Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Знакомство детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetik-semitsvetik.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения
по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия» г. Новозыбкова Брянской области
Коровикова Ольга Викторовна
Лепестки | Желание | Чувство | Разумное или нет |
Желтый |
Лепестки | Желание | Чувство | Разумное или нет |
Красный |
Лепестки | Желание | Чувство | Разумное или нет |
Синий |
Лепестки | Желание | Чувство | Разумное или нет |
Зеленый |
Лепестки | Желание | Чувство | Разумное или нет |
Оранжевый |
Лепестки | Желание | Чувство | Разумное или нет |
Фиолетовый |
Лепестки | Желание | Чувство | Разумное или нет |
Голубой |
Цели:
- ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
- обогащать речь учащихся;
- учить работать с текстом;
- развивать мышление, внимание, память;
- развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения;
- учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа.
- развивать фантазию, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.
Оборудование: портрет В.П.Катаева, тексты для чтения, тесты: “Цветик-семицветик”, фломастеры для детей.
Применение компьютера: портрет писателя В.П.Катаева, фрагменты текста проецируются на мониторе.
Ход урока
Слайд 1
Слайд 2
Учитель (У): - Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы?
- Цветы приносят нам радость.
- Когда мы хотим доставить людям радость, мы дарим цветы.
- Когда мы ходим создать уютный уголок дома, в школе, украсить беседку мы сажаем наши любимые цветы.
- Когда мы видим красивые цветы, мы радуемся, восхищаемся.
- С цветами и жить веселее, интереснее.
- Цветы – это лекарство от тоски.
- У: Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы!
Как вы думаете, какое отношение имет цветы к нашему уроку?
О цветах написано много произведений…
Наше произведение тоже расскажет нам о цветке..да не простом, а необычном…
Слайд 3
А расскажет нам об этом …Кто?
Что вы знаете об этом писателе?
Родился Катаев в южном портовом городе Одессе
Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.
По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.
В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.
Слайд 4, 5
Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.
Слайд 6
Книга «Цветик - семицветик» (книга в руках учителя) написана в 1940 году. Ей уже более 70 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.
2. Работа над названием сказки.
Учитель: Почему сказка с таким необычным названием?
Дети: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.
Слайд 7
Почему именно 7 цветов? Не 4? Не 3, а 7?
7 – магическое число в мифологии… Вы наверное не раз слышали и в нашей жизни цифру 7.. Приведите примеры.
А пословицы и поговорки?
Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.
Учитель: Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной. Назовите, какой будет эта сказка?
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?
На этот вопрос вы ответите мне в конце урока.
Перенесемся в загадочный мир сказки.
???
Учитель рассказывает сказку “ Цветик-семицветик”.
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой съела: сначала съела папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову доедает, облизывается.
- Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит - место совсем незнакомое. Попала Женя в волшебный сад.
У: - Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад – (на экране открывается слайд “Волшебный сад”.
- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду! Вам хотелось бы оказаться в нем?
Слайд 9(мультфильм)
Продолжаем путешествие дальше.
Итак, Женя потратила первый желтый лепесток…На что?
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: “Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!” Но ваза нечаянно разбилась.
У: - Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации?
- Женя очень огорчилась, что ваза разбилась. Она подумала, что после этого волшебство исчезнет.
- Девочка горько заплакала и не знала, как сказать об этом маме.
У: - Ребята, а случалось ли вам случайно разбивать красивые вещи и как вы при этом поступали?
- Я думаю, лучше сразу признаться маме и попросить у нее прощения. Ведь мама все равно узнает, а если ты скроешь правду, ей будет неприятно и она сильно огорчится.
- Нельзя огорчать маму, всегда надо говорить правду.
У: - Вы правы, ребята, как гласит русская пословица: правда дороже золота.
Как же поступила Женя?
- Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!
- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Итак, Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев.
Кто такие папанинцы?
. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
Прочтем по ролям эту сценку!
- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
- Значит, не принимаете?
- Не принимаем. Уходи!
- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь и Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.
- У: Скажите, ребята, как ей вернуться домой?
- Ей надо произнести волшебные слова: Лети, лети…
Поможем Жене!
Слайд 10 (физминутка)
Оторвала Женя зеленый лепесток и вернулась домой.
Она не захотела возвращаться к мальчишкам и пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада.
"Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!"
Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы.
За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи.
Движение в городе остановилось.
- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.
-Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...
Игрушки все валили и валили… Уже весь дом был завален до самых крыш игрушками.
Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины!
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает: “Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило “Мишек”. Нет, лучше два кило “Прозрачных”. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило “Мишек”, полкило “Прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там все–таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться”.
А
А как бы вы поступили на месте Жени? Что бы вы выбрали?
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
- У: Ребята, вам понравилась эта сказка? Какая эта сказка?
- Волшебная.
- У: Почему вы так думаете?
- В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса.
- У: Кто главный герой этой сказки?
- Девочка Женя.
- У: Как вы думаете, почему Женя была так счастлива?
- Она сделала доброе дело для спасения мальчика.
- Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.
Учитель: На столе у вас лежат лепестки разных цветов.(Просмотреть) Мы вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).
лепесток | желание | чувство | разумное или нет |
На что был потрачен первый лепесток?ЖЕЛТЫЙ
Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.
Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?
Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.
Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?КРАСНЫЙ
Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.
СИНИЙ
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.
Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.
Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.
ЗЕЛЕНЫЙ
Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.
ОРАНЖЕВЫЙ
Учитель: Какое желание она загадала, чтобы девочек позлить?
Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.
Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?
Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.
Учитель: Разумное ли это желание?
Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.
ФИОЛЕТОВЫЙ лепесток помог ей.
Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.
Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
Ответ детей. (Пересказ отрывка).
ГОЛУБОЙ
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?
Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.
Посмотрим на таблицу.
лепестки | желание | чувство | разумное или нет |
желтый | вернуться домой | радость | разумное |
красный | склеить вазу | облегчения | разумное |
синий | попасть на полюс | страха | глупое |
зеленый | вернуться с полюса | радости | разумное |
оранжевый | иметь все игрушки | испуг | глупое |
фиолетовый | отправить игрушки | облегчения | разумное |
голубой | вернуть здоровье | радость | разумное |
– Сделаем вывод о желаниях девочки.
Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.
Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
В начале урока я поставила перед вами вопрос, на который вам нужно ответить..
Что же хотел донести до нас автор? О чем рассказать?
Слайд
У: Чему же учит эта сказка?
Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.
Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков.
Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Слайд
Мудрые люди говорят- твори добро….
-Давайте представим, что наши лепестки тоже имеют волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.
Несколько вариантов зачитываются.
-Я тоже загадала желание:
- Чтобы вы всегда делали добрые дела,
- Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
- Чтобы вы не огорчали их,
- Чтобы вы ценили настоящую дружбу.
Составьте свои цветочки волшебные!
Составляют на доске.
V. Рефлексия.
Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?
За что ты можешь похвалить себя?
За что можно похвалить своих одноклассников?
Ответы детей.
Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.
IV. Домашнее задание.
Повторить сказку, посмотреть мультфильм полностью и сделать вывод, чем они различаются…Что есть в М/ф, но нет в сказке.
Нашим гостям тоже, наверное, захотелось загадать желание..Я предлагаю им оторвать по одному лепесточку и загадать самое доброе, разумное и полезное для близких желание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...