Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Коровикова Ольга Викторовна

Знакомство детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik-semitsvetik.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения  

по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик»

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия» г. Новозыбкова Брянской области

Коровикова Ольга Викторовна

Лепестки

Желание

Чувство

Разумное или нет

Желтый

Лепестки

Желание

Чувство

Разумное или нет

Красный

Лепестки

Желание

Чувство

Разумное или нет

Синий

Лепестки

Желание

Чувство

Разумное или нет

Зеленый

Лепестки

Желание

Чувство

Разумное или нет

Оранжевый

Лепестки

Желание

Чувство

Разумное или нет

Фиолетовый

Лепестки

Желание

Чувство

Разумное или нет

Голубой

Цели:

  • ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
  • обогащать речь учащихся;
  • учить работать с текстом;
  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения;
  • учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа.
  • развивать фантазию, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

Оборудование: портрет В.П.Катаева, тексты для чтения, тесты: “Цветик-семицветик”, фломастеры для детей.

Применение компьютера: портрет писателя В.П.Катаева, фрагменты текста проецируются на мониторе.

Ход урока

Слайд 1

Слайд 2

Учитель (У): - Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы?

- Цветы приносят нам радость.

- Когда мы хотим доставить людям радость, мы дарим цветы.

- Когда мы ходим создать уютный уголок дома, в школе, украсить беседку мы сажаем наши любимые цветы.

- Когда мы видим красивые цветы, мы радуемся, восхищаемся.

- С цветами и жить веселее, интереснее.

- Цветы – это лекарство от тоски.

- У: Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы!

Как вы думаете, какое отношение имет цветы к нашему уроку?

О цветах написано много произведений…

Наше произведение тоже расскажет нам о цветке..да не простом, а необычном…

Слайд 3

А расскажет нам об этом …Кто?

Что вы знаете об этом писателе?

Родился Катаев в южном портовом городе Одессе

Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.

По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.

В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.

Слайд 4, 5

Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.

Слайд 6

Книга «Цветик - семицветик» (книга в руках учителя) написана в 1940 году. Ей  уже более 70 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.

2. Работа над названием сказки.

Учитель: Почему сказка с таким необычным названием?

Дети: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.

Слайд 7

Почему именно 7 цветов? Не 4? Не 3, а 7?

7 – магическое число в мифологии… Вы наверное не раз слышали и  в нашей жизни  цифру 7.. Приведите примеры.

А пословицы и поговорки?

Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

Учитель: Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной. Назовите, какой будет эта сказка?

Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?

На этот вопрос вы ответите мне в конце урока.

Перенесемся в загадочный мир сказки.

???

Учитель рассказывает сказку “ Цветик-семицветик”.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой съела: сначала съела папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову доедает, облизывается.

- Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит - место совсем незнакомое. Попала Женя в волшебный сад.

У: - Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад – (на экране открывается слайд “Волшебный сад”.

- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!  Вам хотелось бы оказаться в нем?

Слайд 9(мультфильм)

Продолжаем путешествие дальше.

Итак, Женя потратила первый желтый лепесток…На что?

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: “Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!” Но ваза нечаянно разбилась.

У: - Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации?

- Женя очень огорчилась, что ваза разбилась. Она подумала, что после этого волшебство исчезнет.

- Девочка горько заплакала и не знала, как сказать об этом маме.

У: - Ребята, а случалось ли вам случайно разбивать красивые вещи и как вы при этом поступали?

- Я думаю, лучше сразу признаться маме и попросить у нее прощения. Ведь мама все равно узнает, а если ты скроешь правду, ей будет неприятно и она сильно огорчится.

- Нельзя огорчать маму, всегда надо говорить правду.

У: - Вы правы, ребята, как гласит русская пословица: правда дороже золота.

Как же поступила Женя?

- Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!

- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

 Лети, лети, лепесток,

 Через запад на восток,

 Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

 Лишь коснешься ты земли -

 Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Итак, Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев.

Кто такие папанинцы?

. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Прочтем по ролям эту сценку!

- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

- Значит, не принимаете?

- Не принимаем. Уходи!

- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

 Лети, лети, лепесток,

 Через запад на восток,

 Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

 Лишь коснешься ты земли -

 Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

 Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь и  Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

- У: Скажите, ребята, как ей вернуться домой?

- Ей надо произнести волшебные слова: Лети, лети…

Поможем Жене!

Слайд 10 (физминутка)

Оторвала Женя зеленый лепесток и вернулась домой.

Она не захотела возвращаться к мальчишкам и пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада.

"Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!"

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

 Лети, лети, лепесток,

 Через запад на восток,

 Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

 Лишь коснешься ты земли -

 Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки.  Первыми, конечно, прибежали куклы.

За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи.

Движение в городе остановилось.

- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.

-Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...

Игрушки все валили и валили… Уже весь дом был завален до самых крыш игрушками.

Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины!

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.

Пошла она на улицу, идет и думает: “Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило “Мишек”. Нет, лучше два кило “Прозрачных”. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило “Мишек”, полкило “Прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там все–таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться”.

А

А как бы вы поступили на месте Жени? Что бы вы выбрали?

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

- У: Ребята, вам понравилась эта сказка? Какая эта сказка?

- Волшебная.

- У: Почему вы так думаете?

- В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса.

- У: Кто главный герой этой сказки?

- Девочка Женя.

- У: Как вы думаете, почему Женя была так счастлива?

- Она сделала доброе дело для спасения мальчика.

- Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.

Учитель: На столе у вас лежат лепестки разных цветов.(Просмотреть)  Мы вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

лепесток

желание

чувство

разумное или нет

На что был потрачен первый лепесток?ЖЕЛТЫЙ

Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.

Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?

Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.

Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?КРАСНЫЙ

Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.

СИНИЙ

– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.

Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?

Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?

Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.

ЗЕЛЕНЫЙ

Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?

Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.

ОРАНЖЕВЫЙ

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы девочек позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

ФИОЛЕТОВЫЙ лепесток помог ей.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?

Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.

Ответ детей. (Пересказ отрывка).

ГОЛУБОЙ

Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Посмотрим на таблицу.

лепестки

желание

чувство

разумное или нет

желтый

вернуться домой

радость

разумное

красный

склеить вазу

облегчения

разумное

синий

попасть на полюс

страха

глупое

зеленый

вернуться с полюса

радости

разумное

оранжевый

иметь все игрушки

испуг

глупое

фиолетовый

отправить игрушки

облегчения

разумное

голубой

вернуть здоровье

радость

разумное

– Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?

http://festival.1september.ru/articles/538038/img1.gif

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

http://festival.1september.ru/articles/538038/img2.gif

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

В начале урока я поставила перед вами вопрос, на который вам нужно ответить..

Что же хотел донести до нас автор? О чем рассказать?

Слайд

У: Чему же учит эта сказка?

Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

Слайд

Мудрые люди говорят- твори добро….

-Давайте представим, что наши лепестки  тоже имеют волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.

Несколько вариантов зачитываются.

-Я тоже загадала желание:

  • Чтобы вы всегда делали добрые дела,
  • Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
  • Чтобы вы не огорчали их,
  • Чтобы вы ценили настоящую дружбу.

Составьте свои цветочки волшебные!

Составляют на доске.

V. Рефлексия.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Ответы детей.

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.

IV. Домашнее задание.

Повторить сказку, посмотреть мультфильм полностью и сделать вывод, чем они различаются…Что есть в М/ф, но нет в сказке.

Нашим гостям тоже, наверное, захотелось загадать желание..Я предлагаю им оторвать по одному лепесточку и загадать самое доброе, разумное и полезное для близких желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...