Рабочая программа "Литературное чтение "-4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение» 4 класс
1.Наименование программы
Рабочая программа по литературному чтению для 4-го класса
2.Цель рабочей программы начального обучения являются:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
3.Структура учебной дисциплины:
1.Летописи. Былины. Жития
2. Из русской классической литературы
3. Поэтическая тетрадь
4. Сказки русских писателей
5. Делу время - потехе час
6. Страна далёкого детства
7. Поэтическая тетрадь
8. Родина
9. Зарубежная литература
4.Особенности организации учебного процесса по предмету Формы организации учебного процесса:
- устные, групповые, коллективные, работа в парах, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- игры,проекты, КВН, конкурсы.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый.
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
- устный опрос, работа по карточке, тест, КИМ,проверка навыка чтения, самоконтроль
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
представлены в рабочей программе
6. Общая трудоемкость дисциплины:
136 часов за год обучения.
7. Формы оценивания:
Устный опрос, творческое задание, тест.
8. Составитель:
Учитель начальных классов МКОУ ХМР «СОШ им.В.Г.Подпругина с.Троица» ,Н.Г.Южакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie-4klass.docx | 62.74 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты - Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 4 КЛАССА
Составитель:
Южакова Наталья Григорьевна,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
2021 /2022 учебный год
Рабочая программа по Литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативных документов и материалов:
- Программы «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Л.Ф.Климанова М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2021.— 128 с., рекомендованной (допущенной) Министерством образования и науки РФ, в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Литературное чтение 4 класс в 2-х ч. Учебник для общеобразоват. организаций/Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. идр..8-е изд.- М.: Просвещение,2017.- (Школа России).
-Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х ч./ Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
М.: Просвещение, 2015 .- (Школа России).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и -способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
-умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
-развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических
- интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений:
малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного
произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль
(идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу
художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета,
композиции произведения. Герои произведения,
восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-
- веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
3.Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Летописи, былины, жития (9ч) | ||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 |
2 | Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда | 1 |
3 | Былины. «Ильины три поездочки». | 1 |
4-6 | Былины. «Ильины три поездочки». Обобщение. | 3 |
7-8 | «Житие Сергия Радонежского» | 2 |
9 | Обобщающий урок по теме «Былины, летописи, сказания». (тест КИМ) | 1 |
Чудесный мир классики(17ч) | ||
10-12 | П.П.Ершов «Конек-Горбунок» | 3 |
13-14 | А.С.Пушкин. Стихи | 2 |
15-17 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 3 |
18 | М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» | 1 |
19-20 | М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». | 2 |
21-22 | Л.Н. Толстой. «Детство» | 2 |
23 | Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня) | 1 |
24-25 | А.П. Чехов. «Мальчики» | 2 |
26 | Обобщение знаний по разделу Проверочный тест № 1 по теме: Чудесный мир классики. Вн. чт. Произведения классиков для детей . | 1 |
Поэтическая тетрадь (8ч) | ||
27 | Ф.И. Тютчев. Стихи | 1 |
28 | А.А. Фет. Стихи | 1 |
29 | Е.А. Баратынский. Стихи | 1 |
30 | А.Н. Плещеев. «Дети и птичка» | 1 |
31 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 |
32 | Н.А. Некрасов. Стихи | 1 |
33 | И.А. Бунин. «Листопад» наизусть | 1 |
34 | Проверочная работа по теме: Поэтическая тетрадь | 1 |
Литературные сказки( 12ч) | ||
35-37 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» | 3 |
38-39 | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» | 2 |
40-41 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | 2 |
42-44 | С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек» | 3 |
45 | Обобщающий урок. | 1 |
46 | Проверочный тест(КИМ)№ 3 по теме: Литературные сказки. | 1 |
Делу время – потехе час (8ч) | ||
47-50 | Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» | 4 |
51 | В.Ю. Драгунский. «Главные реки» | 1 |
52 | В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка» | 1 |
53 | В.В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел» | 1 |
54 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»Проверочная работа по теме: Делу время – потехе час | 1 |
55 | Рассказы о детях. Творческая работа Вн. чт. по теме. | 1 |
Страна детства(7ч) | ||
56-57 | Б.С. Житков. «Как я ловил человечков» | 2 |
58-59 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 |
60-61 | М.М. Зощенко. «Елка» | 2 |
62 | Обобщение по разделу «Страна детства» Проверочная работа по теме: Страна детства | 1 |
Поэтическая тетрадь(4ч) | ||
63 | В.Я. Брюсов. Стихи | 1 |
64 | С.А. Есенин. «Бабушкины сказки» | 1 |
65 | М.И. Цветаева. Стихи | 1 |
66 | Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»Тест (КИМ) | 1 |
Природа и мы ( 11ч) | ||
67 | Д.Н. Мамин - Сибиряк. «Приемыш» | 1 |
68-69 | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька» | 2 |
70-71 | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька» | 2 |
72 | Е.И. Чарушин. «Кабан» | 1 |
73-75 | В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип» | 3 |
76 | Проверочный тест № 3 по теме: Природа и мыОбобщение знаний по разделу | 1 |
77 | Рассказы о животных Творческая работа по теме. Проект. | 1 |
Поэтическая тетрадь (4ч) | ||
78 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 |
79 | С.А. Клычкова «Весна в лесу» | 1 |
80 | Стихи Д.Б. Кедрина, Н.М.Рубцова | 1 |
81 | С.А.Есенин «Лебедушка» Конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | 1 |
Родина (5ч) | ||
82 | И.С. Никитин. «Русь» | 1 |
83 | С.С. Дрожжин. «Родине» | 1 |
84 | А.В. Жигулин. «О, Родина!» | 1 |
85 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 |
86-87 | Проверочная работа по теме: Родина Проект «Они защищали Родину» | 2 |
Страна Фантазия (6ч) | ||
88-89 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 2 |
90-91 | Кир Булычев. «Путешествие Алисы» | 2 |
92 | Проверочный тест № 4 по теме: Путешествие по стране Фантазии. | 1 |
Зарубежная литература (9ч) | ||
93 | Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» | 1 |
94-95 | Г.Х. Андерсен. «Русалочка» | 2 |
96-97 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» | 2 |
98 | Сельма Лагерлеф. «Святая ночь» | 1 |
99 | «В Назарете» | 1 |
100 | Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа по теме: Зарубежная литература | 1 |
101 | Годовая стандартизированная контрольная работа ВПР | 1 |
102 | Творческая работа .Книги, рекомендуемые для прочтения летом. | 1 |
Итого: | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Литературному чтению", 4класс
Рабочая прграмма, 4класс, Климанова...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой М...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс Школа России
Программа по литературному чтению Школа России...
Рабочая учебная программа по литературному чтению 4класс Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Прог...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс составлена на основе ФГОС НОО 2009г....