружка. После разгрома кружка (а поэту в тот момент было 24 года) он был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой и солдатской службой. Около 10 лет Плещеев провел в ссылке. После этого он вышел в отставку и был взят под строгий надзор полиции. С этого момента он начинает активную литературную деятельность в журнале Некрасова «Современник», затем в «Отечественных записках». Был известен как переводчик и критик. Выпустил сборник стихов для детей «Подснежник». Много внимания уделял молодым литераторам, помогая им поддерживая. Умер Плещеев в возрасте 68 лет в Париже.
Домашнее задание
Рассмотреть иллюстрацию и подобрать к ней строки из стихотворения. По желанию – выучить их наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....