Конспект урока литературного чтения по теме: И.З.Суриков «Детство»
план-конспект урока по чтению
Тип урока:урок «открытия» нового знания
Цели:
создать условия для восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.
Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение, овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_surikov_detstvo.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия №8»
Конспект урока литературного чтения
по теме:
И. З. Суриков «Детство»
Приготовила: Мунтяну Ирина Михайловна
Категория: Высшая
2021 - 2022 учебный год
г.Коломна
УМК «Школа России»
Тема: Иван Захарович Суриков «Детство»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели:
создать условия для восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.
Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение, овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов;
- овладение навыками смыслового чтения;
-находить сравнения и олицетворение в стихотворении;
-представлять картины в стихотворении;
-применять навыки разных видов чтения изучающее, смысловое, выборочное, поисковое;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- участвовать в обсуждении;
- уметь пользоваться простейшим анализом поэтического текста;
- выразительно читать.
Личностные:
- овладевают навыками адаптации в обществе, принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности,
- стремятся развивать логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют самостоятельность эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции и понимать эмоции других.
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
-1-
Содержание урока:
I. Организационный момент.
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Время детства золотое,
Юность без тревог!
Хоть бы день из этой жизни
Возвратить я мог!
Детство, нет тебе возврата!
Пронеслось, прошло;
Только в памяти живёшь ты
Ярко и светло.
— Ребята, я неслучайно начала наш урок с этих строк. Сегодня мы соприкоснёмся с миром поэзии. А что же такое поэзия? (Ответы детей 1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное. 2. Стихи, произведения, написанные стихами.)
- Ребята да, мы с вами сомневаемся, не можем дать точное определение что такое поэзия.
- Какие у нас есть с вами источники информации? ( ответы детей).
ИСТОЧНИКИ
ВЗРОСЛЫЕ КНИГА ИНТЕРНЕТ
СЛОВАРЬ
- Я посмотрела по словарю и поэзия
- ПОЭ́ЗИЯ-
1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.
2. Стихи, произведения, написанные стихами.
3. Красота и прелесть чего-н., возбуждающие чувство очарования.
- Действительно мир поэзии – это не только стихи, это и красота окружающего мира, это мир чувств и настроений.
- Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка. Установка на худ. восприятие произведения.
— Ребята, давайте в начале нашего урока в качестве разминки поиграем в Ассоциации. Я, как обычно, называю слова, а вы, молча, будете записывать ассоциации, которые у вас возникнут.
РАБОТАЕМ В ПАРАХ. Достаньте из конверта карточку светло-жёлтого цвета. Договоритесь, кто будет писать и приготовьте ручку. Задание по рядам.
Слова для эксперимента: осень, лето, весна
-2-
— Ребята, прочитайте вслух свои записи.
— А теперь сравним ответы. Думаю, Вы заметили, что у многих из вас названия времён года вызывают схожие мысли, образы, воспоминания.
— Давайте, подытожим. А о каком времени года мы с вами не говорили? Да, вы правы о зиме.
Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, а для детей это еще и зимние забавы.
- А в какие игры зимой играете вы? ( снежки, коньки, катание на санках…)
III. Сообщение темы урока и постановка цели.
— Прекрасно! А кто гадался, как будет звучать тема нашего урока? (Стихотворение о зимних забавах, о детстве )
— Действительно, сегодня мы познакомимся со стихотворением о детстве одного замечательного русского поэта 19 века. Какого? Вы узнаете сами, если внимательно посмотрите на эти портреты. Найдите автора, чьё стихотворение мы будем изучать и обоснуйте свой выбор. (писатели, поэт…)
— Правильно, это Иван Захарович Суриков.
— Сегодня мы познакомиися с основной темой стихотворения Ивана Захаровича Сурикова, узнаем насколько весело и забавно бывает зимой, в детстве. ОТКРЫТЬ тему урока (И. З. Суриков “ Детство”).
Определите задачи урока, используя опорные слова…
- Мы познакомимся с… (с биографией поэта, его стихотворением).
- Мы вспомним…(что такое стихотворение, ранее изученные понятия…)
-Мы поработаем над…(развитием устной речи, безошибочным выразительным чтением).
- Мы будем уметь…(размышлять над прочитанным, выразительно читать).
Всё правильно. А работать мы будем по следующему плану (план на доске)
-Желаю вам продуктивной работы.
IV. Работа над содержанием текста.
- Первичное чтение стихотворения(аудиозапись).
-Сейчас мы послушаем стихотворение И. Сурикова «Детство». Скажите, можем ли мы по названию произведения понять, о чём пойдёт речь?
-3-
- Послушайте стихотворение. Проверим наши предположения.
– Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение. И как мы обычно с вами делаем поиграем в игру «День-ночь». Закройте глаза, примите удобное для вас положение, представить картины зимней природы.
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Показаны все радости зимних развлечений. Ватага ребятишек весело резвится в снегу, не думая ни о чем. Слушая данные строки, невольно возникает желание самому прокатиться с горки и скатиться кубарем в сугроб.
- Ранее мы уже знакомились с творчеством и биографией поэтов 19 века.
- Я думаю ребята вам было интересно узнать факты о жизни поэта И. Сурикова. А вспомнить на поможет игра «Верю - не верю», в которую мы с вами не раз играли.
- Нам понадобятся светофоры.
Биография поэта.
1. Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка? (Да, действительно, обучился грамоте у двух сестёр-богомолок из разорившейся купеческой семьи. Обучение происходило по старославянским текстам, где чтение слов происходит на распев. Это придало, в последствии, стихам Сурикова особую ритмичность и мелодичность).
2. Суриков родился в 2021 году? (Нет ребята, Иван Суриков появился на свет сто лет назад, 6 апреля 1841 году в деревне Новосёлово, Ярославской губернии в семье крестьянина).
3. Поэт помогал отцу вести торговлю когда ему было 20 лет? (Нет, работать и помогать отцу в лавке он начал гораздо раньше в 8 лет. Он был вам почти ровесником, чуть моложе вас).
4. В 16 лет вышел первый сборник, верите или не верите? (Да, Иван Суриков много трудился, любил читать и стремился к новым знаниям, поэтому первый сборник стихов вышел когда ему было всего 16 лет).
ФИЗМИНУТКА для глаз.
Поразмышляем над прочитанным.
- Повторное чтение стихотворения – осмысление первого впечатления.
— А теперь более подробно изучим текст и приступим к его анализу.
- Откройте учебник стр.72
-4-
Дети читают первую часть
- Мы прочитали 1 часть.
1. - Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
(Первая часть - красота природы зимой, зимнего пейзажа, детских зимних забав и веселья).
2. - Как можно её озаглавить? ( Катание с горы)
На доске повесить иллюстрации: 1. Катание с горы.
3. - А где происходило событие? (в деревне)
4. - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? (Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб).
5. - Как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? ( Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека).
— Ребята, а давайте попробуем доказать, что перед нами стихотворное произведение? В чём отличие стихотворного текста от прозаического? (стихи записываются короткими строчками, есть ритм, рифма).
— Возьмите голубые карточки: составьте ритмический рисунок, определите стихотворный размер.
ВРЕМЯ!!! На эту работу у вас есть 2 минуты, за полминуты я вас предупрежу.
Ребята, которые сделают работу раньше могут встать.
ПРОВЕРКА. (у доски работает ученик).
Ритмическим строем автор избрал двухстопный размер, мы видим, что ударение падает на второй слог.
Именно это и задает достаточно быстрый темп при прочтении данного произведения.
Оцените свою работу с помощью сигналов (показывают три цвета…)
Работа с литературоведческими терминами
- Для работы над лирическим произведением нам понадобиться знание литературных терминов ?? - Вспомним, что обозначают эти термины. - Выберите термины на доске, которые вам знакомы и зачитайте.
-5- - Выполним графический диктант. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет -. МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА работают у доски.
1) Рифма – это повтор звуков, связывающих окончания слов
2) Пейзаж – это жанр литературы
3) Эпитет – красочное определение, которое подчеркивает один из признаков предмета.
4) Сравнение – это картина природы (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому).
5) Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
6) Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому.
ВЗАИМОПРОВЕРКА +,- , +, -,+,+
За эту работу за каждый правильный ответ поставьте 1 балл. Посчитайте количество баллов. Встаньте те, кто набрал 6, 5, 4.
-Спасибо за работу, вы молодцы!
— Я думаю что проведённая нами работа поможет вам в дальнейшем лучше понять лирическое произведение.
Читаем дальше. Вторую часть прочитайте жужжащим чтением
Кто будет готов – встаёт. (Вторая часть более философская, что роль зимы в жизни человека очень важная, дальше автор описывает насколько она важная).
1. — А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)
2. — Вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).
3. - Что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. (Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха).
4. - Как можно озаглавить вторую часть. (Бабушкины сказки).
На доску прикрепляется вторая иллюстрация.
-6-
- Словарная работа.
— Ребята, при чтении стихотворения вам встретились слова, значение которых, возможно, не совсем ясны?
Словарная работа (в парах) будет проводиться следующим образом:
На листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед!
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Проверка
Встаньте те, кто правильно выполнил эту работу.
— Надеюсь, что проведённая нами словарная работа поможет вам лучше уловить настроение автора.
ДАВАЙТЕ И МЫ СМЕНИМ РАБОТУ НА ОТДЫХ И ПРОВЕДЁМ
ФИЗМИНУТКА
Третью часть читаю сама. ( чтение прием с «мнимое слово»)
1. — Как можно озаглавить эту часть? (Волшебный сон. Наступление утра). Вывешивается на доске иллюстрация
2. — Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? (Иван –царевич)
3. – Молодцы, ребята. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие. Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
4. - А как надо эти слова понимать? ( Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика. У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки).
5. - Чему учит стихотворение "Детство"? (Стихотворение учит ценить то, что имеешь, учит радоваться жизни, не думать о бедах и горе. Учит любить свой дом, свою семью. Учит фантазировать). - Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Иван Захарович Суриков.
VI. Подведение итогов уроков. Рефлексия. Работа в группах
ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»
- Ребята, мы с вами прочитали Стихотворение И.З. Сурикова «Детство», а теперь я вам предлагаю выполнить интересное задание, которое называется «Синквейн».
- Работать будем группами. У каждой группы на парте лежит конверт. Достаньте из него схему. Составьте синквейн.
- Если у вас возникнут трудности, поднимите руку и я к вам подойду
- Преступайте к составлению синквейна. Время 2 минуты.
- Кто желает прочитать свой синквейн всему классу?
- Ребята, я тоже дома попробовала составить синквейн и вот что у меня получилось.
Детство.
Веселое, счастливое.
Играть, веселиться, расти.
Лучшее время в жизни.
Радость.
На доске появляется синквейн
VIII. Домашнее задание.
Домашнее задание будет необычное. На следующем уроке проведём конкурс «Лучший чтец стихов о природе».
— Спасибо, ребята, за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема: "Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"
Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма успешно, на одном дыхании....
Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Друг детства" (УМК "Школа 2100)
Учить читать - такую задачу поставила я перед собой, предполагая, что чтение художественного текста - процесс медленный, потому что читает ребенок в режиме диалога с автором (думает над смыслом ...
Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)
Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....
Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...
Конспект урока литературного чтения 4 класс из раздела «Страна детства»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе из раздела «Страна детства» по рассказу Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков»....
Конспект урока литературное чтение 3 класс "В.Драгунский-друг детства"
Конспект урока....