Конспект урока литературного чтения по теме: И.З.Суриков «Детство»
план-конспект урока по чтению

Тип урока:урок «открытия» нового знания

Цели:

создать условия для  восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.

Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение,  овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_surikov_detstvo.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №8»

Конспект урока   литературного чтения

по теме:

И. З. Суриков «Детство»

                               

                                                               Приготовила: Мунтяну Ирина Михайловна

                                                                                                      Категория:  Высшая

                             

2021 -  2022 учебный год

г.Коломна

УМК  «Школа России»

Тема: Иван  Захарович  Суриков  «Детство»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:

создать условия для  восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.

Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение,  овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов;

- овладение навыками смыслового чтения;

-находить сравнения и олицетворение  в стихотворении;

-представлять картины в стихотворении;

-применять навыки разных видов чтения изучающее, смысловое, выборочное, поисковое;

осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

- участвовать в обсуждении;

- уметь пользоваться простейшим анализом поэтического текста;

- выразительно читать.

Личностные:

- овладевают навыками адаптации в обществе, принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности,

- стремятся развивать логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют самостоятельность эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции и понимать эмоции других.

- развивать  этические чувства, доброжелательность  и эмоционально-нравственную

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работы.

-1-

Содержание  урока:

I. Организационный момент.

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Время детства золотое,

Юность без тревог!

Хоть бы день из этой жизни

Возвратить я мог!

Детство, нет тебе возврата!

Пронеслось, прошло;

Только в памяти живёшь ты

Ярко и светло.

— Ребята, я неслучайно начала наш урок с этих строк.  Сегодня мы соприкоснёмся с миром поэзии. А что же такое поэзия? (Ответы детей 1.  Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное. 2. Стихи, произведения, написанные стихами.)

- Ребята да, мы с вами сомневаемся, не можем дать точное определение что такое поэзия.

- Какие у нас есть с вами источники информации? ( ответы детей).

 ИСТОЧНИКИ

ВЗРОСЛЫЕ       КНИГА       ИНТЕРНЕТ

 СЛОВАРЬ

- Я посмотрела по словарю и поэзия

- ПОЭ́ЗИЯ-

1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.

2. Стихи, произведения, написанные стихами. 

3. Красота и прелесть чего-н., возбуждающие чувство очарования.

- Действительно мир поэзии – это не только стихи, это и красота окружающего мира,  это мир чувств и настроений.

  1. Актуализация опорных знаний. 

Речевая разминка. Установка на худ. восприятие произведения.

— Ребята, давайте в начале нашего урока в качестве разминки поиграем в Ассоциации. Я, как обычно, называю слова, а вы, молча, будете записывать ассоциации, которые у вас возникнут.

РАБОТАЕМ В ПАРАХ. Достаньте из конверта карточку светло-жёлтого цвета. Договоритесь, кто будет писать и приготовьте ручку. Задание по рядам.

Слова для эксперимента: осень, лето, весна

-2-

— Ребята, прочитайте вслух свои записи.

— А теперь сравним ответы. Думаю, Вы заметили, что у многих из вас названия времён года вызывают схожие мысли, образы, воспоминания.

Давайте, подытожим. А о каком времени года мы с вами не говорили? Да, вы правы о зиме.

Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, а для детей это еще и зимние забавы.

- А в какие игры зимой играете вы? ( снежки, коньки, катание на санках…)

III.  Сообщение темы урока и постановка цели.

— Прекрасно! А кто гадался, как будет звучать тема нашего урока?  (Стихотворение о зимних забавах, о детстве )

—  Действительно, сегодня мы познакомимся со стихотворением о детстве одного замечательного русского поэта 19 века. Какого? Вы узнаете сами, если внимательно посмотрите на эти портреты. Найдите автора, чьё стихотворение мы будем изучать и обоснуйте свой выбор. (писатели, поэт…)

—  Правильно, это Иван Захарович Суриков.

—  Сегодня мы  познакомиися с основной темой стихотворения Ивана Захаровича Сурикова, узнаем насколько весело и забавно бывает зимой, в детстве. ОТКРЫТЬ тему урока (И. З. Суриков  “ Детство”).

Определите задачи урока, используя опорные слова…

- Мы познакомимся с… (с биографией поэта, его стихотворением).

- Мы вспомним…(что такое стихотворение, ранее изученные понятия…)

-Мы поработаем над…(развитием устной речи, безошибочным выразительным чтением). 

- Мы будем уметь…(размышлять над прочитанным, выразительно читать).

Всё правильно. А работать мы будем по следующему плану (план на доске)

-Желаю вам продуктивной работы.

IV.  Работа над содержанием текста.

  1. Первичное чтение стихотворения(аудиозапись).

-Сейчас мы послушаем стихотворение И. Сурикова «Детство». Скажите, можем ли мы по названию произведения понять, о чём пойдёт речь?

-3-

- Послушайте стихотворение. Проверим наши предположения.

 – Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение. И как мы обычно с вами делаем поиграем в игру «День-ночь». Закройте глаза, примите удобное для вас положение, представить картины зимней природы.

—  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Показаны все радости зимних развлечений. Ватага ребятишек весело резвится в снегу, не думая ни о чем. Слушая данные строки, невольно возникает желание самому прокатиться с горки и скатиться кубарем в сугроб.

- Ранее мы уже знакомились с творчеством и биографией поэтов 19 века.

- Я думаю ребята вам было интересно узнать факты о жизни поэта И. Сурикова. А вспомнить на поможет игра «Верю - не верю», в которую мы с вами не раз играли.

- Нам понадобятся светофоры.

Биография поэта.

1. Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка? (Да, действительно, обучился грамоте у двух сестёр-богомолок из разорившейся купеческой семьи. Обучение происходило по старославянским текстам, где чтение слов происходит на распев. Это придало, в последствии, стихам Сурикова особую ритмичность и мелодичность).

2.  Суриков родился в 2021 году? (Нет ребята,  Иван Суриков появился на свет сто лет назад, 6 апреля 1841 году в деревне Новосёлово, Ярославской губернии в семье крестьянина).

3. Поэт помогал отцу вести торговлю когда ему было 20 лет? (Нет, работать и помогать отцу в лавке он начал гораздо раньше в 8 лет. Он был вам почти ровесником, чуть моложе вас).

4.  В 16 лет вышел первый сборник, верите или не верите? (Да, Иван Суриков много трудился, любил читать и стремился к новым знаниям, поэтому первый сборник стихов вышел когда ему было всего 16 лет).

ФИЗМИНУТКА для глаз.

Поразмышляем над прочитанным.

  1. Повторное чтение стихотворения – осмысление первого впечатления.

— А теперь более подробно изучим текст и приступим к его анализу.  

- Откройте учебник стр.72

-4-

Дети читают первую часть 

- Мы прочитали 1 часть.

1. - Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

(Первая часть - красота природы зимой, зимнего пейзажа, детских зимних забав и веселья).

2. -  Как можно её озаглавить? ( Катание с горы) 

На доске повесить иллюстрации: 1. Катание с горы.

3. - А где происходило событие? (в деревне)

4. - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?  (Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб). 

5. - Как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? ( Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека).

— Ребята, а давайте попробуем доказать, что перед нами стихотворное произведение? В чём отличие стихотворного текста от прозаического? (стихи записываются короткими строчками, есть ритм, рифма).

— Возьмите голубые карточки: составьте ритмический рисунок, определите стихотворный размер.

ВРЕМЯ!!! На эту работу у вас есть 2 минуты, за полминуты я вас предупрежу.

Ребята, которые сделают   работу раньше могут встать.

ПРОВЕРКА. (у доски работает ученик).

Ритмическим строем автор избрал двухстопный размер, мы видим, что ударение падает на второй слог.

Именно это и задает достаточно быстрый темп при прочтении данного произведения.

Оцените свою работу с помощью сигналов (показывают три цвета…)

Работа с литературоведческими терминами

- Для работы над лирическим произведением нам понадобиться знание литературных терминов ??                                                                                                                                                - Вспомним, что обозначают эти термины.                                                                                  - Выберите термины на доске, которые вам знакомы и зачитайте.

-5-                                                                                                                                                                                    - Выполним графический диктант. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет -. МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА работают у доски.

1) Рифма – это повтор звуков, связывающих окончания слов

2) Пейзаж – это жанр литературы

3) Эпитет – красочное определение, которое подчеркивает один из признаков предмета.

4) Сравнение – это картина природы (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому).

5) Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

6) Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому.

ВЗАИМОПРОВЕРКА +,- , +, -,+,+

За эту работу за каждый правильный ответ поставьте 1 балл. Посчитайте количество баллов. Встаньте те, кто набрал 6, 5, 4.

-Спасибо за работу, вы молодцы!

—  Я думаю что проведённая нами  работа поможет вам в дальнейшем лучше понять лирическое произведение.

Читаем дальше.  Вторую часть прочитайте жужжащим чтением

 Кто будет готов – встаёт. (Вторая часть более философская, что роль зимы в жизни человека очень важная, дальше автор описывает насколько она важная). 

 1. —  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

2. — Вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?  (“Иван-царевич и серый волк”).

3. - Что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. (Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха).

4. - Как можно озаглавить вторую часть. (Бабушкины сказки).

На доску прикрепляется вторая иллюстрация.

-6-

  1. Словарная работа.

—   Ребята, при чтении стихотворения вам встретились слова, значение которых, возможно, не совсем ясны?

 Словарная работа (в парах)  будет проводиться следующим образом:

На  листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед!

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Проверка

Встаньте те, кто правильно выполнил эту работу.

—  Надеюсь, что проведённая нами словарная работа поможет вам лучше уловить настроение автора.

ДАВАЙТЕ И МЫ СМЕНИМ РАБОТУ НА ОТДЫХ И ПРОВЕДЁМ 

ФИЗМИНУТКА

Третью часть читаю сама. ( чтение прием с «мнимое слово»)

1. — Как можно озаглавить эту часть? (Волшебный сон. Наступление утра). Вывешивается на доске иллюстрация

2. — Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? (Иван –царевич)
3. –  Молодцы, ребята. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. 
(Ученики читают последнее четверостишие. Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

4. - А как надо эти слова понимать? ( Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.  У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки).

5.  - Чему учит стихотворение "Детство"? (Стихотворение учит ценить то, что имеешь, учит радоваться жизни, не думать о бедах и горе. Учит любить свой дом, свою семью. Учит фантазировать).                                                                                              - Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Иван Захарович Суриков.

VI.  Подведение итогов уроков.  Рефлексия. Работа в группах

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»


- Ребята, мы с вами прочитали Стихотворение И.З. Сурикова «Детство», а теперь я вам предлагаю выполнить интересное задание, которое называется «Синквейн».

- Работать будем группами. У каждой группы  на парте лежит конверт. Достаньте из него схему.  Составьте синквейн.


- Если у вас возникнут трудности, поднимите руку и я к вам подойду

- Преступайте к составлению синквейна. Время 2 минуты.

- Кто желает прочитать свой синквейн всему классу?

 - Ребята, я тоже дома попробовала составить синквейн и вот что у меня получилось.

Детство.

Веселое, счастливое.

Играть, веселиться, расти.

Лучшее время в жизни.

Радость.

На доске появляется синквейн

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание будет необычное. На следующем уроке проведём конкурс «Лучший чтец стихов о природе».

Спасибо, ребята, за урок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"

Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма  успешно, на одном дыхании....

Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Друг детства" (УМК "Школа 2100)

Учить читать - такую задачу поставила я  перед собой, предполагая, что чтение художественного текста - процесс медленный, потому что читает ребенок в режиме диалога с автором (думает над смыслом ...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...

Конспект урока литературного чтения 4 класс из раздела «Страна детства»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе из раздела «Страна детства» по рассказу Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков»....