Разработка урока по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                                А. Н. Плещеев «Детство»

Цели урока:

Познакомить со стихотворением А.Н. Плещеева.

Научить читать его выразительно, развивать четкую дикцию.

Формировать понятия: рифма, ритм, метафора.

Развивать внимание к слову, расширять словарный запас детей.

Воспитывать коллективизм, чувство ответственности.

Оборудование:  оформленная доска.

                                                  Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Творческий пересказ.

  1. Постановка цели. Актуализация знаний

- На доске несколько предложений. Выберите те из них, в которых слова употребляются в переносном смысле:

            Жемчуг в раковине блестел на солнце.

            Роса рассыпалась по полю жемчугом.

            Стрелы попадали точно в цель.

            Богатырский конь летел стрелой навстречу опасности.

            Окно разбили камнем.

- Почему в данном случае стало возможным употребление этих слов? Как называется этот прием в литературе? (это метафора, скрытое сравнение. Можно развернуть сравнение: роса, словно жемчуг, рассыпалась и т.д.)

- Для чего писатели и поэты используют этот прием? (Для создания более ярких образов.)

- Сегодня мы прочитаем стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Детство» и посмотрим, как метафоры помогают поэту создавать яркие, запоминающие образы.

4. Работа над новым материалом

     1. Отработка четкой дикции.

         - Какой жанр литературы создан специально для того, чтобы     тренировать четкую дикцию? (Скороговорки.)

         - Прочитайте эти скороговорки три раза: медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок:

                                     У двора на траве дрова.

                                     На горе на горке горько ревет Егорка.

      2. Словарная работа.

          - В тексте вам встретятся устаревшие и редко употребляемые слова.

            Прочитайте их с доски. Понятен ли вам их смысл?

                                      Оне – они.

                                      Облюбили – полюбили и облюбовали( более современные формы).

                                      Призрела-призреть – дать приют и пропитание. (В отличие от            презреть, презирать – считать недостойным внимания, отвергать, пренебрегать, считать недостойным уважения.)

                                      Пленять – покорять, подчинять своему очарованию.

       3  Первичное чтение стихотворения про себя.

  1. Беседа.

- Что вы чувствовали, читая стихотворение? Какое у него настроение?

- Можно ли дать стихотворению другое название? Какое? Почему?

- Как вы думаете, герой стихотворения – тот от чьего имени ведется повествование – сам поэт или кто-то другой? Докажите.

- О чем вспоминает поэт?

- Найдите в тексте описание того места, о котором вспоминает Плещеев. Прочитайте только описание. (Выборочно читаются строки, иногда часть строки.)

- Как поэту удалось передать чувство упоения игрой?(Там матери нежный упрек забывался И выговор строгий отца…)

- Как вы думаете, почему один мальчик «всех памятней» ?

- Что особенно запомнилось поэту?

- Как относится Плещеев к своему товарищу? Докажите.

- Какие метафоры вы заметили в тексте? Как они помогают поэту создавать яркие образы? Почему именно такие слова употребляет поэт?(Рассеялась семья, светились глаза, огнем взор разгорался, свела ли в могилу болезнь и нужда, пленять ум.)

- Обратили ли вы внимание на то, что одна строфа повторяется почти в точности дважды. Найдите ее(их).

- Эти строфы словно обнимают центральную часть стихотворения, в которой поэт вспоминает конкретного друга. Что же предшествует этому и что следует за основной частью? (Пейзаж, воспоминания об играх и в конце снова картина природы, но уже в настоящем, с другими детьми.)

- Как вы думаете, зачем поэт использовал повтор? Помогает ли нам этот прием раскрыть главную мысль стихотворения?(Подсказка: попробуйте прочитать стихотворение без центральной части.)

  1.  Физкультминутка                                   

                                       На зарядку солнышко поднимает нас.

                                       Поднимаем руки мы по команде «раз».

                                       А над нами весело шелестит листва.

                                       Опускаем руки мы по команде «два».

                                       Соберем в корзинки ягоды, грибы –

                                       Дружно наклоняемся по команде «три».

                                       На «четыре» и на «пять»

                                       Будем дружно мы скакать.

                                     Ну, а по команде «шесть»

                                     Всем за парты тихо сесть!

  1.  Закрепление изученного  
  1. Составление «партитуры» чтения

- Давайте подготовимся к выразительному чтению этого стихотворения. Для этого возьмите в руки  простые карандаши и подумайте – где вы должны сделать паузы в середине строк? Поставьте вертикальную черту. (Строфа/строка – 2/1, 3/1, 3/2, 7/1, 7/2, 8/1, 9/1, 10/1, 12/1, 14/1, 15/1, 15/3, 17/2, 17/4, 18/3)

Параллельно становится «+» там, где в конце строки нет паузы и предложение не заканчивается, переходит на следующую строку.

- Понаблюдайте за ритмом этого стихотворения. Напоминаю: ритм – это чередование ударных и безударных слогов. Простучите основанием карандашика ритм второй строфы.( В первой ритм нарушен!)

- Какое настроение основное, главное? Какое чувство вы хотите передать чтением этого стихотворения?

- Прочитайте так, чтобы понравилось поэту.

2.Выразительное чтение.

3.Обсуждение выразительности чтения и выставление коллективной оценки.

  1.  Итог урока

        - Хочу познакомить вас с краткой биографией А. Плещеева, написавшего это стихотворение.

Алексей Николаевич Плещеев  родился в 1825 году в Костроме, в семье губернского чиновника. В 14 лет был отправлен в Петербург в военную школу. После нее два года учился в Петербургском университете. Первые стихи появились в печати, когда поэту было всего 19 лет. В это же время Плещеев становится членом революционного кружка. После разгрома кружка (а поэту в тот момент было 24 года) он был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой и солдатской службой. Около 10 лет Плещеев провел в ссылке. После этого он вышел в отставку и был взят под строгий надзор полиции. С этого момента он начинает активную литературную деятельность в журнале Некрасова «Современник», затем в «Отечественных записках». Был известен как переводчик и критик. Выпустил сборник стихов для детей «Подснежник». Много внимания уделял молодым литераторам, помогая им поддерживая. Умер Плещеев в возрасте 68 лет в Париже.

Домашнее задание

Рассмотреть иллюстрацию и подобрать к ней строки из стихотворения. По желанию – выучить их наизусть.

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....