Рабочая программа " Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Зайцева Ирина Вениаминовна

УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie.docx79.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

(личностные и метапредметные результаты)

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств

информационных и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные планируемые результаты

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств,познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Планируемые результаты начального  обучения

1 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие,

жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);

Ученик получит возможность научиться:

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

-высказывать суждения о произведении и поступках героев;

-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность

- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

-находить в текс те произведения сравнения, обращения;

- находить в тексте и читать диалоги героев;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

-придумывать истории с героями изученных произведений;

-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-получать информацию о героях, произведении или книге;

-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

-дополнять таблицы, схемы, модели;

-сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр,тема);

-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

-находить в тексте информацию о героях произведений;

Планируемые результаты начального  обучения

2 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности .

Ученик может научиться:

- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;

- читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;

- различать пословицы и загадки по темам;

- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

- осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, об разные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

- понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

- рассказывать сказки с присказками;

- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

- делать иллюстрации к изученным произведениям;

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

- находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

- определять тему и главную мысль текста;-

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге в её аппарате;

- сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять; высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте

Планируемые результаты начального  обучения

3 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;

-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

-читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту);

-читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;

-читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

-читать наизусть заранее подготовленные произведения;

-пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

-практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

-отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

-правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

-понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

-пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

-классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

-различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

-понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;

-понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

-работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

-уметь   пользоваться   фондом   школьной   библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

-определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

-подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

-находить в текстах произведении эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

-находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихо творение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

-подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

-употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;

-находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

-понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;

-инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

-моделировать «живые картины» к изученным произведениям;

-создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

-иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

-выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные -герои литературных произведений»;

-творчески пересказывать произведение от лица героя; создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы). 

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-определять и формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги — сведения об авторе, жанре;

-работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

-делить текст на составные части, составлять план текста;

-понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;

-сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

Ученик может научиться:

-самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

-находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;

-целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

-сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

Планируемые результаты начального  обучения

4 класс

К концу обучения ученик достигнет следующих результатов.

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
  • понимать значение литературы как предмета отечественной и  зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями(принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия,
  • контролировать свои действия, оценивать результат работы)

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

-пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

-читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;

-пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

-различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;

-ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль;

-устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

-работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами:

-понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;

-понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них, соотносить поступки с нравственными нормами;

-передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения; различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;

-составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

-пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;

-пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;

-сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;

-работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;

-сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица,загадка);

-использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор -герой произведения, автор— рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;

-практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

-подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

-сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

-находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

-различать понятия: произведение, книга, периодические издания(газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

-читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета(вступление, кульминация, заключение);

-создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

-выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;

-писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

-пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

-пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

-писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-находить информацию в тексте произведения;

-прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры(фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

-работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять;

-использовать моделирование для решения учебных задач;

-использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

-находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;

-находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;

-собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор

2. Основное содержание предмета «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Основное содержание предмета на ступени НОО

1 класс

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с  детскими книгами.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текс та от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. 

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

- с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.)

2 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных

произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков- сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Межпредметные связи:

- с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

3 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги- справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Межпредметные связи:

- с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

- с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения; 

- с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

- с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча.

Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги.

Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя.

Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных

произведений)

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).

Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач.

Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

Межпредметные связи:

- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

3.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Тематическое планирование

Количество часов

Итого

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

  1. Виды речевой и читательской деятельности

132

49

85

60

194

  1. Круг детского чтения

29

24

1

54

  1. Литературоведческая пропедевтика

30

19

23

72

  1. Творческая деятельность учащихся

28

8

18

54

  1. Итого

132

136

136

102

506

3. Тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Рабочая программа

по классам

Итого

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Обучение грамоте.

132

132

1.

Раздел I. Предложение и слово

13

13

1.1

Тема 1. Выделение предложения из речевого потока. Слово.

6

6

1.2

Тема 2. Различение слова и предложения.

7

7

2.

Раздел II. Восприятие художественного произведения

32

32

3.

Раздел III. Звуковой анализ

43

43

3.1

Тема 1. Выделение звуков в слове.

6

6

3.2

Тема 2. Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков

6

6

3.3

Тема 3.  Построение моделей звукового состава слова.

4

4

3.4

Тема 4. Слог как минимальная произносительная единица.

6

6

3.5

Тема 5. Ударение. Выделение ударного гласного звука.

6

6

3.6

Тема 6. Слоговой анализ слов»

5

5

3.7

Тема 7. Подбор слов, соответствующих заданной модели.

4

4

3.8

Тема 8. Знакомство с особенностями ь и ъ.

6

6

4.

Раздел IV. Чтение

20

20

4.1

Тема 1. Живые буквы.

7

7

4.2

Тема 2. Ребята и зверята.

8

8

4.3

Тема 3. Бывает и так.

5

5

Литературное чтение.

37

37

5.

Раздел V. Читаем сказки

6

6

6.

Раздел VI. Учимся уму-разуму

10

10

7.

Раздел VII. Читаем о родной природе

9

9

8.

Раздел VIII. О наших друзьях животных

12

12

Литературное чтение. 2 класс

136

136

1.

Раздел I. О нашей Родине

5

5

2.

Раздел II. Народная мудрость

6

6

3.

Раздел III. О детях и для детей

13

13

3.1

Тема 1. Делу время.

4

4

3.2

Тема 2. Учимся уму разуму.

9

9

3.3

Тема 3. Сказки

6

6

4.

Раздел IV. О родной природе

34

34

4.1

Тема 1. Уж небо осенью дышало.

6

6

4.2

Тема 2. Снежок порхает, кружится.

18

18

4.3

Тема 3. Идёт волшебница-зима

9

9

4.4

Тема 4. И вот уже трещат морозы

9

9

4.5

Тема 5. Здравствуй, праздник новогодний

10

10

5.

Раздел V.  Произведения о животных

26

26

5.1

Тема 1. О наших друзьях-животных

12

12

5.2

Тема 2. Сказки о животных.

10

10

5.3

Тема 3. Зарубежные сказки.

13

13

6.

Раздел VI. Рассказы, стихи, сказки о семье

15

15

6.1

Тема 1. Произведения разных жанров о семье.

6

6

6.2

Тема 2. При солнышке тепло, при матери добро.

10

10

7.

Раздел VII. Весна, весна красная

24

24

7.1

Тема 1. Произведения о весне.

10

10

7.2

Тема 2. Весенний гам.

7

7

7.3

Тема 3. День Победы.

4

4

7.4

Тема 4.  Весенние деньки

4

4

8.

Раздел VIII. Волшебные сказки

8

8

Литературное чтение 3 класс

136

136

1.

Раздел I. Устное народное творчество

16

16

1.1

Тема 1. Малые формы фольклора

4

4

1.2

Тема 2. Русские народные сказки

7

7

1.3

Тема 3. Былины.

5

5

2.

Раздел II . Басни

5

5

3.

Раздел III. Произведения А.С.Пушкина

10

10

4.

Раздел IV. Стихи русских поэтов

30

30

4.1

Тема 1. Стихи о природе Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, И. Бунина.

5

5

4.2

Тема 2. Стихи о детях и природе Н.А. Некрасова

7

7

4.3

Тема 3. Стихи о Родине и природе И. Никитина, И.Сурикова,  Дрожжина.

7

7

4.4

Тема 4. Поэзия С. А. Есенина о Родине и природе

7

7

4.5

Тема 5. С. Я. Маршак для детей

4

4

5.

 Раздел V. Русские писатели детям

61

61

5.1

Тема 1. Нравоучительные произведения Л.Н.Толстого.

11

11

5.2

Тема 2. Рассказы А.П.Чехова для детей.

6

6

5.3

Тема 3. Сказки и рассказы о животных Д.Н.Мамина-Сибиряка.

6

6

5.4

Тема 4. «Произведения А.И.Куприна для детей»

8

8

5.5

Тема 5. Рассказы К.Г.Паустовского.

12

12

5.6

Тема 6. Рассказы В.Астафьева и И.Тургенева

4

4

5.7

Тема 7. Честь и отвага в произведениях Л.Пантелеева.

5

5

5.8

Тема 8. Повести и рассказы А.П. Гайдара о дружбе.

6

6

5.9

Тема 9.Произведения М.М Пришвина о Родине.

7

7

6.

Раздел VI. Произведения зарубежных писателей

14

14

6.1

Тема 1. Сказки Ш.Перро, Ц.Топелиуса, Г.Х.Андерсена.

4

4

6.2

Тема 2. Рассказы Д.Лондона и Э.Сетон-Томпсона.

10

10

Литературное чтение 4 класс

136

136

1.

Раздел I. Повторение. Произведения фольклора

10

10

2.

Раздел II . Героическая песня, легенда, библейское предание

6

6

2.1

Тема 1. «Народные песни»

2

2

2.2

Тема 2. Легенды

2

2

2.3

Тема 3. Библейское предание

2

2

3.

Раздел III. Басни. Русские баснописцы

6

6

4.

Раздел IV. Стихи русских поэтов

28

28

4.1

Тема 1. Произведения В.А. Жуковского

6

6

4.2

Тема 2. Произведения А.С. Пушкина

5

5

4.3

Тема 3. Произведения М.Ю. Лермонтова

5

5

4.4

Тема 4. Произведения А.А. Блока и  К.Д. Бальмонта о Родине

10

10

4.5

Тема 5. Произведения И.А. Бунина о природе

4

4

4.6

Тема 6. Стихи Н.А. Заболоцкого

3

3

4.7

Тема 7. Стихи Н.М. Рубцова

4

4

5.

Раздел V. «Русские писатели детям»

26

26

5.1

Тема 1. Волшебные сказки. Произведения П.П. Ершова

4

4

5.2

Тема 2. Произведения В.М. Гаршина

4

4

5.3

Тема 3. Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского

3

3

5.4

Тема 4. Произведения Л.Н. Толстого

10

10

5.5

Тема 5. Произведения А.И. Куприна

6

6

5.6

Тема 6. Произведения С.Я. Маршака

10

10

5.7

Тема 7. Произведения С.В. Михалкова

3

3

6.

Раздел VI. Произведения зарубежных писателей

11

11

7.

Раздел VII. Мифы народов мира

7

7

7.1

Тема 1..Древнегреческие мифы

2

2

7.2

Тема 2. Славянские мифы

1

1

7.3

Тема 3. Древнеиндийские мифы

1

1

7.4

Тема 4. Китайские мифы

3

3

8.

Раздел VIII. Книги Древней Руси

4

4

9.

Раздел IX. Юмористические произведения

3

3

9.1

Тема 1. Юмористические рассказы

2

2

9.2

Тема 2. Юмористические стихи

2

2

10

Раздел X. Очерки

6

6

11.

Раздел XI. Путешествия, приключения, фантастика

8

8

Общее количество часов:

132

136

136

136

540


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...