Тема: «Сравнение малых жанров народного творчества».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ершова Елена Александровна
  • Вспомнить изученные малые жанры устного народного творчества, выявить сходство и различия схем данных жанров.
  • Выработать критерии оценивания работы малых групп через осмысление своих знаний.
  • Выявить трудности, причины ошибок при работе над произведениями данного вида; спланировать свои действия по ликвидации проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

3 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тема: «Сравнение малых жанров народного творчества».

Учитель Ершова Е.А.

Цели:

  • Вспомнить изученные малые жанры устного народного творчества, выявить сходство и различия схем данных жанров.
  • Выработать критерии оценивания работы малых групп через осмысление своих знаний.
  • Выявить трудности, причины ошибок при работе над произведениями данного вида; спланировать свои действия по ликвидации проблем.

Ход урока.

  1. Рефлексия (презентация достижений):

Учитель читает произведения детей, сочиненные ранее.

- Послушайте произведения и определите, к какому жанру они относятся:

  • Раз, два, три, четыре, пять –

Мы идём играть.

Будем друг друга считать,

Да водилку выбирать.

Им стал Антон,

Пусть он выйдет вон.

(Считалка Тамбовской Каролины)

  • Летел медведь по небу, хвостом вертел,

Хвостом вертел, тучу задел,

И посыпались из тучи блины да калачи,

Молоко коровье всем на здоровье.

(Небылица Протопопова Александра)

  • Озерцо круглое, глубокое, а на дне четыре дырочки (пуговица).
  • Не помидор, а красный.

Не бочка, а пузатый (воздушный шар).

(Загадки Федосенко Виктора)

  • - Коля, иди дрова рубить.

- Не могу, ноги болят!

- Коля, иди пылесосить.

- Не могу, спина болит!

- Коля, иди гулять, друзья зовут.

- Да, конечно, конечно, уже бегу!

(Побасёнка Королёвой Марьям)

  • Мы вприсядку танцевали.

Ох, как ноженьки устали!

Мы минутку отдохнём

И опять плясать пойдём.

(Потешка Махортова Валеры)

- Что за произведения я вам прочитала? Какое общее название можно дать всем прочитанным произведениям?

(Малые жанры)

- Да, это малые жанры. Мы услышали авторские произведения детей вашего класса.

Сегодня на уроке мы будем работать с малыми жанрами устного народного творчества.

- Почему данные произведения названы так?

(Жанр от французского слова, обозначающего «род», «вид» -это вид литературного произведения. Малый жанр – небольшие по объёму произведения. Устное – из уст в уста, передавались устно, отсюда разные варианты одного и того же произведения. Народное – не известны их первые авторы.)

- Это прикладные жанры. Почему они так называются?

(Учат чему-то)

- Перед вами выставка наших достижений. Здесь представлены работы не всех учеников класса. На выставке самые удачные произведения.

  1. Постановка цели:

- Вот, поэтому, сегодня на уроке мы ещё раз вернёмся к данным произведениям, проанализируем их, выявим причины наших ошибок. Желающие (у кого первые авторские работы были не совсем удачными), поработав ещё раз в позиции «автора», смогут достичь более высоких результатов.

  1. Выработка критериев оценивания работы в малых группах:

- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получит листы с текстами малых жанров устного народного творчества. У каждой группы будет своё задание: кто-то будет искать потешку, кто-то скороговорку и т.д.

- Нам необходимо выработать критерии оценивания работы группы. Что же мы будем оценивать?

(Дети предлагают, учитель записывает на доске)

  • Определение принадлежности к жанру
  • Доказательство с опорой на схему и т.д.

  1. Работа в группах (6 групп):

Группам раздаются одинаковые листы с  текстами.

  1. Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

  1. Нашего пономаря никто не перепономарит,

А наш пономарь всех перепономарит.

  1. Конь ретивый
    С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи он.

  1. Курочка – ряба

Всё овес толкла,

Просо сеяла,

Горох веяла.

  1. Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес.

  1. Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

  1. Потягунюшки, поростунюшки!

Роток – говорунок,

Ручки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.

  1. –Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыки драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион.

Выйди вон.

  1. – Ножки, ножки.

Куда вы бежите?

- В лесок по мошок:

Избу мшить,

Чтоб не холодно жить.

  1. – Ты что делаешь?

- Ничего.

- А он что делает?

- Мне помогать пришёл.

  1. – Смотри, помогай нашим!

- А какие же наши?

- Да те, что побеждать будут.

  1. Хохлатые хохотушки

Хохотали, хохотали:

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

- Прочитайте внимательно тексты и выберите только нужные:

1 группа – потешки

2 группа – считалки

3 группа – небылицы

4 группа - побасёнки

5 группа – загадки

6 группа – скороговорки

Не забывайте про критерии оценивания работы группы. Успехов вам!

  1. Анализ работы групп:

  1. Сравнение малых жанров устного народного творчества:

- Давайте сравним схемы данных жанров. В чём их сходство? В чём различие?

 Сходство:

  • Это художественные произведения
  • Есть прикладные задачи
  • Задача определяет ведущий уровень
  • Построение художественной формы – от верхних уровней к нижним
  • Звуковой рисунок работает на выразительность

Различие:

  • Задача жанра
  • КЖ
  • Построение КЖ
  • Построение предложений
  • Слова

  1. Домашнее задание:

Ещё раз поработать в позиции «автора», попытаться сочинить произведение, относящееся к любому жанру. Через неделю жду ваших творческих работ.

Приложение к уроку.

Оформление: «Наши достижения» (работы детей – произведения малых жанров)

Загадка – 1, 5

Скороговорка – 2, 12(можно спутать с небылицей)

Считалка 3, 8(можно спутать с небылицей)

Небылица – 4, 6

Потешка – 7, 9

Побасёнка – 10, 11

Считалка

Задача жанра: помочь весело распределить роли в игре.

КЖ: Может быть непонятной.

Построение КЖ: 2 – 3 части; 3 – концовка, выход.

Предложение: Особые: «Раз, два, три…», «Тебе водить», «Выйди вон».

Слово: Особые: «води», «вон», «выйди».

Звуковой рисунок: Выразительный повтор звуков.

Ведущий уровень

Ритмический рисунок: Стихотворный ритм.

Рифма: Может быть концевая и внутренняя.

Жест указательный (может вести за собой).

Потешка

Задача жанра: Весело учить ребенка жестам, навыкам.

Картина жизни: Направлена на действия героев.

Построение КЖ: Может иметь несколько частей.

Предложение: Одинаковое построение предложений, повтор слов внутри них.

Ведущий уровень

Слово: Слова – команды для жестов: слова с уменьшительно – ласкательным значением.

Звуковой рисунок: Выразительный повтор звуков.

Ритмический рисунок: Стихотворный ритм.

Рифма: Может быть.

Жест. Разные жесты, управляемые словом.

Скороговорка

Задача жанра: Весело учить чистоте произношения.

КЖ: Часто весёлая.

Построение КЖ:

Предложение: повтор слов и их сочетаний.

Слово: Слова, сходные по звучанию.

Ведущий уровень

Звуковой рисунок: Повтор трудных звуков (для маленьких), повтор труднопроизносимых сочетаний (для взрослых).

Ритмический рисунок: Чаще стихотворный, более или менее выраженный.

Рифма: Может быть.

Загадка

Задача жанра: Весело учить угадывать задуманное, развивать воображение.

Ведущий уровень

КЖ: Признаки загаданного предмета.

Построение КЖ:

Предложение: Основные типы: 1) перечисление признаков загаданного предмета; 2) открытое и отрицательное сравнение; 3) скрытое сравнение (метафора).

Слово: Слова, называющие признаки.

Звуковой рисунок: Выразительный повтор звуков.

Ритмический рисунок: Стихотворный ритм.

Рифма: Может быть.

Дополнительный материал к уроку.

Если на уроке останется время можно поиграть в игру «Угадайка».

Детям читаются тексты, они определяют жанр данного произведения.

  1. Маленькая Анечка шила и вязала,

Папе помогала, маме помогала.

Трудилась и ни капли не устала.

Трудись, трудись и больше не ленись!

(Потешка)

  1. Снег, снежок, снежинки.

На окошке льдинки.

За окошком вьюга

Завьюжила тропинки.

(Скороговорка)

  1. Красный, а не яблоко,

Сочный, а не персик,

Круглый, а не мяч,

А растёт кустиком (помидор).

(Загадка)

  1. – А где мой мёд?

- Наверно пчёлы съели.

- А с чем ты чай пьёшь?

- С мёдом.

(Побасёнка)

  1. Раз шажок,! Два шажок!

Дам тебе я пирожок!

А потом ещё шажок

И пойдёшь ты спать, дружок!

(Потешка)

  1. Кошка рано встаёт.

Кошка песенку поёт.

Катя, Катенькя, вставай,

Утром глазки умывай.

(Потешка)

  1. Круглый, но не арбуз.

Прыгучий. Но не кузнечик (мяч).

(Загадка)

  1. Раз, два, три, четыре, пять

Мы пришли к тебе играть.

Будем мы с тобой дружить,

Всё равно тебе водить.

(Считалка)

  1. Синица упала,

Крыло сломала.

Мне лечить,

Тебе водить.

(Считалка)

  1. Шов в капюшоне,

Зашитый Машуней.

Машуня шила на машине,

Машина шумела,

Мешала Машуне.

(Скороговорка)

  1. Шла девчонка по тропинке.

На ушах несла корзинки.

Увидала дуб она,

А на нём сидит овца.

У овцы четыре свинки.

А овца та непростая,

А затейница какая.

На дубу она сидит,

По-английски говорит.

Пряники кидает,

Волка братом называет.

(Небылица)

  1. – Федот, спишь что ли?

- Нет!

- А какой сон видишь?

- Третий.

(Побасёнка)

  1. Тик так дон…

Кто проспал,

Тот вышел вон!

  1. Мишки, зайцы и котята

Очень дружные ребята.

Их скорей играть зови.

Если ловкий, то води!!!

(Считалки)

  1. Крылатый, пернатый

По дому летает,

Песни распевает,

Бывает кусает (попугай).

(Загадка)

  1. А лю-лю-лю-лю-лю-лю

Спи, моя хорошая.

А лю-лю-лю-лю-лю-лю

Спи, моя пригожая.

А лю-лю-лю-лю-лю-лю

Пусть снится тебе кошка.

А лю-лю-лю-лю-лю-лю

Кошка в лукошке.

(Потешка)

  1. Раз, два, три, четыре, пять

Кот идёт котят искать.

Ты выходишь, мне водить,

Всех котяток находить.

(Считалка)

  1. Снежинка, снежок

Пришёл в гости дружок.

Жевачку жуёт, никому не даёт.

(Скороговорка)

  1. Жили мышки, жили мышки

В переулке у Микишки.

Ели, пили и играли.

В поле зёрна собирали.

Собирай. собирай,

Из игры ты вылетай.

(Считалка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»

1.     Учить детей определять особенности жанра.2.     Развивать умение определять задачу жанра.3.     Расширять кругозор детей.4....

«Тема воды в устном народном творчестве. Тайна капельки».

Данное занятие проведено в день метапредметного осознания, который проводился в школе с 1 по 11 классы. Все  уроки были объединены одной темой «Вода». На занятиях окружающего мира, русского языка...

Интегрированный урок на тему:"Музыка в русском народном творчестве"

Интегрированный урок нацелен на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры посредством нар...

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"

Презентация предназначена для учителей начальных классов...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Мир природы в народном творчестве" Перспектива

Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели: - Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве.Планируемые результаты:Личн...