Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК Начальная школа 21 века
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК Начальная школа 21 века
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 1 класс. УМК «Начальная школа XXIвека»
Тема урока : «Литературные сказки и народные».
(Русская народная сказка «Лиса и Журавль» и Н. Сладков «Лиса и мышь»)
Цели деятельности учителя: сравнить литературную сказку и народную; ознакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и Журавль» и сказкой Н. Сладкова «Лиса и мышь; создать условия для совершенствования техники чтения, выразительности чтения; активизировать мыслительную деятельность – умение ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству, пробуждать интерес к чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения ;получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавтельные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникновения трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Оборудование урока: презентация, выставка книг, карточки.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Скажем хором : «Мы желаем друг другу добра». А если будет трудно, я вам помогу.
II. Речевая зарядка.
Скороговорка (слайд): читать медленно, быстро, тихо, громко.
У мосточка под кусточком
Две лисички , две сестрички.
III. Включение в систему знаний.
1. Знакомство с видами сказок
- Послушайте загадку:
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
- О каком жанре эта загадка? (Сказка)
Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных.
- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству? (авторские и народные).
IV. Сообщение темы урока учащимися.
-Какая тема урока?. В чём мы должны разобраться? (Какие сказки относят к народным и какие к авторским или литературным)
- Почему сказки называются народными? (Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий).
- Как создавались народные сказки?
- В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том , что было на самом деле, он придумывал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.
IV. Работа с народной сказкой.
1. Викторина по русским народным сказкам. Дети отгадывают 6 сказок.
- Давайте отгадаем, какую сказку мы будем читать (слайд).
Сказку мы сейчас расскажем:
Она его кормила кашей. Он ни капельки не съел, ,на болото улетел.
Угощал его окрошкой- не отведала ни крошки и ушла к себе в леса.
- Кто догадался, как будет называться сказка? (Лиса и Журавль)
- Правильно, сегодня мы будем исследовать русскую народную сказку «Лиса и журавль»(слайд).
- Лиса, персонаж многих народных сказок. Какие сказки о лисе вы знаете? (слайды)
Выставка книг.
- А что вы знаете о птице журавль? (слайд)
Журавль-это болотная птица. Спит на одной ноге посреди водоёма, тем самым обезопасив себя от хищников. В основном питаются растительной пищей в виде семян, ягод, корешков и побегов растений, могут есть насекомых, даже небольшого размера лягушек и мелких грызунов.
V. Работа над содержанием сказки.
1. Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
- Какой вид сказки?
- Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
2. Словарная работа.
-В тексте вам встретятся слова, объясните значение слов (слайд):
Званый обед – по приглашению.
Потчевать – угощать.
Стряпать – готовить пищу.
Несолоно хлебавши – ни с чем, обманулась в ожидании.
3. Чтение сказки детьми вслух. Беседа по содержанию сказки.
- Как вела себя лиса? (по-доброму пригласила, подала тарелку, с ласковыми словами угощает, а потом взяла всю кашу и съела)
-Почему лиса себя так вела? (жадная, скупая, глупая, невнимательная, была увлечена только собой)
-Как поступил журавль?
-Какой журавль? (умный, находчивый)
- Как выдумаете, правильно ли поступил журавль? (проучил лису, преподал ей хороший урок)
Физминутка.
4. Восстановление событий в сказке. Подготовка к пересказу. Работа в парах.
Проверка (слайд).
- Лиса с журавлём подружились.
- Лиса пригласила журавля в гости.
- Лиса угощает журавля.
- Журавль пригласил лису в гости.
- Журавль угощает лису.
- На этом дружба кончилась.
6. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
- Прочитайте пословицы в учебнике. Объясните их смысл.
- Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?
.7.Обобщение
- Можно ли Лису и Журавля назвать настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка «о ложной дружбе ».)
- Я думаю вы хотите быть настоящими друзьями, чтобы у вас было много друзей. А что для этого надо делать? (Помогать, не обижать, приходить на помощь.)
- А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Какой урок преподносит нам эта сказка, чему учит? (быть добрым, гостеприимным, не жадным, радушным хозяином, чтобы другим людям с тобой было хорошо и спокойно
8. Работа по составлению обложки книжки «Лиса и журавль».
VI. Работа с литературной сказкой.
1. Первичное восприятие произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь» . Инсценировка сказки учащимися.
2.Проверка первичного восприятия.
-Кто герои сказки?
-Чего боялась мышь? Почему?
3. Вторичное восприятие. Чтение сказки по ролям в парах.
4.Характеристика героев сказки.
- Что можете сказать о Лисе?
- А о мыши?
5. Моделирование обложки сказки Н. Сладкова
VII. Сравнительная характеристика произведений.
-Что общего у произведений?
-Чем различаются?
Вывод: обе сказки о животных, есть герой общий- лиса; одна сказка литературная, другая народная.
VIII. Рефлексия
Продолжи фразу:
Я на уроке познакомился…..
Я на уроке научился……
Я на уроке задумался о…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"
Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века". Произведения о родной природе. Народная песня "ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!". А. П. Чехов "Весной".
Расширение кругозора знания детей о родной природе....
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Презентация к уроку литературного чтения для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" Э. Успенский "Если был бы я девчонкой...", Украинская народная сказка "Рукавичка"
Материал презентации основывается на разработке урока литературного чтения для 1 класса по программе «Начальная школа XXI века» с сайта Мультиурок ...
Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России
Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...