Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -1класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -1класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_1_kl_zpr.docx | 69.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе ООО
для детей с ЗПР
Утверждённой приказом №568 от 31.08.2016г.
С изменениями от 30.08.2019 г., приказ №291
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № 1 от « 31 » 08. 2019 г.
Руководитель кафедры / / Л. В. Шабалина
Согласовано
Заместитель директора / / Е. В. Зверева
«___ » ______ 2019 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» - 132 часа
для учеников 1 «а, в» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по литературному чтению на основе авторской программы
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, 1кл., г. Москва, «Просвещение» 2014г. Учебник: Азбука в 2 ч.1 класс / В. Г. Горецкий / – Москва, Просвещение, 2015 г., Литературное чтение в 2 ч. 1 кл., Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение»2017 г.
Составитель: Буданцева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной. Категории
пгт. Пионерский
2019 год
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по литературному чтению на основе авторской программы
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, 1кл., г. Москва, «Просвещение» 2014г. Учебник: Азбука в 2 ч.1 класс / В. Г. Горецкий / – Москва, Просвещение, 2015 г., Литературное чтение в 2 ч. 1 кл., Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение»2017 г.
Цели и задачи обучения предмету
Цели: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Индивидуальные особенности обучающегося с ЗПР
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и
мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной
сферы. В процессе чтения дети с большим трудом соотносят звуки речи с письменными символами (буквами), смешивают графически сходные буквы, переставляют звуки при чтении слогов и слов. Разнообразные нарушения чтения у детей с задержкой психического развития, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных и симультанных процессов. У детей с задержкой психического развития плохо формируются эмпирические грамматические обобщения. Поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций, а многие конструкции они вообще не используют. Такие дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи. Их собственная речь характеризуется примитивностью грамматического строя, бедностью словаря. У них комплекс речевых нарушений, в том числе и нарушения чтения, а также трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа, синтеза, трудности соотношения звука с буквой. В процессе чтения дети ошибочно прочитывали сложные по структуре слоги и слова, путали сходные по начертанию буквы.
Основные направления коррекционной работы
-преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения;
-формирование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух и про себя;
-формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
-развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
-преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
-развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
-привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
-Развитие речи, овладение техникой речи.
-Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общая характеристика учебного предмета
Начальным этапом изучения литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте».
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоят и другие задачи — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и
формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями;
Послебукварный (заключительный) период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и 6 выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением
содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (4 ч в неделю, 33 недели): из них 92 ч. отводится на изучение обучению грамоте и 40 ч. отводится на литературное чтение.
Ценностные ориентиры
Обучение грамоте как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление (присвоение) учащимися системы ценностей.
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
В классе обучаются дети со средним, низким уровнем обученности. Учащиеся малоактивны на уроках, задания выполняют по аналогии. Затрудняются контролировать, оценивать работу других и свою. Отвечают на поставленный вопрос педагога одним словом. Речь плохо развита.
Планируемые результаты
Обучение грамоте.
Личностные.
Добукварный период
1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
2. Проявлять интерес к новому учебному материалу
3. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной).
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период.
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные результаты.
Добукварный период.
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Букварный период (основной).
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия,
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,
Послебукварный период.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Предметные результаты
Добукварный период.
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; -выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску
предложения; - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Букварный период (основной).
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Послебукварный период.
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений,
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
- вырабатывать навыки грамотного письма.
- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Литературное чтение.
Личностные.
Учащиеся научатся: l) называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
2) понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
3) знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
4) размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
5) понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
6) проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
7) понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;
8)понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
9)относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
10) относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся: l) читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
2) понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
3) планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
4) контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
5) оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
6) определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
7) фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
8) анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
9) осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.; l стремиться преодолевать возникающие трудности, прояв- лять волевое усилие (с помощью учителя).
Учащиеся получат возможность научиться: l) принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
2) понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся: осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
4) находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
5) работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
6) соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Учащиеся получат возможность научиться: l) самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
2) выделять в тексте основные части; определять микро- темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; 3) группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
4) сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД .
Учащиеся научатся: l) отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
2)создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
3)участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
4) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
5) участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться: l) задавать уточняющие вопросы на основе образца;
2) принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
3) подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные результаты.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся: l) воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
2)чётко и правильно произносить все звуки;
3) плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения ;
4)читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
5) читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
6)определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
7) определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
8) восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
9) соотносить иллюстрации и текст;
10) называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
11) уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
11) выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
l2) отгадывать с помощью учителя загадки , сопоставлять их с отгадками;
13) отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
14) объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Учащиеся получат возможность научиться: l) соотносить название рассказа с его содержанием;
2) отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
3)читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
4) читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
5) задавать вопросы по прочитанному произведению;
6) при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
7) пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
8) выявлять под руководством учителя особенности научно- познавательных и художественных текстов;
9) определять особенности прозаического и поэтического текстов;
10) высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
11) сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся: l восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
2) восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
3) составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
4) придумывать окончание сказок по образцу.
Учащиеся получат возможность научиться: l) сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
2) самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
3)обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)
Литературоведческая пропедевтика
Учащие научатся: l) на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
2) отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
3) понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
4) отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
5) знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Учащиеся получат возможность научиться: l) находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
2)определять тему произведения, выставки;
3)оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества».
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу. Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Тематическое планирование
№ п/п | № п/п раздела | Название тем урока | Дата по плану | Дата по факту | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности |
Добукварный период. – 14 часов | Научатся: - отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; - выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков; -осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации; - обозначать гласные звуки буквами; - рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; - наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; Научатся: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного; - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист,оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы. - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью -давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы. -распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания. ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного; - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. -осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека; – понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; – применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста; – составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); – вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; – выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; – работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор); – полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища; – осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями; – давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания; – создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». - Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; Достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя; справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя; - Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. - осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека; – понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; – применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста; - составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
| Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». | ||||
1 | 1 | «Азбука» - первая учебная книга. | 02.09 | |||
2 | 2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 04.09 | |||
3 | 3 | Слово и предложение. | 05.09 | |||
4 | 4 | Слог. | 06.09 | |||
5 | 5 | Ударение. | 09.09 | Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т. д. Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей). Оценивать результаты своей работы на уроке. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделять согласные звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать за особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их слышать и различать согласные звуки в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов | ||
6 | 6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 11.09 | |||
7 | 7 | Звуки в словах. | 12.09 | |||
8 | 8 | Слог – слияние. | 13.09 | |||
9 | 9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 16.09 | |||
10 | 10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 18.09 | |||
11 | 11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 19.09 | |||
12 | 12 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 20.09 | |||
13 | 13 | Гласный звук [ы], буква ы. | 23.09 | |||
14 | 14 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 25.09 | |||
Букварный период (основной). – 59 часов. | ||||||
15 | 1 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 26.09 | |||
16 | 2 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 27.09 | |||
17 | 3 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 30.09 | |||
18 | 4 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 02.10 | |||
19 | 5 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 03.10 | |||
20 | 6 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 04.10 | |||
21 | 7 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. | 07.10 | |||
22 | 8 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. | 09.10 | |||
23 | 9 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. | 10.10 | |||
24 | 10 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. | 11.10 | |||
25 | 11 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 14.10 | с новыми звуками. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы. Соотносить новые звуки и буквы их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки [н], [н’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдать за работой буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего со- гласного звука (буква и). Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествую- щего согласного ([н] или [н’]). Составлять рассказ по сюжетной картинке. Самостоятельно читать предложения (Но! Но! Но!). Наблюдать за расхождением написания слов (оно, она, они) с их звуковой формой. Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение). Сравнивать два вида чтения. Наблюдать за употреблением заглавной буквы в именах. | ||
26 | 12 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 16.10 | |||
27 | 13 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 17.10 | |||
28 | 14 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 18.10 | |||
29 | 15 | Гласные буквы Е, е. | 21.10 | |||
30 | 16 | Гласные буквы Е, е. | 23.10 | |||
31 | 17 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 24.10 | |||
32 | 18 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 25.10 | |||
33 | 19 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 06.11 | |||
34 | 20 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 07.11 | |||
35 | 21 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 08.11 | |||
36 | 22 | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 11.11 | |||
37 | 23 | Повторение и закрепление изученного. | 13.11 | |||
38 | 24 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 14.11 | |||
39 | 25 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 15.11 | |||
40 | 26 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 18.11 | |||
41 | 27 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 20.11 | |||
42 | 28 | Гласные буквы Я, я. | 21.11 | |||
43 | 29 | Гласные буквы Я, я. | 22.11 | Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Объяснять смысл пословиц. Составлять высказывания о любви к Родине. Рассуждать о необходимости трудиться на благо родной страны. Читать предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. Воспроизводить сказку по серии рисунков. Строить собственные высказывания о любви к Родине определять разные значения одного слова. Определять место изученной буквы на ленте букв. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось). Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Слышать и различать новые звуки в словах сюжетной картинке. Читать текст вслух. Читать предложения с ин- тонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Соотносить текст и иллюстрацию. Продолжать текст по его началу с опорой на иллюстрацию. Объяснять смысл пословицы. Отгадывать загадку. Читать наизусть стихотворение. Наблюдать за изменением формы слова (осины — осина). Наблюдать за родственными словами. Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчётливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильность ответов. Определять место изученной буквы на ленте букв. Соотносить все изученные буквы со звуками. Озаглавливать текст. Наблюдать за изменением слов. Включать слово в предложение. Завершать незаконченное предложение с опорой на общий смысл предложения. Разгадывать ребусы: определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения. Объяснять разные значения одного слова. Составлять рассказ на основе сюжетных рисунков: рассматривать рисунки, определять последовательность событий, называть события, озаглавливать каждую картинку. Определять место изученной буквы на ленте букв. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Характеризовать новые звуки. Добавлять слоги до слова (то —лото, ти — дети и т. п.). Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выявлять особенности структуры нового материала учебника (отсутствие плашек с отдельными бук вами, таблиц, ленты букв, наличие вступительных статей об авторах художественных текстов). Прогнозировать содержание уроков послебукварного периода. Читать трудные для прочтения слова из текста, предварительно записанные печатными буквами учителем на доске. Объяснять значение предварительно записанных учителем на доске слов и словосочетаний, важных для понимания содержания текста. Воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя (хорошо читающих учащихся). | ||
44 | 30 | Гласные буквы Я, я. | 25.11 | |||
45 | 31 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 27.11 | |||
46 | 32 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 28.11 | |||
47 | 33 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 29.11 | |||
48 | 34 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 02.12 | |||
49 | 35 | Повторение и закрепление изученного. | 04.12 | |||
50 | 36 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 05.12 | |||
51 | 37 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 06.12 | |||
52 | 38 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 09.12 | |||
53 | 39 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 11.12 | |||
54 | 40 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 12.12 | |||
55 | 41 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 13.12 | |||
56 | 42 | Гласные буквы Ё, ё. | 16.12 | |||
57 | 43 | Гласные буквы Ё, ё. | 18.12 | |||
58 | 44 | Звук [j], буквы Й, й. | 19.12 | |||
59 | 45 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 20.12 | |||
60 | 46 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 23.12 | |||
61 | 47 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 25.12 | |||
62 | 48 | Гласные буквы Ю, ю. | 26.12 | |||
63 | 49 | Гласные буквы Ю, ю. | 27.12 | |||
64 | 50 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 09.01 | |||
65 | 51 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 10.01 | |||
66 | 52 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 13.01 | |||
67 | 53 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 15.01 | |||
68 | 54 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 16.01 | |||
69 | 55 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 17.01 | |||
70 | 56 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 20.01 | |||
71 | 57 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 22.01 | |||
72 | 58 | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 23.01 | |||
73 | 59 | Русский алфавит. | 24.01 | |||
Послебукварный период. – 19 часов | ||||||
74 | 1 | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 27.01 | |||
75 | 2 | К. Ушинский. Наше отечество. | 29.01 | |||
76 | 3 | В. Крупин. Первоучители словенские. | 30.01 | |||
77 | 4 | В. Крупин. Первый букварь. | 31.01 | |||
78 | 5 | А.С.Пушкин. Сказки. | 03.02 | |||
79 | 6 | Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. | 05.02 | |||
80 | 7 | К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. | 06.02 | |||
81 | 8 | К.И.Чуковский. Телефон. | 07.02 | |||
82 | 9 | К.И.Чуковский. Путаница. | 10.02 | |||
83 | 10 | В.В.Бианки. Первая охота. | 12.02 | |||
84 | 11 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. | 13.02 | |||
85 | 12 | М.М.Пришвин. Предмайское утро. | 14.02 | |||
86 | 13 | М.М.Пришвин. Глоток молока. | 17.02 | |||
87 | 14 | А.Л.Барто. Стихи. | 19.02 | |||
88 | 15 | В.Осеева. Рассказы. | 20.02 | |||
89 | 16 | Б.Заходер. Веселые стихи. | 21.02 | Строить высказывание о первом впечатлении от прочитанного текста. Анализировать рассказ: находить в тексте нужную информацию и отвечать на вопросы по содержанию текста; отвечать на вопросы с опорой на текст (подкреплять свой ответ примерами из текста выборочным чтением на основе чтения про себя); определять основную мысль текста. Читать рассказ выразительно: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Читать орфоэпически правильно. Соотносить иллюстрацию с содержанием рассказа. Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова ля характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов, декламировать стихи; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить сходство и различия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах, и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги для выставки в соответствии с темой раздела, рассказывать о них в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное про- изведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему, на разные темы. | ||
90 | 17 | В.Берестов. Песенка – азбука. | 02.03 | |||
91 | 18 | Обобщающий урок по теме «Писатели - детям» | 04.03 | |||
92 | 19 | Проект «Живая азбука» | 05.03 | |||
Литературное чтение. Вводный урок - 1 час | ||||||
93 | 1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений | 06.03 | |||
Жили-были буквы - 7 часов | ||||||
94 | 1 | В.Данько«Загадочные буквы», И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». | 11.03 | |||
95 | 2 | С.Чёрный «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | 12.03 | |||
96 | 3 | Г.Сапкир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» | 13.03 | |||
97 | 4 | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука», С.Маршак «Автобус №26» | 16.03 | |||
98 | 5 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 18.03 | |||
99 | 6 | Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | 19.03 | |||
100 | 7 | Внеклассное чтение В.Драгунский «Друг детства» | 20.03 | |||
Сказки, загадки, небылицы - 7 часов | ||||||
101 | 1 | Русская народная сказка «Теремок» | 30.03 | |||
102 | 2 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 01.04 | |||
103 | 3 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 02.04 | |||
104 | 4 | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | 03.04 | |||
105 | 5 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Русская народная сказка «Петух и собака» | 06.04 | |||
106 | 6 | К.Ушинский «Гусь и Журавль», JI.Толстой «Зайцы и лягушки». | 08.04 | |||
107 | 7 | Внеклассное чтение. Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» | 09.04 | |||
Апрель, апрель. Звенит капель! - 5 часов | ||||||
108 | 1 | А.Майков «Ласточка примчалась...», А.Блещеев «Травка зеленеет..» | 10.04 | |||
109 | 2 | А.Майков «Весна», Т Белозёров «Подснежники» | 13.04 | |||
110 | 3 | С.Маршак «Апрель», И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | 15.04 | |||
111 | 4 | Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки» | 16.04 | |||
112 | 5 | Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. | 17.04 | |||
И в шутку и всерьёз - 7 часов. | ||||||
113 | 1 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». | 20.04 | |||
114 | 2 | Я.Тайц «Волк» | 22.04 | |||
115 | 3 | Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 23.04 | |||
116 | 4 | К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет» ,О.Григорьев «Стук» | 24.04 | |||
117 | 5 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 27.04 | |||
118 | 6 | К.Чуковский «Телефон» | 29.04 | |||
119 | 7 | М.Пляцковский «Помощник». | 30.04 | |||
Я и мои друзья - 7 часов | ||||||
120 | 1 | Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок» | 06.05 | |||
121 | 2 | В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет» | 07.05 | |||
122 | 3 | И.Пивоварова«Вежливый ослик», В.Берестов «В магазине игрушек», В Орлов «Если дружбой...» | 08.05 | |||
123 | 4 | Я.Аким «Моя родня» | 13.05 | |||
124 | 5 | С.Маршак «Хороший день» | 14.05 | |||
125 | 6 | По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу» | 15.05 | |||
126 | 7 | Д.Тихомиров « Мальчики и лягушки», «Находка» | 18.05 | |||
О братьях наших меньших - 6 часов. | ||||||
127 | 1 | С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак...» В.Осеева «Плохо», И.Токмакова«Купите собаку» | 20.05 | |||
128 | 2 | Контроль знаний. | 21.05 | |||
129 | 3 | Работа над ошибками. М Пляцковский «Цап Царыпыч», Г.Сапгир «Кошка», В.Берестов «Лягушата» | 22.05 | |||
130 | 4 | В.Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет». | 25.05 | |||
131 | 5 | Д.Хармс «Храбрый ёж» Н.Сладков «Лисица и ёж» С.Аксаков «Гнездо». | 27.05 | |||
132 | 6 | Разноцветные странички- весёлые стишки. | 28.05 |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники: Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2014г.
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. 1 класс. Часть 1, 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по литературному чтению разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для обучающихся с ОВЗ 1 класс (вариант 7.1)
АООП для обучающихся с ОВЗ по литературному чтению (вариант 7.1)...
Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 1 .1 класс
Рабочая программа по литературному чтению 1.1 клас. Второй год обучения...
Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ОВЗ (5 часов в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...
Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями в речи (ТНР), на основе общеобразовательной программы ...