Тема: «Сравнение малых жанров народного творчества».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
- Вспомнить изученные малые жанры устного народного творчества, выявить сходство и различия схем данных жанров.
- Выработать критерии оценивания работы малых групп через осмысление своих знаний.
- Выявить трудности, причины ошибок при работе над произведениями данного вида; спланировать свои действия по ликвидации проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
3 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тема: «Сравнение малых жанров народного творчества».
Учитель Ершова Е.А.
Цели:
- Вспомнить изученные малые жанры устного народного творчества, выявить сходство и различия схем данных жанров.
- Выработать критерии оценивания работы малых групп через осмысление своих знаний.
- Выявить трудности, причины ошибок при работе над произведениями данного вида; спланировать свои действия по ликвидации проблем.
Ход урока.
- Рефлексия (презентация достижений):
Учитель читает произведения детей, сочиненные ранее.
- Послушайте произведения и определите, к какому жанру они относятся:
- Раз, два, три, четыре, пять –
Мы идём играть.
Будем друг друга считать,
Да водилку выбирать.
Им стал Антон,
Пусть он выйдет вон.
(Считалка Тамбовской Каролины)
- Летел медведь по небу, хвостом вертел,
Хвостом вертел, тучу задел,
И посыпались из тучи блины да калачи,
Молоко коровье всем на здоровье.
(Небылица Протопопова Александра)
- Озерцо круглое, глубокое, а на дне четыре дырочки (пуговица).
- Не помидор, а красный.
Не бочка, а пузатый (воздушный шар).
(Загадки Федосенко Виктора)
- - Коля, иди дрова рубить.
- Не могу, ноги болят!
- Коля, иди пылесосить.
- Не могу, спина болит!
- Коля, иди гулять, друзья зовут.
- Да, конечно, конечно, уже бегу!
(Побасёнка Королёвой Марьям)
- Мы вприсядку танцевали.
Ох, как ноженьки устали!
Мы минутку отдохнём
И опять плясать пойдём.
(Потешка Махортова Валеры)
- Что за произведения я вам прочитала? Какое общее название можно дать всем прочитанным произведениям?
(Малые жанры)
- Да, это малые жанры. Мы услышали авторские произведения детей вашего класса.
Сегодня на уроке мы будем работать с малыми жанрами устного народного творчества.
- Почему данные произведения названы так?
(Жанр от французского слова, обозначающего «род», «вид» -это вид литературного произведения. Малый жанр – небольшие по объёму произведения. Устное – из уст в уста, передавались устно, отсюда разные варианты одного и того же произведения. Народное – не известны их первые авторы.)
- Это прикладные жанры. Почему они так называются?
(Учат чему-то)
- Перед вами выставка наших достижений. Здесь представлены работы не всех учеников класса. На выставке самые удачные произведения.
- Постановка цели:
- Вот, поэтому, сегодня на уроке мы ещё раз вернёмся к данным произведениям, проанализируем их, выявим причины наших ошибок. Желающие (у кого первые авторские работы были не совсем удачными), поработав ещё раз в позиции «автора», смогут достичь более высоких результатов.
- Выработка критериев оценивания работы в малых группах:
- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получит листы с текстами малых жанров устного народного творчества. У каждой группы будет своё задание: кто-то будет искать потешку, кто-то скороговорку и т.д.
- Нам необходимо выработать критерии оценивания работы группы. Что же мы будем оценивать?
(Дети предлагают, учитель записывает на доске)
- Определение принадлежности к жанру
- Доказательство с опорой на схему и т.д.
- Работа в группах (6 групп):
Группам раздаются одинаковые листы с текстами.
- Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
- Нашего пономаря никто не перепономарит,
А наш пономарь всех перепономарит.
- Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи он.
- Курочка – ряба
Всё овес толкла,
Просо сеяла,
Горох веяла.
- Стоят два кола,
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес.
- Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
- Потягунюшки, поростунюшки!
Роток – говорунок,
Ручки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.
- –Заяц белый,
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
Выйди вон.
- – Ножки, ножки.
Куда вы бежите?
- В лесок по мошок:
Избу мшить,
Чтоб не холодно жить.
- – Ты что делаешь?
- Ничего.
- А он что делает?
- Мне помогать пришёл.
- – Смотри, помогай нашим!
- А какие же наши?
- Да те, что побеждать будут.
- Хохлатые хохотушки
Хохотали, хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
- Прочитайте внимательно тексты и выберите только нужные:
1 группа – потешки
2 группа – считалки
3 группа – небылицы
4 группа - побасёнки
5 группа – загадки
6 группа – скороговорки
Не забывайте про критерии оценивания работы группы. Успехов вам!
- Анализ работы групп:
- Сравнение малых жанров устного народного творчества:
- Давайте сравним схемы данных жанров. В чём их сходство? В чём различие?
Сходство:
- Это художественные произведения
- Есть прикладные задачи
- Задача определяет ведущий уровень
- Построение художественной формы – от верхних уровней к нижним
- Звуковой рисунок работает на выразительность
Различие:
- Задача жанра
- КЖ
- Построение КЖ
- Построение предложений
- Слова
- Домашнее задание:
Ещё раз поработать в позиции «автора», попытаться сочинить произведение, относящееся к любому жанру. Через неделю жду ваших творческих работ.
Приложение к уроку.
Оформление: «Наши достижения» (работы детей – произведения малых жанров)
Загадка – 1, 5
Скороговорка – 2, 12(можно спутать с небылицей)
Считалка 3, 8(можно спутать с небылицей)
Небылица – 4, 6
Потешка – 7, 9
Побасёнка – 10, 11
Считалка |
Задача жанра: помочь весело распределить роли в игре. |
КЖ: Может быть непонятной. |
Построение КЖ: 2 – 3 части; 3 – концовка, выход. |
Предложение: Особые: «Раз, два, три…», «Тебе водить», «Выйди вон». |
Слово: Особые: «води», «вон», «выйди». |
Звуковой рисунок: Выразительный повтор звуков. |
Ведущий уровень Ритмический рисунок: Стихотворный ритм. |
Рифма: Может быть концевая и внутренняя. |
Жест указательный (может вести за собой).
Потешка |
Задача жанра: Весело учить ребенка жестам, навыкам. |
Картина жизни: Направлена на действия героев. |
Построение КЖ: Может иметь несколько частей. |
Предложение: Одинаковое построение предложений, повтор слов внутри них. |
Ведущий уровень Слово: Слова – команды для жестов: слова с уменьшительно – ласкательным значением. |
Звуковой рисунок: Выразительный повтор звуков. |
Ритмический рисунок: Стихотворный ритм. |
Рифма: Может быть. |
Жест. Разные жесты, управляемые словом.
Скороговорка |
Задача жанра: Весело учить чистоте произношения. |
КЖ: Часто весёлая. |
Построение КЖ: |
Предложение: повтор слов и их сочетаний. |
Слово: Слова, сходные по звучанию. |
Ведущий уровень Звуковой рисунок: Повтор трудных звуков (для маленьких), повтор труднопроизносимых сочетаний (для взрослых). |
Ритмический рисунок: Чаще стихотворный, более или менее выраженный. |
Рифма: Может быть. |
Загадка |
Задача жанра: Весело учить угадывать задуманное, развивать воображение. |
Ведущий уровень КЖ: Признаки загаданного предмета. |
Построение КЖ: |
Предложение: Основные типы: 1) перечисление признаков загаданного предмета; 2) открытое и отрицательное сравнение; 3) скрытое сравнение (метафора). |
Слово: Слова, называющие признаки. |
Звуковой рисунок: Выразительный повтор звуков. |
Ритмический рисунок: Стихотворный ритм. |
Рифма: Может быть. |
Дополнительный материал к уроку.
Если на уроке останется время можно поиграть в игру «Угадайка».
Детям читаются тексты, они определяют жанр данного произведения.
- Маленькая Анечка шила и вязала,
Папе помогала, маме помогала.
Трудилась и ни капли не устала.
Трудись, трудись и больше не ленись!
(Потешка)
- Снег, снежок, снежинки.
На окошке льдинки.
За окошком вьюга
Завьюжила тропинки.
(Скороговорка)
- Красный, а не яблоко,
Сочный, а не персик,
Круглый, а не мяч,
А растёт кустиком (помидор).
(Загадка)
- – А где мой мёд?
- Наверно пчёлы съели.
- А с чем ты чай пьёшь?
- С мёдом.
(Побасёнка)
- Раз шажок,! Два шажок!
Дам тебе я пирожок!
А потом ещё шажок
И пойдёшь ты спать, дружок!
(Потешка)
- Кошка рано встаёт.
Кошка песенку поёт.
Катя, Катенькя, вставай,
Утром глазки умывай.
(Потешка)
- Круглый, но не арбуз.
Прыгучий. Но не кузнечик (мяч).
(Загадка)
- Раз, два, три, четыре, пять
Мы пришли к тебе играть.
Будем мы с тобой дружить,
Всё равно тебе водить.
(Считалка)
- Синица упала,
Крыло сломала.
Мне лечить,
Тебе водить.
(Считалка)
- Шов в капюшоне,
Зашитый Машуней.
Машуня шила на машине,
Машина шумела,
Мешала Машуне.
(Скороговорка)
- Шла девчонка по тропинке.
На ушах несла корзинки.
Увидала дуб она,
А на нём сидит овца.
У овцы четыре свинки.
А овца та непростая,
А затейница какая.
На дубу она сидит,
По-английски говорит.
Пряники кидает,
Волка братом называет.
(Небылица)
- – Федот, спишь что ли?
- Нет!
- А какой сон видишь?
- Третий.
(Побасёнка)
- Тик так дон…
Кто проспал,
Тот вышел вон!
- Мишки, зайцы и котята
Очень дружные ребята.
Их скорей играть зови.
Если ловкий, то води!!!
(Считалки)
- Крылатый, пернатый
По дому летает,
Песни распевает,
Бывает кусает (попугай).
(Загадка)
- А лю-лю-лю-лю-лю-лю
Спи, моя хорошая.
А лю-лю-лю-лю-лю-лю
Спи, моя пригожая.
А лю-лю-лю-лю-лю-лю
Пусть снится тебе кошка.
А лю-лю-лю-лю-лю-лю
Кошка в лукошке.
(Потешка)
- Раз, два, три, четыре, пять
Кот идёт котят искать.
Ты выходишь, мне водить,
Всех котяток находить.
(Считалка)
- Снежинка, снежок
Пришёл в гости дружок.
Жевачку жуёт, никому не даёт.
(Скороговорка)
- Жили мышки, жили мышки
В переулке у Микишки.
Ели, пили и играли.
В поле зёрна собирали.
Собирай. собирай,
Из игры ты вылетай.
(Считалка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»
1. Учить детей определять особенности жанра.2. Развивать умение определять задачу жанра.3. Расширять кругозор детей.4....
«Тема воды в устном народном творчестве. Тайна капельки».
Данное занятие проведено в день метапредметного осознания, который проводился в школе с 1 по 11 классы. Все уроки были объединены одной темой «Вода». На занятиях окружающего мира, русского языка...
Интегрированный урок на тему:"Музыка в русском народном творчестве"
Интегрированный урок нацелен на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры посредством нар...
Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»
План1. Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...
презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"
Презентация предназначена для учителей начальных классов...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)
Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...
3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Мир природы в народном творчестве" Перспектива
Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели: - Познакомить детей с миром природы и его отражением в народном творчестве.Планируемые результаты:Личн...